Положение о рейтинговой системе оценки знаний
для студентов 3 курса стоматологического факультета
По применению рейтинговой системы оценки знаний
Рейтинговая системаподразумевает количественную оценку качества освоения образовательной программы. Такая система вводится для более полного и объективного учета и оценки успеваемости студентов, предполагает постоянный контроль в течение всего срока изучения дисциплины, стимуляцию работы студента в течение семестра. Система рейтинговой оценки знаний развивает у студентов инициативность, здоровое соперничество в учебном процессе, стремление активно и содержательно учиться, занимать лидирующие позиции в шкале рейтинга.
Существуют следующие виды рейтингов: текущий (Rтек), рубежный (Rрубеж), семестровый (Rсем), рейтинговая оценка экзамена (зачета) и итоговый рейтинг (Rитог). Все эти виды рейтингов учитываются преподавателем кафедры в журнале учета успеваемости студенческой группы по 100-балльной шкале.
Соответствие 100-балльной шкалы и традиционной шкалы оценки знаний устанавливается следующим образом:
100-балльная шкала | Традиционная шкала |
80-100 | Отлично |
65-79 | Хорошо |
50-64 | Удовлетворительно |
Менее 50 | Неудовлетворительно |
Текущий рейтинг
Оценивается на каждом практическом занятии в процессе изучения дисциплины по итогам контроля выполнения текущих заданий и направлен на определение уровня подготовленности студента по теме занятия.
На каждом занятии преподаватель выставляет оценку по 100-балльной системе каждому студенту в ходе письменного или устного контроля знаний. Уровень освоения практических навыков в ходе занятия предусматривает отметку «зачтено» или «не зачтено».
В конце семестра рассчитывается текущий рейтинг путем деления суммы всех набранных баллов на число занятий.
Пример: на 3-м курсе стоматологического факультета предусмотрено 15 практических занятий. Сумма баллов по итогам всех занятий у студента составила 1059,таким образом
Rтек = 1059 / 15 = 71 балл
Если текущий рейтинг составил менее 50 баллов, то студент не допускается к тестовому контролю и зачету. В данном случае студенту необходимо будет отработать те занятия, рейтинг которых является неудовлетворительным.
В ходе отработки дежурный преподаватель оценивает теоретические знания студента по пропущенной теме по 100-балльной системе, а также проверяет усвоение студентом практических навыков, предусмотренных на занятии. Занятие считается отработанным, если студент получил за теоретические знания более 50 баллов, а за практические навыки отметку «зачтено».
Не подлежат отработке занятия, пропущенные по причине дежурства в общежитии (при наличии соответствующего документа) и сдачи крови в качестве донора (при предъявлении донорской справки).
Рубежный рейтинг
Предназначен для определения подготовки студента по крупным разделам дисциплины.
Для студентов 3-го курса стоматологического факультета предусмотрено рубежное испытание в виде итогового тестового контроля.
К рубежным испытаниям допускаются студенты, не имеющие пропусков занятий и набравшие более 50 баллов по результатам текущего рейтинга.
Тестовый контроль включает 100 вопросов и оценивается также по 100-балльной системе.
Пример:студент набрал 70 баллов по результатам тестового контроля, таким образом
Rрубеж = 70 баллов
Семестровый рейтинг
Складывается из суммы баллов текущего и рубежного рейтингов, преподаватель на последнем занятии в группе объявляет его (по 100-балльной системе).
Тем студентам, которые в течение семестра показывали отличные знания, проявляли интерес к изучаемой дисциплине, были активны на занятиях, преподаватель к семестровому рейтингу может добавить от 1 до 10 премиальных баллов. Напротив, студенты, которые нарушали учебную дисциплину (пропуски лекций, занятий без уважительной причины, опоздания), показали слабые знания по изучаемой дисциплине, могут получить от 1 до 10 штрафных баллов (вычитаются из семестрового рейтинга).
Пример:текущий рейтинг студента составил 71 балл (весовой коэффициент 0,4), а рубежный 73 балла (весовой коэффициент 0,6), таким образом
Rсем = 71 х 0,4 + 73 х 0,6 = 72 балла
Итоговый рейтинг
Составляет максимально 100 баллов. Учитывая, что у студентов 3-го курса стоматологического факультета не предусмотрен экзамен, то итоговый рейтинг будет складываться из семестрового рейтинга и рейтинга зачетного занятия, с учетом весовых коэффициентов.
Зачетное занятие проводится в виде письменного или устного контроля (на усмотрение преподавателя) знаний по всем изученным разделам дисциплины. Результат зачетного занятия также оценивается по 100-балльной системе.
Пример:семестровый рейтинг студента составил 72 балла (весовой коэффициент 0,6), а рейтинг зачетного занятия 78 баллов (весовой коэффициент 0,4), таким образом
Rитог = 72 × 0,6 + 78 × 0,4 = 74 балла
Уважаемые студенты! Надеемся, что введение рейтинговой системе будет способствовать наилучшему усвоению изучаемой дисциплины и повышению уровня Вашей подготовки как специалистов.
Положение о рейтинговой системе для студентов 3 курса стоматологического факультета обсуждена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры № 18 от 25.08.09 г.
Зав. кафедрой
профессор, д.м.н. И.П. Салдан
Тесты, ситуационные задачи.
Вопросы тестового контроля
001. Гигиена – основная медицинская профилактическая дисциплина:
а) изучающая влияние природной среды на здоровье человека;
б) выявляющая факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на человека;
в) разрабатывающая мероприятия по предупреждению неблагоприятного влияния внешних факторов;
г) разрабатывающая гигиенические нормативы;
д) изучающая общие биологические законы взаимодействия внешней среды и человека
002. Основоположниками гигиенической науки в России являются:
а) Доброславин А.П.
б) Семашко Н.А.
в) Соловьев З.П.
г) Хлопин Г.В.
д) Эрисман Ф.Ф.
003. Экология человека – комплексная дисциплина:
а) изучающая влияние природной среды на здоровье человека;
б) выявляющая факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на человека;
в) разрабатывающая мероприятия по предупреждению неблагоприятного влияния внешних факторов;
г) разрабатывающая гигиенические нормативы;
д) изучающая общие биологические законы взаимодействия внешней среды и человека;
004. Неблагоприятные экологические факторы проявляются:
а) изменением газового состава атмосферы;
б) истончением озонового слоя атмосферы;
в) изменением климата;
г) ростом заболеваемости населения;
д) появлением микроорганизмов-мутантов
005. Показателями санитарного состояния почвы являются:
а) санитарное число;
б) коли-титр;
в) титр анаэробов;
г) количество яиц гельминтов в г;
д) количество дождевых червей на м2
006. В почве могут длительно сохранять жизнеспособность возбудители следующих заболеваний:
а) Вас. anthracis;
6) Cl. tetani;
в) Cl. perfringens;
г) Cl. boturmum;
д) Sp. Pallida
007. В интегральном потоке солнечного спектра выделяют области:
а) ультрафиолетовое излучение;
б) видимое излучение;
в) инфракрасное излучение;
г) космическое излучение;
008. Биологическое значение видимой части солнечного спектра:
а) оказывает общестимулирующее действие на организм;
б) повышает обменные процессы;
в) обусловливает возможность осуществления зрительной функции глаза;
г) обладает эритемным действием;
009. Биологическое действие инфракрасной части солнечного спектра:
а) вызывает нагревание кожи;
б) повышает температуру тела;
в) расширяет кожные сосуды;
г) повышает обмен веществ;
д) обладает бактерицидным действием
010. Биологическое действие УФ - области солнечного спектра:
а) загарное;
б) витаминообразующее;
в) эритемное;
г) бактерицидное;
д) тепловое
011. Факторы, влияющие на интенсивность естественного УФ- излучения:
а) прозрачность атмосферы;
б) солнечная активность;
в) высота стояния солнца над горизонтом;
г) высота местности над поверхностью моря;
д) количество зеленых насаждений.
012. Причины снижения количества естественного УФ - излучения на севере:
а) низкое стояние солнца над горизонтом;
б) постоянная облачность;
в) низкая температура воздуха;
г) малое число светлых дней в году
013. Работники профессий, наиболее остро испытывающие явление УФ - недостаточности:
а) строительные рабочие;
б) рабочие шахт;
в) рабочие предприятий, построенных по "бесфонарному" типу;
г) рабочие метрополитена
014. Показания к профилактическому облучению искусственным УФ - излучением:
а) наличие признаков гиповитаминоза Д;
б) работа в условиях изоляции от солнечного света;
в) проживание в северных широтах;
г) повышенное атмосферное давление
015. Противопоказания к профилактическому облучению УФ искусственным излучением:
а) активная форма туберкулеза;
б) заболевания щитовидной железы;
в) заболевания печени;
г) заболевания почек;
д) заболевания сердечно-сосудистой системы
016. Искусственные источники излучения, применяющиеся для профилактического УФ - облучения людей:
а) лампа БУВ;
б) лампа ПРК;
в) лампа ЭУВ
017. Типы фотариев, используемые в настоящее время:
а) маячного типа;
б) кабинного типа;
в) лабиринтного типа
018. Рекомендуемая расчетная величина дозировки коротковолнового УФ - излучения при санации воздуха лампами БУВ:
а) 0,75-1 вт на 1 м3 в присутствии людей;
б) 2-3 вт на 1 м3 в отсутствии людей;
в) 0,75-1 вт на 1 м2 площади помещения
019. Профилактические меры для предотвращения вредного воздействия на людей коротковолнового УФ - излучения:
а) включение ламп в отсутствие людей;
б) экранирование ламп экранами из оконного стекла:
в) экранирование дамп экранами из оргстекла;
г) экранирование ламп непрозрачными экранами
020. Профилактика фотоофтальмии при облучении людей в фотариях:
а) применение очков из темного стекла;
б) применение стеклянных прозрачных очков;
в) применение очков с металлической сеткой
021. Изменения, возникающие в химическом составе воздуха помещения при длительном горении искусственных источников УФ - излучения:
а) образование окислов азота;
б) снижение количества кислорода;
в) образование озона;
г) образование окиси углерода
022. Факторы, определяющие микроклимат:
а) освещенность;
б) температура воздуха;
в) влажность воздуха;
г) скорость движения воздуха;
д) барометрическое давление
023. Функция организма, наиболее чувствительная к изменению микроклиматических условий:
а) терморегуляция;
б) дыхание;
в) пищеварение;
г) деятельность сердечно-сосудистой системы
024. Механизмы теплоотдачи с поверхности кожи:
а) испарение влаги;
б) проведение тепла;
в) излучение
025. Изменения, возникающие в организме при общем переохлаждении:
а) структурные изменения в клетках;
б) спазм периферических сосудов;
в) снижение резистентности организма;
г) ослабление фагоцитарной активности лейкоцитов;
д) усиление легочной вентиляции
026. Изменения, возникающие в организме при общем перегревании:
а) усиление легочной вентиляции;
б) повышение температуры тела;
в) учащение пульса;
г) расширение периферических сосудов;
д) головная боль
027. Условия, при которых человек может подвергаться воздействию повышенного атмосферного давленая:
а) водолазные работы;
б) кессонные работы;
в) строительство подводных туннелей;
г) восхождение в горы;
д) полеты на воздухоплавательных аппаратах
028. Заболевания, возникающие у человека при декомпрессии:
а) горная болезнь;
б) кессонная болезнь;
в) высотная болезнь;
г) судорожная болезнь
029. Биологическое значение видимого света:
а) оказывает стимулирующее действие на организм;
б) повышает обменные процессы;
в) обладает обеззараживающим действием;
г) обеспечивает осуществление зрительной функции глаза;
д) обеспечивает процессы фотосинтеза
030. Функции зрения, улучшающиеся при увеличении освещенности:
а) острота зрения;
б) устойчивость ясного видения;
в) минимальная контрастная чувствительность
031. Показатели для оценки естественной освещенности помещений:
а) коэффициент заглубления;
б) световой коэффициент;
в) размер окон;
г) коэффициент естественной освещенности;
д) количество окон
032. Показатели для оценки естественной освещенности рабочего места:
а) световой коэффициент;
б) угол отверстия;
в) коэффициент естественной освещенности;
г) угол падения;
д) коэффициент заглубления
033. Основные гигиенические требования к источникам искусственного освещения:
а) источник освещения не должен изменять физический и химический состав воздуха;
б) источник освещения должен быть безопасным в пожарном отношении;
в) освещение должно быть равномерным;
г) постоянное свечение источника во времени;
д) источник освещения не должен давать резких теней
034. Основные гигиенические требования к искусственному освещению:
а) должно быть не ниже установленных норм;
б) должно быть равномерным;
в) должно создавать ощущение тепла;
г) спектр должен приближаться к естественному
035. Рациональным освещением называется:
а) достаточное освещение;
б) не ослепляющее глаза;
в) обеспечивающее выполнение работы определенной точности;
г) равномерное
036. Преимущества люминесцентного освещения:
а) высокая экономичность;
б) хорошее цветовосприятие при любом уровне освещенности;
в) большая яркость;
г) рассеянный свет;
д) отсутствие резких теней
037. Недостатка люминесцентного освещения:
а) непостоянство свечения во времени;
б) низкий КПД;
в) чрезмерная яркость;
г) ощущение сумеречности при низких уровнях освещения;
д) возможность искажения цветопередачи
038. Проявление стробоскопического эффекта:
а) нарушение восприятия скорости движения;
б) нарушение восприятия направления движения;
в) наличие эффекта двоения;
г) нарушение объемного восприятия предмета
039. Причины возникновения стробоскопического эффекта:
а) рассеянный свет;
б) непостоянство свечения во времени;
в) малая яркость ламп
040. Гигиенические требования к качеству питьевой воды:
а) безопасность по микробиологическому составу;
б) безвредность по химическому составу;
в) хорошие органолептические свойства;
г) полное отсутствие токсических веществ
041. Под биогеохимическими эндемическими заболеваниями понимают:
а) заболевания, вызванные недостаточным поступлением в организм микроэлементов в связи с их низким содержанием в почве, воде, продуктах питания;
б) заболевания, вызванные избыточным поступлением в организм микроэлементов в связи с их повышенным содержанием в почве, воде, продуктах питания;
в) заболевания, связанные с недостатком микроэлементов в организме эндогенного происхождения
042. Микроэлементы, недостаточное или избыточное поступление которых в организм является причиной определенных эндемических заболеваний людей и животных:
а) фтор;
б) йод;
в) молибден;
г) стронций;
043. Биогеохимические эндемические заболевания:
а) эндемический зоб;
б) флюороз;
в) водно-нитратная метгемоглобинемия;
г) молибденовая подагра;
д) стронциевый рахит
044. Причина развития водно-нитратной метгемоглобинемии:
а) употребление воды с высоким содержанием нитритов;
б) употребление воды с высоким содержанием нитратов:
в) употребление воды с высоким содержанием аммиака
045. Факторы, способствующие развитию тяжелой метге-моглобинемии у грудных детей:
а) диспепсия;
б) пониженная кислотность желудочного сока;
в) угнетение активности холинэстеразы;
г) наличие в желудке и кишечнике гнилостной микрофлоры;
д) неполноценность метгемоглобиновой редуктазы у грудных детей
046. Причина возникновения эндемического зоба:
а) употребление воды с низким содержанием йода;
б) употребление воды с высоким содержанием йода;
в) употребление пищевых продуктов с низким содержанием йода;
г) употребление пищевых продуктов с высоким содержанием йода
047. Нарушения, возникающие при употреблении воды с высоким содержанием хлоридов:
а) снижение секреции желудка;
б) снижение секреции кишечника;
в) повышение моторной функции желудка и кишечника;
г) угнетение выделительной функции почек;
д) нарушение чувства утоления жажды
048. Заболевания, передающиеся водным путем:
а) холера;
б) брюшной тиф;
в) паратифы А и В;
г) бациллярная дизентерия;
д) колиэнтериты
049. Характерные признаки водных эпидемий:
а) медленный подъем кривой заболеваемости;
б) быстрый подъем кривой заболеваемости;
в) непродолжительное стояние кривой на высоком уровне и быстрый спад;
г) связь заболеваний с использованием воды определенного источника;
д) присоединение "контактного хвоста" при вспышках, вызванных контагиозным возбудителем;
050. Санитарно-показательные микроорганизмы, определение количества которых используют для эпидемиологической оценки воды:
а) сальмонелла брюшного тифа;
б) энтерококк;
в) кишечная палочка;
г) шигеллы;
д) С1. perfringens
051. Максимальное значение ОМЧ (общее микробное число), при котором вода считается доброкачественной:
а) 100;
б) 50;
в) 300;
г) 0
052. Максимальное значение ОКБ (общие колиформные бактерии), при котором водопроводная вода считается доброкачественной:
а) 50;
б) 10;
в) 0;
г) 100
053. Вещества и показатели, свидетельствующие о загрязнении воды органическими веществами:
а) аммиак;
б) нитриты;
в) нитраты;
г) окисляемость;
д) БПК
054. Группы показателей для оценки качества питьевой воды по СанПиН 2.1.4.1074-01:
а) эпидемическая безопасность воды;
б) безвредность химического состава;
в) оптимальное содержание в воде микроэлементов;
г) обеспечение благоприятных органолептических свойств воды;
д) пригодность воды для рыборазведения
055. Природные источники воды, используемые для питания хозяйственно-питьевых водопроводов:
а) атмосферные воды;
б) открытые водоемы;
в) опресненная вода морей;
г) межпластовые воды;
д) грунтовые воды
056. Основные способы улучшения качества воды:
а) обеззараживание;
б) опреснение;
в) фторирование;
г) осветление;
д) обезжелезивание
057. Осветление воды сопровождается:
а) освобождением воды от взвешенных веществ;
б) освобождением воды от коллоидных веществ;
в) осаждением микробной взвеси
058. Способы осветления воды:
а) хлорирование;
б) отстаивание;
в) фильтрация;
г) коагуляция
059. Высокая эффективность очистки воды на медленных фильтрах обеспечивается:
а) большой толщиной загрузочного слоя;
б) медленной фильтрацией;
в) наличием биологической пленки;
г) предварительной коагуляцией воды
060. Биологическая пленка представляет собой:
а) коллоидную структуру, обволакивающую песчинки;
б) отложение солей;
в) биоценоз представителей зоофитопланктона и микроорганизмов
061. Реагенты, применяемые для коагуляции:
а) хлор;
б) хлорное железо;
в) сернокислый алюминий;
г) сернокислое железо
062. Физические методы обеззараживания:
а) кипячение;
б) облучение УФ - лучами;
в) хлорирование;
г) воздействие гамма - лучей;
д) воздействие ультразвуком
063. Химические методы обеззараживания:
а) кипячение;
б) хлорирование;
в) УФ - облучение;
г) озонирование;
д) использование олигодинамического действия металлов
064. На водопроводах применяются следующие методы обеззараживания:
а) хлорирование;
б) УФ - облучение;
в) перманганирование;
г) гамма-облучение;
д)озонирование
065. Способы хлорирования воды:
а) хлорирование послепереломными дозами;
б) хлорирование с аммонизацией;
в) хлорирование нормальными дозами;
г) гипохлорирование;
д) гиперхлорирование
066. При нормальном хлорировании дозу хлора устанавливают:
а) путем пробного хлорирования;
б) расчетным способом по величине БПК воды;
в) суммированием величин хлоропоглощаемости и остаточного хлора
067. При нормальном хлорировании доза хлора слагается из следующих компонентов:
а) хлорпоглощаемость + остаточный хлор;
б) хлорпотребность + остаточный хлор
068. Ориентировочные значения суммарной дозы хлора при нормальном хлорировании:
а) 1-5 мг/л;
б) 10-15 мг/л;
в) 20-30 мг/л
069. Минимальное время контакта хлора с водой при нормальном хлорировании:
а) 30 мин. летом;
б) 1 час летом;
в) 30 мин. зимой;
г) 1 час зимой
070. Содержание свободного остаточного хлора после завершения процесса хлорирования:
а) 0.1-0,2 мг/л;
б) 0,3-0,5 мг/л
071. Условия эффективности хлорирования:
а) правильный выбор дозы хлора;
б) соблюдение времени контакта;
в) предварительное удаление растворенных солей;
г) предварительное осветление воды;
д! перемешивание хлора со всем объемом воды
О72. Доза активного хлора при гиперхлорировании устанавливается:
а) путем пробного хлорирования;
б) расчетным методом по БПК воды;
в) берется в зависимости от предполагаемой степени загрязнения воды без лабораторного определения хлорпоглощаемости
073. Ориентировочные дозы хлора, используемые при гиперхлорировании воды:
а) 1-5 мг/л;
6)5- 10 мг/л;
в) 10-20 мг/л
074. Минимальное время контакта при гиперхлорировании воды:
а) 15-20 минут;
б) 30 минут летом;
в) 60 минут зимой
075. Способы дехлорирования воды:
а) обработка гипосульфитом;
б) фильтрация через ионообменные смолы;
в) фильтрация через активированный уголь
076. Хлорирование воды с преаммонизацией применяется:
а) для предупреждения неприятных запахов, возникающих при хлорировании в периоды цветения воды;
б) для предупреждения хлор фенольных запахов;
в) при разветвленной водопроводной сети для увеличения времени бактерицидного действия;
г) в полевых условиях
077. Таблетированные препараты для обеззараживания индивидуальных запасов поды:
а) аквасепт;
б) пантоцид;
в) акрихин;
г) бисульфатпантоцид;
д) пантосепт
078. Недостатки метода хлорирования воды:
а) ухудшение органолептических свойств воды;
б) ненадежность действия на вирусы и споровые формы бактерий;
в) ненадежность действия на возбудителей кишечных инфекций;
г) образование стойких хлорорганических соединений;
д) необходимость постоянного контроля за остаточным хлором
079. Преимущества обеззараживания воды УФ - облучением по сравнению с хлорированием:
а) бактерицидное действие проявляется в отношении вегетативных и споровых форм;
б) не изменяются органолептические свойства воды;
в) в воду не вносится каких-либо посторонних химических веществ;
г) необходимо тщательное предварительное осветление воды
080. Преимущества озонирования по сравнению с хлорированием воды:
а) более широкий спектр бактерицидного действия озона;
б) улучшение органолептических свойств воды;
в) отсутствие в воде после озонирования каких-либо остаточных химических веществ, не свойственных природной воде;
г) дешевизна и доступность метода
081. Под термином "рациональное питание " понимают:
а) питание, соответствующее по калорийности энергозатратам человека
б) питание, содержащее все пищевые вещества в необходимых количествах;
в) питание, сбалансированное по содержанию основных пищевых веществ;
г) питание, способствующее хорошему усвоению питательных веществ вследствие высоких органолептических свойств пищи;
д) питание, предусматривающее соблюдение определенного режима
082. Из каких величин складывается суточный расход энергии?
а) основного обмена;
б) специфически динамического действия пищи;
в) различных видов деятельности
083. Какие пищевые вещества характеризуют качественный состав пищи?
а) жиры;
б) белки;
в) витамины;
г) минеральные соли;
д) углеводы;
084. Биологическая роль белков:
а) являются пластическим материалом;
б) участвуют в синтезе гормонов;
в) участвуют в синтезе ферментов;
г) участвуют в синтезе антител
085. Наиболее дефицитные незаменимые аминокислоты:
А) триптофан;
б) аргинин;
в) лизин;
г) метионин
086. Нарушения, возникающие при белковой недостаточности:
а) развитие жировой инфильтрации печени;
б) изменение химического состава и морфологического строения костей;
в) изменения в эндокринных железах и понижение их функциональной способности;
г) снижение иммунобиологической реактивности организма
087. Продукты, богатые источники полноценного белка:
а) злаковые и продукты их переработки;
б) мясо и мясные продукты;
в) молоко и молочные продукты;
г) рыба и рыбные продукты;
д) овощи и фрукты
088. Биологическая роль жиров:
а) являются важным источником энергии;
б) улучшают вкусовые свойства пищи;
в) являются источником фосфатидов и полиненасыщенных жирных кислот;
г) являются источником витаминов группы В;
д) являются источниками жирорастворимых витаминов
089. Пищевые вещества, поступающие в организм вместе с жирами:
а) полиненасыщенные жирные кислоты;
б) фосфатиды;
в) токоферолы и стерины;
г) соли кальция;
д) жирорастворимые витамины
090. Биологическая роль полиненасыщенных жирных кислот:
а) участвуют в углеводном обмене;
б) способствуют выведению холестерина из организма;
в) повышают эластичность стенок кровеносных сосудов;
г) снижают проницаемость стенок кровеносных сосудов
091. Продукты, являющиеся богатыми источниками полиненасыщенных жирных кислот:
а) сливочное масло;
б) растительные масла;
в) бараний жир;
г) рыбий жир
092. Доля растительных жиров в суточном содержании жира:
а) 10-15%;
б) 25-30%;
в) 40-50%
093. Биологическая роль углеводов:
а) являются богатым источником энергии;
б) являются структурным элементом клеток и тканей;
в) являются источником витамина С
094. Продукты - основные источники углеводов:
а) овощи и фрукты;
б) мясо и мясные продукты;
в) злаковые и продукты их переработки;
г) молоко и молочные продукты;
д) сахар и кондитерские изделия
095. Биологическая роль кальция:
а) участвует в формировании костей скелета;
б) участвует в процессе свертывания крови;
в) необходим для поддержания нормальной нервно-мышечной возбудимости;
г) способствует усвоению белков
096. Факторы, влияющие на усвоение кальция в организме человека:
а) соотношение кальция с жирами;
б) соотношение кальция с фосфором;
в) соотношение кальция с углеводами;
г) соотношение кальция с магнием
097. Продукты - богатые источники хорошо усвояемого кальция:
а) молоко и молочные продукты;
б) овощи и фрукты;
в) зернобобовые продукты;
г) мясо и мясные продукты;
д) рыба и рыбные продукты
098. Что следует понимать под режимом питания?
а) кратность приемов пищи;
б) соблюдение интервалов между приемами пищи;
в) распределение калорийности между приемами пищи
099. Рекомендуемая кратность приемов пищи для взрослых людей:
а) пять;
б) четыре;
в) три;
г) два
100. Оптимальное распределение калорийности пищи по отдельным приемам при трехразовом питании (в процентах):
а) 30-45-25;
б) 15-50-35;
в) 20-60-20
101. Сезоны года, в которых чаще наблюдаются С - гиповитаминозы:
а) осенний;
б) зимний;
в) весенний
102. Причины, приводящие к возникновению С - гиповитаминоза в зимне- весеннее время:
а) снижение сопротивляемости организма;
б) уменьшение содержания витамина С в продуктах питания;
в) увеличение весной ультрафиолетового облучения
103. Потребность людей в витамине С повышается при заболеваниях:
а) инфекционных заболеваниях;
б) туберкулезе;
в) желудочно-кишечных;
г) сердечно-сосудистых
104. Продукты с содержанием витамина С свыше 100 мг %:
а) клубника;
6} лимоны;
в) шиповник;
г) черная смородина;
д) облепиха
105. Условия, способствующие разрушению витамина С в продуктах:
а) щелочная среда;
б) кислая среда;
в) доступ кислорода;
г) аскорбиназа;
д) соли тяжелых металлов
106. Условия, способствующие сохранению витамина С в первых блюдах:
б) наличие солей тяжелых металлов;
в) длительное нагревание продуктов;
г) добавление белка яиц;
д) кислая среда
107. Средняя величина потерь витамина С при кулинарной обработке продуктов:
а) 10-15%;
б) 30 %;
в) 50 %
108. Продукты - основные источники витамина Р:
а) клюква;
б) картофель;
в) брусника;
г) черноплодная рябина;
д) слива
109. Продукты животного происхождения - богатые источники витамина В1:
а) свинина;
б) печень;
в) сливочное масло;
г) яйца;
д) говядина
110. Заболевания, связанные с В1 - витаминной недостаточностью:
а) цинга;
б) рахит;
в) алиментарный полиневрит;
г) жировая инфильтрация печени;
д) гемералопия
111. Продукты - источники витамина В2
а) печень;
б) гречневая крупа;
в) томаты;
г) зеленый горошек;
д) яйца
112. Причины нарушения синтеза витаминаB6 в организме:
а) лечение сульфаниламидами;
б) лечение антибиотиками;
в) заболевания кишечника;
г) острые респираторные заболевания
113. Продукты животного происхождения - источники витамина РР;
а) мясо;
б) рыба;
в) молоко;
г) картофель;
д) печень
114. Продукты растительного происхождения - хорошие источники витамина РР:
а) хлеб;
б) овощи;
в) бобовые;
г) крупы;
д) фрукты
115. Продукты - источники витамина А:
а) морковь;
б) красный перец;
в) томаты;
г) яйца;
д) печень
116. Продукты - источники каротина:
а) морковь;
б) красный перец;
в) томаты;
г) яйца;
д) печень
117. Укажите причины возникновения А- гипервитаминоза:
а) при приеме больших доз ретинола;
б) при приеме больших доз (большого количества) обычного рыбьего жира;
в) при приеме больших количеств морковного сока;
г) при приеме больших количеств печени морских рыб
118. Продукты - источники витамина Д:
а) овощи;
б) зерновые;
в) молоко и молочные продукты;
г) печень морских рыб;
д) яйца
119. Заболевания, связанные с недостаточностью витамина Д в организме:
а) рахит;
б) остеопороз;
в) остеомаляция;
г) цирроз печени
120. Назовите условия, при которых возможно возникновение Д - гипервитаминоза:
а) при приеме больших доз витамина Д;
б) при приеме большого количества обычного рыбьего жира;
в) при приеме большого количества печени морских рыб
121. Как поступить со свининой, если при исследовании на компрессориуме обнаружены 2 трихинеллы?
а) признать мясо непригодным для целей питания;
б) направить на техническую утилизацию;
в) признать годным без ограничений
122. Признаки свежести рыбы:
а) розово - красный цвет жабр;
б) наличие прозрачной слизи на поверхности;
в) прозрачность роговиц;
г) плотная консистенция;
д) вздутие брюха
123. Какие санитарные правила необходимо соблюдать для устранения эпидемиологической опасности молока?
а) предупреждение заражения и загрязнения молока при удое, •хранении и транспортировке;
б) транспортировка молока при температуре +15°С;
в) механизированное доение, процеживание молока через ткань;
г) бактофугирование молока
124. Как поступить с партией мяса крупного рогатого скота, если на 40 см2 обнаружено более 3 финн?
а) использовать для целей питания после обезвреживания варкой в автоклаве в течение 1, 5 часов;
б) использование для целей питания без ограничения;
в) передать на техническую утилизацию;
г) использовать для целей питания после замораживания до 12°С в толще мускулатуры
125. Как изменится удельный вес снятого молока?
а) не изменится;
б) повысится;
в) уменьшится
126. Как обезвредить мясо больных бруцеллезом животных?
а) автоклавировать в течение 1,5 часов;
б) заморозить при температуре -18°С;
в) направить на приготовление вареных колбас;
г) автоклавировать при 0,5 атм. кусками до 2 кг в течение 2,5 часов;
д) проваривать кусками до 2 кг толщиной 8 см в течение 3 часов
127. Рекомендуемая температура хранения молока ("С):
а)+12-+15;
б) +4 - +6;
в) 0 - -2
128. По каким показателям оценивается свежесть молока?
а) по органолептическим свойствам;
б) по кислотности;
в) по сухому остатку;
г) по редуктазной пробе;
д) по свертываемости при кипячении
129. Как поступить с партией мяса крупного рогатого скота, если на 40 см2 обнаруживаются 3 фины?
а) использовать для целей питания после обезвреживания с проваркой в автоклаве в течение 1, 5 часов;
б) использовать для целей питания без ограничения;
в) передать на техническую утилизацию;
г) использовать для целей питания после замораживания до 12°С в толще мускулатуры;
д) использовать для целей питания после обезвреживания проваркой кусками до 2 кг в течение 2 часов
130. Какие гельминтозы могут передаваться человеку с рыбой?
а) дифиллоботриоз;
б) описторхоз;
в)тенниидоз
131. Какое соотношение в молоке между кальцием и фосфором?
а) 1:2;
б) 1:4;
в) 1:0,8
132. Какие показатели будут главными при решении вопроса о продлении сроков реализации партии творога?
а) содержание влаги;
б) содержание жира;
в) кислотность;
г) консистенция;
д) запах и вкус
133. Как поступить с партией мяса, полученной от животных, подо