Фармакотерапия в стоматологии

Фармакотерапия в стоматологии

Учебно-методическое пособие для студентов

стоматологического факультета

Рязань, 2014

УДК

ББК

Под редакцией д.м.н. Якушевой Е.Н.

Рецензенты: Урясьев О.М., д.м.н., доцент, зав. кафедрой факультетской терапии с курсами эндокринологии, клинической фармакологии, профессиональных болезней и фармакотерапии ФДПО; Морозова С.И., к.м.н., доцент, зав. кафедрой терапевтической и детской стоматологии
   
Авторы: Е.Н.Якушева, д.м.н., доцент;Н.М.Попова, к.м.н., ассистент; К.В.Савилов, к.м.н., доцент; А.С.Полупанов, к.м.н., ассистент; С.К.Правкин, к.м.н., старший преподаватель; Д.Г. Узбекова, д.м.н., профессор; Л.А. Котова, старший преподаватель
Технический редактор:к.м.н. С.К.Правкин
 
  Фармакотерапия в стоматологии:учебно-методическое пособиедля студентов стоматологического факультета / авт.: Е.Н.Якушева[и др.]; под ред. д.м.н. Е.Н.Якушевой; ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России. – Рязань: РИО РязГМУ, 2014 – 94с.
    Учебно-методическое пособие содержит вопросы подготовки к практическим занятиям студентов по дисциплине «Фармако-терапия в стоматологии», задания и справочный материал для развития практических умений и профессиональных навыков по использованию лекарственных средств. Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с ФГОС ВПО по специальности 060201 «стоматология». Табл. 37 Ил.6
     

УДК

ББК

© Якушева Е.Н., Попова Н.М., Савилов К.В,

Полупанов А.С., Правкин С.К, Узбекова Д.Г., Котова Л.А.

© ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России, 2014
СОДЕРЖАНИЕ

  Стр.
Предисловие…………………………………………………...
Введение………………………………………………………..
Тема 1. Анальгезирующие средства и премедикация в стоматологии. Фармакотерапия рвоты и нарушений слюноотделения……………………..
Тема 2. Анестезия в стоматологии………………………..
Тема 3. Фармакотерапия приступов удушья. Фармакотерапия судорожного синдрома……….
Тема 4. Фармакотерапия гипертонического криза и острой гипотензии…………………………………
Тема 5. Фармакотерапия приступа стенокардии и инфаркта миокарда………………………………..
Тема 6. Фармакотерапия кровотечений в стоматологии
Тема 7. Противовоспалительные средства в стоматологии………………………………………
Тема 8. Применение антисептиков и дезенфицирующих средств в стоматологии. Профилактика и лечение инфекционных заболеваний в стоматологии………………………………………
Тема 9. Фармакотерапия аллергических реакций. Иммуномодуляторы……………………………….
Тема 10. Лекарственные средства, действующие на ткани зуба и пародонт……………………………………
Тема 11. Использование стимуляторов метаболизма и регенерации в стоматологии. Применение препаратов кислот, щелочей, металлов, ферментных, витаминных препаратов в стоматологии………………………………………
Тема 12. Побочное действие лекарств в практике стоматолога. Принципы рациональной фармакотерапии…………………………………...
Перечень вопросов для подготовки к итоговому контролю………………………………………………………
Список литературы…………………………………………..


ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящие методические рекомендациипо освоению дисциплины «Фармакотерапия в стоматологии» соответствуют рабочей программе дисциплины по специальности 060201 Стоматология и требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта Высшего Профессионального Образования (ФГОС ВПО) и предназначены для работы студентов 3 курса стоматологического факультета.

Перечень формируемых при работе с настоящими указаниями общекультурных и профессиональных компетенций (коды):

ОК-1, ОК-5, ПК-3, ПК-6, ПК-7, ПК-27, ПК-28, ПК-29, ПК-30, ПК-31, ПК-32, ПК-33, ПК-38, ПК-39.

Для изучения данного раздела необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами в результате освоения предшествующих частей основной образовательной программы:

«Знать»:

ü классификацию и основные характеристики лекарственных средств, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к применению лекарственных средств;

ü виды лекарственных форм, дозы отдельных препаратов; фармацевтическую и фармакологическую несовместимость;

ü побочные эффекты наиболее распространенных лекарственных средств, их выявление, способы профилактики и коррекции.

ü общие принципы оформления рецептов и составления рецептурных прописей лекарственных средств, правила хранения и использования лекарственных средств;

ü методы проведения неотложных мероприятий и показания для госпитализации больных;

ü клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме;

ü анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового и больного организма;

ü понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, нозологии, принципы классификации болезней, основные понятия общей нозологии;

ü функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме и патологии;

ü структурные и функциональные основы болезней и патологических процессов, причины, основные механизмы развития и исходов типовых патологических процессов, нарушений функций органов и систем;

«Уметь»:

ü пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для поиска объективной информации о лекарственных средствах;

ü отличать понятия лекарственная форма, лекарственное вещество, лекарственное средство, лекарственный препарат, лекарственное сырье, биологическая активная добавка (БАД) к пище, гомеопатическое средство;

ü оценивать возможности использования лекарственных средств для фармакотерапии;

ü анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования для терапевтического и стоматологического лечения больных;

ü оценивать возможные проявления при передозировке лекарственных средств и способы их устранения;

ü выписывать рецепты лекарственных средств, исходя из особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики, при определенных заболеваниях и патологических процессах у стоматологического больного;

ü разработать план лечения с учетом течения болезни, подобрать и назначить лекарственную терапию,

ü обосновать фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах и неотложных состояниях, определять способы введения, режим и дозу лекарственных препаратов;

ü оценить эффективность и безопасность проводимого лечения;

ü анализировать вопросы общей патологии и современные теоретические концепции и направления в медицине; обосновывать принципы патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний;

«Владеть»:

ü методами стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки;

ü основами врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях с нарушениями иммунной системы;

ü основами стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки инструментов и оборудования во избежание инфицирования врача и пациента;

ü основами назначения лекарственных средств при лечении, реабилитации и профилактике различных стоматологических заболеваний и патологических процессов;

ü навыком выбора лекарственного средства по совокупности его фармакологических свойств, механизмов и локализации действия и возможности замены препаратом из других групп;

ü навыками выбора определенной лекарственной формы, дозы и пути введения препаратов с учетом патологического состояния;

ü навыками прогнозирования возможного взаимодействия лекарственных средств при комбинированном применении различных препаратов.

ü алгоритмом постановки предварительного диагноза пациентам и при необходимости с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам-специалистам;

ü медико-анатомическим понятийным аппаратом;

ВВЕДЕНИЕ

Основная цель настоящих методических рекомендаций приблизить будущего выпускника к формированию требуемых ФГОС ВПО компетенций на пороговом уровне, обеспечив готовность к будущей профессиональной работе.

Выполняя задания, студент усваивает материал в рамках нескольких блоков:

ü блок «знать» вырабатывает способность интерпретировать полученную из разных источников информацию о лекарственных препаратах, о способах фармакотерапии состояний, которые встречаются в практике врача-стоматолога;

ü блок «уметь» формирует способность определять соответствие характеристик медикаментозных средств условиям и требованиям фармакотерапии (показания, противопоказания к применению), фиксировать реализуемые лекарственным веществом эффекты на разных уровнях, а также выявлять побочные эффекты;

ü блок «владеть» формирует навыки оперативной фармакотерапии, готовность к определению вариантов медикаментозного воздействия и механизмов их реализации при оказании первой врачебной помощи при неотложных состояниях, а также в обычной стоматологической практике.

В настоящих рекомендациях задания для выполнения студентами сгруппированы в соответствии с обозначенными блоками: 1) теоретические вопросы; 2) практические умения; 3) профессиональные навыки. Разделы рекомендаций соответствуют темам практических занятий по дисциплине в соответствии с учебным планом и включают вопросы для подготовки к практическим занятиям, задачи для подготовки к рубежным контрольным мероприятиям и оценочные материалы для анализа уровня сформированности компетенций.

Перечень литературных источников для выполнения заданий приведен в соответствующем разделе.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ

1. Анальгезирующие средства в стоматологии. Классификация препаратов. Механизмы действия. Показания к применению ненаркотических и наркотических анальгетиков в стоматологии. Побочные эффекты. Противопоказания к применению.

2. Понятие о премедикации в стоматологии. Задачи премедикации. Основные группы лекарственных препаратов для проведения премедикации. Механизмы действия. Побочные эффекты. Противопоказания к применению.

3. Фармакотерапия рвоты в стоматологии. Классификация противорвотных средств. Механизмы действия. Побочные эффекты. Противопоказания к применению.

4. Фармакотерапия нарушений слюноотделения (гипер- и гипосаливации). Причины возникновения нарушений слюноотделения. Лекарственные средства, применяемые при нарушениях слюноотделения. Механизмы действия. Побочные эффекты. Противопоказания к применению.

5. Местная анестезия в стоматологии. Виды общей анестезии. Показания к применению. Классификации местных анестетиков. Требования, предъявляемые к местным анестетикам. Механизм действия. Побочные эффекты. Противопоказания к применению. Сравнительная характеристика препаратов.

6. Общая анестезия (наркоз) в стоматологии. Виды общей анестезии. Показания к применению. Классификация средств для наркоза. Требования, предъявляемые к средствам для наркоза. Возможные механизмы действия. Стадии наркоза (на примере диэтилового эфира). Побочные эффекты. Сравнительная характеристика средств для ингаляционного и неингаляционного наркоза.

7. Острая левожелудочковая недостаточность (отек легких) как причина приступа удушья. Основные клинические проявления. Цели фармакотерапии. Лекарственные средства, применяемые для лечения отека легких: механизмы действия, побочные эффекты.

8. Бронхиальная астма как причина приступа удушья. Основные клинические проявления приступа. Лекарственные средства, применяемые для купирования бронхоспазма: механизмы действия, побочные эффекты.

9. Судорожный синдром: причины возникновения. Лекарственные средства, используемые для фармакотерапии судорожного синдрома: механизмы действия, показания к применению при разных видах судорог.

10. Гипертонический криз: определение, причины возникновения, основные клинические проявления. Виды гипертонического криза. Основные препараты для купирования гипертонического криза: тактика назначения, пути введения, механизмы действия, побочные эффекты, противопоказания к применению.

11. Острая гипотензия: причины возникновения, основные клинические проявления. Неотложная фармакотерапия острой гипотензии. Основные препараты для лечения острой гипотензии: тактика назначения, пути введения, механизмы действия, побочные эффекты, противопоказания к применению.

12. Стенокардия, как одна из форм ИБС: клинические проявления. Цели фармакотерапии стенокардии. Основные препараты, применяемые для купирования и для профилактики приступа стенокардии: механизмы действия, побочные эффекты.

13. Инфаркт миокарда, как одна из форм ИБС: клиническая картина, диагностические признаки. Принципы фармакотерапии и лекарственные препараты, применяемые при инфаркте миокарда. Мероприятия и препараты, применяемые для оказания неотложной помощи при инфаркте миокарда в условиях стоматологической поликлиники.

14. Классификация лекарственных средств, применяемых для фармакотерапии кровотечений: механизмы действия, показания к применению. Возможность применения препаратов в условиях стоматологической поликлиники.

15. Патогенез воспалительной реакции. Пути фармакологического воздействия на воспаление. Классификация противовоспалительных средств.

16. Нестероидные противовоспалительные средства (НПВС). Лекарственные формы НПВС для местного и системного применения. Механизм действия. Показания к применению. Особенности использования в стоматологии. Побочные эффекты. Противопоказания к применению.

17. Препараты глюкокортикоидов. Механизм действия. Фармакологические эффекты. Показания к применению. Особенности использования в стоматологии. Побочные эффекты. Целесообразность совместного применения с антибиотиками. Противопоказания к применению.

18. Вяжущие средства. Механизм действия. Фармакологические эффекты. Показания к применению. Особенности использования в стоматологии. Побочные эффекты.

19. Антисептики, применяемые в стоматологии. Классификация. Механизмы действия. Показания к применению. Побочные действия. Сравнительная характеристика.

20. Дезинфицирующие средства, применяемые в стоматологии. Механизмы действия. Цели применения.

21. Аллергические реакции немедленного типа: этиология, патогенез, клинические формы, их характеристика. Лекарственные средства, применяющиеся для лечения ГНТ: механизмы действия, побочные эффекты, противопоказания к применению.

22. Аллергические реакции замедленного типа: этиология, патогенез, клинические формы, их характеристика. Лекарственные средства, применяющиеся для лечения ГЗТ: механизмы действия, побочные эффекты, противопоказания к применению.

23. Иммуномодуляторы. Классификация. Механизмы действия. Показания к применению. Побочные эффекты.

24. Профилактика аллергических состояний на стоматологическом приеме. Требования, предъявляемые к материалам, использующимся для лечения и протезирования зубов.

25. Девитализирующие средства. Препараты мышьяка: механизмы действия на пульпу зуба, принципы формирования состава мышьяковистых паст. Показания к применению, побочные эффекты, противопоказания к применению. Токсикология мышьяка: общее и местное токсическое действие. Механизмы развития токсического действия, клиническая картина, меры профилактики и лечения.

26. Девитализирующие средства. Препараты на основе формальдегида и его производных (параформ, триоксиметилен). Показания к применению, побочные эффекты, противопоказания к применению.

27. Отбеливающие средства. Механизмы действия. Факторы, влияющие на отбеливание. Показания к применению, побочные эффекты, противопоказания к применению, признаки «переотбеливания», помощь при «переотбеливании».

28. Средства диагностики гигиенического состояния полости рта. Цели использования, способы применения, побочные эффекты, противопоказания к применению.

29. Реминерализующие средства (препараты кальция, препараты фтора). Механизмы действия. Показания к применению, побочные эффекты, противопоказания к применению.

30. Стимуляторы метаболизма и регенерации. Классификация. Показания к применению в стоматологии, побочные эффекты, противопоказания к применению.

31. Препараты кислоти щелочей. Примеры. Показания к применению в стоматологии, побочные эффекты, противопоказания к применению.

32. Препараты металлови ферментные препараты. Примеры. Показания к применению в стоматологии, побочные эффекты, противопоказания к применению.

33. Витаминные препараты. Классификация. Показания к применению в стоматологии, побочные эффекты, противопоказания к применению.

34. Классификация побочных эффектов лекарственных средств.Тератогенное действие лекарственных средств на ткани челюстно-лицевой области плода. Примеры.

35. Побочные эффекты на ткани ротовой полости и зубов, наиболее распространенные в практике стоматолога.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1. Фармакология: учебник / под ред. Р.Н. Аляутдина. - 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2013. - 832 с.

Дополнительная литература:

1. Терапевтическая стоматология. Болезни пародонта: учебник: в 3 ч. / под ред. Г. М. Барера. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.

2. Неотложная помощь в стоматологии. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 320 с.

3. Стоматология: учебник / под ред. Т. Г. Робустовой. - М.: ОАО "Издательство "Медицина", 2008. - 816 с.

Базы данных и Интернет-ресурсы:

1. Электронная библиотечная система «Консультант студента».- URL: http://www.studmedlib.ru

2. Российская энциклопедия лекарств (РЛС).-

URL: http://www.rlsnet.ru

3. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России.- URL: http://www.vidal.ru

Методическое издание

Фармакотерапия в стоматологии

Учебно-методическое пособие для студентов

стоматологического факультета

Рязань, 2014

УДК

ББК

Под редакцией д.м.н. Якушевой Е.Н.

Рецензенты: Урясьев О.М., д.м.н., доцент, зав. кафедрой факультетской терапии с курсами эндокринологии, клинической фармакологии, профессиональных болезней и фармакотерапии ФДПО; Морозова С.И., к.м.н., доцент, зав. кафедрой терапевтической и детской стоматологии
   
Авторы: Е.Н.Якушева, д.м.н., доцент;Н.М.Попова, к.м.н., ассистент; К.В.Савилов, к.м.н., доцент; А.С.Полупанов, к.м.н., ассистент; С.К.Правкин, к.м.н., старший преподаватель; Д.Г. Узбекова, д.м.н., профессор; Л.А. Котова, старший преподаватель
Технический редактор:к.м.н. С.К.Правкин
 
  Фармакотерапия в стоматологии:учебно-методическое пособиедля студентов стоматологического факультета / авт.: Е.Н.Якушева[и др.]; под ред. д.м.н. Е.Н.Якушевой; ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России. – Рязань: РИО РязГМУ, 2014 – 94с.
    Учебно-методическое пособие содержит вопросы подготовки к практическим занятиям студентов по дисциплине «Фармако-терапия в стоматологии», задания и справочный материал для развития практических умений и профессиональных навыков по использованию лекарственных средств. Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с ФГОС ВПО по специальности 060201 «стоматология». Табл. 37 Ил.6
     

УДК

ББК

© Якушева Е.Н., Попова Н.М., Савилов К.В,

Полупанов А.С., Правкин С.К, Узбекова Д.Г., Котова Л.А.

© ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России, 2014
СОДЕРЖАНИЕ

  Стр.
Предисловие…………………………………………………...
Введение………………………………………………………..
Тема 1. Анальгезирующие средства и премедикация в стоматологии. Фармакотерапия рвоты и нарушений слюноотделения……………………..
Тема 2. Анестезия в стоматологии………………………..
Тема 3. Фармакотерапия приступов удушья. Фармакотерапия судорожного синдрома……….
Тема 4. Фармакотерапия гипертонического криза и острой гипотензии…………………………………
Тема 5. Фармакотерапия приступа стенокардии и инфаркта миокарда………………………………..
Тема 6. Фармакотерапия кровотечений в стоматологии
Тема 7. Противовоспалительные средства в стоматологии………………………………………
Тема 8. Применение антисептиков и дезенфицирующих средств в стоматологии. Профилактика и лечение инфекционных заболеваний в стоматологии………………………………………
Тема 9. Фармакотерапия аллергических реакций. Иммуномодуляторы……………………………….
Тема 10. Лекарственные средства, действующие на ткани зуба и пародонт……………………………………
Тема 11. Использование стимуляторов метаболизма и регенерации в стоматологии. Применение препаратов кислот, щелочей, металлов, ферментных, витаминных препаратов в стоматологии………………………………………
Тема 12. Побочное действие лекарств в практике стоматолога. Принципы рациональной фармакотерапии…………………………………...
Перечень вопросов для подготовки к итоговому контролю………………………………………………………
Список литературы…………………………………………..


ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящие методические рекомендациипо освоению дисциплины «Фармакотерапия в стоматологии» соответствуют рабочей программе дисциплины по специальности 060201 Стоматология и требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта Высшего Профессионального Образования (ФГОС ВПО) и предназначены для работы студентов 3 курса стоматологического факультета.

Перечень формируемых при работе с настоящими указаниями общекультурных и профессиональных компетенций (коды):

ОК-1, ОК-5, ПК-3, ПК-6, ПК-7, ПК-27, ПК-28, ПК-29, ПК-30, ПК-31, ПК-32, ПК-33, ПК-38, ПК-39.

Для изучения данного раздела необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами в результате освоения предшествующих частей основной образовательной программы:

«Знать»:

ü классификацию и основные характеристики лекарственных средств, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к применению лекарственных средств;

ü виды лекарственных форм, дозы отдельных препаратов; фармацевтическую и фармакологическую несовместимость;

ü побочные эффекты наиболее распространенных лекарственных средств, их выявление, способы профилактики и коррекции.

ü общие принципы оформления рецептов и составления рецептурных прописей лекарственных средств, правила хранения и использования лекарственных средств;

ü методы проведения неотложных мероприятий и показания для госпитализации больных;

ü клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме;

ü анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового и больного организма;

ü понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, нозологии, принципы классификации болезней, основные понятия общей нозологии;

ü функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме и патологии;

ü структурные и функциональные основы болезней и патологических процессов, причины, основные механизмы развития и исходов типовых патологических процессов, нарушений функций органов и систем;

«Уметь»:

ü пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для поиска объективной информации о лекарственных средствах;

ü отличать понятия лекарственная форма, лекарственное вещество, лекарственное средство, лекарственный препарат, лекарственное сырье, биологическая активная добавка (БАД) к пище, гомеопатическое средство;

ü оценивать возможности использования лекарственных средств для фармакотерапии;

ü анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования для терапевтического и стоматологического лечения больных;

ü оценивать возможные проявления при передозировке лекарственных средств и способы их устранения;

ü выписывать рецепты лекарственных средств, исходя из особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики, при определенных заболеваниях и патологических процессах у стоматологического больного;

ü разработать план лечения с учетом течения болезни, подобрать и назначить лекарственную терапию,

ü обосновать фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах и неотложных состояниях, определять способы введения, режим и дозу лекарственных препаратов;

ü оценить эффективность и безопасность проводимого лечения;

ü анализировать вопросы общей патологии и современные теоретические концепции и направления в медицине; обосновывать принципы патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний;

«Владеть»:

ü методами стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки;

ü основами врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях с нарушениями иммунной системы;

ü основами стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки инструментов и оборудования во избежание инфицирования врача и пациента;

ü основами назначения лекарственных средств при лечении, реабилитации и профилактике различных стоматологических заболеваний и патологических процессов;

ü навыком выбора лекарственного средства по совокупности его фармакологических свойств, механизмов и локализации действия и возможности замены препаратом из других групп;

ü навыками выбора определенной лекарственной формы, дозы и пути введения препаратов с учетом патологического состояния;

ü навыками прогнозирования возможного взаимодействия лекарственных средств при комбинированном применении различных препаратов.

ü алгоритмом постановки предварительного диагноза пациентам и при необходимости с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам-специалистам;

ü медико-анатомическим понятийным аппаратом;

Наши рекомендации