От какой закономерности восприятия зависит эта способность человека? Дайте определение этого свойства.

2.У больного К.послетяжелой аварии полностью отсутствует зрение. После осмотра окулистом и невропатологом нарушений не выявлено.

Какие структуры пострадали в ходе патологического процесса? Какое исследование может помочь в диагностике?

3.У больной В. в результате перенесенного инсульта нарушилась речь. Она с трудом понимает обращенную к ней речь, в устной и письменной речи не дифференцирует сходные фонемы. При этом интонационный компонент полностью сохранен.

Какие структуры пострадали в ходе патологического процесса? Какое исследование может помочь в диагностике?

4.Больная Д., архитектор по специальности неожиданно стала путать правые и левые предметы в чертежах и рисунках. При этом возникли явления дезориентировки на местности: не могла найти свой дом, квартиру, была растеряна.

Деятельность каких структур нарушилась, где имеется патологический процесс? Выполнение каких проб будет нарушено в ходе проведения исследования?

5.Больной М., музыкант, перестал различать звуковые мелодии. Позднее он заметил, что не может определять голоса близких людей по телефону, затем изменилось восприятие голоса при непосредственном контакте, нарушился интонационный компонент речи.

Какое исследование следует провести для выявления локализации патологического процесса? В каких структурах имеются нарушения?

· Методики вида деятельности:

1. Исследование тактильной сферы.

Определение локализации точки прикосновения.

Испытуемого просят положить руки на стол ладонями вниз и закрыть глаза.

Инструкция: «Я буду прикасаться к поверхности одной из ваших рук, а вы указательным пальцем другой должны показать точку прикосновения».

Проводится по 3-4 прикосновения к каждой руке. Нормой является точное определение точки прикосновения.

Протокол заполняется по схеме:

1 2 3 4

правая рука + + - -

левая рука + + + -

Отмечается наличие поиска.

Проба Ферстера.

Испытуемый сидит в той же позе.

Инструкция: «Я буду на вашей руке рисовать простейшие фигуры, буквы или цифры, а вы должны определить и назвать их».

Нормой является угадывание с 1-2 раза.

Заполняется протокол:

треуг. круг крест квадр.

правая рука + + - +

левая рука + - + +

Интерпретация: Результаты проб позволяют сделать вывод о функциональном состоянии зон коры, отвечающих за тактильную чувствительность (верхне-теменные области).

2. Исследование пространственного восприятия.

Испытуемому предлагается: 1) нарисовать домик на склоне горы; 2) указать уровень жидкости на предложенном ему рисунке с бутылочками.

Копирование с перешифровкой человечка и геометрической фигуры.

Испытуемый сидит точно напротив экспериментатора.

Инструкция: «Я рисую человечка (фигуру). Ваша задача перевернуть его (ее) на себя: что у меня сверху – и у вас сверху, что у меня справа – и у вас справа».

После завершения испытуемым работы, полученный рисунок сравнивается с рисунком экспериментатора. При наличии погрешностей разбирают с больным его ошибки и повторяют пробу до 7 раз.

Интерпретация: Результаты проб позволяют сделать вывод о функциональном состоянии нижне-теменной области, преимущественно справа. Если испытуемый допускает ошибки, не поддающиеся вербальной коррекции, это свидетельствует о нарушении пространственного восприятия.

3. Исследование зрительного восприятия.

Производится с помощью специальных изображений различных предметов и букв, наложенных и перевернутых картинок, незавершенных и сенсибилизированных рисунков («конфликтные» фигуры, «перечеркнутые» предметы, рисунки типа «фигура-фон»). Испытуемому предлагается узнать и назвать указанные предметы или буквы. Протокол ведется в текстовой форме.

Интерпретация: Результаты проведения проб позволяют сделать вывод о функциональном состоянии затылочной области. Причем ошибки предметного восприятия (узнавание предметов) указывают на заинтересованность правого полушария, а нарушение узнавания букв и цифр – левого.


4. Исследование слухового восприятия.

Распознавание сходных фонем.

Экспериментатор прикрывает рот рукой.

Инструкция: «Повторяйте за мной». Произносятся звуки, слоги и слова со сходными фонемами: б-п, д-т, з-с, г-к, ж-ш, бочка – почка, дочка – точка.

В протоколе отмечают названные испытуемым верные и неверные фонемы.

Наши рекомендации