ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Т- И В – ЛИМФОЦИТОВ
Т-лимфоциты | В-лимфоциты |
7. Заполнить таблицу:
Охарактеризуйте:
Гуморальный иммунный ответ | Клеточный иммунный ответ |
8. Заполнить таблицу:
Охарактеризуйте:
Иммунологическая память | Иммунологическая толерантность |
9. Заполнить таблицу:
СВОЙСТВА ИММУНОГЛОБУЛИНОВ
Ig G | |
Ig M | |
Ig A | |
Ig D | |
Ig E |
10. Заполнить таблицу:
ТИПЫ АЛЛЕРГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
Номер типа | Наименование типа | Основные механизмы иммунопатологических реакций | Примеры клинических проявлений |
Тип I | Анафилактический | ||
Тип II | Цитотоксический | ||
Тип III | Иммунокомплексный | ||
Тип IV | Клеточный |
САМОКОНТРОЛЬ
Укажите три правильных ответа:
1. Какие органы относят к периферическим органам иммунной системы?
А. Тимус;
Б. Вилочковая железа;
В. Лимфоидная ткань;
Г. Костный мозг;
Д. Селезенка;
Е. Лимфотические узлы.
2. Какие органы относят к органам иммунной системы?
А. Селезенка;
Б. Костный мозг;
В. Легкие;
Г. Лимфотические узлы.
3. Какие клетки относят к иммунокомпетентным?
А. Т-лимфоциты;
Б. Эритроциты;
В. Макрофаги;
Г. В-лимфоциты.
4. Какие клетки обладают фагоцитарной активностью?
А. Макрофаги;
Б. В-лимфоциты;
В. Т-лимфоциты;
Г. Моноциты;
Д. Нейтрофилы.
Укажите один правильный ответ:
5.Какие клетки отвечают за выработку гуморального иммунного ответа?
А. Макрофаги;
Б. Нейтрофилы;
В. Т-лимфоциты;
Г. В-лимфоциты.
6.Гуморальный иммунный ответ сопровождается:
А. Выработкой антител против антигенов;
Б. Клеточными формами защиты;
В. Фагоцитозом.
7.Иммуноглобулин G - это:
А. Мономер;
Б. Димер;
В. Триммер;
Г. Пентамер.
8.Какой класс иммуноглобулинов способен проникать через плаценту?
А. Ig A;
Б. Ig Е;
В. Ig G;
Г. Ig М;
Д. Ig D.
9. Какие клетки отвечают за выработку клеточного иммунного ответа?
А. Макрофаги;
Б. Нейтрофилы;
В. Т-лимфоциты;
Г. В-лимфоциты.
10. Специфический фагоцитоз является проявлением какой формы иммунного ответа?
А. Гуморального иммунного ответа;
Б. Клеточного иммунного ответа;
В. Неспецифической резистентности организма.
11. Сколько известно основных классов иммуноглобулинов?
А. 4;
Б. 5;
В. 10;
Г. 6.
12. При каких заболеваниях преобладают клеточные формы защиты организма (Т-звено иммунитета)?
А. При острых бактериальных инфекциях;
Б. При вирусных инфекциях;
В. При бактериальных инфекциях, в патогенезе которых основную роль играют токсины.
13. При каких заболеваниях преобладает гуморальный иммунный ответ?
А. При вирусных инфекциях;
Б. При протозойных инфекциях;
В. При острых бактериальных инфекциях;
Г. При развитии противоопухолевого иммунитета.
14. Антитоксический иммунный ответ сопровождается:
А. Выработкой антител;
Б. Фагоцитозом;
В. Клеточной цитотоксичностью.
15. Какой класс иммуноглобулинов встречается в двух формах: сывороточной и секреторной?
А. Ig A;
Б. Ig Е;
В. Ig G;
Г. Ig М;
Д. Ig D.
16. Клеточная цитотоксичность является проявлением какой формы иммунного ответа?
А. Гуморального иммунного ответа;
Б. Клеточного иммунного ответа;
В. Неспецифической резистентности организма.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8.
Тема: Иммунопрофилактика, иммунотерапия и иммунокоррекция.Методы оценки иммунного статуса человека: проточная цитофлюориметрия с моноклональными CD-антителами, хемилюминесценция лейкоцитов, бласттрансформация лимфоцитов и др. Иммунобиологические препараты: вакцины, анатоксины, сыворотки. Иммуномодуляторы. Пробиотики.
I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний
1. Что такое серологическая реакция? Чем отличается серологическая реакция от иммунологической?
2. Какие компоненты участвуют в серологических реакциях?
3. Что такое серодиагностика?
4. Что такое сероиндикация (серотипирование)?
II. Целевые задачи:
Студент должен знать: •Реакции иммунного лизиса, компоненты, механизм, разновидности реакции иммунного лизиса •Реакция связывания комплемента (РСК), компоненты, механизм, цель использования •Серологические реакции с использованием меченых антител или антигенов (реакция иммунофлюоресценции, иммуноферментный анализ, радиоиммунный анализ) •Полимеразная цепная реакция | Литература: 1.Иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов / Под ред. Хаитова Р.М., Игнатьева Г.А., Сидорович И.Г. – М., 2000. 2.Иммунодефицитные состояния / Под ред. Смирнова В.С., Фрейдлин И.С. \ С-П, 2000. 3.Клиническая иммунология и аллергология / Под ред. Г. Лолора-младщего, Т. Фишера, Д. Адельмана. – М., 2000. Основная литература: 1.Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. / Под ред. А.И. Коротяева, С.А. Бабичева. – Санкт –Петербург, 1989. 3.Микробиология с вирусологией и иммунологией / Под ред. Л.Б. Борисова, А.М. Смирновой – М., 1994. 4.Микробиология и иммунология. / Под. ред. А.А. Воробьева. -М., 1999. 5.Микробиология. / Под. Ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова, Е.П. Пашкова, А.М. Рыбаковой. – М., Медицина, 2003. Дополнительная литература: 1.Клиническая иммунология. / Под ред. А.В. Караулова. – М., 1999. 2.Иммунология для врача. / Под ред. С.А. Кетлинской, Н.М. Калининой. – СПБ., 1998. |
Студент должен уметь: Поставить и учесть реакцию гемолиза Поставить и учесть реакцию связывания комплемента Учесть результаты иммуноферментного анализа, реакции иммунофлюоресценции. | Литература: 1.Иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов / Под ред. Хаитова Р.М., Игнатьева Г.А., Сидорович И.Г. – М., 2000. 1.Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии. / Под ред. Л.Б. Борисова. –М., 1984. 2.Руководство к пактическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. /Под. Ред. В.В. Теца, 2002. 3.Руководство к практическим занятиям по микробиологии / Под ред. Лебедева – М., 1980. |
Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы, указанной выше.
III. Задание для самостоятельной работы по изучаемой теме:
1. Заполните таблицу:
Серологические реакции | Компоненты | Механизм | Разновидности |
Реакции иммунного лизиса |
2. Заполните таблицу:
Серологическая реакция | Цель использования | Компоненты | Механизм | Результат |
Реакция связывания комплемента (РСК) |
3. Заполните таблицу:
Серологические реакции | Цель использования | Компоненты | Метка | Механизм | Результат |
Реакция иммунофлюоресценции | |||||
Иммуноферментный анализ | |||||
Радиоиммунный анализ |
4. Заполните таблицу:
Несерологическая реакция | Принцип метода | Этапы метода | Преимущества метода |
Полимеразная цепная реакция (ПЦР) |
5. Решите задачу:
Известно, что выделение чистой культуры возбудителей туберкулеза занимает несколько недель, а микроскопия исследуемого материала достаточно мало эффективна. Какой метод лабораторной диагностики позволяет поставить диагноз с наиболее высокой точностью и через несколько часов?
6. Какие задачи решают при серодиагностике инфекционного заболевания?
7. Составьте схему постановки прямого и непрямого методов реакции иммунофлюоресценции:
Прямой метод:
Непрямой метод:
8. Составьте схему постановки прямого и непрямого методов иммуноферментного анализа:
Прямой метод:
Непрямой метод:
9. Составьте схему постановки прямого и непрямого методов радиоиммунного анализа:
Прямой метод:
Непрямой метод:
10.Решите задачу.
При проведении иммуноферментного анализа с целью серодиагностики сифилиса какие используются ингредиенты?
Исследуемый материал
____________________________________содержит______________
Диагностические препараты:
1._____________________________________содержит_______________
2._____________________________________содержит_______________
САМОКОНТРОЛЬ:
Укажите один правильный ответ:
1.Сколько ингредиентов участвует в реакциях иммунного лизиса?
А. 2;
Б. 3;
В. 4;
Г. 5.
2. Какие антитела участвуют в реакции связывания комплемента (РСК)?
А. Агглютинины;
Б. Преципитины;
В. Лизины;
Г. Опсонины.
3. Индикаторной системой при постановке реакции связывания комплемента является:
А. Агглютинирующая;
Б. Гемолитическая;
В. Преципитирующая.
4. Кто является донором комплемента при постановке РСК?
А. Кролик;
Б. Морская свинка;
В. Донор;
Г. Белые мыши.
5. Как получить кроличью гемолитическую сыворотку?
А. Путем иммунизации кролика эритроцитами кролика;
Б. Путем иммунизации барана эритроцитами барана;
В. Путем иммунизации кролика эритроцитами барана;
Г. Путем иммунизации барана эритроцитами кролика.
6. Какая метка используется при постановке иммуноферментного анализа (ИФА)?
А. Радиоизотоп;
Б. Фермент (пероксидаза);
В. Флюорохром.
7. Какая метка используется при постановке радиоиммунного анализа (РИА)?
А. Радиоизотоп;
Б. Фермент (пероксидаза);
В. Флюорохром.
8. Какая метка используется при постановке реакции иммунофлюоресценции (РИФ)?
А. Радиоизотоп;
Б. Фермент (пероксидаза);
В. Флюорохром.
9. Какая реакция относится к несерологическим?
А. ИФА
Б. РИФ
В. ПЦР
Г. РИА
10. Что такое бактериолиз?
А. Лизис эритроцитов;
Б. Лизис бактерий;
В. Лизис клеток.
11. Что такое цитолиз?
А. Лизис эритроцитов;
Б. Лизис бактерий;
В. Лизис клеток.
12. Что такое гемолиз?
А. Лизис эритроцитов;
Б. Лизис бактерий;
В. Лизис клеток.
13. Какой компонент в реакции связывания комплемента считается неспецифическим?
А. Гемолитическая сыворотка;
Б. Эритроциты барана;
В. Комплемент;
Г. Сыворотка обследуемого.
14. Как получить кроличью антиглобулиновую сыворотку?
А. Путем иммунизации кролика эритроцитами барана;
Б. Путем иммунизации кролика человеческими иммуноглобулинами;
В. Путем иммунизации кролика иммуноглобулинами кролика.
15. Антиглобулиновая сыворотка, меченая флюорохромом, используется для постановки:
А. Иммуноферментного анализа, прямого метода;
Б. Иммуноферментного анализа, непрямого метода;
В. Реакции иммунофлюоресценции, прямого метода;
Г. Реакции иммунофлюоресценции, непрямого метода;
Д. Радиоиммунного анализа, непрямого метода.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9.
ТЕМА: Микробиологическая диагностика бактериальных инфекций. Отработка методов диагностики на примере следующих возбудителей:
1. стафило-, энтеро- и стрептококки (бактериологический метод)
2. нейссерии и микоплазмы (микроскопический метод)
I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:
1. Что такое кокки?
2. Что такое стафилококки?
3. Таксономия стафилококков: а) семейство; б) род
4. Возбудителями каких инфекционных заболеваний являются стафилококки?
5. Что может быть исследуемым материалом при стафилококковой инфекции?
II. Целевые задачи:
Студент должен знать: 1. Морфологию, культуральные, тинкториальные свойства стафилококков. Ферментативную активность. 2. Факторы патогенности и токсины. Их роль в патогенезе стафилококковых инфекций. 3. Основные заболевания вызываемые стафилококками. 4. Патогенез, особенности иммунитета при стафилококковой инфекции. Источники и пути передачи инфекции. 5. Принципы микробиологической диагностики, основной метод исследования, схема классификации выделенной чистой культуры. Фаготипирование. 6. Специфическую профилактику и терапию стафилококковой инфекции. | Литература: Основная литература: 1.Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. / Под ред. А.И. Коротяева, С.А. Бабичева. – Санкт –Петербург, 1989. 3.Микробиология с вирусологией и иммунологией / Под ред. Л.Б. Борисова, А.М. Смирновой – М., 1994. 4.Микробиология и иммунология. / Под. ред. А.А. Воробьева. -М., 1999. 5.Микробиология. / Под. Ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова, Е.П. Пашкова, А.М. Рыбаковой. – М., Медицина, 2003. 6. Медицинская микробиология. / Под ред. акад. РАМН В.И. Покровского. – М., 2001. Дополнительная литература: 1.Клиническая иммунология. / Под ред. А.В. Караулова. – М., 1999. |
Студент должен уметь: 1. Провести бактериологическое исследование (по схеме). 2. Вести учет и интерпретировать результаты. 3. Приготовить мазок и окраску по Граму. 4. Световую микроскопию препаратов из чистых культур стафилококков. | Литература: 1. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии. / Под ред. Л.Б. Борисова. –М., 1984. 2. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. /Под. Ред. В.В. Теца, 2002. 3. Руководство к практическим занятиям по микробиологии / Под ред. Лебедева – М., 1980. |
Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы, указанной выше.
III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:
1. Дать микроскопическую характеристику морфологии стафилококка в мазке из чистой культуры________________________________________
_____________________________________________________________
2. Стафилококки по типу дыхания относятся к______________________
3. Источником инфекции при стафилококковой инфекции являются:
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
4. Пути передачи стафилококковой инфекции:______________________
_____________________________________________________________
5. Какие среды используют для бактериологической диагностики стафилококковой инфекции.___________________________________________
_____________________________________________________________
6. Заполните таблицу:
Признак | S. aureus | S. epidermidis | S. saprophyticus |
Плазмокоагулаза | |||
Анаэробное сбраживание маннита | |||
ДНК-аза | |||
Чувствительность к пенициллину | |||
Роль в патологии человека |
7. Заполните таблицу основных нозологических форм стафилококковых инфекций:
Формы заболевания | Материал для исследования |
ЛОКАЛЬНЫЕ Гнойные поражения кожи (фурункулы, карбункулы, абсцессы, флегмоны) | |
Мастит | |
Ангина, тонзиллит | |
Пневмония, бронхопневмония | |
Артрит | |
Коньюктивит | |
Инфекции мочевыводящих путей | |
Пищевые отравления | |
ГЕНЕРАЛИЗОВАННЫЕ Сепсис Эндокардит | |
Менингит | |
Гемотогенный остеомиелит | |
Синдром токсического шока |
8. Решите задачу:
а) У больного обнаружена хроническая стафилококковая инфекция. Какой метод лабораторной диагностики наиболее эффективен в этом случае?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Перечислите факторы патогенности стафилококков:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Ферменты агрессии стафилококков:
1._________________________________________2.________________________________________________3.______________________________________4.___________________________________________________
11. Охарактеризуйте основные токсины, выделяемые стафилококками:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10.
ТЕМА: Микробиологическая диагностика бактериальных инфекций. Отработка методов диагностики на примере следующих возбудителей: