Диагностические коды опросника

1 тема Г Р З Т И Н М А С Я П Д
         
                     
                   
                 
    *                
                     
                     
                   
                     
                 
                 
                     

2 тема Г Р З Т И Н М А С Я П Д
                     
                   
                   
                 
    *            
               
  *                  
                     
*                  
                   
*                    
                       
                       
3 тема Г Р З Т И Н М А С Я П Д
                   
                   
               
                   
                     
                     
           
                       
                       
                     
                     
                     
                   
                       
                   
                     
                       


4 тема Г Р З Т И Н М А С Я П Д
                     
                   
             
                     
                     
             
                   
                 
                   
                   
                       

5 тема Г Р З Т И Н М А С Я П Д
    *                
  *                
                     
                     
*   *                
    *            
                 
                     
                     
    *          
                     
                       
                   
                   
                   
                       


6 тема Г Р З Т И Н М А С Я П Д
*                  
                 
                 
*                  
  *              
                 
* *                  
                       
                     
                     
                   
*                    
                 
                   
                   
                       
7 тема Г Р З Т И Н М А С Я П Д
             
                     
                     
*              
                     
    *              
                     
  *                
                 
                   
                     
                       
*                  
                       
8 тема Г Р З Т И Н М А С Я П Д
*   *              
                 
                   
                     
    *              
               
                     
*                  
                   
                   
                     
                   
                       
9 тема Г Р З Т И Н М А С Я П Д
    *              
                   
* *                
*   *            
                   
                   
  *            
                   
                   
                   
                     
                   
                   
                     
                       
10 тема Г Р З Т И Н М А С Я П Д
*                  
                 
                       
*                  
                 
                   
*   *          
                   
    *            
                     
                 
                     
                       
                 
                   
                       

11 тема Г Р З Т И Н М А С Я П Д
                 
*   *              
                   
    *            
                 
                       
                   
*                    
               
    *            
                       
12 тема Г Р З Т И Н М А С Я П Д
    *            
                     
                   
                     
                     
                     
*                  
    *          
                   
*                
    *          
                       

При анализе результатов для каждого отмеченного утверждения по специальным диагностическим таблицам определяются диагностические коэффициенты, которые заносятся в сводную таблицу, в соответствии со шкалой, к которой он относится.

Тема Г Р З Т И Н М А С Я П Д
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
Сумма                        

Диагностические коэффициенты в каждом из столбцов сводной таблицы, соответствующих 12 шкалам типов отношения к болезни, суммируют, получая 12 значений шкальных оценок.

Шкальная оценка для гармоничного, эргопатического и анозогнозического типов приравнивается к 0, если среди утверждений, выбранных испытуемым, есть хотя бы одно, указанное в коде знаком (*).

При диагностике типа находят шкалу с максимальным значением суммы диагностических коэффициентов. Определяют, есть ли в профиле такие шкалы, которые находятся в пределах диагностической зоны – оценки которых отстают от максимальной в пределах 7 баллов. Если шкала с максимальной оценкой остается единственной в диагностической зоне, то диагностируют чистый тип, соответствующей этой шкале.

Если в диагностическую зону помимо шкалы с максимальным значением попадают еще одна или две шкалы, то диагностируют смешанный тип, который обозначают соответственно названием составляющих его шкал. Но если при смешанном типе в диагностическую зону наряду с другими попадает шкала гармоничного типа, то она исключается из рассмотрения как составляющая, поскольку гармоничный тип может быть только чистым.

Если в диагностическую зону попадает более трех шкал, то диагностируют диффузный тип отношения к болезни.

7. Список тем по УИРС, предлагаемый кафедрой::

1. Особенности переживаний у неизлечимых больных.

2. Формы проявления дискомфорта у больных.

3. Виды симуляций. Способы работы с ними.

4. Исследование типов отношения к болезни у различных категорий больных.

ЗАНЯТИЕ 11.

1. Тема: «Психосоматические взаимоотношения»

2. Значение изучения темы:

· Учебное –изучение особенностей формирования и закономерностей проявлений психосоматических взаимоотношений.

· Профессиональное – становление личности врача, обладающего определенным комплексом знаний о психосоматических взаимоотношениях, что определяет соответствующие подходы к лечению.

· Личностное – формирование целостной личности и воспитание профессиональной культуры личности врача-стоматолога.

3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметьпредставление о причинах возникновения психосоматических заболеваний; должен знать механизмы взаимоотношений психики и сомы; уметь взаимодействовать с психосоматическими больными с учётом их психологических особенностей.

4. План изучения темы:

4.1. Исходный контроль знаний (тесты, фронтальный опрос).

4.2. Самостоятельная работа по теме:

· Работа в парах. Диагностика личностной сферы с помощью теста Дженкинса, Алекситимической шкалы (работа с больными);

· Составление заключений по исследованию.

4.3. Итоговый контроль знаний:

· Проверка заключений по исследованию;

· Решение ситуационных задач.

5. Основные понятия и положения темы:

Взаимоотношения психического и физического в норме и патологии. Теоретические основы психосоматических взаимоотношений в организме человека. Психогении. Соматогении. Саногенное и патогенное влияние психологических факторов на соматическую сферу человека. Понятие о психосоматической медицине, ее основные концепции. Психологические теории: Данбар, Александера, Фрейда, Дженкинса. Физиологические теории. Нейрогуморальные теории. Алекситимия. Поведенческие типы. Психосоматические болезни: определение, классификация. Изменение личности при хронических соматических заболеваниях. Механизмы влияния соматической болезни на психику. Возможности психотерапии при психосоматических заболеваниях.

Задания для уяснения темы занятия

· Тесты

1. Алекситимией называется:

a. неспособность сопереживать;

b. неспособность сконцентрировать внимание на своих чувствах;

c. неспособность даже короткое время быть в одиночестве;

d. неспособность точно описать свое эмоциональное состояние.

2. Психосоматические заболевания по З. Фрейду формируются вследствие:

a. острых психических травм;

b. хронических психических травм;

c. внутриличностного конфликта;

d. межличностного конфликта.

3. К классическим психосоматическим заболеваниям («святой семерке») причисляют все нижеследующие болезни за исключением:

a. инфаркта миокарда;

b. эссенциальной гипертонии;

c. язвенной болезни;

d. атопической бронхиальной астмы.

4. Основным внутриличностным конфликтом при гипертонической болезни является конфликт:

a. между потребностями в опеке и самостоятельности;

b. между потребностями владеть и отдавать;

c. между агрессивными импульсами и чувством зависимости;

d. между любовью и враждебностью по отношению к родителям.

5. Коронарный тип личности предрасполагает к:

a. бронхиальной астме;

b. язвенной болезни;

c. сахарному диабету;

d. инфаркту миокарда.

6. Такие качества как высокий уровень притязаний, выраженное влечение к достижению цели, стремление к конкурентной борьбе входят в структуру:

a. типа личности А;

b. типа личности В;

c. типа личности С;

d. типа личности D.

7. По Ф. Александеру непосредственной причиной бронхиальной астмы является:

a. напряжение бронхиального дерева в связи с длительным нервным расстройством;

b. хронические заболевания легких;

c. регрессия к детскому страху перед разлукой с матерью;

d. регрессия в младенчество с желанием быть накормленным.

8. Существо психосоматической концепции Ф. Данбар состоит в том, что:

a. эмоциональное напряжение, вызывающее соматические расстройства, обусловлено прежде всего особенностями личности пациента;

b. соматические болезни возникают в результате стойкого переживания человеком своей соматической неполноценности;

c. определенные эмоциональные конфликты патологически «инфицируют» определенные органы;

d. соматические симптомы являются физиологическим сопровождением определенных эмоциональных состояний.

9. Психические заболевания, сопровождающиеся функциональными изменениями в работе внутренних органов или имитирующие своими проявлениями какое-либо соматическое заболевание – это:

a. психосоматические расстройства;

b. соматопсихические расстройства;

c. соматоформные расстройства;

d. личностно-обусловленные расстройства.

10. Психические синдромы различной выраженности, обусловленные имеющимися у пациента соматическим заболеванием, тесно связанные с тяжестью и опасностью этого заболевания - это:

a. психосоматические расстройства;

b. соматопсихические расстройства;

c. соматоформные расстройства;

d. личностно-обусловленные расстройства.

· Ситуационные задачи:

1. Для пациента Д., 38 лет, характерна преувеличенная потребность в деятельности, сверхвовлеченность в работу, нехватка времени для отдыха, упорство и сверхактивность в достижении цели, нередко сразу в нескольких областях жизнедеятельности, неумение выполнять однообразную, монотонную работу. Все делает быстро, его отличает выразительная эмоциональная речь, яркая жестикуляция и мимика. Импульсивен, несдержан, амбициозен. Стремится к доминированию.

Наши рекомендации