Показатели наглядности характеризуют отношение каждой из сравниваемых величин к исходному уровню, принятому за 1, 100, 1000 и т. д.

Они применяются в тех случаях, когда в ходе анализа статистического материала возникает необходимость показать изменение во времени ряда величин (явлений) или наглядно сопоставить ряд однородных статистических величин (например, сопоставить уровни рождаемости, смертности, заболеваемости за ряд лет и др.).

Графическое изображение относительных величин

Одним из методов анализа статистических материалов является их графическое изображение.

Применение графического метода в статистическом исследовании делает изучаемые показатели более наглядными, доступными для понимания, позволяет глубже их проанализировать. Графический метод должен быть широко использован при любом статистическом исследовании.

Графическое изображение бывает 3 видов:

1) диаграммы;

2) картограммы;

3) картодиаграммы.

Диаграммы – графическое изображение статистических данных при помощи линий и геометрических фигур. Они в свою очередь подразделяются на:

1) линейные диаграммы;

2) плоскостные диаграммы (столбиковые, секторные);

3) объемные диаграммы.

При построении любого вида диаграмм необходимо соблюдать следующие условия:

1) знать показания к их применению;

2) каждая диаграмма должна иметь четкую, краткую надпись, указывающую время, место, к которым относятся изображаемые данные;

3) диаграмма должна строиться по определенному масштабу;

4) каждая диаграмма должна сопровождаться письменными пояснениями.

Линейные диаграммы – это наиболее подходящий вид графика для изображения динамики явления во времени (например, рождаемость, смертность, заболеваемость за ряд лет и др.).

Плоскостные диаграммы (в частности, столбиковые диаграммы) используются чаще тогда, когда нужно сравнить величины явления за один и тот же период или на одну и ту же дату (например, смертность мужчин и женщин за какой-то год, обеспеченность населения больничными койками в различных областях России и др.).

Для изображения показателя распределения (экстенсивного) используется секторная, внутристолбиковая диаграмма.

Картограмма представляет собой контурную карту города, области и т. д., на которой штриховкой или различным цветом изображают различные уровни какого-либо явления.

Картодиаграмма- это изображение на географической карте той или иной диаграммы.

В заключительной части IV этапа необходимо кратко и четко формулировать выводы и конкретные предложения для практического здравоохранения.

Темы для самостоятельного контроля

1. Дайте определение санитарной статистике.

2. Перечислите этапы статистического исследования.

3. Раскройте содержание первого этапа статистического исследования.

4. Укажите, в чем заключается второй этап статистического исследования.

5. Перечислите последовательно операции, выполняемые на третьем этапе статистического исследования.

6. Дайте определение группировки изучаемых признаков и укажите виды группировок.

7. Назовите виды статистических таблиц и дайте им определение.

8. Перечислите виды относительных величин.

9. Дайте определение интенсивного показателя и показателя соотношения (приведите примеры).

10. Дайте определение экстенсивного показателя и показателя наглядности (приведите примеры).

11. Перечислите виды графических изображений относительных величин.

12. Расскажите методику построения различных видов графических изображений.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА

Задание № 1

Вам предлагается провести статистическое исследование по изучению распространенности ревматизма среди населения города N в связи с условиями жизни и некоторыми факторами, имеющими этиологическое значение.

Для этого:

Опишите 1 этап статистического исследования – составление плана и программы:

1) сформулируйте цель исследования;

2) определите статистическую единицу наблюдения;

3) составьте программу исследования (учетные признаки, характерные для данного заболевания);

4) разработайте макет статистической карты;

5) укажите группировки изучаемых признаков;

6) определите характер исследования по времени, объему и методу сбора материала;

7) составьте макеты 3 статистических таблиц: простой, групповой, комбинационной.

На 4 этапе статистического исследования – статистический анализ – рассчитайте относительные величины (интенсивные и экстенсивные показатели), если известны следующие данные по городу N за следующие 2 периода.



Условия жизни 1 период 2 период
число обслед-х число больных число обслед-х число больных
Хорошие Удовлетворит. Неудовлетворит. ВСЕГО

Изобразите графически полученные статистические показатели и сделайте письменное заключение о влиянии условий жизни на частоту заболеваемости ревматизмом.

Задание № 2

Вам предлагается провести статистическое исследование по изучению распространенности гипертонической болезни среди населения г. N в зависимости от материально-бытовых условий, условий труда и некоторых биологических факторов.

Для этого:

Опишите 1 этап статистического исследования – составление плана и программы:

1) сформулируйте цель исследования;

2) опишите статистическую единицу наблюдения;

3) составьте программу исследования (учетные признаки, характерные для данного заболевания);

4) разработайте макет статистической карты;

5) укажите группировки изучаемых признаков;

6) определите характер исследования по времени, объему и методу сбора материала;

7) составьте макеты 3 статистических таблиц: простой, групповой, комбинационной.

На 4 этапе статистического исслеования – статистический анализ – рассчитайте относительные величины (интенсивные и экстенсивные показатели), если известны следующие данные по городу N за следующие 2 периода

Характер труда 1 период 2 период
число обслед-х число больных число обслед-х число больных
Умственный Физический ВСЕГО

Изобразите графически полученные статистические показатели и сделайте письменное заключение о влиянии характера труда на частоту заболеваемости гипертонической болезнью.

Задание № 3

Вам предлагается провести статистическое исследование по изучению причин хронической пневмонии у детей в зависимости от ряда социально-гигиенических факторов.

Для этого:

Опишите 1 этап статистического исследования – составление плана и программы:

1) сформулируйте цель исследования;

2) опишите статистическую единицу наблюдения;

3) составьте программу исследования (учетные признаки, характерные для данного заболевания);

4) разработайте макет статистической карты;

5) укажите группировки изучаемых признаков;

6) определите характер исследования по времени, объему и методу сбора материала;

7) составьте макеты 3 статистических таблиц: простой, групповой, комбинационной.

На 4 этапе статистического исследования – статистический анализ – рассчитайте относительные величины (интенсивные и экстенсивные показатели), если известны следующие данные по городу N за следующие 2 периода.

Отношение к курению 1 период 2 период
число обслед-х число больных число обслед-х число больных
Курящие Некурящие ВСЕГО

Изобразите графически полученные статистические показатели и сделайте письменное заключение о закономерностях изучаемого явления.

Задание № 4

Вам предлагается провести статистическое исследование по изучению причин и распространенности дорожно-транспортного травматизма с летальным исходом.

Для этого:

Опишите 1 этап статистического исследования – составление плана и программы:

1) сформулируйте цель исследования;

2) опишите статистическую единицу наблюдения;

3) составьте программу исследования (учетные признаки, характерные для данного заболевания);

4) разработайте макет статистической карты;

5) укажите группировки изучаемых признаков;

6) определите характер исследования по времени, объему и методу сбора материала;

7) составьте макеты 3 статистических таблиц: простой, групповой, комбинационной.

На 4 этапе статистического исследования – статистический анализ – рассчитайте относительные величины (интенсивные и экстенсивные показатели), если известны следующие данные по городу N за следующие 2 периода.

Классификация водителей 1 период 2 период
число погибших при ДТП из них находившихся в алк. опьян. число погибших при ДТП из них находившихся в алк. опьян.
Шоферы Автолюбители Мотоциклисты ВСЕГО

Изобразите графически полученные статистические показатели и сделайте письменное заключение о закономерности изучаемого явления.

Задание № 5

Вам предлагается провести статистическое исследование по изучению причин производственного травматизма в связи с организационно-техническими, санитарно-гигиеническими и личностными характеристиками работающих на одном из промышленных предприятий г. N.

Для этого:

Опишите 1 этап статистического исследования – составление плана и программы:

1) сформулируйте цель исследования;

2) опишите статистическую единицу наблюдения;

3) составьте программу исследования (учетные признаки, характерные для данного заболевания);

4) разработайте макет статистической карты;

5) укажите группировки изучаемых признаков;

6) определите характер исследования по времени, объему и методу сбора материала;

7) составьте макеты 3 статистических таблиц: простой, групповой, комбинационной.

На 4 этапе статистического исследования – статистический анализ – рассчитайте относительные величины (интенсивные и экстенсивные показатели), если известны следующие данные по городу N за следующие 2 периода.

Смена работы 1 период 2 период
число рабочих число получивших травму число рабочих число получивших травму
Утренняя Вечерняя Ночная ВСЕГО

Изобразите графически полученные статистические показатели и сделайте письменное заключение о закономерностях изучаемого явления.

Задание № 6

Вам предлагается провести статистическое исследование по изучению качества и исходов стационарного лечения больных аппендицитом в хирургическом отделении г. N.

Для этого:

Опишите 1 этап статистического исследования – составление плана и программы:

1) сформулируйте цель исследования;

2) опишите статистическую единицу наблюдения;

3) составьте программу исследования (учетные признаки, характерные для данного заболевания);

4) разработайте макет статистической карты;

5) укажите группировки изучаемых признаков;

6) определите характер исследования по времени, объему и методу сбора материала;

7) составьте макеты 3 статистических таблиц: простой, групповой, комбинационной.

На 4 этапе статистического исследования – статистический анализ – рассчитайте относительные величины (интенсивные и экстенсивные показатели), если известны следующие данные по городу N за следующие 2 периода.

Форма аппендицита 1 период 2 период
число оперированных число умерших число оперированных число умерших
Катаральная Флегмонозная ВСЕГО

Изобразите графически полученные статистические показатели и сделайте письменное заключение о величине послеоперационной летальности в зависимости от формы аппендицита.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Задание № 1

Вам предлагается провести статистическое исследование по изучению причин младенческой смертности в зависимости от сроков вынашивания беременности, условий ухода за ребенком и некоторых социально-гигиенических факторов.

Для этого:

Опишите 1 этап статистического исследования – составление плана и программы:

1) сформулируйте цель исследования;

2) определите статистическую единицу наблюдения;

3) составьте программу исследования (учетные признаки, характерные для данного заболевания);

4) разработайте макет статистической карты;

5) укажите группировки изучаемых признаков;

6) определите характер исследования по времени, объему и методу сбора материала;

7) составьте макеты 3 статистических таблиц: простой, групповой, комбинационной.

На 4 этапе статистического исследования – статистический анализ – рассчитайте относительные величины (интенсивные и экстенсивные показатели), если известны следующие данные по городу N за следующие 2 периода.

Сроки вынашивания беременности 1 период 2 период
число родившихся живыми число умерших на 1 году жизни число родившихся живыми число умерших на 1 году жизни
Доношенные Недоношенные ВСЕГО

Изобразите графически полученные статистические показатели и сделайте письменное заключение о закономерностях данного явления.

Задание № 2

Вам предлагается провести статистическое исследование по изучению причин частоты абортов с социально-гигиенической точки зрения.

Для этого:

Опишите 1 этап статистического исследования – составление плана и программы:

1) сформулируйте цель исследования;

2) определите статистическую единицу наблюдения;

3) составьте программу исследования (учетные признаки, характерные для данного заболевания);

4) разработайте макет статистической карты;

5) укажите группировки изучаемых признаков;

6) определите характер исследования по времени, объему и методу сбора материала;

7) составьте макеты 3 статистических таблиц: простой, групповой, комбинационной.

На 4 этапе статистического исследования – статистический анализ – рассчитайте относительные величины (интенсивные и экстенсивные показатели), если известны следующие данные по городу N за следующие 2 периода.

Социальное положение женщин 1 период 2 период
число женщин число сделавших аборт число женщин число сделавших аборт
Рабочие Служащие Домохозяйки ВСЕГО

Изобразите графически полученные статистические показатели и сделайте письменное заключение о влиянии социального положения на частоту абортов.

Задание № 3

Вам предлагается провести статистическое исследование по изучению причин хронической пневмонии у детей в зависимости от ряда социально-гигиенических факторов.

Для этого:

Опишите 1 этап статистического исследования – составление плана и программы:

1) сформулируйте цель исследования;

2) определите статистическую единицу наблюдения;

3) составьте программу исследования (учетные признаки, характерные для данного заболевания);

4) разработайте макет статистической карты;

5) укажите группировки изучаемых признаков;

6) определите характер исследования по времени, объему и методу сбора материала;

7) составьте макеты 3 статистических таблиц: простой, групповой, комбинационной.

На 4 этапе статистического исследования – статистический анализ – рассчитайте относительные величины (интенсивные и экстенсивные показатели), если известны следующие данные по городу N за следующие 2 периода.

Характер жилищных условий 1 период 2 период
число детей из них больных хр. пневмон. число детей из них больных хр. пневмон.
Отдельная квартира Коммунальная квартира Общежитие ВСЕГО

Изобразите графически полученные статистические показатели и сделайте письменное заключение о влиянии жилищных условий детей на частоту заболеваемости хронической пневмонией.

Задание № 4

Вам предлагается провести статистическое исследование по изучению физического развития учащихся ПТУ в зависимости от некоторых социально-гигиенических факторов.

Для этого:

Опишите 1 этап статистического исследования – составление плана и программы:

1) сформулируйте цель исследования;

2) определите статистическую единицу наблюдения;

3) составьте программу исследования (учетные признаки, характерные для данного заболевания);

4) разработайте макет статистической карты;

5) укажите группировки изучаемых признаков;

6) определите характер исследования по времени, объему и методу сбора материала;

7) составьте макеты 3 статистических таблиц: простой, групповой, комбинационной.

На 4 этапе статистического исследования – статистический анализ – рассчитайте относительные величины (интенсивные и экстенсивные показатели), если известны следующие данные по городу N за следующие 2 периода.

Уровень физического развития 1 период 2 период
число учащихся ПТУ из них занимающ. спортом число учащихся ПТУ из них занимающ. спортом
Хорошее Удовлетворительное Неудовлетворительное ВСЕГО

Изобразите графически полученные статистические показатели и сделайте письменное заключение о влиянии спорта на уровень физического развития учащихся ПТУ.

Задание № 5

Вам предлагается провести статистическое исследование по изучению причин понижения остроты зрения у детей школьного возраста.

Для этого:

Опишите 1 этап статистического исследования – составление плана и программы:

1) сформулируйте цель исследования;

2) определите статистическую единицу наблюдения;

3) составьте программу исследования (учетные признаки, характерные для данного заболевания);

4) разработайте макет статистической карты;

5) укажите группировки изучаемых признаков;

6) определите характер исследования по времени, объему и методу сбора материала;

7) составьте макеты 3 статистических таблиц: простой, групповой, комбинационной.

На 4 этапе статистического исследования – статистический анализ – рассчитайте относительные величины (интенсивные и экстенсивные показатели), если известны следующие данные по городу N за следующие 2 периода.

Освещенность рабочего места 1 период 2 период
число школьников из них с пониж. остр. зрен. число школьников из них с пониж. остр. зрен.
Достаточная Недостаточная ВСЕГО

Изобразите графически полученные статистические показатели и сделайте письменное заключение о влиянии освещенности рабочего места на остроту зрения школьников.

Задание № 6

Вам предлагается провести статистическое исследование по изучению нервно-психических заболеваний у детей в зависимости от некоторых факторов социально-гигиенического характера.

Для этого:

Опишите 1 этап статистического исследования – составление плана и программы:

1) сформулируйте цель исследования;

2) определите статистическую единицу наблюдения;

3) составьте программу исследования (учетные признаки, характерные для данного заболевания);

4) разработайте макет статистической карты;

5) укажите группировки изучаемых признаков;

6) определите характер исследования по времени, объему и методу сбора материала;

7) составьте макеты 3 статистических таблиц: простой, групповой, комбинационной.

На 4 этапе статистического исследования – статистический анализ – рассчитайте относительные величины (интенсивные и экстенсивные показатели), если известны следующие данные по городу N за следующие 2 периода.

Обстановка в семье 1 период 2 период
число детей из них страд. нерв.- псих. заболев. число детей из них страд. нерв.- псих. заболев.
Спокойная Конфликтная ВСЕГО

Изобразите графически полученные статистические показатели и сделайте письменное заключение о влиянии семейной обстановки на уровень нервно-психической заболеваемости у детей.

Тема: СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ

Цель занятия: ознакомиться с основами вариационной статистики, научиться технике составления рядов, методике вычисления и оценки средних величин.

Средняя величина дает характеристику коллектива, состоящего из единиц, одинаково обладающих основным качественным признаком, но имеющих различное количественное выражение этого признака.

Каждая средняя величина может характеризовать коллектив только в отношении какого-либо одного качественного признака. Поэтому для каждого коллектива может быть выведено столько средних величин, сколько этот коллектив имеет количественно варьирующих качественных признаков. Например, для коллектива рабочих какого-либо завода можно вывести средние величины заработной платы, производительности труда; можно высчитать для этого коллектива средние величины роста, веса, среднюю длительность нетрудоспособности в результате заболеваний и т. д.

Каждая из этих средних величин определяет коллектив в отношении того качества, для которого она выведена и ничего не говорит о характеристике коллектива в отношении всех других качеств.

Если варьирующие величины признака для однородных коллективов обобщены при помощи средних, можно производить сравнение таких коллективов.

В тех случаях, когда изучаемая совокупность не является однотипной, необходимо разбить ее на однотипные группы и пользоваться средними только для этих групп.

Средние величины находят широкое применение в биологии и медицине:

а) при изучении физического развития отдельных групп населения (рост, вес, окружность грудной клетки, спирометрия, динамометрия);

б) для оценки деятельности лечебно-профилактических учреждений (средняя посещаемость на одного жителя в год, среднегодовая занятость койки, среднечасовая нагрузка врача);

в) в различных санитарно-гигиенических исследованиях (среднее содержание белков, жиров, углеводов в продуктах питания, средние нормы запыленности, влажности воздуха);

г) в экспериментально-лабораторных исследованиях (температура, АД, биохимический состав крови);

д) в демографических и социально-гигиенических исследованиях (средняя продолжительность предстоящей жизни, средняя стоимость одного койко-дня и т. д.).

Средняя величина является сводной обобщающей характеристикой какого-либо явления по определенному изменяющемуся количественному признаку.

Наши рекомендации