Проверка воспроизведения ритмических структур.
Испытуемого просят закрыть глаза. Экспериментатор выстукивает определенный ритм и просит испытуемого воспроизвести его каждой рукой. Протокол ведется по схеме:
II II II III III III III ‘’’ ‘’’ III
Правая рука + + -
Левая рука + + -
Узнавание бытовых шумов и различение голосов людей.
Экспериментатор просит испытуемого узнать различные бытовые шумы (шум воды, звон стекла, шорох бумаги, звук шагов и т.п.) и различить мужские, женские и детские голоса на предъявляемой магнитофонной записи.
Интерпретация: Результаты проведения проб позволяют сделать вывод о функциональном состоянии височных областей. Нарушения фонематического слуха и воспроизведения сложных ритмов свидетельствуют о заинтересованности левой височной области, а нарушение различения бытовых шумов, голосов людей и воспроизведение простых ритмов – правой.
7. Список тем по УИРС, предлагаемый кафедрой:
1. Связь ощущений со свойствами внешней и внутренней среды организма.
2. Законы и загадки зрительного восприятия человека.
3. Влияние мышления на восприятие.
4. Факторы, влияющие на формирование образов.
ЗАНЯТИЕ 3.
1. Тема: «Память и внимание».
2. Значение изучения темы:
· Учебное –изучение особенностей и закономерностей процессов памяти и внимания.
· Профессиональное – становление личности врача, обладающего определенным комплексом знаний о внимании и мнестической сфере.
· Личностное – формирование целостной личности и воспитание профессиональной культуры личности врача-стоматолога.
3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметьпредставление о внимании как форме психической активности, которая проявляется в ее направленности и сосредоточенности на том или ином объекте и о мнестической сфере, как о единстве процессов запечатления, сохранения и воспроизведения человеком его опыта; должен знать место и роль памяти в структуре психической деятельности, виды памяти, закономерности ее развития, значение внимания как «сквозного» психического процесса, присутствующего на всех уровнях психической организации; уметь проводить психологическое исследование процессов памяти и внимания.
4. План изучения темы:
4.1. Исходный контроль знаний (тесты, фронтальный опрос).
4.2. Самостоятельная работа по теме:
· Работа в парах. Исследование механической, смысловой и ассоциативной памяти с помощью психологических методик (10 слов, пиктограмма, воспроизведение рассказа).
· Работа в парах. Исследование внимания с помощью психологических методик (отсчитывание, таблицы Шульте);
· Составление заключений по исследованию.
4.3. Итоговый контроль знаний:
· Проверка заключений по исследованию;
· Решение ситуационных задач.
5. Основные понятия и положения темы:
Память. Виды памяти. Общая характеристика процессов памяти. Запоминание хранение и воспроизведение. Забывание и сохранение. Факторы, влияющие на эффективность запоминания (привычность материала, контекст, мотивация, уровень понимания материала и др.). Факторы, влияющие на забывание (возраст, не использование материала, интерференция, подавление и др.). Индивидуальные различия памяти.
Внимание как состояние психологической сосредоточенности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Свойства внимания (устойчивость, сосредоточенность, переключение, распределение, объем внимания). Внимательность как свойство личности. Расстройства внимания.
6. Задания для уяснения темы занятия:
· Тесты:
1. Степень углубления в какую-либо деятельность – это свойство внимания:
a. сосредоточенность;
b. активность;
c. устойчивость;
d. распределение.
2. Высокая интенсивность и трудная переключаемость характерна для:
a. стариковской рассеянности;
b. рассеянности;
c. невнимательности ученого;
d. рассеянность ребенка.
3. По способу запоминания память различают:
a. механическая;
b. опосредованная;
c. смысловая;
d. все верно.
4. Извлечение из памяти без непосредственно воспринимаемого объекта это:
a. воспоминание;
b. узнавание;
c. внимание;
d. все вышеперечисленное.
5. Возможность длительной концентрации внимания на определенном объекте без ослабления внимания это:
a. сосредоточенность;
b. устойчивость;
c. направленность;
d. константность.
6. К качествам памяти относятся:
a. точность воспроизведения;
b. прочность сохранения;
c. готовность к воспроизведению;
d. верно все.
7. Качество внимания, характеризующее скорость, с которой человек может переводить свое внимание с одного объекта на другой, - это:
a. устойчивость;
b. направленность;
c. распределение;
d. переключаемость.
8. Первый этап памяти:
a. воспроизведение;
b. запоминание;
c. забывание;
d. сохранение.
9. Вид ассоциации, возникающий при наличии противоположных качеств объекта, называется:
a. по смежности;
b. по сходству;
c. по цвету;
d. по контрасту.
10. Невнимательность, определяемая слабой интенсивностью и еще более слабой переключаемостью, называется:
a. стариковская рассеянность;
b. забывчивость;
c. невнимательность ученого;
d. рассеянность.
· Ситуационные задачи
1. Человеку необходимо сделать какую-то работу, он ставит перед собой определенную цель и направляет на ее достижение волевые усилия, концентрирует внимание. Но через определенное время деятельность настолько увлекает человека, что дальше для ее совершения уже не требуется волевых усилий.
Определите вид внимания. Дайте определение.
2. Водитель автомобиля при движении периодически сосредотачивает свое внимание на светофорах, на встречном транспорте, на переходах, на дорожных знаках, на показаниях приборов и т.д.