Диагностические коды опросника
1 тема | Г | Р | З | Т | И | Н | М | А | С | Я | П | Д |
* | ||||||||||||
2 тема | Г | Р | З | Т | И | Н | М | А | С | Я | П | Д |
* | ||||||||||||
* | ||||||||||||
* | ||||||||||||
* | ||||||||||||
3 тема | Г | Р | З | Т | И | Н | М | А | С | Я | П | Д |
4 тема | Г | Р | З | Т | И | Н | М | А | С | Я | П | Д |
5 тема | Г | Р | З | Т | И | Н | М | А | С | Я | П | Д |
* | ||||||||||||
* | ||||||||||||
* | * | |||||||||||
* | ||||||||||||
* | ||||||||||||
6 тема | Г | Р | З | Т | И | Н | М | А | С | Я | П | Д |
* | ||||||||||||
* | ||||||||||||
* | ||||||||||||
* | * | |||||||||||
* | ||||||||||||
7 тема | Г | Р | З | Т | И | Н | М | А | С | Я | П | Д |
* | ||||||||||||
* | ||||||||||||
* | ||||||||||||
* | ||||||||||||
8 тема | Г | Р | З | Т | И | Н | М | А | С | Я | П | Д |
* | * | |||||||||||
* | ||||||||||||
* | ||||||||||||
9 тема | Г | Р | З | Т | И | Н | М | А | С | Я | П | Д |
* | ||||||||||||
* | * | |||||||||||
* | * | |||||||||||
* | ||||||||||||
10 тема | Г | Р | З | Т | И | Н | М | А | С | Я | П | Д |
* | ||||||||||||
* | ||||||||||||
* | * | |||||||||||
* | ||||||||||||
11 тема | Г | Р | З | Т | И | Н | М | А | С | Я | П | Д |
* | * | |||||||||||
* | ||||||||||||
* | ||||||||||||
* | ||||||||||||
12 тема | Г | Р | З | Т | И | Н | М | А | С | Я | П | Д |
* | ||||||||||||
* | ||||||||||||
* | ||||||||||||
* | ||||||||||||
* | ||||||||||||
При анализе результатов для каждого отмеченного утверждения по специальным диагностическим таблицам определяются диагностические коэффициенты, которые заносятся в сводную таблицу, в соответствии со шкалой, к которой он относится.
Тема | Г | Р | З | Т | И | Н | М | А | С | Я | П | Д |
Сумма |
Диагностические коэффициенты в каждом из столбцов сводной таблицы, соответствующих 12 шкалам типов отношения к болезни, суммируют, получая 12 значений шкальных оценок.
Шкальная оценка для гармоничного, эргопатического и анозогнозического типов приравнивается к 0, если среди утверждений, выбранных испытуемым, есть хотя бы одно, указанное в коде знаком (*).
При диагностике типа находят шкалу с максимальным значением суммы диагностических коэффициентов. Определяют, есть ли в профиле такие шкалы, которые находятся в пределах диагностической зоны – оценки которых отстают от максимальной в пределах 7 баллов. Если шкала с максимальной оценкой остается единственной в диагностической зоне, то диагностируют чистый тип, соответствующей этой шкале.
Если в диагностическую зону помимо шкалы с максимальным значением попадают еще одна или две шкалы, то диагностируют смешанный тип, который обозначают соответственно названием составляющих его шкал. Но если при смешанном типе в диагностическую зону наряду с другими попадает шкала гармоничного типа, то она исключается из рассмотрения как составляющая, поскольку гармоничный тип может быть только чистым.
Если в диагностическую зону попадает более трех шкал, то диагностируют диффузный тип отношения к болезни.
7. Список тем по УИРС, предлагаемый кафедрой::
1. Особенности переживаний у неизлечимых больных.
2. Формы проявления дискомфорта у больных.
3. Виды симуляций. Способы работы с ними.
4. Исследование типов отношения к болезни у различных категорий больных.
ЗАНЯТИЕ 11.
1. Тема: «Психосоматические взаимоотношения»
2. Значение изучения темы:
· Учебное –изучение особенностей формирования и закономерностей проявлений психосоматических взаимоотношений.
· Профессиональное – становление личности врача, обладающего определенным комплексом знаний о психосоматических взаимоотношениях, что определяет соответствующие подходы к лечению.
· Личностное – формирование целостной личности и воспитание профессиональной культуры личности врача-стоматолога.
3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметьпредставление о причинах возникновения психосоматических заболеваний; должен знать механизмы взаимоотношений психики и сомы; уметь взаимодействовать с психосоматическими больными с учётом их психологических особенностей.
4. План изучения темы:
4.1. Исходный контроль знаний (тесты, фронтальный опрос).
4.2. Самостоятельная работа по теме:
· Работа в парах. Диагностика личностной сферы с помощью теста Дженкинса, Алекситимической шкалы (работа с больными);
· Составление заключений по исследованию.
4.3. Итоговый контроль знаний:
· Проверка заключений по исследованию;
· Решение ситуационных задач.
5. Основные понятия и положения темы:
Взаимоотношения психического и физического в норме и патологии. Теоретические основы психосоматических взаимоотношений в организме человека. Психогении. Соматогении. Саногенное и патогенное влияние психологических факторов на соматическую сферу человека. Понятие о психосоматической медицине, ее основные концепции. Психологические теории: Данбар, Александера, Фрейда, Дженкинса. Физиологические теории. Нейрогуморальные теории. Алекситимия. Поведенческие типы. Психосоматические болезни: определение, классификация. Изменение личности при хронических соматических заболеваниях. Механизмы влияния соматической болезни на психику. Возможности психотерапии при психосоматических заболеваниях.
Задания для уяснения темы занятия
· Тесты
1. Алекситимией называется:
a. неспособность сопереживать;
b. неспособность сконцентрировать внимание на своих чувствах;
c. неспособность даже короткое время быть в одиночестве;
d. неспособность точно описать свое эмоциональное состояние.
2. Психосоматические заболевания по З. Фрейду формируются вследствие:
a. острых психических травм;
b. хронических психических травм;
c. внутриличностного конфликта;
d. межличностного конфликта.
3. К классическим психосоматическим заболеваниям («святой семерке») причисляют все нижеследующие болезни за исключением:
a. инфаркта миокарда;
b. эссенциальной гипертонии;
c. язвенной болезни;
d. атопической бронхиальной астмы.
4. Основным внутриличностным конфликтом при гипертонической болезни является конфликт:
a. между потребностями в опеке и самостоятельности;
b. между потребностями владеть и отдавать;
c. между агрессивными импульсами и чувством зависимости;
d. между любовью и враждебностью по отношению к родителям.
5. Коронарный тип личности предрасполагает к:
a. бронхиальной астме;
b. язвенной болезни;
c. сахарному диабету;
d. инфаркту миокарда.
6. Такие качества как высокий уровень притязаний, выраженное влечение к достижению цели, стремление к конкурентной борьбе входят в структуру:
a. типа личности А;
b. типа личности В;
c. типа личности С;
d. типа личности D.
7. По Ф. Александеру непосредственной причиной бронхиальной астмы является:
a. напряжение бронхиального дерева в связи с длительным нервным расстройством;
b. хронические заболевания легких;
c. регрессия к детскому страху перед разлукой с матерью;
d. регрессия в младенчество с желанием быть накормленным.
8. Существо психосоматической концепции Ф. Данбар состоит в том, что:
a. эмоциональное напряжение, вызывающее соматические расстройства, обусловлено прежде всего особенностями личности пациента;
b. соматические болезни возникают в результате стойкого переживания человеком своей соматической неполноценности;
c. определенные эмоциональные конфликты патологически «инфицируют» определенные органы;
d. соматические симптомы являются физиологическим сопровождением определенных эмоциональных состояний.
9. Психические заболевания, сопровождающиеся функциональными изменениями в работе внутренних органов или имитирующие своими проявлениями какое-либо соматическое заболевание – это:
a. психосоматические расстройства;
b. соматопсихические расстройства;
c. соматоформные расстройства;
d. личностно-обусловленные расстройства.
10. Психические синдромы различной выраженности, обусловленные имеющимися у пациента соматическим заболеванием, тесно связанные с тяжестью и опасностью этого заболевания - это:
a. психосоматические расстройства;
b. соматопсихические расстройства;
c. соматоформные расстройства;
d. личностно-обусловленные расстройства.
· Ситуационные задачи:
1. Для пациента Д., 38 лет, характерна преувеличенная потребность в деятельности, сверхвовлеченность в работу, нехватка времени для отдыха, упорство и сверхактивность в достижении цели, нередко сразу в нескольких областях жизнедеятельности, неумение выполнять однообразную, монотонную работу. Все делает быстро, его отличает выразительная эмоциональная речь, яркая жестикуляция и мимика. Импульсивен, несдержан, амбициозен. Стремится к доминированию.