Схема бактериологического исследования патологического материала
1 день исследования
Микроскопия исследуемого материала, окраска по Граму. Посев на плотную питательную среду или на среду накопления методом механического разобщения, с целью получения изолированных колоний.
2 день исследования
Изучение культуральных, морфологических и тинкториальных свойств изолированных колоний, пересев колоний на скошенный агар с целью накопления чистой культуры.
День исследования
Оценка чистоты культуры по морфологическим и тинкториальным свойствам, посев на среды «пестрого» ряда и в МПБ для изучения сахаролитических и протеолитических свойств. При необходимости изучение патогенных, антигенных, фаголизабельных свойств выделенного возбудителя. Посев чистой культуры с целью изучения чувствительности к антибиотикам и антисептикам.
День исследования
Идентификация чистой культуры по совокупности свойств: морфологических, тинкториальных, культуральных, биохимических, антигенных и др. Изучение чувствительности к антибиотикам и антисептикам. Оценка полученных результатов.
Серологический метод диагностики
Материалом для исследования является сыворотка крови больного. Необходимый диагностический препарат – диагностикум, содержащий специфический антиген. Для подтверждения клинического диагноза серологическим методом необходимо исследование парных сывороток. Парные сыворотки – это два образца сыворотки, взятые у больного с интервалом 7-10 дней. Об инфекционной природе антител свидетельствует нарастание титра во втором образце сыворотки в 4 раза и более, при выявлении анамнестических и прививочных антител нарастания титра не наблюдается. Об инфекционном характере антител при однократном обследовании больного можно судить по наличию антител класса М или при обнаружении антител в диагностическом титре.
Биологический метод диагностики
Материалом, взятым от больного, заражают чувствительных лабораторных животных (чувствительных к предполагаемому возбудителю) для воспроизведения клинических симптомов инфекционного заболевания. На основании искусственного воспроизведения клинической картины заболевания ставится диагноз.
Микроскопический метод диагностики
Готовится мазок из патологического материала, окрашивается простым или сложным методом, микроскопируется Возбудитель идентифицируется по морфологическим и тинкториальным свойствам.
Занятие № 2
Тема. Условно-патогенные микроорганизмы–возбудители гнойно-воспалительных заболеваний и госпитальных инфекций
Актуальность темы занятия
Гнойная хирургическая инфекция и внутрибольничная /госпитальная/ инфекция продолжают оставаться на протяжении последних десятилетий важными проблемами здравоохранения во многих странах мира. Возбудителями гнойно-воспалительных заболеваний в большинстве случаев являются условно-патогенные микроорганизмы - представители нормальной микрофлоры. За последние 20 лет в клинике участились случаи гнойно-воспалительных заболеваний, вызванных условно-патогенными грамотрицательными микроорганизмами. Отмечается как нарастание числа гнойных осложнений у хирургических больных, так и увеличение случаев первичных заболеваний, вызванных ими.
По статистическим данным в настоящее время в развитых странах у 5-12 % госпитализированных лиц развивалась внутрибольничная инфекция, а у 4-7 % умерших она является основной причиной смерти. Причиной этих заболеваний часто являются госпитальные штаммы.
Вопросы для подготовки
1. Понятие «внутрибольничная /госпитальная/ инфекция», ее этиологические факторы. Общая характеристика возбудителей: распространение в природе, пути заражения, условия возникновения заболеваний, пути формирования госпитальной инфекции, госпитальные штаммы, маркеры госпитальных штаммов.
2. Бактериологическая диагностика гнойно-воспалительных заболеваний, вызванных условно-патогенными микроорганизмами. Диагностика внутрибольничной /госпитальной/ инфекции.
3. Условно-патогенная кишечная палочка, классификация, общая характеристика, факторы патогенности, возможные заболевания, роль в патологии ЧЛО.
4. Бактерии рода Протея, классификация, общая характеристика, факторы патогенности, пути распространения, вызываемые заболевания, роль в патологии ЧЛО.
5. Род Klebsiella, виды, классификация, общая характеристика, роль в патологии ЧЛО.
6. Синегнойная палочка – возбудитель госпитальной инфекции, классификация, общая характеристика, факторы патогенности, роль в патологии ЧЛО.
7. Биопрепараты для диагностики, специфической терапии и профилактики гнойно-воспалительных заболеваний, вызванных грамотрицательными микроорганизмами.
8. Принципы рациональной антибиотикотерапии в лечении гнойно-воспалительных заболеваний, вызванных условно-патогенной группой микроорганизмов.
Практическая работа
Задание № 1
Больная А., 26 лет. Клинический диагноз: «Пневмония». Провести бактериологическое исследование мокроты больной по демонстрационным посевам, с определением количества возбудителя, идентифицировать до рода и вида. Результаты исследования внести в таблицу /см. ниже/. Определить чувствительность к антибиотикам. Сделать заключение.
Задание № 2
Больной М., 5 месяцев. Клинический диагноз: «Острый пиелонефрит». Провести бактериологическое исследование мочи по представленным демонстрациям с учетом количества возбудителя, определить его род и вид. Определить чувствительность к антибиотикам. Полученные данные внести в таблицу /см. ниже/. Сделать заключение.
Задание № 3
Больной С., 25 лет. Клинический диагноз: «Одонтогенный остеомиелит верхней челюсти». Гной взят из свищевого хода. Провести бактериологическое исследование, используя готовые демонстрационные посевы. Полученные данные внести в таблицу /см. ниже/. Определить чувствительность к антибиотикам и антисептикам. Сделать заключение.
Задание № 4
Больной К., 30 лет. Клинический диагноз: «Посттравматический хронический остеомиелит нижней челюсти». Учесть результаты бактериологического исследования гнойного отделяемого из свищевого хода. Идентифицировать возбудителя на основании изучения свойств, представленных в демонстрационном наборе. Результаты исследования внести в таблицу /см. ниже/. Определить чувствительность к антибиотикам и антисептикам. Сделать заключение.
Задания № 5, 6, 7
В отделении челюстно-лицевой хирургии у пациентов с ожогами лица 2-3 cтепени возникли гнойные осложнения. При лабораторном обследовании выяснилось, что инфицирование ран у больных вызвано одним и тем же возбудителем. При исследовании объектов окружающей среды отделения данный микроорганизм обнаружен в устье раковины. Провести бактериологическое исследование отделяемого раны больного М (зад.5), отделяемого раны больного С (зад. 6), отделяемого устья раковины (зад 7), идентифицировать микроорганизмы по готовым посевам. Результаты исследования внести в таблицу /см. ниже/. По готовым посевам определить пиоцинотип выделенных культур, сравнить результаты, определить источник инфекции. Можно ли думать о госпитальной инфекции? Дайте рекомендации по лечению больных. Сделайте заключение.
Образец оформления протокола
Метод диагностики, материал для исследования | ||||||||||
Среда для посева | ||||||||||
Характер роста | ||||||||||
Морфология, тинкториальные свойства | ||||||||||
Пигмент | ||||||||||
Рост по Шукевичу | ||||||||||
Капсула | ||||||||||
Капсула | ||||||||||
| ||||||||||
Фаготип/пиоцинотип | ||||||||||
Антибиотикограмма, чувствительность к антисептикам |
Задание № 8
Изучить биопрепараты, используемые для диагностики и специфической терапии заболеваний, вызванных условно-патогенными грамотрицательными микроорганизмами. Данные внести в таблицу:
Название | Активное начало | Механизм действия | Применение |
Справочные материалы для оформления протоколов и выполнения практической работы