Организация их работы. санитарный

Общий уход

За больными в отделении

Терапевтического профиля

Методическое пособие

для студентов 2 курса педиатрического

и медико-профилактического факультетов

Барнаул, 2005

Печатается по решению

центрального координационно-методического совета АГМУ

Автор: ассистент кафедры внутренних болезней стоматологического,

педиатрического и медико-профилактического факультетов,

к.м.н. О.Н. Антропова

Под редакцией: д.м.н., проф. Г.Г. Ефремушкина

Рецензент: профессор кафедры пропедевтики внутренних болезней

Л.П. Цывкина

Методические разработки предназначены для студентов 2 курса педиатрического и медико-профилактического факультетов. В них изложены современные данные по осуществлению ухода за больными, подготовке больных к инструментальным исследованиям, проведению простейших физиотерапевтических процедур, оказанию доврачебной помощи при неотложных состояниях. По тематическому содержанию методические разработки в полном объёме соответствуют «Программе общего ухода за больными для студентов высших медицинских учебных заведений».

О.Н. Антропова. Общий уход за больными в отделении терапевтического профиля.– Барнаул: АГМУ. – 96 с.

© Алтайский государственный медицинский университет, 2005

© О.Н. Антропова, 2005

Тема: Ознакомление студентов с базой.

Типы лечебных учреждений,

Организация их работы. Санитарный

Режим больницы. Основы

медицинской этики и деонтологии.

1. Актуальность темы:

Уход за больными является обязательной составной частью всего процесса лечения, влияющей на его эффективность. В организации ухода за больными должны активно участвовать все медицинские работники: младший медицинский персонал, медицинские сёстры, врачи. Знание деонтологических вопросов имеет важную роль для формирования отношений врача и пациента, взаимоотношений между медицинскими работниками. Немаловажное значение для студентов медицинского ВУЗа имеют знания по проблемам организации и санитарного режима лечебных учреждений.

2. Цели практического занятия:

Дать представление студентам о структуре и организации работы ЛПУ, обязанностях мед. персонала, ведении медицинской документации.

3. Задачи практического занятия:

· изучить организацию работы лечебного учреждения и его структур, обязанности медицинского персонала, виды транспортировки больных, вопросы санитарной обработки больных;

· научиться проводить полную и частичную санитарную обработку больного, влажную обработку палат, смену нательного и постельного белья, определение роста и массы больного, готовить растворы хлорной извести 10% и 1% концентрации.

4. Контрольные вопросы по смежным дисциплинам:

1. Какие паразиты являются возбудителями педикулёза?

2. Каковы виды и строение вшей?

5. Контрольные вопросы по изучаемой теме:

1. Типы лечебных учреждений.

2. Санитарная обработка больных при педикулёзе.

3. Больница, её назначение, структурные элементы.

4. Транспортировка больных, её виды.

5. Пролежни, их диагностика, профилактика и лечение.

6. Генеральная уборка, её объём, частота проведения.

7. Уход за ушами, носом, глазами.

8. Первая помощь при носовом кровотечении.

9. Смена нательного белья, способы.

10. Смена постельного белья, способы.

11. Уход за полостью рта.

12. Устройство и режим работы терапевтического отделения.

13. Медицинская деонтология, определение, принципы.

14. Подача судна и мочеприёмника.

15. Устройство и работа приёмного отделения.

16. Текущая дезинфекция, её цели, способы осуществления.

17. Санитарно-эпидемический режим терапевтического отделения.

18. Внутренний распорядок в лечебных учреждениях.

19. Проведение гигиенической ванны, противопоказания к её проведению.

20. Санитарная обработка палат.

6. Содержание учебного материала:

· уход за больными, его значение;

· основные типы лечебных учреждений;

· устройство и оснащение приёмного отделения;

· санитарная обработка больного (полная и частичная);

· обработка больного при выявлении педикулёза;

· виды транспортировки больных в терапевтическом отделении;

· устройство и оборудование терапевтического отделения;

· обязанности медицинской сестры отделения;

· организация работы поста медицинской сестры;

· виды медицинской документации на посту медицинской сестры;

· пролежни, причины их появления, методы профилактики;

· текущая дезинфекция, её цели, способы осуществления;

· заключительная дезинфекция, её цели и способы осуществления;

· деонтологические аспекты ухода за больными.

Самостоятельная работа у постели больного и в процедурном

Кабинете

(см. Приложение № 1).

8. Информационные материалы:

· Уход за больными – система мероприятий, включающих в себя правильное и своевременное выполнение различных лечебных назначений, проведение некоторых диагностических манипуляций, подготовку к инструментальным методам исследования, наблюдение за состоянием больного, оказание первой доврачебной помощи, ведение медицинской документации.

· Типы лечебных учреждений:

Амбулаторная помощь:

а) поликлиника;

б) здравпункты, медико-санитарные части, фельдшерско-акушерские пункты;

в) консультативно-диагностические центры.

Стационарная помощь.

Учреждения скорой и неотложной помощи.

Учреждения для оказания педиатрической помощи.

Санатории, санатории-профилактории.

· Организация работы приёмного отделения:

В приёмном отделении стационара производятся:

· оформление медицинской документации (в карте стационарного больного заполняется титульный лист;

· осмотр кожных покровов, антропометрия, измерение температуры тела;

· санитарная обработка больных;

· врачебный осмотр;

· срочные лабораторные и инструментальные исследования при необходимости;

· оказание экстренной медицинской помощи.

· Возбудители педикулёза: головная вошь, платяная вошь, лобковая вошь. Могут быть переносчиками сыпного и возвратного тифа. При обнаружении вшивости проводят санитарную обработку полную (мытьё больного, дезинфекция и дезинсекция одежды, обуви, жилых помещений) или частичную (только мытьё больных и дезинфекция белья, обуви).

Для борьбы с педикулёзом используют: керосин, 50% мыльно-сольвентовую пасту, специальные шампуни, стрижку волос. После обработки необходимо 3 раза в месяц проводить осмотр больного.

· Транспортировка больных может быть проведена следующими способами:

пешком;

в сопровождении мед. персонала;

транспортировка на кресле-каталке или носилках.

Выбор способа транспортировки осуществляет врач.

· Структура терапевтического отделения:

1.Штаты отделения:

· заведующая отделением,

· врачи-ординаторы,

· старшая медицинская сестра,

· медицинские сёстры,

· сестра-хозяйка,

· санитарки.

2.Помещения отделения: палаты, пост медицинской сестры, кабинеты заведующего, старшей сестры и сестры-хозяйки, процедурный кабинет, буфетная, помещение для санитарной обработки больных.

3.Медицинская документация: история болезни, карта выбывшего из стационара, лист назначений, журнал врачебных назначений, журнал передачи дежурств.

· Медицинская деонтология – наука о профессиональном долге медицинских работников.

· Медицинская этика – наука о морально-нравственных аспектах медицины.

Для студентов медико-профилактического факультета:

· Санитарный режим работы больницы включает:

требования к освещению помещений,

требования к вентиляции,

требования к отоплению,

уборка больничных помещений.

В соответствии с гигиеническими установками каждому больному должно быть обеспечено 25 м3 воздуха, т.е. площадь на 1 койку должна быть не менее 7 м2 . Максимальное количество коек в палате 5-6. Температура воздуха должна быть 20-24 0С. Проветривание палат проводится ежедневно, во время него медицинская сестра должна укрыть больных и следить за тем, чтобы не было сквозняков. Влажная уборка палат проводится по мере загрязнения, но не реже 2-х раз в день. Дважды в месяц проводится генеральная уборка палат, в столовой – не реже 1 раза в неделю с применением моющих средств и 1% раствора хлорной извести.

· Санитарная обработка – комплекс мероприятий, направленных на обеззараживание тела человека, его одежды, вещей постоянного пользования и жилища, заражённых возбудителями инфекционных заболеваний, насекомыми – переносчиками, радиоактивными и отравляющими веществами.

Санитарно-гигиеническая обработка проводится с учётом тяжести заболевания: гигиеническая ванна или душ, обтирание влажным полотенцем и одним из дезинфицирующих растворов.

В стационаре смена нательного и постельного белья проводится не реже 1 раза в неделю. Больным, находящимся на постельном режиме, необходимо ежедневно протирать кожу дезинфицирующим раствором (камфорный спирт, 6% раствор уксуса или 40% раствор спирта). Последовательность протирания: шея, за ушами, спина, передняя поверхность грудной клетки и подмышечные впадины, складки под молочными железами. Затем кожу вытирают насухо в том же порядке. Ноги моют 1-2 раза в неделю.

9. Контрольные задания:

001. Как соотносятся между собой понятия «уход» и «лечение»?

а) уход и лечение – разные понятия; лечение осуществляет врач; уход – средний и младший медицинский персонал;

б) уход и лечение – идентичные понятия, так как и лечение, и уход ставят своей целью достижение выздоровления больного;

в) уход является неотъемлемой составной частью лечения.

002. Что означает понятие «специальный уход»?

а) уход, который осуществляют особенно тщательно;

б) уход, который проводят в специальных условиях;

в) уход, который требует присутствия определённых специалистов;

г) уход, который предусматривает дополнительные мероприятия, обусловленные спецификой заболевания.

003. Кто должен осуществлять уход за больными?

а) родственники больного;

б) средний и младший медицинский персонал;

в) все медицинские работники, а также родственники больного, причём у каждого из них есть свои определённые функции по организации ухода;

004. Что изучает медицинская деонтология?

а) взаимоотношения между врачом и больным;

б) широкий круг вопросов долга, морали и профессиональной этики медицинских работников;

в) ятрогенные заболевания.

005. У больного выявлена злокачественная опухоль желудка, причём в той стадии, когда она может быть радикально удалена хирургическим путём. От операции больной категорически отказывается. Ваша тактика:

а) сказать больному истинный диагноз;

б) выписать больного, скрыв от него истинный диагноз;

в) сказать больному о наличии у него другого заболевания (язвенная болезнь, полип желудка), по поводу которого, однако, нужно обязательно оперироваться; постараться убедить больного в необходимости операции.

006. У больного возникли сильные боли в подложечной области, тошнота рвота. Медицинские работники расценили подобное состояние как проявление пищевого отравления и направили пациента в инфекционную больницу, где при более тщательном обследовании был установлен диагноз абдоминальной (гастралгической) формы инфаркта миокарда. Как Вы расцениваете первоначальные действия медицинских работников?

а) абсолютно правильные;

б) как проявление медицинской ошибки;

в) небрежные, халатные.

007. МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА, ПЕРЕПУТАВ ВНЕШНЕ ПОХОЖИЕ ФЛАКОНЫ, ВВЕЛА БОЛЬНОЙ ВМЕСТО ГЕПАРИНА БОЛЬШУЮ ДОЗУ ИНСУЛИНА, БЫСТРО СНИЖАЮЩЕГО УРОВЕНЬ САХАРА В КРОВИ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО НАСТУПИЛО РЕЗКОЕ УХУДШЕНИЕ СОСТОЯНИЯ (ГИПОГЛИКЕМИЧЕСКАЯ КОМА). КАК МОЖНО ОЦЕНИТЬ ДЕЙСТВИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ?

а) медицинское правонарушение (небрежность, халатность);

б) медицинская ошибка;

в) случайная оплошность.

008. У МОЛОДОЙ ЖЕНЩИНЫ НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ НАЗАД УМЕР ОТЕЦ ОТ ИНФАРКТА МИОКАРДА. СМЕРТЬ ЕГО ПЕРЕЖИВАЛА ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛО. ИЗ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВСКОРЕ УЗНАЛА, ЧТО ВОЗМОЖНА НАСЛЕДСТВЕННАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ К ИНФАРКТУ МИОКАРДА. СТАЛА ОТМЕЧАТЬ У СЕБЯ НЕПРИЯТНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ В ЛЕВОЙ ПОЛОВИНЕ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ, ПОЯВИЛСЯ СТРАХ УМЕРЕТЬ ОТ ЭТОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ. ОБРАТИЛАСЬ ЗА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ. КАКУЮ БОЛЕЗНЬ МОЖНО ПРЕДПОЛАГАТЬ У ПАЦИЕНТКИ?

а) ятрогенное заболевание;

б) скорее всего, ятрогенное заболевание с элементами невроза (кардиофобии), но больная нуждается в дообследовании;

в) тяжёлое заболевание сердца.

009.ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ?

а) обследование и лечение больных в диспансере;

б) постановка на учёт больных с определёнными заболеваниями;

в) активное наблюдение за больными, страдающими некоторыми заболеваниями, а также за здоровьем определённых групп населения.

010. В ПРИЁМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ БОЛЬНИЦЫ ОБРАТИЛСЯ БОЛЬНОЙ БЕЗ

НАПРАВИТЕЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ДОКУМЕНТОВ, ВНЕЗАПНО

ПОЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ ПЛОХО. КАКОЙ БУДЕТ ВАША ТАКТИКА?

а) осмотреть больного, оказать ему необходимую медицинскую помощь и решить вопрос о тактике дальнейшего лечения;

б) вызвать машину «скорой помощи»;

в) послать больного за направительными медицинскими документами.

011. У БОЛЬНОГО, НАПРАВЛЕННОГО НА ГОСПИТАЛИЗАЦИЮ, В ПРИЁМНОМ ОТДЕЛЕНИИ ОБНАРУЖЕНЫ ПЛАТЯНЫЕ ВШИ. ВАШИ ДЕЙСТВИЯ?

а) отказать больному в госпитализации;

б) провести повторное мытьё больного с мылом в ванне, отправить одежду и бельё больного в дезинсекционную камеру;

в) провести санитарную обработку, включающую стрижку волос головы (по возможности), смазывание волос смесью керосина с подсолнечным маслом, последующее мытьё головы с применением горячего 10% раствора столового уксуса.

012. В ПРИЁМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ПОСТУПИЛ БОЛЬНОЙ С ЖАЛОБАМИ НА БОЛИ В ЖИВОТЕ. ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ БОЛЬНОГО УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЕ. МОЖНО ЛИ ЕМУ ПРИНЯТЬ ГИГИЕНИЧЕСКУЮ ВАННУ?

а) можно;

б) нельзя;

в) можно после исключения острого хирургического заболевания.

013. В ПРИЁМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ДОСТАВЛЕН БОЛЬНОЙ С ПОДОЗРЕНИЕМ НА ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ (3 Ч НАЗАД БЫЛА РВОТА СОДЕРЖИМЫМ ТИПА «КОФЕЙНОЙ ГУЩИ»). ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ СУБЪЕКТИВНО УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, МОЖЕТ ПЕРЕДВИГАТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО. КАК ТРАНСПОРТИРОВАТЬ БОЛЬНОГО В ОТДЕЛЕНИЕ?

а) пешком, в сопровождении медицинской сестры;

б) в кресле-каталке;

в) только на каталке.

014. ЧТО ВХОДИТ В ОБЯЗАННОСТИ СТАРШЕЙ МЕДСЕСТРЫ ОТДЕЛЕНИЯ?

а) выполнение наиболее ответственных сестринских манипуляций;

б) контроль за работой палатных медсестёр, выписка требований на медикаменты;

в) контроль за обеспечением отделения твёрдым и мягким инвентарём, постельным бельём.

015. КАКИЕ МАНИПУЛЯЦИИ ПРОВОДЯТ В ПРОЦЕДУРНОМ КАБИНЕТЕ?

а) инъекции;

б) пункция плевральной полости;

в) постановка банок, горчичников;

г) приём лечебных ванн;

д) определение группы крови.

016. КАКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ДОКУМЕНТЫ ВЕДУТ ПАЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ СЁСТРЫ?

а) журнал передачи дежурств;

б) листок нетрудоспособности;

в) тетрадь врачебных назначений;

г) порционники;

д) карта выбывшего из стационара.

017. ЧТО СПОСОБСТВУЕТ РАСПРОСТРАНЕНИЮ НОЗОКОМИАЛЬНЫХ

ИНФЕКЦИЙ?

а) нарушение правил асептики и антисептики в больнице;

б) появление в отделениях клопов и тараканов;

в) появление в отделениях больных с педикулёзом.

018. КАКИЕ ДЕЗИНФИЦИРУЮЩИЕ РАСТВОРЫ ИСПОЛЬЗУЮТ ДЛЯ ВЛАЖНОЙ УБОРКИ?

а) 0,5% раствор хлорной извести;

б) 10% раствор хлорной извести;

в) 1% раствор хлорамина;

г) 3% раствор перекиси водорода;

д) раствор марганцевокислого калия.

019. КАК ЧАСТО СЛЕДУЕТ ПРОВОДИТЬ ВЛАЖНУЮ УБОРКУ ПАЛАТ?

а) ежедневно;

б) по мере необходимости;

в) по мере необходимости, но не реже двух раз в день.

020. ЧТО СПОСОБСТВУЕТ ПОЯВЛЕНИЮ ТАРАКАНОВ В ОТДЕЛЕНИЯХ

БОЛЬНИЦЫ?

а) несвоевременное удаление пищевых отходов и плохая уборка помещений пищеблока;

б) щели в стенах и плинтусах;

в) внутрибольничные инфекции;

г) недостаточная санитарная обработка больных.

021. АНТРОПОМЕТРИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

а) измерение роста;

б) взвешивание;

в) измерение окружности грудной клетки;

г) всё вышеперечисленное.

022. АНТРОПОМЕТРИЯ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ, КРОМЕ:

а) для диагностики ожирения;

б) для проведения санитарной обработки больного;

в) для диагностики дистрофии;

г) для контроля динамики отёков.

023. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВАННЫ ПРОТИВОПОКАЗАНЫ ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ, КРОМЕ:

а) гипертонический криз;

б) инфаркт миокарда;

в) кожные заболевания;

г) хронические заболевания желудочно-кишечного тракта.

024. ОПТИМАЛЬНАЯ ТЕМПЕРАТУРА В БОЛЬНИЦЕ ДОЛЖНА СОСТАВЛЯТЬ:

а) 18-200С;

б) 20-240С;

в) 15-180С;

г) 24-260С.

025. ПРАВИЛЬНЫЙ РЕЖИМ МЫТЬЯ ПОСУДЫ ВКЛЮЧАЕТ:

а) 2-х кратное мытьё посуды тёплой водой;

б) 2-х кратное мытьё посуды с использованием моющих средств, дезинфекция 0,2% раствором хлорной извести и ополаскивание;

в) дезинфекция 1% раствором хлорной извести.

026. МЕРЫ ПО УНИЧТОЖЕНИЮ ТАРАКАНОВ И КЛОПОВ НОСЯТ НАЗВАНИЕ:

а) дезинсекция;

б) дератизация;

в) дезинфекция;

г) асептика.

027. САНИТАРНЫЙ РЕЖИМ БОЛЬНИЦЫ ВКЛЮЧАЕТ:

а) соблюдение требований к освещению палат;

б) соблюдение требований к вентиляции;

в) соблюдение требований к освещению;

г) уборку больничных помещений;

д) всё перечисленное.

028. ПРИ НАЛИЧИИ У БОЛЬНОГО КОЖНОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ НУЖНО:

а) провести гигиеническую ванну;

б) провести душ;

в) провести обтирание тёплой водой;

г) санитарную обработку не проводить.

029. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ВАННЫ СОСТАВЛЯЕТ:

а) 30 минут;

б) 5 минут;

в) 40 минут;

г) более часа.

10. Эталоны ответов:

001-в 002-г 003-в 004-б 005-в 006-б 007-а 008-б 009-в 010-а
011-б 012-в 013-в 014-б 015-а,б,д 016-а,в,г 017-а 018-а,в 019-в 020-а,б
021-г 022-б 023-г 024-б 025-б 026-а 027-д 028-в 029-а  

11. Практические навыки:

1.Проведение санитарно-гигиенической обработки больного в приёмном отделении.

2.Транспортировка больного в терапевтическом отделении.

3.Определение роста и массы тела больного.

4.Смена постельного белья.

5.Проведение влажной уборки в палате.

6.Проведение текущей дезинфекции больных.

12. Самостоятельная работа:

· Написать распорядок дня в терапевтическом отделении.

13. Литература:

· Гребенёв А.Л., Шептулин А.А., Хохлов А.М. Основы общего ухода за больными. – М.: Медицина, 1999.

· Мухина С.А., Тарновская Н.И. Атлас по манипуляционной технике (для медицинских училищ). – М.: Медицина, 1995.

· Мурашко В.В., Шуганов Е.В., Панченко А.В. Общий уход за больными. – М., 1989.

· Молчанов А.В. Курс общего ухода за больными терапевтического профиля (методическое пособие для студентов). Барнаул. – 1995.

Тема: Положение больного в постели, его

Профилактика пролежней.

1. Актуальность темы:

Наука о питании включает в себя большое число важных аспектов. В плане общего ухода за больными целесообразно освещение вопросов организации лечебного питания, принципов искусственного питания. Большое значение для лечения тяжёлых больных играют уход за кожей и слизистыми, своевременная диагностика пролежней. Одним из простых, но необходимых методов диагностики является термометрия. Знание особенностей лихорадочных реакций позволят в дальнейшем диагностировать целый ряд заболеваний, а также правильно ухаживать за лихорадящими пациентами.

2. Цели практического занятия:

Изучить вопросы питания больных, диетические столы, кормление больных; вопросы термометрии, понятие о лихорадке, её видах и периодах развития, виды положения больного в постели и личной гигиены больных.

3. Задачи практического занятия:

3.1. Студент должен понимать:

· принципы диетического питания;

· механизмы лихорадочных реакций;

· принципы личной гигиены больного.

3.2. Студент должен знать:

· диетические столы;

· виды и периоды лихорадок;

· виды положения больного в постели;

· признаки пролежней и меры их профилактики;

· виды искусственного питания;

· правила личной гигиены.

3.3. Студент должен уметь:

· выписывать порционник;

· кормить тяжёлых больных;

· измерять температуру тела;

· заполнять температурные листки,

· осуществлять уход за полостью рта, ушами, глазами, носом, кожными покровами.

4. Контрольные вопросы по смежным дисциплинам:

1. Что такое терморегуляция?

2. Какие механизмы ответственны за процессы терморегуляции?

3. Какова роль белков, жиров и углеводов в метаболизме?

5. Контрольные вопросы по изучаемой теме:

1. Какие типы положения больного в постели.

2. Назовите часто встречающиеся вынужденные положения.

3. Как проводить уход за полостью рта.

4. Как осуществляется уход за ушами, глазами.

5. Уход за волосами.

6. Назовите основные принципы лечебного питания.

7. Виды искусственного питания.

8. Понятие о диетических столах. Приведите примеры столов.

9. Каковы рекомендации по диете больному с язвенной болезнью.

10. Каковы рекомендации по диете больному с недостаточностью кровообращения.

11. Каковы рекомендации по диете больному с хронической почечной недостаточностью.

12. Каковы рекомендации по диете больному сахарным диабетом.

13. Термометрия. Правила её проведения.

14. Лихорадка, перечислите её виды.

15. Назовите типы температурных кривых.

16. Назовите и охарактеризуйте периоды лихорадки.

17. Каковы особенности наблюдения и ухода за лихорадящими больными в первую стадию лихорадки.

18. Каковы особенности ухода за больными во вторую стадию лихорадки.

19. Каковы особенности ухода за больными при критическом падении температуры тела.

20. Первая помощь при носовом кровотечении.

21. По каким признакам диагностируются пролежни.

22. Какова профилактика пролежней.

6. Содержание учебного материала:

· понятие о лечебном питании;

· виды диетических столов;

· понятие об искусственном питании больных;

· способы измерения температуры тела;

· лихорадка, её определение, типы и периоды развития;

· виды положения больного в постели;

· личная гигиена больных;

· правила гигиены ротовой полости;

· дезинфицирующие растворы для ухода за глазами, ушами, половыми органами;

· пролежни, их диагностика, профилактика и лечение.

7. Самостоятельная работа у постели больного и в процедурном кабинете:

(см. приложение №1).

8. Информационные материалы:

Принципы лечебного питания:

· сбалансированность пищевого рациона – соблюдение определённого соотношения белков, жиров, углеводов, витаминов, минералов и воды в нужных для организма человека пропорциях;

· учёт энергетической ценности пищи и её соответствие энергетическим затратам организма (расход энергии на поддержание основного обмена организма);

· включение в рацион балластных веществ (пищевых волокон);

· соблюдение режима питания.

Лечебное питание включает в себя15 основных диет или индивидуальных столов. При назначении диеты учитывают характер заболевания, степень нарушений функций органов, в связи с чем вносятся изменения в пищевой рацион и технологический режим приготовления пищи.

Искусственное питаниеиспользуется, когда больной не может самостоятельно принимать пищу или когда питание естественным путём оказывается недостаточным.

Способы искусственного питания:

через желудочный зонд;

с помощью гастростомы или еюностомы;

парентеральное введение различных препаратов;

питательная клизма.

Способы измерения температуры:в подмышечной впадине, в паховой складке, полости рта, в прямой кишке или во влагалище.

Правила измерения температуры:

предварительная дезинфекция термометра;

продолжительность термометрии 7-10 минут;

2-х разовое измерение температуры, в ряде случаев более частое измерение;

дезинфекция термометра после измерения температуры.

Лихорадка –повышение температуры тела, обусловленное нарушением и перестройкой процессов терморегуляции.

Классификация лихорадок:

По степени повышения температуры:

· субфебрильная (не выше 380С),

· умеренная (фебрильная) – 38-390С,

· высокая (39-410С),

· гиперпиретическая (более 410С).

По длительности течения:

· мимолётная (несколько часов),

· острая (до 15 дней),

· подострая (15-45 дней),

· хроническая (более 45 дней).

Типы температурных кривых:

· постоянная,

· реметтирующая,

· перемежающая,

· гектическая,

· извращённая,

· неправильная,

· возвратная.

По скорости снижения температуры:

· критическое падение,

· литическое падение.

Периоды лихорадки:

1 стадия – период нарастания температуры, преобладание теплопродукции над

теплоотдачей;

2 стадия – период сохранения температуры на высоких цифрах, характеризует-

ся равновесием теплопродукции и теплоотдачи;

3 стадия – снижение температуры, характеризуется преобладанием теплоотда-

чи над теплопродукцией.

Виды положения больного в постели:

активное – движения больного не ограничены,

пассивное – активные движения невозможны,

вынужденное – которое пациенты принимают с целью уменьшения симптомов

болезни.

Личная гигиена больного:

· своевременная смена нательного и постельного белья,

· уход за кожей (гигиенические ванны, обтирание больных, обработка половых органов и промежности),

· уход за волосами (мытьё головы, стрижка),

· уход за глазами (умывание, закапывание глазных капель, закладывание глазной мази за нижнее веко),

· уход за ушами и носом,

· уход за полостью рта.

Пролежни – глубокие поражения кожи, иногда заканчивающиеся её омертвением, возникающие при длительном сдавливании мягких тканей между костными образованиями и внешними предметами.

Признаки пролежней: изменение цвета кожи, изменение температуры кожи, нарушение целостности кожи, отслойка кожи с развитием некроза кожи, подкожно-жировой клетчатки, фасции.

Меры профилактики пролежней:

· контроль за состоянием постели и нательного белья,

· использование специальных подкладных резиновых кругов, прорезиненных матрацев,

· систематическое изменение положения больного,

· обработка загрязнённой кожи водой с мылом, камфарным спиртом 2-3 раза в день,

· систематический осмотр кожи больного,

· при появлении гиперемии кожи растирают её, проводят УФО.

9. Контрольные задания:

001. КАКИЕ СОСТОЯНИЯ МОГУТ ПРИВОДИТЬ К ФИЗИОЛОГИЧЕСКОМУ ПОВЫШЕНИЮ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА?

а) мышечные усилия;

б) сон;

в) приём пищи;

г) эмоциональные нагрузки;

д) инфекционные заболевания.

002. С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ ПЕРЕД ИЗМЕРЕНИЕМ ТЕМПЕРАТУРЫ РЕКОМЕНДУЮТ ДОСУХА ВЫТИРАТЬ ПОДМЫШЕЧНУЮ ВПАДИНУ?

а) из гигиенических соображений;

б) чтобы термометр находился в более устойчивом положении;

в) чтобы не получить заниженных результатов измерения;

003. ТЕМПЕРАТУРА ТЕЛА, ИЗМЕРЕННАЯ У БОЛЬНОГО В ПРЯМОЙ КИШКЕ, СОСТАВЛЯЕТ 37,10С. КАК МОЖНО ОХАРАКТИРИЗОВАТЬ ТАКУЮ ТЕМПЕРАТУРУ?

а) как нормальную температуру;

б) как умеренно высокую температуру;

в) как субфебрильную температуру.

004. ГДЕ В ОТДЕЛЕНИИ ДОЛЖНЫ ХРАНИТЬСЯ МЕДИЦИНСКИЕ ТЕРМОМЕТРЫ?

а) в футлярах на посту медицинской сестры;

б) в банке, на дно которой положена вата и добавлен дезинфицирующий раствор;

в) у каждого больного.

005. КАКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАЖЕНЫ В ТЕМПЕРАТУРНОМ ЛИСТЕ?

а) графическое изображение температурной кривой;

б) графическое изображение температурной кривой, кривых пульса, частоты дыхания, артериальное давление, масса тела, диурез, данные лабораторных исследований;

в) графическое изображение температурной кривой, кривых пульса, частоты дыхания, результаты врачебных обходов.

006. У БОЛЬНОГО В ТЕЧЕНИЕ 2-Х НЕДЕЛЬ УТРЕННЯЯ ТЕМПЕРАТУРА СОХРАНЯЕТСЯ В ПРЕДЕЛАХ 36,0-36,50С, ВЕЧЕРНЯЯ – 37,5-38,00С. КАКОЙ ТИП ЛИХОРАДКИ У БОЛЬНОГО?

а) послабляющая, ремиттирующая;

б) истощающая, гектическая;

в) извращённая, неправильная;

г) перемежающаяся.

007. ПОЧЕМУ СЕЙЧАС РЕДКО ВСТРЕЧАЕТСЯ ПОСТОЯННЫЙ ТИП ЛИХОРАДКИ ПРИ КРУПОЗНОЙ ПНЕВМОНИИ?

а) изменилась микрофлора, вызывающая заболевание;

б) изменилась реактивность организма больных;

в) с первых дней заболевания активно применяется антибактериальная терапия.

008. КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ ПРОЦЕССЫ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ В ПЕРВОЙ СТАДИИ ПОВЫШЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ?

а) суживаются кровеносные сосуды кожи;

б) расширяются кровеносные сосуды кожи;

в) усиливается теплопродукция в скелетных мышцах;

г) усиливается потоотделение.

009. КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ ПРОЦЕССЫ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ В СТАДИИ ПАДЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ?

а) усиливается теплопродукция в скелетных мышцах;

б) усиливается потоотделение;

в) расширяются кровеносные сосуды кожи;

г) уменьшается теплопродукция в скелетных мышцах.

010. КАКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ СЛЕДУЕТ ПРИМЕНЯТЬ В ПЕРВОЙ СТАДИИ ЛИХОРАДКИ (СТАДИЯ ПОВЫШЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ)?

а) напоить больного горячим чаем;

б) тепло укрыть больного, обложить его грелками;

в) сменить постельное бельё;

г) положить холодный компресс на лоб.

011. КАКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ СЛЕДУЕТ ПРИМЕНЯТЬ ВО ВТОРОЙ СТАДИИ ЛИХОРАДКИ (СТАДИЯ СОХРАНЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ)?

а) согреть больного, обложить грелками;

б) следить за чистотой пульса и дыхания, уровнем артериального давления;

в) следить за состоянием центральной нервной системы;

г) осуществлять уход за полостью рта.

012. КАКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМ СЛЕДУЕТ ПРИМЕНЯТЬ ПРИ КРИТИЧЕСКОМ ПАДЕНИИ ТЕМПЕРАТУРЫ?

а) тщательно следить за состоянием сердечно-сосудистой системы (частотой пульса и его наполнением, уровнем артериального давления и т.д.);

б) своевременно сменить нательное и постельное бельё;

в) следить за состоянием полости рта;

г) согреть больного и напоить его горячим чаем;

д) проводить профилактику пролежней.

013. КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ СООТНОШЕНИЕ БЕЛКОВ, ЖИРОВ И УГЛЕВОДОВ В ПИЩЕВОМ РАЦИОНЕ БОЛЬНЫХ?

а) 1:1:4;

б) содержание белков должно преобладать;

в) соотношение белков, жиров и углеводов должно определяться характером заболевания.

014. РАЦИОНАЛЬНО ЛИ ПОВЫШАТЬ ЭНЕРГЕТИЧЕСКУЮ ЦЕННОСТЬ ПИЩЕВОГО РАЦИОНА ЗА СЧЁТ УВЕЛИЧЕНИЯ В НЁМ СОДЕРЖАНИЯ БЕЛКОВ?

а) да, поскольку 1 г белков даёт организму 4,1 ккал;

б) нет, потому что 1 г белков даёт значительно меньше энергии, чем 1 г жиров;

в) нет, поскольку белки используются преимущественно как пластический материал.

015. КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ОРГАНИЗМА ИМЕЕТ ВКЛЮЧЕНИЕ В РАЦИОН ПИТАНИЯ ПИЩЕВЫХ ВОЛОКОН?

а) повышается энергетическая ценность пищи;

б) уменьшается калорийность пищевого рациона;

в) нормализуется функция органов пищеварения;

г) нормализуется деятельность кишечной микрофлоры;

д) увеличивается поступление в организм микроэлементов.

016. КАКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПИЩЕВОГО РАЦИОНА ВЫ БЫ ДАЛИ БОЛЬНОМУ С НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ КРОВООБРАЩЕНИЯ?

а) ограничение приёма жидкости;

б) уменьшение потребления поваренной соли;

в) механическое щажение;

г) уменьшение калорийности пищевого рациона.

017. КАКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ВЫ БЫ ВОСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПИЩЕВОГО РАЦИОНА БОЛЬНОМУ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНЬЮ?

а) частое, дробное питание;

б) ограничение приёма жидкости;

в) механическое и химическое щажение;

г) уменьшение калорийности пищевого рациона;

д) увеличение содержания белка в пищевом рационе;

е) организация разгрузочных дней.

018. КАКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПИЩЕВОГО РАЦИОНА ВЫ БЫ ДАЛИ БОЛЬНОМУ С ХРОНИЧЕСКОЙ ПОЧЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ?

а) уменьшение потребляемой жидкости;

б) увеличение потребляемой жидкости;

в) уменьшение содержания белка в пищевом рационе;

г) увеличение содержания белка в пищевом рационе.

019. ПЕРЕЧИСЛИТЕ ФУНКЦИИ ВРАЧА-ДИЕТОЛОГА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ БОЛЬНЫХ:

а) составление порционников;

б) контроль меню-раскладки;

в) снятие пробы;

г) консультативная помощь врачам отделений в вопросах лечебного питания;

д) контроль правильности составления и применения лечебных диет.

020. КАКОВЫ ФУНКЦИИ ДИЕТСЕСТРЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ БОЛЬНЫХ?

а) составление порционников;

б) снятие пробы;

в) осуществление контроля за качеством продуктов и их закладкой;

г) контроль доставки готовой пищи в отделения.

021. В КАКИХ СЛУЧАЯХ ПРИМЕНЯЮТ ИСКУССТВЕННОЕ ПИТАНИЕ БОЛЬНЫХ ЧЕРЕЗ НАЗОГАСТРАЛЬНЫЙ ЗОНД?

а) при ожогах, неоперабельных опухолях пищевода и глотки;

б) после операций на пищеводе;

в) при нарушении глотания;

г) при переломах челюстей;

д) при бессознательном состоянии.

022. В КАКИХ СЛУЧАЯХ ПРИМЕНЯЕТСЯ ИСКУССТВЕННОЕ ПИТАНИЕ БОЛЬНЫХ ЧЕРЕЗ ГАСТРОСТОМУ?

а) при расстройствах глотания после нарушений мозгового кровообращения;

б) после операций на пищеводе;

в) при неоперабельных опухолях пищевода;

г) при травмах челюстей;

д) в случаях отказа от еды при психических заболеваниях.

023. ПОЧЕМУ НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО ПРИМЕНЕНИЕ ПИТАТЕЛЬНЫХ КЛИЗМ?

а) с помощью питательных клизм можно ввести лишь небольшое количество растворов;

б) питательные вещества, введённые с помощью клизм, плохо всасываются в толстой кишке;

в) перед постановкой питательной клизмы нужно ставить ещё и очистительную клизму.

024. ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПАРЕНТЕРАЛЬНО

Наши рекомендации