Советы Порфирия Иванова «Детка»
1. Два раза в день купайся в холодной природной воде, чтобы тебе было хорошо. Купайся, где можешь: в озере, речке, ванне, принимай душ или обливайся. Горячее купание заверши холодным.
2. Перед купанием или после него, а если возможно, то и совместно с ним, выйди на природу, встань босыми ногами на землю, а зимой на снег хотя бы на 1-2 минуты. Вдохни воздух через рот несколько раз и мысленно пожелай себе и всем людям здоровья.
3. Не употребляй алкоголя и не кури.
4. Старайся хотя бы раз в неделю полностью обходиться без пищи и воды с 18-20 часов пятницы до 12 часов воскресенья. Это твои заслуги и покой. Если тебе трудно, то выдержи по крайней мере сутки.
5. В 12 часов дня воскресенья выйди на природу босиком и несколько раз подыши и помысли, как написано выше. Это — праздник твоего тела. После этого можешь кушать все, что тебе нравится.
6. Люби окружающую тебя природу. Не плюйся вокруг и не выплевывай из себя ничего. Привыкни к этому: это твое здоровье.
7. Здоровайся со всеми везде и всюду, особенно с людьми пожилого возраста. Хочешь иметь у себя здоровье — здоровайся со всеми.
8. Помогай людям, чем можешь, особенно бедному, больному, обиженному, нуждающемуся. Делай это с радостью. Отзовись на его нужду душой и сердцем. Ты приобретешь в нем друга и поможешь делу мира!
9. Победи в себе жадность, лень, самодовольство, стяжательство, страх, лицемерие, гордость. Верь людям и люби их. Не говори о них несправедливо и не принимай близко к сердцу недобрых мнений о них.
10. Освободи свою голову от мыслей о болезнях, недомоганиях, смерти. Это твоя победа.
11. Мысль не отделяй от дела. Прочитал — хорошо. Но самое главное — делай!
12. Рассказывай, передавай опыт этого дела, но не хвались и не возвышайся в этом. Будь скромен.
13. Я прошу, я умоляю всех людей: становись и занимай свое место в природе. Оно никем не занято и не покупается ни за какие деньги, а только собственными делами и трудом, себе на благо, чтобы тебе было легко.
Тема 3. Врачевание в Древних цивилизациях: Древний Египет и Месопотамия (4-3-е тыс. до н. э. – середина 1-го тыс. до н. э.)
Цели: Формирование ОК – 1, ОК - 3, ОК – 8.
Указать общие черты развития медицины в Древних цивилизациях. Определить особенности культуры Древнего Египта и Месопотамии. Показать роль медицины и культуры Древнего Египта и Месопотамии для современности.
Основные термины и понятия: политеизм, медицинские божества: Осирис, Изида, Тот, Имхотеп,иероглиф, папирус, культ мертвых, бальзамирование, астрология, законы Хаммурапи, клинопись, культ богини Иштар, асуту, ашипуту.
План семинара
1. Характерные черты древнеегипетской культуры: иероглифическая письменность, религиозные представления, культ мертвых, высокое развитие ремесел и различных отраслей знания. Источники информации о медицине (тексты пирамид, медицинские папирусы, античные авторы).
2. Особенности развития медицины в Древнем Египте. Бальзамирование трупов, врачебная специализация и развитие отдельных отраслей медицины, древнеегипетские школы.
3. Особенности культуры Древней Вавилонии и Древней Ассирии. Астрология – основа философских воззрений древних вавилонян. Влияние религии и астрального культа на формирование представлений о здоровье, болезнях и их лечении.
4. Рациональная медицина Древней Месопотамии. Развитие лекарственного врачевания, хирургии, гигиенических знаний. Медицинские школы при храмах. Законы Хаммурапи.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите общие черты развития медицины Древних цивилизаций.
2. Охарактеризуйте основные черты культа мертвых у древних египтян.
3. Что такое «Ах», «Ба», «Ка» в представлениях древних египтян?
4. Что было необходимо с точки зрения древних египтян для посмертного существования?
5. Как культ мертвых повлиял на развитие искусства, медицины и других наук Древнего Египта?
6. Охарактеризуйте отношение древних египтян к сохранению здоровью. Гигиена и косметология древних египтян.
7. Как осуществлялась передача медицинских знаний у древних египтян? Какие медицинские папирусы в Древнем Египте Вам известны? Каково их содержание?
8. Охарактеризуйте представления древних египтян о строении человеческого тела. Что такое «мету», и каково значение их в организме с точки зрения древних египтян?
9. Приведите примеры связи мифологии в Древней Месопотамии с врачеванием.
10. Как регулировалась деятельность врача в правление царя Хаммурапи?
11. Охарактеризуйте два основных направления врачевания в древней Месопотамии.
12. Как формировались представления о здоровом образе жизни в древности?
Основная литература:
- Сорокина Т.С. История медицины. Учебник для студентов высших учебных заведений. 3-е изд., перераб. И доп. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Лисицын Ю.П. История медицины. Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский дом «ГЭОТАР-МЕД», 2004.
- Лекционный материал.
Дополнительная литература:
1. Остапенко В. М., Коноплева Е. Л., Нагорная С. В. Учебно-методическое пособие для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «История медицины». Стоматологический факультет. – Смоленск, 2012 г.
Методическое обеспечение самостоятельной работы
Темы рефератов, литература
- Древнеегипетская мифология и врачевание
1. Древнеегипетская мифология – М., ЭКСМО. – 2004.
2. Грибанов Э.Д. Медицина в эмблемах и символах. – М.: Медицина, 1990 – с.10 – 30.
3. Сорокина Т.С. Атлас истории медицины: первобытное общество. Древний мир – М.:Изд-во университета Дружбы народов, 1987.
Тестовые задания
1. Ведущий строй в период медицины Древнего мира:1)первобытнообщинный; 2)рабовладельческий; 3)феодальный; 4)капиталистический.
2. Характерная черта древнеегипетской культуры:1)антропоцентризм; 2)гуманизм; 3)светский характер; 4)культ мёртвых.
3. Наиболее известный папирус медицинского содержания:1)Эберса; 2)Джосера; 3)Мечена; 4)Птаха.
4. Наиболее известный древнеегипетский врач, зодчий первой пирамиды, астроном: 1) Хефрен; 2) Имхотеп; 3) Хуфо; 4) Птолемей.
5. При бальзамировании из тел умерших не удалялись:1)мозг; 2)сердце; 3)лёгкие; 4)печень;
6. Главным во врачевании ашипу являлось:1)оперативные вмешательства; 2)использование минералов; 3)чтение заклинаний; 4)приёмы массажа.
7. Письменность впервые появилась в: 1)Древнем Египте; 2)Шумере; 3)Вавилонии; 4)Ассирии.
8. Врачевателей древней Месопотамии изображали:1)в сопровождении змей; 2)крылатыми; 3)в одежде в виде рыбы; 4)львиноголовыми.
9. Памятник права древней Месопотамии:1)письмо Мукаллима; 2)папирус Эберса; 3)законы Хаммурапи; 4)свидетельство Геродота.
10. Врачеватель-эмпирик в древней Месопотамии:1) агашгу; 2)асу; 3)ашипу; 4)мунаишу.
Проблемные вопросы и задания
1.***.Поясните выражение «Египет – дар Нила». Почему цивилизацию Древнего Египта учёные относят к «солнечным»?
2.***Почему египтяне, несмотря на заупокойный культ и искренне веря, что за порогом смерти их ожидает лучшая жизнь, придавали такое значение предохранительной медицине?
3.*** Перечислите условия, необходимые по представлениям древних египтян, для продолжения жизни после смерти.
4.*** Дополните рисунок.
КУЛЬТ …. | ||||||||||
КУЛЬТ ….. | ||||||||||
КУЛЬТ ….. | ||||||||||
КУЛЬТ ….. | ||||||||||
ЗООМОРФИЗМ ПАНТЕОНА БОГОВ | ||||||||||
РЕЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ | ||||||||||