Определите тип отношения к болезни у данного больного.

Ответ: Эгоцентрический тип отношения к болезни на фоне истероидной акцентуации характера.

4. Больная Н., 10 лет. Диагноз: бронхиальная астма. Ни на шаг не отпускает свою маму. Боится, что как только она останется одна, с ней случится приступ. Постоянно думает о своем заболевании. Постоянный страх девочки перед приступами мешает ей нормально учиться, общаться с друзьями.

Определите тип реакции на болезнь.

Ответ: Тревожный тип.

5. Больная М., 26 лет, по специальности врач. Поступила в больницу с приступом аппендицита. После операции, прошедшей успешно, больная стала требовать введения больших доз активных антибиотиков, хотя объективных показателей для их назначения не было. Неприятные ощущения в организме, связанные с периодом восстановления в послеоперационный период, больная восприняла как признаки инфицирования.

Определите тип реакции на болезнь.

Ответ: Ипохондрический тип.

6. В клинику скорой помощи поступил К., 42 лет, доктор физико-математических наук, заведующий лабораторией, с острыми болями в эпигастральной области. Врачам быстро удалось купировать приступ. К. рассказал, что боли стали его беспокоить 2 месяца назад, но он не придавал им особого значения, поэтому не обращался к врачу, справлялся доступными способами сам. Однако стал читать специальную медицинскую литературу, пытался понять, что происходит.

Врач пригласил для консультации психолога. Данные психологического обследования показали, что причин для повышенной нервозности в семье и на работе нет. Как пояснил сам К., коллеги по работе безоговорочно выполняют все его требования. У К. четко выражена иерархия мотивов – увлечен работой, по темпераменту сангвиник (по тесту Айзенка экстравертированность – 14, эмоциональная устойчивость – 14), личностная тревожность по Спилбергеру – в пределах нормы. Имеет широкий круг интересов – увлекается литературой, музыкой, играет в шахматы.

После медицинского обследования К. поставили диагноз – язва желудка. Врач сказал, что необходимо оперативное вмешательство. Эту информацию К. воспринял спокойно, без каких-либо эмоциональных проявлений. Через 2 дня он стал аргументированно объяснять врачу, что сейчас не может себе позволить ложиться на операцию, лучше ее перенести, а в это время попробовать просто полечиться (об этом он читал в литературе).

Определите тип отношения к болезни. Какие меры воздействия необходимо применить?

Ответы: Это эргопатический тип реагирования пациента на болезнь, уход в работу, стремление продолжать работу во что бы то ни стало. Необходимо применить убеждение как метод психологического воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Важно, чтобы слова врача были понятны больному, следует избегать профессиональной терминологии. В качестве средств убеждения можно порекомендовать аргументацию, доказательство, обоснование, опровержение.

ЗАНЯТИЕ 11

1. Тема: «Психосоматические взаимоотношения»

2. Формы работы:

- Подготовка к практическому занятию.

Подготовка с использованием лекции и основной литературы.

Составление опорного конспекта (Mind Map) по теме.

- Подготовка материалов по УИРС:

Работа с дополнительной литературой, написание рефератов по предложенным темам.

3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия.

1. Теоретические основы психосоматических взаимоотношений в организме человека с позиций философии, биологии.

2. Системный подход к пониманию психосоматических заболеваний, связь биологического и социального в психике человека.

3. Понятие о психогениях и соматогениях.

4. Какие основные концепции можно выделить в психосоматической медицине?

5. Классификация психосоматических расстройств.

6. Какие вещества осуществляют взаимосвязь между нервной, иммунной и эндокринной системами?

7. Какие изменения личности происходят при хронических соматических заболеваниях?

8. Каковы механизмы влияния соматической болезни на психику?

9. Роль медицинского психолога в лечении психосоматических заболеваний.

4. Основные понятия и положения темы:

Психосоматика — область медико-психологических знаний, в которой наиболее тесно прослеживается связь между психикой и телом, их взаимодействие и взаимовлияние.

Любое психосоматическое заболевание является свойством человеческого организма как системы. Оно не выводится по отдельности ни из психических, ни из физиологических, (включая наследственные) свойств индивида, его невозможно объяснить путем исследования свойств какой-то одной подсистемы — психической или соматической. Только взаимодействие между этими подсистемами и окружающей средой может привести к новому состоянию организма, определяемому как психосоматическое заболевание.

В общей проблеме психосоматических взаимоотношений В.В. Николаева выделяет два важных аспекта: во-первых, какое влияние оказывает на психику соматические заболевания (соматогении), и, во-вторых, какую роль играет психика в возникновении и развитии патологических процессов тех или иных органов систем организма (психогении). В.М. Банщиков отмечает двусторонний, но единый характер психосоматических нарушений со взаимным переходом психогении в соматогению и наоборот (механизм «замкнутого круга»).

К объяснению взаимодействия этих процессов можно подойти с 2-х позиций: с философской и естественно-научной.

Существует достаточно большое количество теорий и моделей возникновения психосоматических заболеваний и способов их классификации: характерологически ориентированные теории, теория профилей личности Ф. Данбар, психоаналитическая концепция З. Фрейда, теория эмоциональной специфичности Ф. Александера, концепция алекситимии Сифниоса, теория стресса Кэннона и Г. Селье) рефлекторная теория И.П. Павлова, кортико-висцеральная теория К.М. Быкова и т.п.

В настоящее время более целесообразно рассматривать многофакторную теорию возникновения психосоматических расстройств, патогенез которых складывается из следующих факторов:

1. неспецифической наследственной и врожденной отягощенности соматическими нарушениями и дефектами (эмбриопатия, недоношенность и д.р.);

2. наследственного предрасположения к психосоматическим расстройствам;

3. нейродинамических сдвигов (нарушений деятельности ЦНС);

4. личностных особенностей;

5. психического и физического состояния во время действия психотравмирующих факторов;

6. фона неблагоприятных семейных и других социальных факторов;

7. особенностей психотравмирующих событий.

Перечисленные факторы делают индивида уязвимым к психоэмоциональным стрессам, затрудняют психологическую и биологическую защиту, тем самым, облегчая возникновение и утяжеляя течение психосоматических расстройств.

Сверхактуальноепереживание фиксируется, образуя установочную доминанту, являющуюся функциональным очагом психической патологической импульсации. Свойственное больным смутное чувство физического дискомфорта обусловливает при определенных воздействиях реализацию болезненных ощущений и их фиксацию. Повторение психотравмирующих воздействий астенизирует нервную систему, кора становится более чувствительной к внешним воздействиям и интероцептиным сигналам.

Центром тяжести психосоматического страдания оказывается всегда орган, наиболее уязвимый и важный для жизнедеятельности организма в представлении индивида. Инициатива в выборе органа принадлежит всегда корковым связям, влияющим на эмоциональные подкорковые аппараты и программирующим степень вовлечения тех или иных органов в стрессовую ситуацию.

Выделяют три группы расстройств, отражающих психосоматические взаимоотношения при болезнях:

Психосоматические расстройства — это соматические заболевания функциональной или органической природы, в происхождении, проявлениях и течении которых существенную роль играют наряду с прочими психологические и психосоциальные факторы.

Манфред Блейлер выделяет три типа психосоматических расстройств.

§ психосоматозы — органические соматические заболевания, в происхождении и развитии которых существенную роль играют психологические факторы:

§ психосоматические дисфункции — относительно кратковременные и обратимые расстройства, тесно связанные с психическим состоянием человека:

§ личностно обусловленные расстройства — болезни, не вызванные стрессом, но имеющие связь с личностью пациента:

Соматопсихические расстройства — это психические синдромы различной выраженности (от невроза до психоза), обусловленные имеющимся у пациента соматическим заболеванием, тесно связанные с тяжестью и опасностью этого заболевания.

Эти расстройства являются вторичными по отношению к имеющемуся соматическому заболеванию. Болезнь, которая исходно никак не была связана с нарушениями психики (острая инфекция, травма, опухоль), становится причиной повреждения мозга или расстройства психики вследствие переживаний по поводу прогноза. Имеются два вида патогенетического влияния соматической болезни на психику – соматогенный(интоксикационное воздействие на ЦНС, нарушение кровоснабжения головного мозга, повышение внутричерепного давления, органическое поражение клеток коры головного мозга и т.п.) и психогенный (интерорецептивный путь, эмоциональная реакция личности на заболевание). Эти виды влияний представлены в различных соотношениях в зависимости от нозологии.

Соматоформные расстройства — это психические заболевания, сопровождающиеся функциональными изменениями в работе внутренних органов или имитирующие своими проявлениями какое-либо соматическое заболевание.

Наши рекомендации