Приём «Отражающего слушания»

ПРИНЦИПЫ.

Если говорящий пытается выразить не совсем ясные для себя вещи и получает отражение (повтор) своих слов, причем слушатель никак не меняет структуру высказывания и не вводит в него "шум", то для говорящего становится яснее то, что он старался выразить.

Отражение обычно приобретает форму дословного повторения (почти слово в слово) или незначительной парафразы. В практике отражению подвергаются не любые, а по той или иной причине значимые высказывания, например, обладающие большой интенсивностью.

СПОСОБ ИСПОЛНЕНИЯ.

Важнейший момент поведения слушателя в этой позиции - не отяготить свои реакции повтора собственными перцептивными добавками.

Из каждого фрагмента монолога говорящего слушатель выбирает и повторяет то, что по его мнению является центральным ядром фрагмента, его цементирующим началом, будь то выраженное чувство или какая-либо идея. При этом можно изменить вспомогательные или несущественные слова, выступающие в высказывании, но все ключевые слова, несущие смысловую или эмоциональную нагрузку, должны быть повторены точно. Важнейшим моментом адекватного повтора (отражения) является отсутствие в нем перцептивных искажений, которые могут быть допущены слушателем. То, что следует повторить, должно быть выбрано на основе значимости этого содержания для говорящего, а не на основе собственных взглядов терапевта и его оценок важности того или иного фрагмента (в том числе и для психотерапии).

7. Список тем по УИРС, предлагаемый кафедрой:

1. Модели взаимоотношений медицинского работника и пациента.

2. Больные, с которыми трудно установить доверительные отношения.

3. Приёмы поведения с «саботажниками общения».

4. Доверие в социокультурном пространстве России.

ЗАНЯТИЕ 23.

1. Тема: «Клиническое интервью».

2. Значение изучения темы:

· Учебное –изучение роли клинического интервью в структуре взаимодействия врач-больной.

· Профессиональное – становление личности врача, обладающего определенным комплексом знаний умений и навыков в проведении клинического интервью.

· Личностное –формирование клинического мышления во взаимодействии врача с пациентом, воспитание профессиональной культуры личности врача-стоматолога.

3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметь целостное представление о клиническом интервью, его функциях и принципах; должен знать структуру клинического интервью, его этапы, этические положения и основные требования к разговору врача.

4. План изучения темы:

4.1. Исходный контроль знаний (тесты).

4.2. Работа в парах и внутригрупповое взаимодействие:

· тест-тренинг культуры дискуссии;

· игра «Потерпевшие кораблекрушение».

4.3. Итоговый контроль знаний:

· Решение ситуационных задач.

5. Основные понятия и положения темы:

Структура диалога. Самопонимание и саморегуляция в процессе общения. Социально-ролевое общение. Профессиональное общение медика. Уровни общения. Ритуальное общение. Деловое общение. Личностно ориентированное общение. Эмпатия и эмоциональная идентификация. Трансфер и контртрансфер.

Слово как инструмент общения. Понятие о клиническом интервьюировании. Этапы клинического интервью. Требования к разговору врача. Этические положения интервьюирования. Интервьюирование тревожных пациентов: особенности и этапы. Понятие ассертивности. Законы ассертивности.

Задания для уяснения темы занятия

· Тесты:

1. Третий этап классического интервью это:

a. установление доверительной дистанции;

b. выявление жалоб и оценка внутренней картины болезни;

c. оценка желаемого результата беседы и терапии;

d. оценка антиципационных способностей пациента.

2. На втором этапе клинического интервью врач:

a. проводит активное интервью;

b. проводит пассивное интервью;

c. молчит;

d. записывает данные в историю болезни.

3. Основные этические положения Американской психологической ассоциации. Выберите наиболее полный ответ:

a. принятие во внимание индивидуальных и культурных различий, избегание расспрашивания о несущественных деталях, но знание пределов своей компетентности;

b. отношение к пациенту такое, какое хотелось бы к себе, избегание заполнения медицинской документации в его присутствии, избегание обсуждения проблем пациента с коллегами в его присутствии, соблюдение принципов конфиденциальности;

c. соблюдение конфиденциальности, осознание пределов своей компетентности, избегание расспросов о несущественных деталях, избегание обсуждения проблем пациента с коллегами в его присутствии, отношение к пациенту такое, какое хотелось бы к себе, избегание заполнения медицинской документации в его присутствии, принятие во внимание индивидуальных и культурных различий;

d. соблюдение конфиденциальности, осознание пределов своей компетентности, избегание расспроса о несущественных деталях, отношение к пациенту такое, какое хотелось бы к себе, принятие во внимание индивидуальных и культурных различий.

4. «Психологическая скотома» по Харди это:

a. грубое отношение к пациенту;

b. использование данных зоопсихологии в работе врача;

c. неумение врача принимать во внимание психическую жизнь больного;

d. неумение врача воспринимать человека целостно.

5. Не относится к основным требованиям к разговору врача:

a. сохранение конфиденциальности;

b. опора на фактическую сторону дела;

c. доходчивость и полнота информации;

d. уважительная оценка личности.

6. Основные требования к разговору врача - это:

a. вместо директивности – опора на фактическую сторону дела, сохранение конфиденциальности, не превышение должностных полномочий в разговоре, осторожность, эмпатичность;

b. вместо директивности – опора на фактическую сторону дела, уважительная оценка личности пациента, открытость, эмпатичность, доходчивость и точность информации;

c. сохранение конфиденциальности, опора на фактическую сторону дела, уважение личности пациента, открытость, эмпатичность;

d. доходчивость и точность информации, избежание в разговоре закрытых вопросов, эмпатичность, опора на фактическую сторону дела, соблюдение конфиденциальности.

7. Тренинг ассертивности это:

a. тренинг общения;

b. тренинг уверенного поведения;

c. тренинг саморегуляции;

d. тренинг творческого подхода к решению проблем.

8. «Комплианс» - это:

a. показатель уважительного отношения врача к пациенту;

b. показатель уважительного отношения пациента к врачу;

c. показатель эффективности общения врача с пациентом;

d. показатель фактического лечения к лечебному стандарту.

9. Деонтология по отношению к профессионально-психологическим навыкам общения:

a. определяет границы профессиональной компетентности врача;

b. определяет правила проведения клинического интервью;

c. устанавливает стандарты психологического исследования при разных видах проблем;

d. определяет нормы, «круг» этических требований.

10. Ассертивность - это:

a. соблюдение правил проведения клинического интервью;

b. готовность полностью принять мысли и чувства другого человека;

c. откровенность, готовность высказать свое личное мнение;

d. склонность человека самому решать за себя и нести ответственность за последствия своих решений.

· Ситуационные задачи:

1. Во время очередного обхода после доклада куратора старший ассистент, подтвердив диагноз, обратился к группе студентов, участвовавших в обходе, и сказал: "terapia nihil, prognoses pessima", не подозревая, что больной знал латинский язык. На другой день по своему настоянию больной был выписан из клиники. Через несколько дней стало известно от жены больного о том, что последний покончил жизнь самоубийством.

Наши рекомендации