Законы аргументации и убеждений
˗ Закон встраивания (внедрения) -аргументы следует встраивать в логику рассуждений партнера, а не ломать ее, е излагать их параллельно.
˗ Закон общности зыка мышления –надо говорить на языке основных информационных и репрезентативных систем оппонента.
˗ Закон минимализации аргументов – необходимо помнить об ограниченности человеческого восприятия (7±2). Лучше если аргументов будет не более 3-4.
˗ Закон объективности и доказательности – использовать в качестве аргументов только то, что принимает оппонент, не путать факты и мнения.
˗ Закон диалектичности (единства противоположностей) – говорить не только о плюсах своих доказательствах или предположений, но и о минусах, этим аргументам придается больший вес, так как это обезоруживает оппонента.
˗ Закон демонстрации равенства и уважения – «друга убедить легче, чем врага».
˗ Закон авторитета – ссылки на авторитет, известный оппоненту и воспринимаемый им тоже как авторитет, усиливает воздействие аргументов.
˗ Закон рефрейминга – не отвергать доводы партнера, а, признавая их правомерность, переоценивать их силу и значимость., усиливать значимость потерь с случае принятии его позиции и уменьшать значимость выгод, ожидаемых партнером.
˗ Закон постепенности – не стремиться быстро переубедить оппонента.
˗ Закон обратной связи – подавать обратную связь в виде оценки состояния оппонента, описания своего эмоционального состояния.
˗ Закон этичности – в процессе аргументации не допускать неэтичное поведение (агрессия, обман, манипуляция и.др.), не задевать «больные места» оппонента.
Перечень практических умений по изучаемой теме.
1. Умение выявлять барьеры во взаимодействии и их преодолевать.
2. Умение распознавать виды конфликтов и стратегии поведения.
Рекомендации по выполнению УИРС.
1. Особенности стратегий поведения в конфликтной ситуации при различных заболеваниях.
2. Стратегии поведения в конфликтной ситуации и возраст.
3. Стратегии поведения в конфликтной ситуации у медицинских работников в зависимости от профиля деятельности
7. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.
Больной считает, что врач всегда обязан выслушивать его до конца, не перебивая, а врач думает иначе. К какому барьеру взаимодействия относится данная ситуация?
a. информационный;
b. мотивационный;
c. ролевой;
d. эмоциональный.
Правильный ответ - с
Нелегко контактировать человеку импульсивному, быстро мыслящему и говорящему с тем, кто нетороплив «заторможен». К какому барьеру взаимодействия относится данная ситуация?
a. барьер установок;
b. барьер стереотипов и ошибок в межличностном познании;
c. личностный барьер;
d. эмоциональный барьер.
Правильный ответ - d
3. Наиболее частым препятствием к эффективному поиску выхода из конфликтной ситуации является:
a. представление участниками выхода из конфликта исключается в виде своей победы;
b. тенденция к использованию эффективных стратегий;
c. присутствие навыков ведения переговоров;
d. все перечисленное.
Правильный ответ - а
Врачу необходимо узнать как раз то, что пациент скрывает. К какому барьеру взаимодействия относится данная ситуация?
a. информационный;
b. мотивационный;
c. ролевой;
d. эмоциональный.
Правильный ответ - b
Двум «доминантным» собеседникам трудно общаться между собой. К какому барьеру взаимодействия относится данная ситуация?
a. барьер установок;
b. барьер стереотипов и ошибок в межличностном познании;
c. личностный барьер;
d. эмоциональный барьер.
Правильный ответ - а
6. Неумение быстро и правильно определить понято ли сообщение собеседнику и какова его реакция возникает при:
a. барьерах репертуара действий;
b. барьерах установок;
c. барьерах «обратной связи»;
d. личностных барьерах.
Правильный ответ -с
7. В основе конфликта лежит:
a. ситуация;
b. инцидент;
c. информация;
d. верно а), b).
Правильный ответ -а
8. Какой конфликт обусловлен предвзятым отношением к партнеру:
a. нереалистический;
b. беспредметный;
c. предметный;
d. верно а), b).
Правильный ответ -d
9. Что не является стадией конфликта:
a. возникновение конфликтной ситуации;
b. мотивация;
c. инцидент;
d. конфликтные действия.
Правильный ответ - b
10. При какой стратегии поведения в конфликте человек жертвует собственными целями ради достижения целей партнером:
a. стратегия избегания;
b. стратегия компромисса;
c. стратегия уступчивости;
d. стратегия сотрудничества.
Правильный ответ -с