Штаты и кадры медицинских работников

Для анализа кадров медицинских работников лечебно-профилактических учреждений используется информация статистических отчетных форм № 30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении» и № 17 «Сведения о медицинских кадрах», которые содержат абсолютные данные о штатных и занятых должностях, физических лицах, а также о числе лиц, имеющих квалификационные категории и сертификаты.

2.3.4. Финансово-экономическая деятельность учреждения здравоохранения

Общеизвестно, что ресурсы здравоохранения ограничены, а основные затраты на медицинские услуги ложатся «на плечи» налогоплательщиков. Анализ и выявление причин, приводящих к увеличению затрат на единицу «продукта» (медицинские услуги), становятся одной из главных задач органов и учреждений здравоохранения.

Обеспечение руководителей необходимой своевременной, достоверной аналитической информацией экономического характера, способствующей повышению эффективности использования имеющихся ресурсов (кадров, коек, оборудования, финансов и др.) является главной целью экономического анализа деятельности учреждений здравоохранения.

Конечной целью всей экономической деятельности является удовлетворение многообразных потребностей людей, в том числе в товарах и услугах здравоохранения, в здоровье.

Потребности людей в товарах и услугах для сохранения и укрепления здоровья, профилактики, диагностики, лечения и реабилитации достаточно велики и продолжают расти, а финансовые и материально-технические ресурсы учреждений здравоохранения для их удовлетворения недостаточны, и поиск дополнительных ресурсов – весьма нелегкая задача, решать которую нужно исходя из возможностей рыночной экономики.

Все показатели, используемые для экономического анализа, начиная от показателей, характеризующих потребность, и заканчивая показателями оценки качества лечения, рассчитываются и анализируются с учетом имеющихся нормативов. В случае отсутствия нормативов используются сложившиеся уровни (средние за 3 последних года) или расчетно-плановые значения.

При данном анализе проводят сравнение фактически достигнутых результатов с плановыми показателями, сравнение с предыдущим периодом, со средними отраслевыми показателями, с показателями однотипных учреждений здравоохранения.

При анализе связей между объектами принято выделять две стадии – качественный и количественный анализ связей, а также влияние внешнесредовых воздействий на результат функционирования объекта. Важно определить влияние одной группы показателей (внешних) на другую группу показателей (внутренних).

Для оценки влияния внешних систем на показатели деятельности объектов здравоохранения можно использовать метод ранговой корреляции. Показатели, функционально связанные друг с другом, следует оценивать вместе. Для оценки устойчивости во времени следует сравнить показатели взаимодействия за несколько лет.

Состав и последовательность экономического анализа включают:

– анализ обобщающих показателей, характеризующих реальный спрос населения на стационарную и амбулаторно-поликлиническую помощь;

– анализ обобщающих показателей, характеризующих реальное предложение учреждения здравоохранения, позволяющее удовлетворить спрос населения на стационарном и амбулаторном этапах;

– анализ стоимостных показателей использования материальных и финансовых ресурсов;

– анализ использования трудовых ресурсов;

– анализ себестоимости медицинских услуг;

– анализ финансового обеспечения;

– анализ эффективности деятельности хозяйственных подразделений;

– принятие управленческих решений.

2.3.4.1. Расчет стоимостных показателей учреждений здравоохранения на основе сметы расходов

Для расчета стоимостных показателей используются финансовый отчет по статьям сметы расходов, статистические отчетные данные за отчетный временной отрезок. Алгоритм расчета представлен в следующем виде:

- средняя стоимость содержания одной больничной койки (за квартал, полугодие, год) рассчитывается делением суммы всех расходов стационара на среднегодовое число коек за промежуток времени. Среднегодовое число коек определяем путем деления суммы функционирующих коек ежемесячно на 12 ((Число месяцев в году);

- средняя стоимость одного дня пребывания больного в отделении и в целом по стационару можно определить, разделив сумму всех затрат за промежуток времени на число выполненных койко-дней в стационаре;

- средняя стоимость пролеченного больного рассчитывается путем деления суммы всех затрат по стационару (отделению, профилю коек) на число выбывших больных (выписанные плюс умершие) за промежуток времени.

- удельный вес постатейных (в смете расходов) затрат (в процентном отношении) в стоимости содержания одной больничной койки стационара (отделения) определяем следующим путем: фактические затраты по N-й статье сметы расходов делим на всю сумму затрат по больнице (отделению), умножаем на 100 и полученное произведение делим на среднегодовое число коек. Данный показатель может быть рассчитан за квартал, полугодие, год;

- удельный вес постатейных затрат в стоимости выбывших больных определяется аналогичным путем: фактические затраты по N-й статье сметы расходов делим на всю сумму расходов по больнице (отделению), умножаем на 100 и полученное произведение делим на число выбывших больных;

- стоимость одного дня пребывания больного в стационаре по N-й статье сметы расходов определяем так: фактические затраты по N-й статье делим на число выполненных больницей койко-дней.

Структура затрат на диагностику, лечение, операции, анестезиологические пособия и т.п. рассчитывается делением фактического дохода параклинических отделений (лаборатории, отделение функциональной диагностики и др.), операционного блока, анестезиологического отделения и т.п. в целом по больнице и пo каждому отделению, на всю сумму затрат больницы (отделения) и умножением на 100 (в процентном отношении).

Удельный вес затрат на услуги других учреждений в стоимости пролеченного больного получаем путем деления суммы всех фактических затрат (станции переливания крови, станции скорой помощи, консультативные поликлиники и т.д.) на затраты больницы (отделения) и умножения на 100.

Удельный вес необоснованных затрат (штраф, пени и др.) в стоимости пролеченного больного рассчитываем делением суммы выплаченных штрафов на сумму всех затрат больницы (отделения) и умножением на 100. Удержания из оплаты свидетельствуют о том, что медицинские услуги, представленные в счете на оплату не подтверждены документально, либо не могли быть выполнены данному больному, т.е. речь идет не о том, что больница сделала что-либо лишнее, а о том, что она захотела получить деньги за невыполненные услуги.

2.3.4.2. Показатели деятельности учреждения, влияющие на стоимостные характеристики

Уровень достижения нормативного (расчетного) значения показателя числа дней работы койки в году. Известно, что на содержание пустующей койки приходится около 75% от всех расходов на занятую койку, поэтому весьма важно определить нормативно-плановое число дней работы койки в году и обеспечить его выполнение.

Определение нормативно-планового числа дней занятости койки можно провести поформуле (М.П. Ройтман и соавт., 1971):

Д = 365 – [tp + (tn x Fk)], где

Д – среднее (Число дней использования койки в году;

tр – время простоя в связи с ремонтом, профилактической дезинфекцией и др.;

tn – среднее время простоя койки из-за смены больных в днях;

Fk – оборот койки.

Расчет планового числа дней работы койки в году необходимо проводить по каждому профилю с учетом сезонности в каждом квартале. В качестве оптимальной величины времени простоя койки предлагается принять показатель, равный 1, на одного пролеченного. Уровень достижения нормативного значения показателя числа дней работы койки за N-й временной период рассчитывается делением фактического значения на нормативно-плановый и умножением на 100;

Выполнение плана по числу пролеченных больных. При формировании муниципального заказа учитываются оптимальные значения показателей: число дней работы койки, средняя длительность лечения и потребность населения (прогноз госпитальной заболеваемости). Муниципальный заказ в виде числа пролеченных по профилям с набором конкретных показателей доводится до каждого отделения.

Данный показатель рассчитывается делением фактического числа пролеченных пациентов в больнице (отделении) на плановое значение и умножением на 100;

Показатель соответствия рекомендуемых (расчетных) средних сроков длительности лечения фактическому. Интенсивность использования коек стационара во многом зависит от длительности лечения каждого случая, то есть пребывания больного в стационаре. Сокращение сроков лечения не должно отразиться на качестве лечения. Поэтому для расчета планового значения данного показателя необходимо учитывать не только динамику показателя, но и уровень использования современных методов диагностики и лечения, применение новых технологий. Следует учесть, что отклонение, как в сторону завышения, так и в сторону сокращения средних сроков пребывания нежелательно.

Показатель соответствия фактического среднего срока пребывания больного в стационаре нормативному сроку рассчитывается делением фактического значения на нормативное и должно быть равно 1,0 (±0,05).

В качестве некоторого интегрированного показателя, характеризующего эффективность использования больничных коек, может быть взят показатель «оборот больничной койки», то есть, сколько человек может пролечиться в течение года на одной койке. Рассчитывается он несколькими способами. Один из способов: деление планового (расчетного) числа пользованных больных на среднегодовое число коек.

Поэтому показатель «степень достижения оптимального значения оборота койки» определяем путем деления фактического оборота койки на планово-расчетный и умножения на 100.

Расчеты условного экономического эффекта (в рублях) проводятся по следующей формуле (И.И. Введенская и соавт., 1985):

Штаты и кадры медицинских работников - student2.ru

где:

Э – условный экономический эффект в рублях;

Бст – расходы по смете на функционирование стационара;

Кф – фактическое число дней работы койки в году;

Кп – расчетно-плановое число дней работы койки в году;

0,75 – поправочный коэффициент (расходы на пустующую койку составляют 75% от расходов на занятую).

Потенциальные потери от простоя койки из-за снижения числа дней работы койки в году можно определить по формуле:

Штаты и кадры медицинских работников - student2.ru ,

где:

П – потенциальные потери;

Рст – расходы по смете на функционирование стационара без расходов по статье 9 и 10.

Потенциальные потери за счет необоснованного увеличения средней длительности пребывания больного в стационаре могут быть определены по формуле:

Штаты и кадры медицинских работников - student2.ru ,

где:

tф – среднее число дней пребывания фактическое;

tр – среднее число планово-расчетное;

N – число пролеченных больных за N-й временной период.

Коэффициент соответствия фактического дохода расчетному определяется по отделению и по больнице в целом путем отношения фактического значения дохода к расчетному. Его оптимальное значение должно быть равно 1,0 (±0,5). Расчетное значение получаем путем суммирования произведений числа пролеченных больных с N-ой нозологией на стоимость нозологии (по факту).

Удельный вес финансовых средствв стоимости содержания койки в год c учетом источников финансирования определяется путем деления фактических сумм, полученных от конкретного источника финансирования, на все затраты по функционированию отделения, больницы, умноженного на 100 и деленного на среднегодовое число коек.

Фондовооруженность койки рассчитывается делением стоимости основных средств за минусом стоимости зданий, сооружений на среднегодовое число коек. Стоимость основных средств берется из бухгалтерской отчетности.

Показатель выполнения сметы расходов рассчитывается путем деления фактического исполнения сметы по статьям за установленный период времени на показатели утвержденной сметы и умножения на 100.

Процент выполнения сметы по статьям и в целом может быть рассчитан по отделению и по больнице.

Индекс связи между показателем «среднемесячная заработная плата в учреждении» и показателем «Число занятых должностей на 100 коек» рассчитывается путем отношения этих двух самостоятельных показателей.

Для определения коэффициента тяжести пролеченных больных в стационаре, необходимо всех поступивших больных в зависимости от тяжести состояния больного разделить на три группы: первая группа – легкая степень, вторая группа – средней тяжести и третья группа – больные с тяжелой степенью. Коэффициент тяжести рассчитываем по формуле:

Штаты и кадры медицинских работников - student2.ru ,

где:

Iy – порядковый номер группы;

Ni – число больных в данной группе тяжести;

N – число больных, всего.

Чем выше значение коэффициента, тем больше больных с тяжелой степенью тяжести.

Индекс связи между показателем «оборот койки» и показателем «выполнение плана пролеченных больных»рассчитывается путем отношения этих показателей. Определяется по отделению, профилю коек, в целом по больнице.

Показатель уровня качества лечения (интегрированный) рассчитывается по специальной методике, а его значение не должно превышать 1,0.

Анализ производственно–экономических показателейучреждений здравоохранения проводится аналитической группой, в состав которой входят врачи, медицинские статистики и экономист.

Для проведения анализа формируются выходные таблицыс набором ряда показателей. Все многообразие показателей можно сгруппировать в четыре вида таблиц:

– таблицы с набором показателей, характеризующих выполнение статей сметы расходов;

– таблицы с набором производственных показателей (выполнение муниципального заказа, показатели фактической работы койки, структура пролеченных больных и др.);

– таблицы с перечнем расчетных стоимостных показателей, показатели эффективности;

– таблицы с набором показателей, характеризующие взаимосвязь показателей.

Важнейшим инструментом обеспечения устойчивого финансирования здравоохранения и реализации "Программы государственных гарантий по обеспечению населения РФ бесплатной медицинской помощью" являются современные информационные технологии.

Современная система информационного обеспечения учреждений здравоохранения должна быть многоуровневой, формироваться в рамках единого информационного пространства, представляющего собой благоприятную среду для распространения сведений об актуальных проблемах медицины и здравоохранения и путях их решения, достижениях в смежных областях. Важными компонентами этой среды являются базы данных, аппаратные и программные средства, каналы передачи информации.

Эффективное управление отраслью предполагает необходимость получения достоверных сведений по всем направлениям деятельности учреждений здравоохранения и показателям здоровья населения.

Для повышения эффективности информационного обеспечения в учреждениях здравоохранения необходимо использовать следующие составные части: средства вычислительной техники (аппаратное обеспечение), программные средства (программное обеспечение) и кадры, обученные работать с аппаратно-программным обеспечением.

Одним из основных показателей информационного обеспечения и информационных ресурсов учреждения здравоохранения является отношение количества персональных компьютеров, имеющихся на оснащении в учреждении здравоохранения, к величине, составляющей среднесуточную сумму «Талонов амбулаторного пациента» и «Статистических карт выбывшего из стационара», то есть количеству пролеченных больных.

2.4. Деятельность учреждения здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования (ОМС) и выполнение Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007г. № 286, медицинская помощь на территории Российской Федерации предоставляется за счет средств обязательного медицинского страхования и средств бюджетов всех уровней.

За счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования предоставляется первичная медико-санитарная, неотложная и специализированная медицинская помощь, предусматривающая в том числе обеспечение необходимыми лекарственными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации при инфекционных и паразитарных заболеваниях (за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита), при новообразованиях, болезнях эндокринной системы, расстройствах питания и нарушениях обмена веществ, болезнях нервной системы, болезнях крови, кроветворных органов и отдельных нарушениях, вовлекающих иммунный механизм, болезнях глаза и его придаточного аппарата, болезнях уха и сосцевидного отростка, болезнях системы кровообращения, болезнях органов дыхания, болезнях органов пищеварения, болезнях мочеполовой системы, болезнях кожи и подкожной клетчатки, болезнях костно-мышечной системы и соединительной ткани, при травмах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин, при врожденных аномалиях (пороках развития), деформациях и хромосомных нарушениях, а также при беременности, родах, в послеродовой период и при абортах.

За счет средств федерального бюджета предоставляются:

· специализированная медицинская помощь, оказываемая в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

· высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в специализированных медицинских организациях в соответствии с установленным государственным заданием и в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

· медицинская помощь, предусмотренная федеральными законами для определенных категорий граждан, оказываемая в соответствии с установленным государственным заданием и в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

· осуществление дополнительных мероприятий по развитию профилактического направления медицинской помощи (диспансеризация, иммунизация граждан, ранняя диагностика отдельных заболеваний) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· дополнительная бесплатная медицинская помощь, оказываемая в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, включающая обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Финансирование указанной медицинской помощи осуществляется Федеральным фондом обязательного медицинского страхования за счет средств, передаваемых из федерального бюджета, исходя из норматива финансовых затрат на одного гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи;

· медико-санитарное обеспечение населения отдельных территорий, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, устанавливающими особенности организации местного самоуправления;

· дополнительная медицинская помощь на основе государственного задания, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации).

За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются:

· специализированная (санитарно-авиационная) скорая медицинская помощь;

· специализированная медицинская помощь, оказываемая в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических и онкологических заболеваниях, отдельных состояниях, возникающих у детей в перинатальный период, а также высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации;

· медицинская помощь, предусмотренная законодательством субъекта Российской Федерации для определенных категорий граждан.

В порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляется финансирование расходов по оплате лекарственных средств, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен.

За счет средств местных бюджетов (за исключением муниципальных образований, медицинская помощь населению которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти) предоставляются:

§ скорая медицинская помощь (за исключением специализированной (санитарно-авиационной));

§ первичная медико-санитарная помощь, в том числе оказываемая гражданам при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, психических расстройствах, расстройствах поведения и наркологических заболеваниях;

§ неотложная медицинская помощь;

§ медицинская помощь, оказываемая женщинам в период беременности, во время и после родов, а также детям при отдельных состояниях, возникающих у них в перинатальный период.

В соответствии с законодательством Российской Федерации расходы соответствующих бюджетов включают в себя обеспечение медицинских организаций лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами.

Кроме того, за счет средств соответствующих бюджетов в установленном порядке финансируются оказание медицинской помощи, предоставление медицинских и иных услуг в медицинских учреждениях, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в том числе в лепрозориях, центрах по профилактике и борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита и инфекционными заболеваниями, центрах медицинской профилактики, врачебно-физкультурных диспансерах, центрах профессиональной патологии, санаториях, включая детские, а также в санаториях для детей с родителями, бюро судебно-медицинской экспертизы, патолого-анатомических бюро, медицинских информационно-аналитических центрах, бюро медицинской статистики, станциях переливания крови, центрах крови, центрах планирования семьи и репродукции, центрах охраны репродуктивного здоровья подростков, домах ребенка, включая специализированные, хосписах, домах (больницах) сестринского ухода, молочных кухнях, а также в медицинских организациях, которые не участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Объем медицинской помощи определяется в отношении:

· скорой медицинской помощи, в том числе специализированной (санитарно-авиационной);

· медицинской помощи, в том числе неотложной, предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях;

· медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров;

· медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях.

Показатель объема скорой медицинской помощи, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), выражается в количестве вызовов в расчете на 1 человека в год.

Объем скорой медицинской помощи определяется исходя из норматива вызовов, который составляет в среднем 0,318 вызова.

Показатель объема медицинской помощи, в том числе неотложной, предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, выражается в количестве посещений в расчете на 1 человека в год.

Объем указанной медицинской помощи определяется исходя из норматива посещений, который составляет в среднем 9,198 посещения, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 8,458 посещения.

Показатель объема медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров, выражается в количестве пациенто-дней в расчете на 1 человека в год.

Объем указанной медицинской помощи определяется исходя из норматива пациенто-дней, который составляет в среднем 0,577 пациенто-дня, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,479 пациенто-дня.

Показатель объема медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, выражается в количестве койко-дней в расчете на 1 человека в год.

Объем указанной медицинской помощи определяется исходя из норматива койко-дней, который составляет в среднем 2,812 койко-дня, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 1,942 койко-дня.

При формировании территориальной программы нормативы объемов медицинской помощи корректируются с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, климатогеографических условий региона и транспортной доступности медицинских организаций.

Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой, рассчитаны исходя из расходов на ее оказание с учетом индекса потребительских цен, предусмотренного основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, а также индексации заработной платы работников бюджетной сферы на 2008 год и составляют в среднем:

v на 1 вызов скорой медицинской помощи, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), - 1213,3 рубля;

v на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (включая оказание неотложной медицинской помощи) - 133,3 рубля, в том числе 103,2 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования;

v на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 268,5 рубля, в том числе 258,1 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования;

v на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях - 758,9 рубля, в том числе 590,1 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования.

Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, учитывают расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, приобретение медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла, химической посуды и прочих материальных запасов, расходы по оплате стоимости лабораторных и инструментальных исследований, производимых в других учреждениях (при отсутствии своей лаборатории и диагностического оборудования), а также расходы по оплате организации питания предприятиями общественного питания (при отсутствии своего пищеблока).

При выполнении нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, рассчитанной на основе нормативов, определенных Программой, в состав затрат на оказание медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования могут быть включены иные расходы в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Подушевыми нормативами финансирования Программы являются показатели, отражающие размер средств на компенсацию затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчете на 1 человека в год.

Подушевые нормативы финансирования территориальной программы формируются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации исходя из нормативов, предусмотренных в разделах IV и V Программы, с учетом соответствующих районных коэффициентов.

Подушевые нормативы финансирования Программы установлены в расчете на 1 человека в год (без учета расходов федерального бюджета) и составляют в среднем 4503 рубля, в том числе:

2207,1 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования;

2295,9 рубля - за счет средств соответствующих бюджетов, включающих финансирование скорой медицинской помощи, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), неотложной медицинской помощи, специализированной медицинской помощи, включая высокотехнологичную, оказание медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических и онкологических заболеваниях, отдельных состояниях, возникающих у детей в перинатальный период, содержание медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования, а также финансирование медицинских организаций, не участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Формирование тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативами, определенными Программой.

Выравнивание условий финансирования территориальных программ осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

Таким образом, деятельность учреждения здравоохранения в условиях ОМС анализируется по следующему комплексу показателей:

1. Учреждения здравоохранения, участвующие в реализации Территориальной программы государственных гарантий (на конец отчетного года);

2. Численность застрахованных лиц, прикрепленных к учреждениям здравоохранения;

3. Формирование и выполнение учреждением здравоохранения территориальной программы госгарантий:

3.1. Амбулаторно-поликлиническая помощь:

– количество посещений по ОМС (в тыс.):

– объем финансирования по территориальной программе ОМС
(в тыс. руб.):

3.2. Стационарная помощь:

– количество койко-дней по ОМС (в тыс.):

– объем финансирования по территориальной программе ОМС
(тыс. руб.):

3.3. Замещающие стационар виды помощи:

– количество дней лечения по ОМС (тыс.):

– объем финансирования по территориальной программе ОМС
(тыс. руб.):

4. Расходы финансовых средств учреждений из фонда ОМС (тыс. руб.) по статьям.

При построении взаимоотношений между страховыми медицинскими организациями и учреждениями здравоохранения в системе ОМС необходимо учитывать ряд положений:

- страховые медицинские организации и учреждения здравоохранения юридически равноправны – никаких преимуществ правового характера для обеспечения своей основной деятельности оба субъекта не имеют;

- отношения между ними строятся на основе гражданского права, общими механизмами реализации этого права являются законодательство и договор;

- экономические взаимоотношения между страховой медицинской организацией и ЛПУ строятся через оплату медицинской помощи и услуг с учетом результатов вневедомственной экспертизы объемов и качества медицинской помощи, оказанным застрахованным, проводимой страховщиком.

В системе ОМС медицинскую помощь оказывают учреждения здравоохранения любой формы собственности, которые имеют лицензию на осуществление ими определенных видов медицинской деятельности и услуг, заключивших договоры со страховой медицинской организацией на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) гражданам по ОМС.

Учреждение здравоохранения не имеет права отказать страховой медицинской организации в заключение договора на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг). Неотъемлемой частью договора является перечень медицинских услуг, оказываемых учреждением здравоохранения.

Оплата оказанных медицинских услуг застрахованным гражданам, предусмотренных территориальной программой ОМС, регламентируется Положением о порядке оплаты медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию на территории субъекта РФ, которое утверждается органом управления здравоохранения субъекта РФ и территориальным фондом ОМС по согласованию с профессиональной медицинской ассоциацией и профсоюзом медицинских работников. Положение определяет виды и способы оплаты лечебных услуг на территории субъекта РФ.

Наши рекомендации