По общей патологической анатомии

для студентов стоматологических факультетов медицинских ВУЗов

Краснодар

УДК…………….

ББК…………………

Славинский Александр Александрович –

заведующий кафедрой патологической анатомии КубГМУ,

доктор биологических наук, профессор

Чуприненко Людмила Михайловна –

доцент кафедры патологической анатомии КубГМУ,

кандидат медицинских наук

Друшевская Виктория Леонидовна –

ассистент кафедры патологической анатомии КубГМУ,

кандидат биологических наук

Рецензенты:

Заведующий кафедрой

Руководство к практическим занятиям по общей патологической анатомии. Учебно-методическое пособие. Краснодар. ГБОУ ВПО Кубанский государственный медицинский университет, 2013. – 50 с.

Предназначено для студентов стоматологических факультетов медицинских ВУЗов. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки (специальности) 060201 Стоматология (квалификация (степень) "специалист"), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 16. Создано в соответствии с учебным планом по направлению подготовки (специальности) 060201 Стоматология.

Печатается по рекомендации ЦМС КубГМУ протокол № от

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие……………………………………………………………………….....4

Занятие 1. Предмет и задачи патологической анатомии.

Процессы адаптации и компенсации…………………………………………….. 5

Занятие 2. Морфология нарушения обмена веществ …………..………….....9

Занятие 3.Гибель клеток и тканей в живом организме.…………..………..13

Занятие 4.Расстройства кровообращения………………………….. ………..16

Занятие 5.Общие сведения о воспалении. Острое воспаление. Морфология экссудативного воспаления в полости рта……………………..20

Занятие 6.Хроническое воспаление. Морфология пролиферативного

воспаления в полости рта. Процессы регенерации…………..……………...24

Занятие 7. Опухоли. Общие положения. Опухоли из эпителия …………....28

Занятие 8.Мезенхимальные опухоли.

Опухоли меланинобразующей ткани………..…………………………………...31

Занятие 9.Одонтогенные опухоли челюстных костей.

Опухоли слюнных желез…………………………………………….……............35

Занятие 10.Итоговое занятие…………………………………………….……..39

Приложение

Схема для описания макропрепарата…………………………………………..40

Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы………………….….41

Ответы на тестовые задания……………………………………………….….…42

Ответы на ситуационные задачи …….………………......................………....43

Список рекомендуемой литературы, ссылки на ресурсы Интернет…….....46

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель учебно-методического пособия – помочь студентам второго курса стоматологического факультета освоить основные закономерности развития общепатологических процессов, их морфологические проявления с акцентом на орофациальную патологию.

Для подготовки к практическим занятиям приведены основные термины и понятия, даны контрольные вопросы для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, которые в совокупности становятся контрольными вопросами итогового занятия по модулю "Общепатологические процессы". Для каждого практического занятия указаны учебные цели, навыки и умения (компетенции), которыми должен овладеть студент после изучения темы. Представленные в руководстве тестовые задания и клинико-анатомические (ситуационные) задачи помогут закрепить знания, подготовиться к итоговому занятию и экзамену.

Блок самостоятельной работы студентов на практическом занятии структурирован и включает изучение демонстрационных макропрепаратов (не более 5-6), микропрепаратов (не более 2-3), и 1-2 электроннограммы. Для детального изучения и описания в практической тетради рекомендован один тематический препарат, который студенты должны охарактеризовать на макроскопическом и микроскопическом уровне. Указанное количество макро- и микропрепаратов позволяет оптимизировать практическую часть работы, проходящую в рамках двухчасового занятия.

Приложение содержит ответы к тестовым и ситуационным задачам, схему для описания препарата на макроскопическом уровне, список рекомендуемой литературы и ссылки на ресурсы Интернет.

Пособие направлено на формирование клинического мышления у студентов, приобретение общекультурных и профессиональных компетенций, а в последующем, на применение знаний патологической анатомии в клинике.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов стоматологического факультета и преподавателей кафедр патологической анатомии медицинских ВУЗов.

ЗАНЯТИЕ 1.

Предмет и задачи патологической анатомии.

Процессы адаптации и компенсации

Цель практического занятия.Получить знания о содержании и задачах патологической анатомии, её связи с фундаментальными и клиническими дисциплинами, о роли и задачах патологоанатомической службы. Приобрести знания о сущностипроцессов адаптации и компенсации, причинах и механизмах развития, морфологической характеристике, исходах и значении в патологии человека.

Учебные цели.После изучения темы студент должен:

Знать:

- основные термины и понятия;

- объекты, методы и уровни исследования в патологической анатомии;

- правила построения патологоанатомического диагноза;

- этические и деонтологические нормы в патологической анатомии.

Уметь:

- распознавать на макро- и микропрепаратах различные виды адаптации и компенсации,

- давать заключение о морфологической динамике патологического процесса и его исходах, решать тестовые и ситуационные задачи, отвечать на контрольные вопросы;

- понимать патогенетические принципы построения диагноза и структуру патологоанатомической службы.

Владеть:

- алгоритмом описания пораженного органа на макроскопическом уровне;

- навыками изучения патологически измененной ткани на микроскопическом уровне.

Основные термины и понятия:

АТРОФИЯ (atrophia - голодаю, худею) уменьшение массы и объема органа (ткани), сопровождающееся ослаблением или прекращением их функции.

АУТОПСИЯ (autopsia - видение собственными глазами) - вскрытие трупа с диагностической или научной целью.

БИОПСИЯ (bios - жизнь) - прижизненное взятие тканей, органов или взвеси клеток для микроскопического исследования с диагностической целью, а также для изучения динамики патологического процесса.

ГИПЕРПЛАЗИЯ (hyper – сверх, plasis - образование, формирование) - увеличение числа структурных элементов ткани или органа за счет деления клеток.

ГИПЕРТРОФИЯ (hyper – сверх, trophe – питание) – увеличение объема функциональных единиц органа (ткани), сопровождающееся интенсификацией его функций.

ГИПЕРТРОФИЯ ВАКАТНАЯ (vacatum - пустовать, быть незанятым) – разрастание опорных тканей в месте, ранее занятым функционально-активной паренхимой органа, целым органом.

ГИПЕРТРОФИЯ ВИКАРНАЯ (vicarius - заменяющий, замещающий) – заместительная гипертрофия одного из парных органов при выключении функции другого.

ДИАГНОЗ (diagnosis - распознавание) – медицинское заключение о состоянии здоровья обследуемого, об имеющихся у него заболеваниях (травмах) или о причине смерти, выраженное в терминах МКБ-10, обозначающих название болезней (травм).

исследование гистологическое – микроскопическое исследованиеокрашенных специальным красителем кусочков ткани для уточнения или подтверждения диагноза.

исследование иммунногистохимическое – микроскопическое исследование с применением антител к искомым антигенам – опухолевым, вирусным, микробным, аутоантигенам. Используется для верификации гистогенеза опухоли, диагностики инфекционных, аутоиммунных болезней.

исследование цитологическое – исследованиес помощью микроскопа отдельных клеток, полученных при соскобах или аспирации содержимого полых органов, а так же пункционной биопсии тканей/органов.

КАХЕКСИЯ (kakos – плохой, hexis - состояние) - общее истощение организма при злокачественных опухолях, поражениях гипофиза и других тяжёлых заболеваниях.

МЕТАПЛАЗИЯ (metaplasis - преобразование) – патологический процесс превращения одной ткани в другую, в пределах одного гистиотипа (т.е. родственную ей).

осложнение основного заболевания – патологический процесс (синдром, нарушение функции органа, реже заболевание), который патогенетически (этиологически) связан с основным заболеванием, но не является его обязательным проявлением.

основное заболевание – одно или несколько заболеваний (нозологических единиц) по поводу которых проводилось обследование (лечение). В случае наступления летального исхода: одно или несколько заболеваний, которые привели к смерти больного.

ПАТОГЕНЕЗ (pathos - страдание, болезнь) - механизмы развития заболеваний и патологических процессов.

ПАТОМОРФОЗ (morphosis - формирование) - изменение клинических и морфологических проявлений отдельной болезни, а также структуры заболеваемости и смертности под влиянием различных воздействий.
ТАНАТОГЕНЕЗ (hanatos - смерть) - динамика клинических, биохимических и морфологических изменений в процессе умирания.

сопутствующие заболевания – одно или несколько заболеваний (нозологических единиц), которые не связаны с основным заболеванием этиологически или патогенетически, а в случае летального исхода не принимали участие в танатогенезе.

Этиология (aitia - причина) - учение о причинах и условиях возникновения болезней.

ЯТРОГЕНИЯ (atros - врач) – осложнения, неумышленный вред, наносимый пациенту как вследствие общения с ним, так и в результате профилактических, диагностических и лечебных мероприятий.

Контрольные вопросы:

1. Патологическая анатомия: содержание, задачи, объекты исследования.

2. Взаимосвязь патологической анатомии с другими фундаментальными и клиническими дисциплинами.

3. Методы исследования в патологической анатомии. Биопсия: определение, виды.

4. Патологоанатомический диагноз: определение, рубрики.

5. Адаптация: определение, виды, биологическое значение.

6. Атрофия: виды, клинико-морфологическая характеристика.

7. Гипертрофия и гиперплазия: причины, механизмы, виды, морфологическая характеристика.

8. Метаплазия: виды, морфологическая характеристика, значение.

9. Компенсация: фазы компенсаторного процесса, виды компенсаторной гипертрофии, морфологическая характеристика.

Тестовые задания для самопроверки

1. Укажите объекты исследования в патологической анатомии: а) аутопсийный материал б) биопсийный материал в) операционный материал г) медицинская документация д) экспериментальный материал 4. Укажите, кто заполняет направление на патогистологическое исследование: а) лечащий врач б) медсестра в) врач, взявший материал для исследования г) фельдшер-лаборант д) всё перечисленное верно
2.Укажите основные задачи патологоанатомической службы: а) посмертная диагностика болезней б) прижизненная диагностика болезней в) уточнение причин насильственной смерти г) контроль качества клинической диагностики д) уточнение структуры причин смерти населения 5. Укажите определение термина «атрофия»: а)переход одного вида ткани в другой б)увеличение объёма клеток и тканей в)уменьшение объёма клеток, тканей г) замещение соединительной тканью д)увеличение числа клеток и внутриклеточных структур  
  3. Укажите виды биопсий: а) инцизионная б) прижизненная в) эндоскопическая г) пункционная д) аспирационная 6. Укажите определение термина «гиперплазия»: а) переход одного вида ткани в другой б) увеличение объёма клеток, тканей в) уменьшение объёма клеток, тканей, г) замещение соединительной тканью д) увеличение числа клеток и внутриклеточных структур

Ситуационная задача № 1

В патологоанатомическое отделение поступил операционный материал – удаленная правая почка. Орган увеличен в размерах, на разрезе чашечки и лоханка резко расширены, заполнены прозрачной жидкостью. В устье мочеточника обнаружен камень, затрудняющий отток мочи. Толщина паренхимы почки до 0,8 см. Корковый слой уменьшен до 0,2 см, граница между корковым и мозговым слоем стёрта.

Дайте ответы на вопросы:

1. Укажите общепатологический процесс, развившейся в почке.

2. Назовите вид данного процесса и механизм его развития.

3. Какие микроскопические изменения можно обнаружить в почке?

4. Какие клинические проявления развиваются при данном патологическом процессе?

▬♦♦♦▬

Работа на практическом занятии:

1. Изучить бланк направления на гистологическое исследование.

2. Ознакомиться с бланком протокола патологоанатомического вскрытия и медицинского свидетельства о смерти.

3. Изучить демонстрационные макропрепараты: бурая атрофия миокарда, гидронефроз, нефросклероз.

4. Изучить демонстрационные микропрепараты: бурая атрофия миокарда, бурая атрофия печени, сетчатая атрофия пульпы зуба.

5. Изучить тематический препарат: «Гипертрофия миокарда».

- зафиксировать в тетради макроскопические изменения;

- зарисовать в тетради микроскопические изменения, обозначить:

1) увеличенные в объеме кардиомиоциты;

2) крупные гиперхромные ядра.

6. Изучить электроннограмму "Гипертрофия миокарда, стадия декомпенсации". Обратить внимание на набухшие митохондрии с разрушеннымикристами, просветление матрикса.

ЗАНЯТИЕ 2.

Морфология нарушения обмена веществ

Цель практического занятия.Приобрести знания о сущности различных видов дистрофий, их причинах и механизмах развития, морфологической характеристике, исходах и значении в патологии человека.

Учебные цели.После изучения темы студент должен:

Знать:

- основные термины и понятия;

- виды нарушения обмена веществ в клетках и тканях, их макро- и микроскопические проявления, этиологию, патогенез, морфогенез, исходы.

Уметь:

распознавать на макро- и микропрепаратах различные виды дистрофий, давать заключение о морфологической динамике патологического процесса и его исходах, решать тестовые и ситуационные задачи, отвечать на контрольные вопросы.

Владеть:

- алгоритмом описания пораженного органа на макроскопическом уровне;

- навыками изучения патологически измененной ткани на микроскопическом уровне.

Основные термины и понятия:

акантоз (akantha - шип, колючка) - выросты эпидермиса кожи и эпителия слизистых оболочек с удлинением межсосочковых отростков.

АЛЬБИНИЗМ (albus - белый) – дефицит или отсутствие пигмента в коже, волосах, радужке и сетчатке глаза в результате нарушения обмена тирозина при синтезе меланина.

АЛЬТЕРАЦИЯ (alteratio – изменение, повреждение) – структурные изменения клеток, тканей и органов, сопровождающиеся нарушением их жизнедеятельности.

АМИЛОИДОЗ (amyloidosis) - внеклеточный диспротеиноз, характеризующийся отложением в тканях амилоида и приводящий к атрофии паренхимы, склерозу и функциональной недостаточности органов.

ВИТИЛИГО (vitium - порок, порча) – поражение кожи в виде очаговых депигментированных участков с локализацией чаще на лбу, глазах, животе и коленях.

ГЕМОСИДЕРОЗ (haima – кровь, sideros - железо), отложение в тканях и органах железосодержащего пигмента гемосидерина.

ГИАЛИНОЗ (hyalinos - прозрачный, стекловидный) - один из видов белковой дистрофии, при которой в ткани образуются полупрозрачные плотные массы, напоминающие гиалиновый хрящ.

гиперкератоз (keratos - роговое вещество) - чрезмерное развитие или недостаточное отшелушивание рогового слоя кожи.

ДИСПРОТЕИНОЗ – вид дистрофии, связанный с избыточным накоплением белка в паренхиматозных клетках, строме, стенках сосудов.

ДИСТРОФИЯ (dys - затруднение, нарушение, trophe - питание) - патологический процесс, обусловленный нарушением клеточного и тканевого метаболизма, приводящий к структурным нарушениям в клетках и тканях.

ЖЕЛТУХА – синдром, связанный с избыточным накоплением в организме билирубина, сопровождается окрашиванием кожи, слизистых оболочек и внутренних органов в желтый цвет.

КСЕРОСТОМИЯ (xeros – сухой, stoma рот) - сухость во рту вследствие нарушения слюноотделения.

ЛЕЙКОПЛАКИЯ (leukos – белый, plakos – пластинка) - дистрофическое изменение слизистой оболочки, сопровождающееся ороговением эпителиального слоя.

липидоз - нарушение внутриклеточного липидного обмена в организме.

МЕЛАНОЗ (melanos - темный, черный) - избыточное накопление в тканях организма пигмента меланина.

паракератоз (parakeratosis) - нарушение процесса ороговения клеток эпидермиса, характеризующееся наличием в роговом слое клеток, содержащих ядра, и отсутствием зернистого слоя.

ПЕТРИФИКАТ (КАЛЬЦИНАТ)(petros – камень) - участок дистрофии или некроза ткани, инкрустированный (пропитанный) солями кальция.

СИАЛОЛИТИАЗ(sialon - слюна, lithos – камень) - заболевание, характеризующееся образованием конкрементов в слюнной железе.

стеатоз (steatos – жир) - инфильтрация паренхиматозных клеток липидами.

ФИБРИНОИД – сложное вещество, состоящие из фибрина, белков плазмы крови, полисахаридов, нуклеопротеидов, возникает при деструкции соединительной ткани.

Контрольные вопросы:

1. Патология накопления веществ (дистрофия): определение, механизмы развития, классификация.

2. Нарушение обмена белков (диспротеинозы): причины, патогенез, морфологическая характеристика, исходы.

3. Нарушение обмена нейтральных жиров (липидозы): причины, патогенез, морфологическая характеристика, методы диагностики, исходы.

4. Нарушение обмена пигментов: гемосидерина, билирубина,меланина. Причины, виды, морфологическая характеристика, исходы.

5. Камнеобразование: механизм развития, виды камней. Камни протоков слюнных желез (сиалолитиаз): механизм развития, клиническое значение и последствия.

6. Лейкоплакия и гиперкератоз слизистой оболочки ротовой полости: причины, виды, морфологическая характеристика, исходы.

Тестовые задания для самопроверки

1. Укажите заболевания, при которых развиваетсястеатоз печени: а) хронический холецистит б) алкоголизм в) хронический гастрит г) пародонтит д) сахарный диабет 4. Укажите пигмент, накопление которого в тканях приводит к желтухе: а) меланин б) гемоглобин в) билирубин г) гемосидерин д) липофусцин
2 .Укажите причины гемолитической желтухи: а) сепсис б) переливание несовместимой крови в) вирусный гепатит В г) цирроз печени д) малярия 5. Укажите местные гипомеланозы: а) альбинизм б) невус в) витилиго г) лейкодерма д) меланома
3. Укажите характерные макроскопические признаки стеатоза: а) увеличение размеров органа б) уменьшение размеров органа в) глинисто-жёлтого цвета г) тёмно-красного цвета д) плотной консистенции 6. Укажите цвет тканей при гемосидерозе: а) белый б) жёлтый в) черно-серый г) вишнёво-красный д) ржаво-коричневый

Ситуационная задача №2а

При осмотре больного К., 57 лет, длительно курящего, обнаружены плотно фиксированные к твёрдому нёбу серовато-белые массы. При попытке их удаления слизистая оболочка легко кровоточит, с изъязвлениями, уплотнена, имеет вид булыжной мостовой.

Дайте ответы на вопросы:

1. Какой патологический процесс был обнаружен?

2. Укажите его причины в данной ситуации.

3. Какова дальнейшая тактика врача?

Ситуационная задача №2б

Больной 50 лет, в течение многих лет страдал хроническим гнойным остеомиелитом нижней челюсти. Радикально не лечится. Появились жалобы на сухость во рту, отёки на лице. При обследовании: десны несколько уплотнены, слизистая оболочка гладкая, бледно-розовая. Данные лабораторных методов: в моче - белок до 10 г в сутки, в крови - гипопротеинемия.

Дайте ответы на вопросы:

1. Какое заболевание заподозрил врач?

2. Что необходимо сделать для постановки правильного диагноза?

3. Какие органы поражены этим процессом?

4. Как вы можете объяснить возникший симптом сухости во рту?

5. Укажите морфологические изменения в почках и назовите их исход.

▬♦♦♦▬

Работа на практическом занятии:

1. Изучить демонстрационные макропрепараты:амилоидоз селезенки,меланома тонкой кишки, камни желчного пузыря.

2. Изучить демонстрационные микропрепараты: вакуольная дистрофия почки,гемосидероз печени, известковые метастазы в легком.

3. Изучить тематический препарат: «Жировая дистрофия печени».

Зафиксировать в тетради макроскопические изменения;

Зарисовать в тетради микроскопические изменения, обозначить:

1) жировые вакуоли в цитоплазме гепатоцитов;

2) периферическое положение ядер в гепатоцитах.

4. Изучить электроннограмму "Баллонная дистрофия гепатоцита". Обратить внимание на "цистерны" (баллоны), заполненные жидкостью, разрушение мембран эндоплазматической сети.

ЗАНЯТИЕ 3.

гибель клеток и тканей в живом организме

Цель практического занятия.Приобрести знания о сущности различных видов повреждения и гибели клеток и тканей, патологических накоплениях, их причинах и механизмах развития, клинико-морфологической классификации, морфологической характеристике, исходах и значении в патологии человека.

Учебные цели.После изучения темы студент должен:

Знать:

- основные термины и понятия;

- клинико-морфологические формы некроза, их макро- и микроскопические проявления, этиологию, патогенез, морфогенез, исходы.

Уметь:

распознавать на макро- и микропрепаратах различные виды некроза, давать заключение о морфологической динамике патологического процесса и его исходах, решать тестовые и ситуационные задачи, отвечать на контрольные вопросы.

Владеть:

- алгоритмом описания пораженного органа на макроскопическом уровне;

- навыками изучения патологически измененной ткани на микроскопическом уровне.

Основные термины и понятия:

АЛЬТЕРАЦИЯ (alteratio – изменение, повреждение) – структурные изменения клеток, тканей и органов, сопровождающиеся нарушением их жизнедеятельности.

АПОПТОЗ (apoptosis «отпадающий») - генетически обусловленный процесс физиологической гибели клеток.

АУТОЛИЗ (autos – сам, lysis - разложение, распад) - разрушение клеток под влиянием содержащихся в них протеолитических ферментов.

ГАНГРЕНА (gangraina – «антонов огонь») – некроз, развивающийся в органах и тканях, соприкасающихся с внешней средой непосредственно или через имеющиеся анатомические каналы.

ГЕТЕРОЛИЗ (heteros - иной, другой и lysis - разложение, распад) - разрушение клеток под влиянием протеолитических ферментов фагоцитов.

ИНФАРКТ (infarctus - набитый) - участок органа или ткани, подвергшийся некрозу вследствие прекращения его кровоснабжения.

КИСТА (cysta - пузырь) - полостное образование, заполненное жидкостью, чаще состоит из фиброзной стенки, выстланной эпителием.

НЕКРОЗ (nekrosis – омертвение) – гибель клеток и тканей в живом организме.

некрозЖировой (ферментный, стеатонекроз)– некроз жировой клетчатки; возникает под воздействием липолитических ферментов.

некроз Казеозный (творожистый, сыровидный) – сухой некроз с образованием продуктов денатурации белков, длительно не подвергающихся гидролизу и внешне напоминающих творог.

некроз Коагуляционный – некроз, характеризующийся дегидратацией тканей с денатурацией и коагуляцией тканевых белков.

некроз Колликвационный – некроз, сопровождающийся размягчением (лизисом) пораженных тканей; наблюдается в тканях, богатых жидкостью.

некрозФибриноидный– некроз, сопровождающийся пропитыванием пораженных тканей фибрином.

Но́ма (noma - язва) разновидность влажной гангрены, при которой, как правило, поражаются мягкие ткани лица.

Пролежень – разновидность гангрены (вид трофоневротического некроза), возникает в участках длительного давления на ткани.

СЕКВЕСТР (sequestro - ставлю вне, отделяю) – омертвевший участок ткани, свободно располагающийся среди живых тканей, длительно не подвергающийся аутолизу и не замещающийся соединительной тканью.

Контрольные вопросы:

1. Причины, механизмы, виды повреждения клеток и тканей.

2. Некроз. Причины, механизм развития, признаки, клинико-морфологические формы, исходы.

3. Коагулляционный некроз: условия для развития, виды, морфологическая характеристика.

4. Колликвационный некроз: условия для развития, морфологическая характеристика.

5. Гангрена: причины, виды, морфологическая характеристика, исходы.

6. Инфаркт: причины, виды, морфологическая характеристика, исходы.

7. Апоптоз: механизмы развития, морфологическая характеристика. Значение в физиологических и патологических процессах.

Тестовые задания для самопроверки

1. Укажите макроскопические признаки пораженной ткани при влажной гангрене: а) серо-черного цвета б) бледная в) дряблой консистенции г) плотной консистенции д) имеет резкий, неприятный запах 4. Укажите синоним термина "инфаркт": а) трофоневротический некроз б) травматический некроз в) сосудистый некроз г) токсический некроз д) аллергический некроз  
  2 .Укажите исходы инфаркта: а) рубцевание б) инкапсуляция в) нагноение г) образование кисты д) образование опухоли 5. Укажите заболевания, при которых возникает фибриноидный некроз: а) гипертоническая болезнь б) корь в) бронхопневмония г) ревматизм д) крупозная пневмония  
3. В каком органе может развиваться гангрена? а) легкое б) сердце в) кишечник г) желчный пузырь д) аппендикс   6. Укажите морфологические проявления инфаркта миокарда: а) неправильной формы б) клиновидный в) черного цвета г) пропитан солями кальция д) белый с геморрагическим венчиком  

Ситуационная задача №3

Больная Д., 66 лет, страдающая сахарным диабетом, обратилась к врачу по поводу болей в правой стопе. При осмотре ткани первого пальца стопы сухие, плотные, черного цвета, хорошо отграничены от неповреждённой ткани.

Дайте ответы на вопросы:

1. Какая клинико-морфологическая форма некроза развилась у больной?

2. С чем связан черный цвет некротизированных тканей?

3. Назовите возможную причину развившегося состояния.

4. Что образуется вокруг зоны некроза на границе со здоровой тканью?

▬♦♦♦▬

Работа на практическом занятии:

1. Изучить демонстрационные макропрепараты: гангрена стопы, ишемический инфаркт селезенки, постинфарктные рубцы почки.

2. Изучить демонстрационные микропрепараты: восковидный некроз мышцы, творожистый некроз лимфатического узла.

3. Изучить тематический препарат: «Инфаркт миокарда».

4. Зафиксировать в тетради макроскопические изменения;

5. Зарисовать в тетради микроскопические изменения, обозначить:

1) зона некроза кардиомиоцитов;

2) полнокровие сосудов и лейкоцитарная инфильтрация по периферии зоны некроза.

6. Изучить электроннограмму "Апоптозное тельце". Обратить внимание на изменения хроматина, мембранные структуры с заключенными внутри них органеллами и частицами ядра.

ЗАНЯТИЕ 4.

расстройства кровообращения

Цель практического занятия.Приобрести знания о сущности различных видов расстройств кровообращения, их причинах и механизмах развития, морфологической характеристике, исходах и значении в патологии человека.

Учебные цели.После изучения темы студент должен:

Знать:

- основные термины и понятия;

- виды расстройств кровообращения, их макро- и микроскопические проявления, этиологию, патогенез, морфогенез, исходы.

Уметь:

распознавать на макро- и микропрепаратах различные виды тромбов, эмболии, кровотечений, ишемии и полнокровии, давать заключение о морфологической динамике патологического процесса и его исходах, решать тестовые и ситуационные задачи, отвечать на контрольные вопросы.

Владеть:

- алгоритмом описания пораженного органа на макроскопическом уровне;

- навыками изучения патологически измененной ткани на микроскопическом уровне.

Основные термины и словосочетания:

АДГЕЗИЯ (adhaesio - прилипать) - cлипание, склеивание форменных элементов крови.

АНЕВРИЗМА – мешотчатое расширение (выпячивание) стенки сосуда или стенки сердца.

АНАСАРКА (ana - через, sarx - мясо). Общий отек, преимущественно подкожной клетчатки, отек кожи (водянка).

АСЦИТ (askites - похожий на раздутый мех, отечный) – скопление транссудата в брюшной полости.

ГЕМОПЕРИКАРД, ГЕМОТОРАКС, ГЕМОПЕРИТОНЕУМ (haima – кровь) – скопление крови соответственно в полости перикарда, плевры, брюшины.

ГЕМОРРАГИЯ (rhegnymi - прорываю), истечение крови из сосудов при нарушении целостности, проницаемости их стенок (кровотечение, кровоизлияние).

ГИДРОТОРАКС, ГИДРОПЕРИКАРД (hydor – вода, thorax - грудь) – скопление транссудата в плевральной и перикардиальной полостях.

ГИПЕРЕМИЯ (hyper – слишком, haima - кровь) - чрезмерное кровенаполнение органа, ткани.

ГОМЕОСТАЗ (homoios - подобный, stasis - неподвижность, состояние) – способность организма поддерживать относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма.

ДИАПЕДЕЗ (dia – через, pedao - скачу) - проникновение форменных элементов крови через неповрежденные стенки капилляров и мелких вен.

ИНДУРАЦИЯ ТКАНЕЙ (induro - делаю твёрдым), уплотнение органа или ткани в результате разрастания в них волокнистой соединительной ткани (склероза).

ИШЕМИЯ (ischo - задерживать, haima - кровь) – уменьшение кровоснабжения участка тела, органа или ткани вследствие ослабления притока артериальной крови.

ЛИМФЕДЕМА (lymphoedema - лимфа, oidema - припухлость) отек тканей, обусловленный лимфостазом.

МЕТАСТАЗИРОВАНИЕ (metastasis - перемещение, перестановка) - процесс переноса патологического материала из очага опухолевого или воспалительного процесса в другие органы и ткани с образованием вторичных очагов.

ОБТУРИРУЮЩИЙ ТРОМБ (obturatio - закупоривание) – тромб, полностью закрывающий просвет сосуда.

ПЛАЗМОРРАГИЯ – выход жидкой части крови (плазмы) за пределы стенки сосуда с пропитыванием ей окружающих тканей.

СЛАДЖИРОВАННАЯ КРОВЬ (sludge - феномен) – состояние крови, в основе которого лежит агрегация эритроцитов.

СТАЗ (stasis - стояние) – остановка тока крови в сосудах микроциркуляторного русла.

ТРАНССУДАТ (trans - через, sudo - просачиваюсь) – отечная жидкость, скапливающаяся в полостях и тканях в результате нарушения проницаемости сосудов.

ТРОМБОЗ (thrombosis - свёртывание) – прижизненное свертывание крови в просвете сосуда или полостях сердца.

ЦИАНОЗ (kyanos - тёмно синий) – синюха, синюшная окраска кожи и слизистых оболочек, обусловленная недостаточным насыщением крови кислородом.

ЭМБОЛИЯ (еmbolos - клин, затычка) – циркуляция в крови или лимфе не встречающихся в нормальных условиях частиц и закупорки ими сосудов.

ПЕТЕХИЯ (petecchie – пятна, сыпь) – мелкоточечные кровоизлияния на коже или слизистых оболочках.

ЭКХИМОЗ (ec –из, him – лью; излияние) – крупное (более 3 мм) кровоизлияние на коже, слизистых оболочках.

ГЕМАТОМА (haima – кровь, oma – опухоль) – скопление крови в тканях с их разрушением и образованием полости.

ГЕМОРРАГИЧЕСКАЯ ИНФИЛЬТРАЦИЯ – пропитывание тканей кровью без нарушения их целостности.

ПУРПУРА (purpura - пурпурный цвет) – множественные кровоизлияния на коже и слизистых оболочках.

Контрольные вопросы:

1. Тромбоз: определение, местные и общие факторы способствующие тромбообразованию. Морфология тромба. Значение и исходы тромбоза.

2. Эмболия: определение, виды, причины, морфологическая характеристика.

3. Ишемия: определение, причины, виды, механизмы развития, морфологическая характеристика, исходы.

4. Артериальное полнокровие: причины, виды, морфология, исходы.

5. Венозное полнокровие: виды, патогенез, морфогенез клинико-морфологическая характеристика, исходы.

6. Кровотечение: виды, причины, клинико-морфологическая характеристика.

7. Шок: определение, виды, механизмы развития, стадии, клинико-морфологическая характеристика.

Тестовые задания для самопроверки

1. Термин «гемоторакс» означает накопление: а) крови в брюшной полости б) крови в плевральной полости в) транссудата в брюшной полости г) транссудата в полости перикарда д)транссудата в плевральной полости 4. Укажите макроскопические изменения почек при хроническом венозном застое: а) уменьшены в размерах б) плотной консистенции в) дряблой консистенции г) увеличены в размерах д) синюшного цвета
2. Укажите неблагоприятные исходы тромбоза: а) организация б) септический аутолиз в) асептический аутолиз г) тромбоэмболия д) петрификация 5 . Укажите виды кровоизлияний: а) гематома б) петехия в) гемангиома г) гемангиосаркома д) пурпура
3. Укажите образное название печени при хроническом венозном застое: а) сальная б) саговая в) бурая г) мускатная д) мраморная 6. Укажите исходы гематомы: а) организация б) инкапсуляция в) меланоз г) амилоидоз д) образование кисты  

Ситуационная задача № 4

Больной А., 42 лет, находился в стационаре по поводу перелома правой бедренной кости. На 5 сутки госпитализации, при перекладывании пациента на каталку у него резко ухудшилось состояние, появился цианоз лица и верхней половины тела, потерял сознание. Реанимационные мероприятия без успешны, через 50 мин наступила смерть.

Дайте ответы на вопросы:

1. Какое осложнение возникло у больного?

2. Какие изменения обнаружил патологоанатом на вскрытии в нижних конечностях, в лёгких?

3. Каков механизм смерти?

4. Какие осложнения можно было ожидать в течение первых часов после получения травмы?

▬♦♦♦▬

Наши рекомендации