Методы исследования функционального состояния и
РАБОТОСПОСОБНОСТИ
Цель занятия:овладеть методами исследования физиологических функций организма при изучении работоспособности, состояния умственной деятельности и утомляемости.
Практические навыки: освоить методы исследования физиологических функций организма – хронорефлексометрию, динамометрию, тремометрию; освоить методику оценки умственной работоспособности (корректурная проба).
Контрольные вопросы
- Труд и работа, определения. Виды и формы трудовой деятельности.
- Разновидность физической и умственной работы. Показатели количества и качества работы.
- Сдвиги в организме при физической работе. Изменения в центральной нервной системе, дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной, гуморальной системах.
- Сдвиги в организме при умственной работе.
- Утомление, переутомление, работоспособность. теории утомления.
- Перенапряжение отдельных органов и систем во время работы.
- Классификация труда по степени тяжести и напряжённости мероприятия. Эргономика, производственная эстетика.
Приборы и инструменты:
хронорефлексометр, электротремометр, динамометры (кистевой, становой), аппарат для измерения артериального давления, фонендоскоп, таблицы Анфимова, карандаши, линейки, секундомеры, таблицы.
Самостоятельная работа студентов.
- Исследование внимания с помощью корректурной пробы.
В начале занятия провести исследование исходного состояния умственной деятельности по корректурным таблицам В.Я. Анфимова. Таблица состоит из 30 строк набора букв, по 40 букв в каждой строке. Просматривая строки слева направо в течение двух минут необходимо вычеркнуть заданную преподавателем букву, например «Н». Это простая проба. Затем выполняется проба с дифференцировкой. В течение ещё двух минут просматривая строки слева направо, продолжая вычеркивать заданную в первой пробе букву и подчёркивать сочетание этой буквы с другой заданной буквой, например, подчёркивая сочетание букв «НВ».
В конце занятия пробы с корректурными таблицам Анфимова повторить. Полученные данные обрабатываются следующим образом: подсчитывают количество просмотренных за 2 минуты знаков, число ошибок (пропуски, исправления, неправильно вычеркнутые буквы) в задании с дифференцировкой.
Данные исследования вносят в таблицу наблюдений.
После расчета показателей необходимо дать оценку изменения состояния работоспособности по показателям внимания (А), скорости восприятия и переработки зрительной информации (S), умственной производительности (Е).
Таблица1
Таблица наблюдений.
Время выполнения задания | N | T | V | O | W | M | N | A | S |
Начало занятий | |||||||||
В конце занятия |
N – общее количество просмотренных знаков;
T – время опыта в сек.;
V – скорость просмотра знаков; V=N/T, знаков/сек.;
O – число пропущенных знаков;
W– количество неправильно зачёркнутых знаков;
M – число ошибок, M=O+W;
N– число правильно зачёркнутых и подчёркнутых знаков.
A– показатель внимания, который вычисляется по формуле, %: *100;
Показатель внимания низкий – менее 37%, средний – 37 – 50%, и высокий – более 51%.
S – скорость восприятия и переработки зрительной информации, бит/сек.:
E – умственная производительность, вычисляется по формуле: ; , где B – коэффициент качества.