Показатели наглядности характеризуют отношение каждой из сравниваемых величин к исходному уровню, принятому за 1, 100, 1000 и т. д.
Они применяются в тех случаях, когда в ходе анализа статистического материала возникает необходимость показать изменение во времени ряда величин (явлений) или наглядно сопоставить ряд однородных статистических величин (например, сопоставить уровни рождаемости, смертности, заболеваемости за ряд лет и др.).
Графическое изображение относительных величин
Одним из методов анализа статистических материалов является их графическое изображение.
Применение графического метода в статистическом исследовании делает изучаемые показатели более наглядными, доступными для понимания, позволяет глубже их проанализировать. Графический метод должен быть широко использован при любом статистическом исследовании.
Графическое изображение бывает 3 видов:
1) диаграммы;
2) картограммы;
3) картодиаграммы.
Диаграммы – графическое изображение статистических данных при помощи линий и геометрических фигур. Они в свою очередь подразделяются на:
1) линейные диаграммы;
2) плоскостные диаграммы (столбиковые, секторные);
3) объемные диаграммы.
При построении любого вида диаграмм необходимо соблюдать следующие условия:
1) знать показания к их применению;
2) каждая диаграмма должна иметь четкую, краткую надпись, указывающую время, место, к которым относятся изображаемые данные;
3) диаграмма должна строиться по определенному масштабу;
4) каждая диаграмма должна сопровождаться письменными пояснениями.
Линейные диаграммы – это наиболее подходящий вид графика для изображения динамики явления во времени (например, рождаемость, смертность, заболеваемость за ряд лет и др.).
Плоскостные диаграммы (в частности, столбиковые диаграммы) используются чаще тогда, когда нужно сравнить величины явления за один и тот же период или на одну и ту же дату (например, смертность мужчин и женщин за какой-то год, обеспеченность населения больничными койками в различных областях России и др.).
Для изображения показателя распределения (экстенсивного) используется секторная, внутристолбиковая диаграмма.
Картограмма представляет собой контурную карту города, области и т. д., на которой штриховкой или различным цветом изображают различные уровни какого-либо явления.
Картодиаграмма- это изображение на географической карте той или иной диаграммы.
В заключительной части IV этапа необходимо кратко и четко формулировать выводы и конкретные предложения для практического здравоохранения.
Темы для самостоятельного контроля
1. Дайте определение санитарной статистике.
2. Перечислите этапы статистического исследования.
3. Раскройте содержание первого этапа статистического исследования.
4. Укажите, в чем заключается второй этап статистического исследования.
5. Перечислите последовательно операции, выполняемые на третьем этапе статистического исследования.
6. Дайте определение группировки изучаемых признаков и укажите виды группировок.
7. Назовите виды статистических таблиц и дайте им определение.
8. Перечислите виды относительных величин.
9. Дайте определение интенсивного показателя и показателя соотношения (приведите примеры).
10. Дайте определение экстенсивного показателя и показателя наглядности (приведите примеры).
11. Перечислите виды графических изображений относительных величин.
12. Расскажите методику построения различных видов графических изображений.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА
Задание № 1
Вам предлагается провести статистическое исследование по изучению распространенности ревматизма среди населения города N в связи с условиями жизни и некоторыми факторами, имеющими этиологическое значение.
Для этого:
Опишите 1 этап статистического исследования – составление плана и программы:
1) сформулируйте цель исследования;
2) определите статистическую единицу наблюдения;
3) составьте программу исследования (учетные признаки, характерные для данного заболевания);
4) разработайте макет статистической карты;
5) укажите группировки изучаемых признаков;
6) определите характер исследования по времени, объему и методу сбора материала;
7) составьте макеты 3 статистических таблиц: простой, групповой, комбинационной.
На 4 этапе статистического исследования – статистический анализ – рассчитайте относительные величины (интенсивные и экстенсивные показатели), если известны следующие данные по городу N за следующие 2 периода.
Условия жизни | 1 период | 2 период | ||
число обслед-х | число больных | число обслед-х | число больных | |
Хорошие Удовлетворит. Неудовлетворит. ВСЕГО |
Изобразите графически полученные статистические показатели и сделайте письменное заключение о влиянии условий жизни на частоту заболеваемости ревматизмом.
Задание № 2
Вам предлагается провести статистическое исследование по изучению распространенности гипертонической болезни среди населения г. N в зависимости от материально-бытовых условий, условий труда и некоторых биологических факторов.
Для этого:
Опишите 1 этап статистического исследования – составление плана и программы:
1) сформулируйте цель исследования;
2) опишите статистическую единицу наблюдения;
3) составьте программу исследования (учетные признаки, характерные для данного заболевания);
4) разработайте макет статистической карты;
5) укажите группировки изучаемых признаков;
6) определите характер исследования по времени, объему и методу сбора материала;
7) составьте макеты 3 статистических таблиц: простой, групповой, комбинационной.
На 4 этапе статистического исслеования – статистический анализ – рассчитайте относительные величины (интенсивные и экстенсивные показатели), если известны следующие данные по городу N за следующие 2 периода
Характер труда | 1 период | 2 период | ||
число обслед-х | число больных | число обслед-х | число больных | |
Умственный Физический ВСЕГО |
Изобразите графически полученные статистические показатели и сделайте письменное заключение о влиянии характера труда на частоту заболеваемости гипертонической болезнью.
Задание № 3
Вам предлагается провести статистическое исследование по изучению причин хронической пневмонии у детей в зависимости от ряда социально-гигиенических факторов.
Для этого:
Опишите 1 этап статистического исследования – составление плана и программы:
1) сформулируйте цель исследования;
2) опишите статистическую единицу наблюдения;
3) составьте программу исследования (учетные признаки, характерные для данного заболевания);
4) разработайте макет статистической карты;
5) укажите группировки изучаемых признаков;
6) определите характер исследования по времени, объему и методу сбора материала;
7) составьте макеты 3 статистических таблиц: простой, групповой, комбинационной.
На 4 этапе статистического исследования – статистический анализ – рассчитайте относительные величины (интенсивные и экстенсивные показатели), если известны следующие данные по городу N за следующие 2 периода.
Отношение к курению | 1 период | 2 период | ||
число обслед-х | число больных | число обслед-х | число больных | |
Курящие Некурящие ВСЕГО |
Изобразите графически полученные статистические показатели и сделайте письменное заключение о закономерностях изучаемого явления.
Задание № 4
Вам предлагается провести статистическое исследование по изучению причин и распространенности дорожно-транспортного травматизма с летальным исходом.
Для этого:
Опишите 1 этап статистического исследования – составление плана и программы:
1) сформулируйте цель исследования;
2) опишите статистическую единицу наблюдения;
3) составьте программу исследования (учетные признаки, характерные для данного заболевания);
4) разработайте макет статистической карты;
5) укажите группировки изучаемых признаков;
6) определите характер исследования по времени, объему и методу сбора материала;
7) составьте макеты 3 статистических таблиц: простой, групповой, комбинационной.
На 4 этапе статистического исследования – статистический анализ – рассчитайте относительные величины (интенсивные и экстенсивные показатели), если известны следующие данные по городу N за следующие 2 периода.
Классификация водителей | 1 период | 2 период | ||
число погибших при ДТП | из них находившихся в алк. опьян. | число погибших при ДТП | из них находившихся в алк. опьян. | |
Шоферы Автолюбители Мотоциклисты ВСЕГО |
Изобразите графически полученные статистические показатели и сделайте письменное заключение о закономерности изучаемого явления.
Задание № 5
Вам предлагается провести статистическое исследование по изучению причин производственного травматизма в связи с организационно-техническими, санитарно-гигиеническими и личностными характеристиками работающих на одном из промышленных предприятий г. N.
Для этого:
Опишите 1 этап статистического исследования – составление плана и программы:
1) сформулируйте цель исследования;
2) опишите статистическую единицу наблюдения;
3) составьте программу исследования (учетные признаки, характерные для данного заболевания);
4) разработайте макет статистической карты;
5) укажите группировки изучаемых признаков;
6) определите характер исследования по времени, объему и методу сбора материала;
7) составьте макеты 3 статистических таблиц: простой, групповой, комбинационной.
На 4 этапе статистического исследования – статистический анализ – рассчитайте относительные величины (интенсивные и экстенсивные показатели), если известны следующие данные по городу N за следующие 2 периода.
Смена работы | 1 период | 2 период | ||
число рабочих | число получивших травму | число рабочих | число получивших травму | |
Утренняя Вечерняя Ночная ВСЕГО |
Изобразите графически полученные статистические показатели и сделайте письменное заключение о закономерностях изучаемого явления.
Задание № 6
Вам предлагается провести статистическое исследование по изучению качества и исходов стационарного лечения больных аппендицитом в хирургическом отделении г. N.
Для этого:
Опишите 1 этап статистического исследования – составление плана и программы:
1) сформулируйте цель исследования;
2) опишите статистическую единицу наблюдения;
3) составьте программу исследования (учетные признаки, характерные для данного заболевания);
4) разработайте макет статистической карты;
5) укажите группировки изучаемых признаков;
6) определите характер исследования по времени, объему и методу сбора материала;
7) составьте макеты 3 статистических таблиц: простой, групповой, комбинационной.
На 4 этапе статистического исследования – статистический анализ – рассчитайте относительные величины (интенсивные и экстенсивные показатели), если известны следующие данные по городу N за следующие 2 периода.
Форма аппендицита | 1 период | 2 период | ||
число оперированных | число умерших | число оперированных | число умерших | |
Катаральная Флегмонозная ВСЕГО |
Изобразите графически полученные статистические показатели и сделайте письменное заключение о величине послеоперационной летальности в зависимости от формы аппендицита.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Задание № 1
Вам предлагается провести статистическое исследование по изучению причин младенческой смертности в зависимости от сроков вынашивания беременности, условий ухода за ребенком и некоторых социально-гигиенических факторов.
Для этого:
Опишите 1 этап статистического исследования – составление плана и программы:
1) сформулируйте цель исследования;
2) определите статистическую единицу наблюдения;
3) составьте программу исследования (учетные признаки, характерные для данного заболевания);
4) разработайте макет статистической карты;
5) укажите группировки изучаемых признаков;
6) определите характер исследования по времени, объему и методу сбора материала;
7) составьте макеты 3 статистических таблиц: простой, групповой, комбинационной.
На 4 этапе статистического исследования – статистический анализ – рассчитайте относительные величины (интенсивные и экстенсивные показатели), если известны следующие данные по городу N за следующие 2 периода.
Сроки вынашивания беременности | 1 период | 2 период | ||
число родившихся живыми | число умерших на 1 году жизни | число родившихся живыми | число умерших на 1 году жизни | |
Доношенные Недоношенные ВСЕГО |
Изобразите графически полученные статистические показатели и сделайте письменное заключение о закономерностях данного явления.
Задание № 2
Вам предлагается провести статистическое исследование по изучению причин частоты абортов с социально-гигиенической точки зрения.
Для этого:
Опишите 1 этап статистического исследования – составление плана и программы:
1) сформулируйте цель исследования;
2) определите статистическую единицу наблюдения;
3) составьте программу исследования (учетные признаки, характерные для данного заболевания);
4) разработайте макет статистической карты;
5) укажите группировки изучаемых признаков;
6) определите характер исследования по времени, объему и методу сбора материала;
7) составьте макеты 3 статистических таблиц: простой, групповой, комбинационной.
На 4 этапе статистического исследования – статистический анализ – рассчитайте относительные величины (интенсивные и экстенсивные показатели), если известны следующие данные по городу N за следующие 2 периода.
Социальное положение женщин | 1 период | 2 период | ||
число женщин | число сделавших аборт | число женщин | число сделавших аборт | |
Рабочие Служащие Домохозяйки ВСЕГО |
Изобразите графически полученные статистические показатели и сделайте письменное заключение о влиянии социального положения на частоту абортов.
Задание № 3
Вам предлагается провести статистическое исследование по изучению причин хронической пневмонии у детей в зависимости от ряда социально-гигиенических факторов.
Для этого:
Опишите 1 этап статистического исследования – составление плана и программы:
1) сформулируйте цель исследования;
2) определите статистическую единицу наблюдения;
3) составьте программу исследования (учетные признаки, характерные для данного заболевания);
4) разработайте макет статистической карты;
5) укажите группировки изучаемых признаков;
6) определите характер исследования по времени, объему и методу сбора материала;
7) составьте макеты 3 статистических таблиц: простой, групповой, комбинационной.
На 4 этапе статистического исследования – статистический анализ – рассчитайте относительные величины (интенсивные и экстенсивные показатели), если известны следующие данные по городу N за следующие 2 периода.
Характер жилищных условий | 1 период | 2 период | ||
число детей | из них больных хр. пневмон. | число детей | из них больных хр. пневмон. | |
Отдельная квартира Коммунальная квартира Общежитие ВСЕГО |
Изобразите графически полученные статистические показатели и сделайте письменное заключение о влиянии жилищных условий детей на частоту заболеваемости хронической пневмонией.
Задание № 4
Вам предлагается провести статистическое исследование по изучению физического развития учащихся ПТУ в зависимости от некоторых социально-гигиенических факторов.
Для этого:
Опишите 1 этап статистического исследования – составление плана и программы:
1) сформулируйте цель исследования;
2) определите статистическую единицу наблюдения;
3) составьте программу исследования (учетные признаки, характерные для данного заболевания);
4) разработайте макет статистической карты;
5) укажите группировки изучаемых признаков;
6) определите характер исследования по времени, объему и методу сбора материала;
7) составьте макеты 3 статистических таблиц: простой, групповой, комбинационной.
На 4 этапе статистического исследования – статистический анализ – рассчитайте относительные величины (интенсивные и экстенсивные показатели), если известны следующие данные по городу N за следующие 2 периода.
Уровень физического развития | 1 период | 2 период | ||
число учащихся ПТУ | из них занимающ. спортом | число учащихся ПТУ | из них занимающ. спортом | |
Хорошее Удовлетворительное Неудовлетворительное ВСЕГО |
Изобразите графически полученные статистические показатели и сделайте письменное заключение о влиянии спорта на уровень физического развития учащихся ПТУ.
Задание № 5
Вам предлагается провести статистическое исследование по изучению причин понижения остроты зрения у детей школьного возраста.
Для этого:
Опишите 1 этап статистического исследования – составление плана и программы:
1) сформулируйте цель исследования;
2) определите статистическую единицу наблюдения;
3) составьте программу исследования (учетные признаки, характерные для данного заболевания);
4) разработайте макет статистической карты;
5) укажите группировки изучаемых признаков;
6) определите характер исследования по времени, объему и методу сбора материала;
7) составьте макеты 3 статистических таблиц: простой, групповой, комбинационной.
На 4 этапе статистического исследования – статистический анализ – рассчитайте относительные величины (интенсивные и экстенсивные показатели), если известны следующие данные по городу N за следующие 2 периода.
Освещенность рабочего места | 1 период | 2 период | ||
число школьников | из них с пониж. остр. зрен. | число школьников | из них с пониж. остр. зрен. | |
Достаточная Недостаточная ВСЕГО |
Изобразите графически полученные статистические показатели и сделайте письменное заключение о влиянии освещенности рабочего места на остроту зрения школьников.
Задание № 6
Вам предлагается провести статистическое исследование по изучению нервно-психических заболеваний у детей в зависимости от некоторых факторов социально-гигиенического характера.
Для этого:
Опишите 1 этап статистического исследования – составление плана и программы:
1) сформулируйте цель исследования;
2) определите статистическую единицу наблюдения;
3) составьте программу исследования (учетные признаки, характерные для данного заболевания);
4) разработайте макет статистической карты;
5) укажите группировки изучаемых признаков;
6) определите характер исследования по времени, объему и методу сбора материала;
7) составьте макеты 3 статистических таблиц: простой, групповой, комбинационной.
На 4 этапе статистического исследования – статистический анализ – рассчитайте относительные величины (интенсивные и экстенсивные показатели), если известны следующие данные по городу N за следующие 2 периода.
Обстановка в семье | 1 период | 2 период | ||
число детей | из них страд. нерв.- псих. заболев. | число детей | из них страд. нерв.- псих. заболев. | |
Спокойная Конфликтная ВСЕГО |
Изобразите графически полученные статистические показатели и сделайте письменное заключение о влиянии семейной обстановки на уровень нервно-психической заболеваемости у детей.
Тема: СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Цель занятия: ознакомиться с основами вариационной статистики, научиться технике составления рядов, методике вычисления и оценки средних величин.
Средняя величина дает характеристику коллектива, состоящего из единиц, одинаково обладающих основным качественным признаком, но имеющих различное количественное выражение этого признака.
Каждая средняя величина может характеризовать коллектив только в отношении какого-либо одного качественного признака. Поэтому для каждого коллектива может быть выведено столько средних величин, сколько этот коллектив имеет количественно варьирующих качественных признаков. Например, для коллектива рабочих какого-либо завода можно вывести средние величины заработной платы, производительности труда; можно высчитать для этого коллектива средние величины роста, веса, среднюю длительность нетрудоспособности в результате заболеваний и т. д.
Каждая из этих средних величин определяет коллектив в отношении того качества, для которого она выведена и ничего не говорит о характеристике коллектива в отношении всех других качеств.
Если варьирующие величины признака для однородных коллективов обобщены при помощи средних, можно производить сравнение таких коллективов.
В тех случаях, когда изучаемая совокупность не является однотипной, необходимо разбить ее на однотипные группы и пользоваться средними только для этих групп.
Средние величины находят широкое применение в биологии и медицине:
а) при изучении физического развития отдельных групп населения (рост, вес, окружность грудной клетки, спирометрия, динамометрия);
б) для оценки деятельности лечебно-профилактических учреждений (средняя посещаемость на одного жителя в год, среднегодовая занятость койки, среднечасовая нагрузка врача);
в) в различных санитарно-гигиенических исследованиях (среднее содержание белков, жиров, углеводов в продуктах питания, средние нормы запыленности, влажности воздуха);
г) в экспериментально-лабораторных исследованиях (температура, АД, биохимический состав крови);
д) в демографических и социально-гигиенических исследованиях (средняя продолжительность предстоящей жизни, средняя стоимость одного койко-дня и т. д.).
Средняя величина является сводной обобщающей характеристикой какого-либо явления по определенному изменяющемуся количественному признаку.