Методология и основные принципы анализа

Оценка и анализ деятельности учреждения здравоохранения базируются на:

1. грамотном сборе первичной информации о состоянии здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения;

2. использовании современных информационных технологий и математических методов обработки информации;

3. умении устанавливать причинно-следственные связи между действиями и результатами (выводы должны основываться на доказанных фактах);

4. системном подходе к рассматриваемому явлению.

Игнорирование этих методологических подходов приводит к недостоверным, искаженным оценкам деятельности, к принятию ошибочных управленческих решений, не способных улучшить результаты деятельности учреждения здравоохранения.

Анализ можно рассматривать как особый вид управленческой деятельности, занимающий промежуточное звено между сбором информации и принятием обоснованных решений.

По целевому признаку проведение анализа можно разделить на следующие основные виды:

– с целью объективной оценки функционирования объекта и субъекта управления;

– с целью разработки прогноза развития;

– с целью составления обоснованного плана развития;

– с целью контроля выполнения принятых решений;

– с целью оперативного регулирования деятельности;

– для выявления узких мест и имеющихся резервов;

– для подведения результатов деятельности за конкретный промежуток времени.

При аналитической обработке медицинской информации, с управленческой точки зрения, на этом этапе, прежде всего, необходимо использование таких процедур, которые в последующем обеспечат принятие обоснованных решений. Среди таких процедур необходимо отметить проведение сравнений (с нормативами, в динамике с предыдущими периодами; со средними значениями показателей по территории или отрасли, с оптимальными или достигнутыми значениями, с передовыми учреждениями и службами), а также определение тенденций, выявления причинно-следственных связей и оценку влияния на результаты деятельности различных факторов.

Результаты анализа используются для формирования выводов и осуществления технологии управления (подготовка проектов решений, принятия решений, реализация решений и оценка их эффективности).

Показатели деятельности учреждений здравоохранения оценивают на основе сравнения в динамике по годам, месяцам, дням с последующим определением эффективности работы. Практическое значение статистических сравнений состоит в том, что, являясь основой временного и пространственного анализа, они способствуют выполнению контрольно-организаторской функции статистики, помогают находить резервы и неиспользованные возможности служб и учреждений здравоохранения.

В практике здравоохранения часто используются сравнения с нормативными, а также специальными расчетными показателями. Сравнение с нормативными показателями, как правило, производится в процентах, баллах, сигмальных отклонениях. В ряде случаев сравнивают с прогнозируемыми (ожидаемыми) показателями.

Процедуру сравнения можно представить следующим образом: после определения цели отбираются объекты для сравнения – подразделения, отделения, кабинеты. Затем выбирается вид сравнения, который определяется задачей при анализе. Если задача заключается в исследовании динамики показателя, выбирается динамическое сравнение, если нужно оценить результаты работы одинаковых (типовых) подразделений – используется пространственное сравнение, если интересует качество работы, ведется сравнение с нормативом. Для углубленной характеристики рекомендуется проводить сравнения по всем направлениям. На активном использовании статистических сравнений основываются статистические таблицы и графики. Таблицу нельзя прочесть и понять, если не проведено сравнение имеющихся в ней данных друг с другом. Качество анализа зависит от выбора методов и соблюдения правил сравнения.

При проведении анализа могут применяться различные методы: системного анализа, экономико-статистический, последовательной подстановки, структуризации целей, нормативный, организационно-функционального и математического моделирования, функционально-стоимостной, балансовый и другие. Перечень применяемых методов зависит от целей анализа и подготовленности управленческого персонала. В обычных условиях управления набор применяемых методов должен, как минимум, включать те процедуры, которые были перечислены выше.

Основной принцип анализа заключается в оценке величины показателя, сопоставлении и сравнении его в динамике с другими объектами и группами наблюдений в различных временных промежутках, в определении связи между показателями, их обусловленности различными факторами и причинами, в интерпретации данных и выводов. Для более детального анализа может быть использована информация первичной учетной медицинской документации и специальных исследований.

Для всех учреждений здравоохранения существуют единые подходы к ведению учета и отчетности и, соответственно, единые формы учета и инструкции по их заполнению, единые формы статистической отчетности, утверждаемые Минздравсоцразвития России (отраслевая статистическая отчетность) и Федеральной службой государственной статистики (государственное статистическое наблюдение - ГСН).

Это позволяет выполнять одно из важнейших требований к медицинской статистике ‑ обобщать в государственном масштабе статистические данные по здравоохранению для возможности сравнения результатов, оценки деятельности и принятия решений.

Традиционная система статистики в здравоохранении основана на организации сбора информации, получении данных в виде отчетов, которые составляются в учреждениях низшего уровня, а затем суммируются на промежуточных и высших уровнях. Система отчетов имеет как преимущества (единая программа, сравнение однотипных показателей объема работы и использования ресурсов, простота и малая стоимость сбора материалов), так и определенные недостатки (малая оперативность, жесткость и негибкость программ, ограниченный набор сведений, неконтролируемые ошибки учета и т.д.).

Деятельность учреждений здравоохранения учитывается в первичной медицинской документации, разделенной на семь групп:

– документация, используемая в стационаре;

– документация, используемая в поликлинике;

– документация, используемая в стационаре и поликлинике;

– документация для других учреждений здравоохранения;

– документация для учреждений судебно-медицинской экспертизы;

– документация для лабораторий;

– документация для санитарно-профилактических учреждений.

Статистический учет и отчетность необходимы каждому учреждению здравоохранения и его руководителям в первую очередь. Годовой медицинский статистический отчет представляет собой сводку данных об объемах и характере работы учреждения, условиях, в которых протекала деятельность учреждения.

Анализ этих данных помогает выявить причины отрицательной динамики показателей работы учреждения в целом или его отдельных структурных подразделений. В то же время, являясь как бы летописью учреждения, последовательно, из года в год, составляемые годовые отчеты содержат сведения, необходимые проведения анализа в динамике, для составления различного рода справок, докладов и т.д.

Если годовые отчетные данные освещают существующее положение дела, то анализ материалов за более длительный период позволяет определить динамику отраженных в отчете явлений, указывает направление, в котором развивается та или иная сторона деятельности учреждения здравоохранения.

При проведении анализа показатели объединяются в группы, характеризующие определенную функцию учреждения здравоохранения, раздел работы, подразделение или обслуживаемый контингент.

В зависимости от используемой информации и времени проведения различают оперативный анализ (на основе ежедневно поступающей информации) и периодический анализ (по установленным периодам времени – ежемесячный, квартальный и т.д.).

По кругу изучаемых вопросов анализ подразделяется на полный и тематический.

На основании сведений, содержащихся в учетных и отчетных формах, разрабатываются всевозможные таблицы, на основании которых для наглядности представляемой информации выполняются диаграммы, графики. Графическийприем анализа информации является средством иллюстрации процессов работы и исчисления ряда показателей и оформления результатов анализа. Далее разрабатывается текстовая часть анализа с учетом всей полученной информации.

Оценка и анализ деятельности любого учреждения здравоохранения проводятся для:

1. разработки мероприятий для текущего и перспективного планирования;

2. совершенствования управления деятельностью учреждения в целом и его отдельных структурных звеньев;

3. более углубленного изучения эффективности различных методов диагностики, лечения и профилактики, новых медицинских технологий, различных организационных форм работы;

4. совершенствования организации труда в медицинском учреждении;

5. оценки финансово-экономической деятельности учреждения;

6. оценки всех компонентов структуры, технологии и результатов качества оказания медицинской помощи и совершенствования работы в соответствии со стратегией непрерывного улучшения качества и доступности медицинской помощи.

2. Схема анализа деятельности учреждения здравоохранения

Наши рекомендации