Диагностикаиособенностиисправлениязубочелюстных аномалийувзрослых.
Методыдиагностики:
сбор анамнеза
осмотр лица и полости рта
Изучаются особенности конфигурации лица: выраженность носогубных и подбородочных складок, сглаженность контуров лица, зияние ротовой щели, выстояние альвеолярной части, губ и подбородка, укорочение ниж-
Ответы на экзаменационные вопросы
Iчасть
ней части лица, асимметрии лица. Путем пальпации определяется мышечный тонус губ и толщина слоя мягких тканей. Походка больного и его манера держаться, осанка также должны быть учтены врачом.
После общего осмотра исследуют полость рта пациента: слизистую оболочку, положение и степень развития уздечек верхней и нижней губы, языка, форму и величину языка, размах его движений, глубину свода твердого неба, развитие альвеолярных частей, челюстей и апикального базиса по сравнению с зубной и альвеолярной дугой. Подробному изучению подлежит форма, величина и количество зубов, их состояние и расположение в зубных рядах, форма зубных дуг, соотношение челюстей и зубных рядов, вид прикуса. После этого заполняют зубную формулу. Необходимо проверить смыкание зубов и функцию височно-нижнечелюстных суставов (путем аускуль-тации и пальпации) при различных движениях нижней челюсти.
изучение диагностических моделей челюстей (метод Пона, метод Кор-кгауза)
рентгенологическое обследование (ортопантомография, телеренге-нография)
На рентгенографию направляют пациентов, чтобы выяснить форму, направление и расположение корней опорных и подлежащих перемещению зубов для уточнения состояния тканей пародонта, степени рассасывания корней молочных зубов, наличия и расположения зачатков постоянных зубов, а также для выяснения адентии, ретинированных или сверхкомплектных зубов.
На рентгенографию височно-нижнечелюстных суставов направляют тех больных, у которых подозревают или отмечают артропатии или у которых аномалия прикуса связана со смещением нижней челюсти в сагиттальном или транс-верзальном направлении (при мезиальном, дистальном или перекрестном прикусе).
кефалометрические методы исследования
Эти методы исследования позволяют выявить закономерности строения лицевого и мозгового черепа, пропорциональность соотношения разных отделов головы и отношения их к определенным плоскостям. Целью исследований является выяснение связей аномалий зубочелюстной системы с лицом, головой. Эта связь изучается на гнатостатических моделях челюстей, на лице больного, на фотографиях и на телерентгенограммах.
Исследования функционального состояния зубочелюстной системы. Такие исследования проводят при помощи функциональных жевательных проб, мастикациографии, электромиографии, риноскопии, ринометрии, ри-нопневмометрии (изучение нарушения носового дыхания). Для исследования величины, формы и положения языка, а также его
функции во время разговора или глотания при различных аномалиях прикуса и установления их взаимосвязи пользуются телерентгенографией (покрывают спинку языка контрастным веществом), налатографией, глоссографией, рентгенокинематографией. После комплексного исследования больного ставят диагноз и разрабатывают план ортодонтического лечения.
Особенностилечениязубочелюстныханомалийувзрослых
}. Прекратился рост лицевого скелета. У детей можно стимулировать рост костей в необходимом направлении, а у взрослых нет.
2. Ребенок быстрее привыкает к аппарату, его мотивации можно превратить в игру, заставить полюбить аппарат.
3. Количество посещений и время активного лечения разное. У взрослых оно больше.
4. Рецидивы у детей встречаются реже, чем у взрослых.
5. Аномалии у взрослых усугубляются наличием деформаций окклюзиои-ной поверхности зубных рядов, потерей зубов, заболеваниями пародонта, со-
матическими заболеваниями, патологией ВИС и жевательных мышц.
6. Необходимость хирургического пособия у детей редко, у взрослых почти как правило.
Ответы на экзаменационные вопросы
Iчасть
РАЗДЕЛ 8
КЛИНИЧЕСКАЯКАРТИНАПЛЕЧЕНИЕ БОЛЬНЫХСДЕФЕКТОМКОРОНОКЗУБОВ.
ВОПРОС 1
Этиологияиклиникадефектовкоронковойчастизубов. КлассификацияполостейпоБлэку. Показаниякприменению