ТЕМА № 7 «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ»
Знание об эмоциональной сфере человека углубляет представление о сложности его внутреннего мира, позволяет отмечать изменения эмоционального состояния пациента и адекватно реагировать на него.
Цель занятия:
Знать основные характеристики эмоциональных состояний; основные подходы к изучению эмоций; значение эмоций в профессиональной деятельности врача.
Иметь представление о влиянии эмоциональных состояний на психическое и соматическое здоровье человека; о способах регуляции эмоциональных состояний.
Уметь отмечать изменения эмоционального состояния человека.
Вопросы для обсуждения:
1. Эмоциональная сфера личности: определение, составляющие.
2. Классификации эмоций.
3. Теории эмоций.
4. Эмоции в работе врача-стоматолога. Понятие о синдроме эмоционального выгорания.
Литература основная:
1. Материалы лекции.
2. Психология для стоматологов / Под. ред. проф. Кудрявой Н.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – С.94-108.
3. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология: Учебник. – М.: Медицина, 2004. Гл.8 (§ 8.1).
Литература дополнительная:
1. Василюк Ф.Е. Пережить горе. // Человеческое в человеке. - М., 1991.
2. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. - М., 1984.
3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 2-е изд. – Л., 1988. С.189-228.
4. Психология. Учебник. / Под ред. А.А. Крылова. – М., 2004. Гл. 14.
5. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. – М., 1999. С.138 – 142.
6. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших пед.учеб.заведений. В 2-х кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М., 2000. Гл. 18.
7. Психология в медицине. Методические рекомендации. – Ярославль, 1997. Вып. 5, 18.
8. Спринц А.М., Михайлова Н.М., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии. – СПб.: СпецЛит, 2005. Гл.3 (§ 3.6).
9. Творогова Н.Д. Психология. Лекции для студентов медицинских вузов. – М., - 2002. Тема «Эмоциональные процессы».
Темы докладов:
1. Эмоции и боль.
Литература:
Изард К. Психология эмоций. – СПб., 1999.
2. Горе, страдание, депрессия.
Литература:
Изард К. Психология эмоций. – СПб., 1999. С. 213 – 239.
Рубежный контроль № 1 (тестовая форма) по предшествующим темам (1-7).
ТЕМА № 8 «ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ.
РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА ДО 17 ЛЕТ»
Развитие – процесс необратимых, направленных качественных и закономерных изменений, приводящий к структурным преобразованиям психики и поведения человека. Знание основных закономерностей психического развития, его целей, факторов, а также происходящих в каждом возрастном периоде качественных и количественных изменений психики поможет врачу оптимально построить лечебный процесс, разработать профилактические мероприятия, выработать индивидуальный профессиональный стиль поведения в зависимости от возраста пациента.
Цель занятия:
Знать основные положения возрастной психологии, теории развития и содержание стадий развития;
Уметь выделять значимую деятельность и отношения в разные возрастные периоды с целью оптимизации коммуникации «врач – ребёнок», «врач – родственники».
Вопросы для обсуждения:
1. Общие вопросы психологии развития (детерминанты развития, закономерности, кризисы и т.д.).
2. Эпигенетическая теория развития Э. Эриксона.
3. Взгляды отечественных ученых (Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина) на психическое развитие ребенка.
4. Психологическое содержание развития человека в следующие возрастные периоды:
- до 1 года;
- от 1 года до 3-х лет;
- от 3-х лет до 7 лет;
- от 7 лет до подросткового возраста;
- от подросткового возраста до 17 лет.
Литература основная:
1. Материалы лекции.
2. Психология для стоматологов / Под. ред. проф. Кудрявой Н.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – С.253-266.
3. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология: Учебник. – М.: Медицина, 2004. Гл.16.
Литература дополнительная:
1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997. С.40-196.
2. Детская практическая психология: учебник / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2003. С.58-69.
3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. – М., 1999. С.58-81.
4. Немов Р.С. Психология. В 2-х т. – М., 2000. Т.1. Раздел 2. Гл.13. С.302-307. Т.2. Гл.2,15.
5. Основы возрастной психологии (от рождения до юности): Учебное пособие для студентов педиатрического факультета. – Ярославль, 2008.
6. Психология. Учебник. / Под ред. А.А. Крылова. – М., 2004. Гл. 15 (§ 15.1, 15.2, 15.3).
7. Спринц А.М., Михайлова Н.М., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии. – СПб.: СпецЛит, 2005. Гл.8.
Темы докладов:
1. Кризис одного года.
2. Кризис трех лет.
3. Кризис семи лет.
4. Кризис подросткового возраста.
5. Дружба, любовь в подростковом возрасте.
Литература:
1) Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. – М., 1999.
2) Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1994.
3) Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. – М., 1980.
6. Детские страхи.
Литература:
Захаров А.И. Детские ночные страхи. – СПб., 2000.