При обследовании ребёнка с заболеванием сердечно-сосудистой системы

В процессе обследования ребёнка с указанным заболева­нием необходимо выявить:

1. Жалобы больного (лихорадка, одышка, сердцебиение, боли в области сердца, боли в суставах, их припух­лость и др.);

2. Оценить состояние больного;

3. Положение в постели (активное, вынужденное);

4.Кожа и видимые слизистые (бледность, цианоз, его локализа­ция, сыпи, их характер и локализация);

5.Отёки (скрытые, общие, местные);-

6.Изменения в суставах (топика поражений, болезненность, подвижность, форма, отечность);

7. Одышка (ЧДД, в покое, при движении, характер одышки);

8. Пульс (частота, ритм, наполнение, напряжение);

9. Артериальное давление;

10.Грудная клетка: видимые деформации (сердечный горб), пульсация в области сердца и сосудов;

11.Пальпацией определить верхушечный толчок, его положение, распространенность, силу, наличие дрожания, сердечный толчок;

12. Перкуссией определить границы сердца (относительную и абсо­лютную тупость). Перкутировать тихо, в направлении от ясного лёгочного звука к сердечной тупости;

13. Аускультацию сердца производить в типичных точках в положении лежа, сидя, стоя. Оценить тоны сердца (ясность, силу, расщепление, раздвоение, ритм). Шумы (систолический, диастолический). Охарактеризовать силу шума, тембр, продолжи­тельность максимального звучания, проводимость. Оценить характер шума (функциональный, органический, шум трения перикарда, экстракардиальный шум);

14.Пальпация живота - поверхностная и глубокая (болезненность,
наличие асцита). Пальпаторно определить размеры печени, её плотность. Заключение по результатам обследования

ПЛАН ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО С ЗАБОЛЕВАНИЕМ

КРОВИ

В процессе обследования ребёнка при указанных заболеваниях следу­ет выявить.

1. Жалобы больного на момент обследования (лихорадка, боли в костях и суставах, головные боли, кровотечения, боли в животе, голово­кружение, припухлость тканей в какой-либо области);

2. Оценить общее состояние больного;

3. Положение ребёнка в постели (активное, вынужденное);

4. Состояние кожи и слизистых (бледность, желтуха, сыпи, наличие кровоизлияний - их характер, локализация, количество);

5. Оценить состояние лимфатических узлов. Более подробно описать
измененные группы лимфоузлов - (их количество, размеры, консистен­ция, болезненность, состояние кожи над ними);

6. Состояние опорно-двигательного аппарата (наличие припухлости и болезненности в области суставов, конечностей, ограничение движений, контрактуры, деформации и пр.);

7.Произвести пальпацию живота - поверхностную и глубокую;

8.Состояние паренхиматозных органов (пальпаторно оценить размеры печени и селезёнки, их плотность, характер поверхности, болезненность при пальпации);

9. Установить характер стула (нормальный, жидкий, с патологическими
примесями и пр.).

Заключение по результатам обследования.

ПЛАН ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ЗАБОЛЕВАНИЕМ ПОЧЕК

При сборе анамнеза выявить:

1. Какие заболевания перенёс ребёнок (особое внимание уделить стоматологической и ЛОР патологии);

2. Чем болел в течение последнего месяца;

3. Есть ли заболевания почек среди ближайших родственников;

4.Каковы первые симптомы заболевания, когда они возникли, в какой последовательности появились.

При обследовании ребёнка определить:

1. Жалобы ребенка на момент обследования: головная боль, боль в пояснице, животе, явления дизурии, (частое болезненное мочеиспускание, уменьшение или увеличение количества мочи в сутки, изменение цвета или прозрачности мочи), носовое кровотечение, тошнота, рвота и пр.

2. Дать оценку общего состояния;

3. Окраску кожных покровов и слизистых оболочек;

4. Состояние подкожно-жировой клетчатки (отёки, их локализация);

5. Полости рта (наличие кариозных зубов, тонзиллита и др.);

6. Исследование величины артериального давления, частоты и характера пульса, дыхания;

7. При обследовании органов грудной клетки особое внимание обратить на состояние сердечно-сосудистой системы (границы сердца, звуч­ность тонов, ритм, наличие шумов);

8. Обследование органов брюшной полости (пальпация печени, селезён­ки, почек, кишечника, наличие асцита, симптом Пастернацкого);

9. Характер мочеиспускания. Осмотр мочи. Обследование наружных
половых органов (отёк, фимоз, выделения и пр.).

Заключение по результатам обследования.

Приложения

Средние частоты дыхательных движений (ЧДД) детей различных возрастов(по Н.А. Шалкову, 1957)



Возраст 1 мес. 6 мес. 1 год 3 года 6 лет 10 лет 14 лет
ЧДД в 1 мин

Наши рекомендации