При обследовании ребёнка с заболеванием сердечно-сосудистой системы
В процессе обследования ребёнка с указанным заболеванием необходимо выявить:
1. Жалобы больного (лихорадка, одышка, сердцебиение, боли в области сердца, боли в суставах, их припухлость и др.);
2. Оценить состояние больного;
3. Положение в постели (активное, вынужденное);
4.Кожа и видимые слизистые (бледность, цианоз, его локализация, сыпи, их характер и локализация);
5.Отёки (скрытые, общие, местные);-
6.Изменения в суставах (топика поражений, болезненность, подвижность, форма, отечность);
7. Одышка (ЧДД, в покое, при движении, характер одышки);
8. Пульс (частота, ритм, наполнение, напряжение);
9. Артериальное давление;
10.Грудная клетка: видимые деформации (сердечный горб), пульсация в области сердца и сосудов;
11.Пальпацией определить верхушечный толчок, его положение, распространенность, силу, наличие дрожания, сердечный толчок;
12. Перкуссией определить границы сердца (относительную и абсолютную тупость). Перкутировать тихо, в направлении от ясного лёгочного звука к сердечной тупости;
13. Аускультацию сердца производить в типичных точках в положении лежа, сидя, стоя. Оценить тоны сердца (ясность, силу, расщепление, раздвоение, ритм). Шумы (систолический, диастолический). Охарактеризовать силу шума, тембр, продолжительность максимального звучания, проводимость. Оценить характер шума (функциональный, органический, шум трения перикарда, экстракардиальный шум);
14.Пальпация живота - поверхностная и глубокая (болезненность,
наличие асцита). Пальпаторно определить размеры печени, её плотность. Заключение по результатам обследования
ПЛАН ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО С ЗАБОЛЕВАНИЕМ
КРОВИ
В процессе обследования ребёнка при указанных заболеваниях следует выявить.
1. Жалобы больного на момент обследования (лихорадка, боли в костях и суставах, головные боли, кровотечения, боли в животе, головокружение, припухлость тканей в какой-либо области);
2. Оценить общее состояние больного;
3. Положение ребёнка в постели (активное, вынужденное);
4. Состояние кожи и слизистых (бледность, желтуха, сыпи, наличие кровоизлияний - их характер, локализация, количество);
5. Оценить состояние лимфатических узлов. Более подробно описать
измененные группы лимфоузлов - (их количество, размеры, консистенция, болезненность, состояние кожи над ними);
6. Состояние опорно-двигательного аппарата (наличие припухлости и болезненности в области суставов, конечностей, ограничение движений, контрактуры, деформации и пр.);
7.Произвести пальпацию живота - поверхностную и глубокую;
8.Состояние паренхиматозных органов (пальпаторно оценить размеры печени и селезёнки, их плотность, характер поверхности, болезненность при пальпации);
9. Установить характер стула (нормальный, жидкий, с патологическими
примесями и пр.).
Заключение по результатам обследования.
ПЛАН ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ЗАБОЛЕВАНИЕМ ПОЧЕК
При сборе анамнеза выявить:
1. Какие заболевания перенёс ребёнок (особое внимание уделить стоматологической и ЛОР патологии);
2. Чем болел в течение последнего месяца;
3. Есть ли заболевания почек среди ближайших родственников;
4.Каковы первые симптомы заболевания, когда они возникли, в какой последовательности появились.
При обследовании ребёнка определить:
1. Жалобы ребенка на момент обследования: головная боль, боль в пояснице, животе, явления дизурии, (частое болезненное мочеиспускание, уменьшение или увеличение количества мочи в сутки, изменение цвета или прозрачности мочи), носовое кровотечение, тошнота, рвота и пр.
2. Дать оценку общего состояния;
3. Окраску кожных покровов и слизистых оболочек;
4. Состояние подкожно-жировой клетчатки (отёки, их локализация);
5. Полости рта (наличие кариозных зубов, тонзиллита и др.);
6. Исследование величины артериального давления, частоты и характера пульса, дыхания;
7. При обследовании органов грудной клетки особое внимание обратить на состояние сердечно-сосудистой системы (границы сердца, звучность тонов, ритм, наличие шумов);
8. Обследование органов брюшной полости (пальпация печени, селезёнки, почек, кишечника, наличие асцита, симптом Пастернацкого);
9. Характер мочеиспускания. Осмотр мочи. Обследование наружных
половых органов (отёк, фимоз, выделения и пр.).
Заключение по результатам обследования.
Приложения
Средние частоты дыхательных движений (ЧДД) детей различных возрастов(по Н.А. Шалкову, 1957)
Возраст | 1 мес. | 6 мес. | 1 год | 3 года | 6 лет | 10 лет | 14 лет |
ЧДД в 1 мин |