Приём «Отражающего слушания»
ПРИНЦИПЫ.
Если говорящий пытается выразить не совсем ясные для себя вещи и получает отражение (повтор) своих слов, причем слушатель никак не меняет структуру высказывания и не вводит в него "шум", то для говорящего становится яснее то, что он старался выразить.
Отражение обычно приобретает форму дословного повторения (почти слово в слово) или незначительной парафразы. В практике отражению подвергаются не любые, а по той или иной причине значимые высказывания, например, обладающие большой интенсивностью.
СПОСОБ ИСПОЛНЕНИЯ.
Важнейший момент поведения слушателя в этой позиции - не отяготить свои реакции повтора собственными перцептивными добавками.
Из каждого фрагмента монолога говорящего слушатель выбирает и повторяет то, что по его мнению является центральным ядром фрагмента, его цементирующим началом, будь то выраженное чувство или какая-либо идея. При этом можно изменить вспомогательные или несущественные слова, выступающие в высказывании, но все ключевые слова, несущие смысловую или эмоциональную нагрузку, должны быть повторены точно. Важнейшим моментом адекватного повтора (отражения) является отсутствие в нем перцептивных искажений, которые могут быть допущены слушателем. То, что следует повторить, должно быть выбрано на основе значимости этого содержания для говорящего, а не на основе собственных взглядов терапевта и его оценок важности того или иного фрагмента (в том числе и для психотерапии).
7. Список тем по УИРС, предлагаемый кафедрой:
1. Модели взаимоотношений медицинского работника и пациента.
2. Больные, с которыми трудно установить доверительные отношения.
3. Приёмы поведения с «саботажниками общения».
4. Доверие в социокультурном пространстве России.
ЗАНЯТИЕ 23.
1. Тема: «Клиническое интервью».
2. Значение изучения темы:
· Учебное –изучение роли клинического интервью в структуре взаимодействия врач-больной.
· Профессиональное – становление личности врача, обладающего определенным комплексом знаний умений и навыков в проведении клинического интервью.
· Личностное –формирование клинического мышления во взаимодействии врача с пациентом, воспитание профессиональной культуры личности врача-стоматолога.
3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметь целостное представление о клиническом интервью, его функциях и принципах; должен знать структуру клинического интервью, его этапы, этические положения и основные требования к разговору врача.
4. План изучения темы:
4.1. Исходный контроль знаний (тесты).
4.2. Работа в парах и внутригрупповое взаимодействие:
· тест-тренинг культуры дискуссии;
· игра «Потерпевшие кораблекрушение».
4.3. Итоговый контроль знаний:
· Решение ситуационных задач.
5. Основные понятия и положения темы:
Структура диалога. Самопонимание и саморегуляция в процессе общения. Социально-ролевое общение. Профессиональное общение медика. Уровни общения. Ритуальное общение. Деловое общение. Личностно ориентированное общение. Эмпатия и эмоциональная идентификация. Трансфер и контртрансфер.
Слово как инструмент общения. Понятие о клиническом интервьюировании. Этапы клинического интервью. Требования к разговору врача. Этические положения интервьюирования. Интервьюирование тревожных пациентов: особенности и этапы. Понятие ассертивности. Законы ассертивности.
Задания для уяснения темы занятия
· Тесты:
1. Третий этап классического интервью это:
a. установление доверительной дистанции;
b. выявление жалоб и оценка внутренней картины болезни;
c. оценка желаемого результата беседы и терапии;
d. оценка антиципационных способностей пациента.
2. На втором этапе клинического интервью врач:
a. проводит активное интервью;
b. проводит пассивное интервью;
c. молчит;
d. записывает данные в историю болезни.
3. Основные этические положения Американской психологической ассоциации. Выберите наиболее полный ответ:
a. принятие во внимание индивидуальных и культурных различий, избегание расспрашивания о несущественных деталях, но знание пределов своей компетентности;
b. отношение к пациенту такое, какое хотелось бы к себе, избегание заполнения медицинской документации в его присутствии, избегание обсуждения проблем пациента с коллегами в его присутствии, соблюдение принципов конфиденциальности;
c. соблюдение конфиденциальности, осознание пределов своей компетентности, избегание расспросов о несущественных деталях, избегание обсуждения проблем пациента с коллегами в его присутствии, отношение к пациенту такое, какое хотелось бы к себе, избегание заполнения медицинской документации в его присутствии, принятие во внимание индивидуальных и культурных различий;
d. соблюдение конфиденциальности, осознание пределов своей компетентности, избегание расспроса о несущественных деталях, отношение к пациенту такое, какое хотелось бы к себе, принятие во внимание индивидуальных и культурных различий.
4. «Психологическая скотома» по Харди это:
a. грубое отношение к пациенту;
b. использование данных зоопсихологии в работе врача;
c. неумение врача принимать во внимание психическую жизнь больного;
d. неумение врача воспринимать человека целостно.
5. Не относится к основным требованиям к разговору врача:
a. сохранение конфиденциальности;
b. опора на фактическую сторону дела;
c. доходчивость и полнота информации;
d. уважительная оценка личности.
6. Основные требования к разговору врача - это:
a. вместо директивности – опора на фактическую сторону дела, сохранение конфиденциальности, не превышение должностных полномочий в разговоре, осторожность, эмпатичность;
b. вместо директивности – опора на фактическую сторону дела, уважительная оценка личности пациента, открытость, эмпатичность, доходчивость и точность информации;
c. сохранение конфиденциальности, опора на фактическую сторону дела, уважение личности пациента, открытость, эмпатичность;
d. доходчивость и точность информации, избежание в разговоре закрытых вопросов, эмпатичность, опора на фактическую сторону дела, соблюдение конфиденциальности.
7. Тренинг ассертивности это:
a. тренинг общения;
b. тренинг уверенного поведения;
c. тренинг саморегуляции;
d. тренинг творческого подхода к решению проблем.
8. «Комплианс» - это:
a. показатель уважительного отношения врача к пациенту;
b. показатель уважительного отношения пациента к врачу;
c. показатель эффективности общения врача с пациентом;
d. показатель фактического лечения к лечебному стандарту.
9. Деонтология по отношению к профессионально-психологическим навыкам общения:
a. определяет границы профессиональной компетентности врача;
b. определяет правила проведения клинического интервью;
c. устанавливает стандарты психологического исследования при разных видах проблем;
d. определяет нормы, «круг» этических требований.
10. Ассертивность - это:
a. соблюдение правил проведения клинического интервью;
b. готовность полностью принять мысли и чувства другого человека;
c. откровенность, готовность высказать свое личное мнение;
d. склонность человека самому решать за себя и нести ответственность за последствия своих решений.
· Ситуационные задачи:
1. Во время очередного обхода после доклада куратора старший ассистент, подтвердив диагноз, обратился к группе студентов, участвовавших в обходе, и сказал: "terapia nihil, prognoses pessima", не подозревая, что больной знал латинский язык. На другой день по своему настоянию больной был выписан из клиники. Через несколько дней стало известно от жены больного о том, что последний покончил жизнь самоубийством.