Какой вид ошибки первого впечатления имел место?
Ответ: Эффект психического состояния.
6. Врач после развода с женой, по-прежнему был внимателен к пациентам, но коллеги стали замечать, что особое внимание он стал уделять не замужним, молодым пациенткам. Тщательно интересуясь их личной жизнью.
Что побуждает врача предавать особое внимание молодым пациенткам?
Ответ: Доминирующая потребность.
7. Авторитарная личность, попав в палату, увидел врача, который ровным и спокойным голосом вел беседу. Посмотрев и послушав, он сделал вывод что доктор равнодушный человек.
Какой вид ошибки первого впечатления имел место?
Ответ: Упрощение.
8. На приёме у психолога пациент эмоционально рассказывал о своей трагической судьбе. Всё внимание психолога было сосредоточено на его рассказе, и вскоре он весь был поглощён им. И когда пациент описывал свои чувства, те же чувства испытывал и психолог.
Какой вид эмпатии описан?
Ответ: Эмоциональная эмпатия.
9. Во время общения с пациентом врач стал дышать в ритме пациента, отражать некоторые жесты, позу, темп речи, ритмы, амплитуду движений. Показывая всем видом понимание.
Какие приёмы использовал врач?
Ответ: Присоединения.
10. Во время общения с пациентом врач двигался и говорил в его ритме, затем стал его менять. После чего пациент стал менять свою манеру общения, она стала походить на манеру врача.
Какой этап присоединения описан?
Ответ: Ведение.
ЗАНЯТИЕ 25
Тема:«Конфликты и способы их разрешения»
Формы работы:
- Подготовка к практическому занятию.
Подготовка с использованием лекции и основной литературы.
- Подготовка материалов по УИРС.
Работа с дополнительной литературой, написание рефератов по предложенным темам.
Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия.
1. Понятия «спор» и «конфликт». Их отличия.
2. Конструктивные и неконструктивные конфликты.
3. Структура конфликта.
4. Стадии конфликта.
5. Барьеры взаимодействия в работе врача.
6. Правила конструктивного разрешения конфликта.
7. Виды социальной мотивации взаимодействия.
8. Стратегия поведения в конфликте. Понятие конструктивной и неконструктивной стратегии.
9. Законы аргументации и убеждений.
Основные понятия и положения темы:
Конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Т.е. конфликт не только представляет собой предельно обостренную форму противоречия, но он также еще и служит способом выявления и разрешения противоречий.
Поскольку конфликты неизбежны во взаимодействии людей, то они могут выполнять позитивную конструктивную функцию:конфликт способствует определенному движению вперед, предотвращает застой; в процессе конфликта происходит объективация источника разногласия и возможно его разрешение, "снятие", находятся средства предотвращения будущих конфликтов; конфликт - это определенное отрицание старых, "отживших" отношений, что приводит к формированию новых отношений, коррекции взаимодействия; в конфликте "изживается" внутренняя напряженность, "выплескиваются" агрессивные чувства, "разряжаются" фрустрации, неврозы; конфликт - способ самоутверждения личности, особенно у подростка, у которого конфликт - необходимая форма поведения для поддержания статуса в группе и др.
Л. Коузер все конфликты делят на реалистические (или предметные) и нереалистические (или беспредметные). Реалистические вызываются неудовлетворением определенных требований участников и несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением преимуществ между ними. Они направлены на борьбу с предполагаемым источником неудовлетворенности или несправедливости и имеют целью достижение определенного результата. Нереалистические конфликты, хотя и требуют взаимодействия между двумя или более людьми, причиной своей имеют не противоречащие друг другу устремления противников, а потребность освободиться от напряжения, по крайней мере, у одного из них.
В реалистических конфликтах могут быть выделены конструктивная и деструктивная фазы, а нереалистические конфликты состоят из одной фазы - деструктивной.
Конструктивная фаза конфликта характеризуется осознанием оппонентами цели, предмета конфликта, средств достижения цели, правильной оценкой собственного состояния, возможностей и способностью на объективную оценку состояния и реакций оппонента.
Деструктивная фаза конфликта начинается тогда, когда взаимная неудовлетворенность оппонентов друг другом, способом решения проблем превышают некий критический порог и совместная деятельность становится неуправляемой. Эта фаза может быть разбита на две стадии. Психологически первая стадия деструктивной фазы характеризуется: стремлением завысить свои возможности и занизить возможности оппонента, самоутвердиться за его счет; необоснованностью критических замечаний; пренебрежительными репликами, жестами, взглядами в его адрес. Эти реакции оцениваются оппонентом как личные оскорбления, и далее включаются механизмы активной защиты и противодействия с его стороны. Вторая стадия деструктивной фазы конфликта характеризуется: повышением активности оппонентов при резком ослаблении самоконтроля; нарушением обратной связи; уходом от проблем, предмета спора и переходом на взаимные оскорбления. На этом этапе участники конфликта не могут вернуться в конструктивную фазу. Процесс становится неуправляемым и необратимым. В педагогической практике особенно важно оставаться в рамках конструктивной фазы конфликта.