Элементымостовидногопротеза.
Конструкциямостовидногопротезавзависимостиот
Величины, топографиидефектаисостоянияопорныхзубов.
Требования, предъявляемыекпромежуточнойчасти
Термин "мостовидный протез" заимствован из техники и отражает инженерные особенности конструкции. В мостовидном протезе различают опорную часть и промежуточную часть (тело).
Для опоры мостовидных протезов используются искусственные коронки (штампованные, литые, комбинированные, полукоронки, коронки на искусственной культе со штифтом) или вкладки. Кроме опорных элементов в конструкцию мостовидного протеза входит промежуточная часть, располагающаяся в области дефекта зубного ряда.
Как отмечалось, мостовидные протезы имеют на зубах две точки опоры и более, расположенные по обе стороны дефекта. Эта конструкция наиболее распространена в клинической практике, хотя наряду с ней известны мостовидные протезы с односторонней опорой. Показания к их применению ограничены строгими условиями: малые дефекты, образовавшиеся от пот^:>и резца, клыка или премоляра. Протезирование в этом случае преследует главным образом эстетические цели. При замещении дефектов, образовавшихся после потери коренных зубов, мостовидные протезы с односторонней опорой применяются очень редко и только по строгим показаниям, причем опорным чаще является зуб, находящийся дистально от дефекта.
Строение промежуточной части протеза зависит от того, в каком отделе зубной дуги расположен дефект. Если дефект расположен в переднем отделе — лучше использовать комбинированный мостовидный протез с касательнойпромежуточной частью для улучшения внешнего вида больного и дикции. Если дефект расположен в боковом отделе, моделируется промежуточная часть с промывным пространством2-3 мм из соображений гигиены.
В случае, если опорный зуб имеет подвижность, в конструкцию необходимо вводить дополнительную опору — изготавливают коронку на соседний с подвижным зуб и спаивают обе коронки. Получается жесткая шина.
Требований, предъявляемыекпромежуточнойчасти:
1. Повторять анатомическую форму замещаемых зубов ( с вестибулярной и жевательной поверхностей). __
2. Иметь естественный внешний вид для восстановления эстетики. Для
Ответы на экзаменационные вопросы
П часть
этой цели лучше всего подходит комбинированная промежуточная часть.
3. Промежуточная часть должна быть смоделирована так, чтобы была возможность для самоочищения и гигиенического ухода за протезом.
4. Промежуточная часть должна быть жесткой,
Вопрос 15
Конструкциямостовидныхпротезовсточкизрения биомеханики, гигиены, эстетики,
Биомеханикамостовидногопротеза
\. Мостовидный протез с двусторонней опорой на моляры и премоляры. Правило:сила, падающая на опору, будет тем больше, чем ближе к разжевываемой пище расположен опорный зуб (рис. 17).
Рис. 17. Влияниевертикальнойнарузкинабиомеханикумостовидного
протеза:
а - нагрузкаприложенаксерединекороткоготеламостовидногопротеза;
б - нагрузкаприложенаксерединедлинноготеламостовидногопротеза;
В - нагрузкаприложенакодномуизопорныхзубов.
2. Биомеханика мостовидного протеза с односторонней опорой (консоль-
Чем больше размер искусственного зуба, тем сильнее нагрузка на опорный зуб.
Для опорного зуба возникает перегрузка, необычная по направлению (рис. 18).
Рис. 18. Биомеханикамостовидногопротезасодностороннейопоройпри действиивертикальнойсилыР.
3. Биомеханика мостовидного протеза с опорой на передние зубы.
Конструктивная особенность этих протезов в том, что их промежуточная часть расположена по дуге. При этом на промежуточную часть действует сила та же, которая вызывает веерообразное расхождение передних зубов у людей с заболеваниями пародонта.
Принципыконструированиямостовидныхпротезовсточкизрения
Биомеханики
1. Промежуточная часть протеза должна быть линейной для исключения вращательных нагрузок.
2. В качестве опоры должны использоваться зубы с не очень высокой клинической коронкой для уменьшения горизонтальной нагрузки.
3. Ширина жевательной поверхности тела протеза должна быть меньше ширины жевательных поверхностей замещаемых зубов для уменьшения нагрузки на опорные зубы.
4. Для уменьшения перегрузки опорных зубов нужно увеличивать их количество, избегать применения мостовидных протезов с односторонней опорой и уменьшать ширину жевательной поверхности тела протеза.
5. Необходимо восстанавливать контактные пункты между опорными и естественными зубами для равномерного распределения горизонтальных усилий.
6. Грамотное конструирование мостовидных протезов с точки зрения нормальной окклюзии.
7. Необходимо конструировать такие мостовидные протезы, которые бы в максимальной степени отвечали требованиям эстетики. Для этого применяются наиболее выгодные в эстетическом отношении облицовочные материалы, а также конструируются опорные элементы и промежуточная часть протеза, обеспечивающие надежное крепление облицовки из пластмассы, фарфора или композитного материала.
Улучшение эстетических результатов протезирования достигается применением комбинированных протезов, основа которых состоит из металлического каркаса, облицованного фарфоровыми или пластмассовыми фасетками или полностью покрытого слоем фарфоровой (керамической) массы. Наиболее перспективными в эстетическом плане являются цельнолитые протезы с облицовкой из керамики или светоотверждаемых композитных пластмасс нового поколения.
Чтобы было легче осуществлять гигиенический уход за протезами, дета-
Ответы на экзаменационные вопросы
Д часть
лям протеза придается обтекаемая форма, лишенная поднутрений. Применяется не только механическая, но и электролитическая полировка для создания гладкой поверхности. Промежуточная часть, замещающая боковой дефект, не должна прилегать к десне, должно быть промывное пространство 2-3 мм. Считалось, что лучшей формой тела протеза является та, которая в поперечном сечении имеет форму треугольника. Но в последнее время появились сторонники седловидной формы тела протеза, имеющей сходство с естественным зубом. Особое распространение она получает в металлокера-мических протезах (только в переднем отделе).
ВОПРОС 16