Что изучает общая психология?
a. группу людей;
b. индивида;
c. психические заболевания;
d. закономерность протекания всех психических процессов.
Какая наука изучает человеческие взаимоотношения?
a. генетическая психология;
b. возрастная психология;
c. педагогическая психология;
d. социальная психология.
Какие отрасли психологии имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека?
a. генетическая психология;
b. медицинская психология и психотерапия;
c. дифференциальная психология;
d. возрастная психология.
Какой метод психологического исследования заключается в создании искусственной ситуации?
a. наблюдение;
b. опрос;
c. тест;
d. эксперимент.
5. Предметом психологии являются:
a. конкретные факты психологической жизни;
b. закономерности психики;
c. механизмы психики;
d. верно все.
6. К познавательным психическим процессам относится:
a. эмоции;
b. темперамент;
c. воля;
d. внимание.
7. Какие требования предъявляются к наблюдению как методу изучения психической жизни людей?
a. исследователь сам создает условия возникновения интересующих его психических явлений;
b. исследователь не вмешивается в течение психических процессов;
c. наблюдения следует проводить от случая к случаю;
d. психологическое наблюдение должно быть спонтанным.
8. Основной особенностью наблюдения является:
a. отделение случайного и несущественного от существенного и закономерного;
b. объективная обработка полученных результатов;
c. познание закономерностей поведения;
d. сложность и трудоемкость.
Что называется психологическим экспериментом?
a. это метод, при котором учитывается естественный ход событий;
b. это собирание анамнеза об истории изучаемой личности;
c. это исследование психических особенностей индивида;
d. это изучение личных качеств, специально вызванных изменением условий, целей и способов выполнения личностью какой-либо деятельности.
10. В чем состоит значение эксперимента в психологии?
a. изучается психика по ее объективным проявлениям;
b. изучается психика человека в процессе его обычной деятельности;
c. исследователь создает условия, чтобы вызвать интересующие его процессы у испытуемого;
d. обеспечивает глубокое и всестороннее изучение психической деятельности людей.
7. Список тем по УИРС, предлагаемый кафедрой:
1. Научное и житейское понимание психологических явлений.
2. Моделирование как метод психологического исследования.
3. Связь современной медицинской практики с проблемами и вопросами, разрабатываемыми в различных отраслях психологии.
4. Бихевиоризм.
5. Когнитивная психология.
6. Гештальт-психология.
7. Психоанализ.
8. Гуманистическая психология.
9. Вклад отечественных ученых в развитие психологии.
Занятие 2.
1. Тема: «Восприятие мира»
2. Значение изучения темы:
· Учебное –изучение закономерностей и особенностей процессов ощущения и восприятия.
· Профессиональное – становление личности врача-стоматолога, обладающего определенным комплексом знаний психологических особенностей и закономерностей, владеющего методами психологического исследования, обладающего определенным комплексом знаний о психических процессах ощущения и восприятия.
· Личностное – формирование целостной личности и воспитание профессиональной культуры личности врача-стоматолога.
3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметьпредставление об ощущениях и восприятии как о процессах отражения окружающего мира и их значении в жизнедеятельности человека; должен знать особенности и закономерности этих психических процессов; уметь проводить психологическое исследование и анализ особенностей ощущений и восприятия.
4. План изучения темы:
4.1. Исходный контроль знаний (тесты, письменный опрос).
4.2. Самостоятельная работа по теме:
· Работа в парах. Исследование тактильного, пространственного, зрительного и слухового восприятия с помощью нейропсихологических проб.
· Составление заключений по исследованию.
4.3. Итоговый контроль знаний:
· Проверка заключений по исследованию;
· Решение ситуационных задач.
5. Основные понятия и положения темы:
Ощущение как простейший процесс отражения объективного мира. Отличия восприятий от ощущений. Характеристики ощущений. Понятие о пороге ощущений. Восприятие как образ. Организация восприятий. Свойства восприятий как субъективного образа мира. Классификация восприятий. Иллюзии как ложное восприятие. Виды иллюзий.
Восприятие в лечебно-диагностическом процессе. Адекватность восприятия - необходимая предпосылка профессиональной деятельности врача. Лечебное воздействие за счет подбора объектов восприятия. Восприятие в структуре деятельности личности. Ограничения, связанные с органами чувств, с программами обработки информации мозгом. Методы исследований ощущений и восприятий.
Задания для уяснения темы занятия.
· Тесты:
1. Какие рецепторы несут информацию об окружающем мире:
a. экстерорецепторы;
b. интерорецепторы;
c. проприорецепторы;
d. все рецепторы.
2. Какие рецепторы относятся к дистантным экстерорецепторам:
a. кинетические;
b. слуховые;
c. кожные;
d. вкусовые.
3. Время, в течение которого у человека сохраняется впечатление данного конкретного ощущения, называется:
a. сила;
b. интенсивность;
c. длительность;
d. качество.
4. Явление перехода качеств с одной модальности в другую:
a. восприятие;
b. адаптация;
c. перцепция;
d. синестезия.
5. Ошибочное восприятие реально существующих объектов:
a. избирательность;
b. иллюзия;
c. осязание;
d. апперцепция.
6. Адаптация органа чувств – это:
a. величина раздражителя, способная вызвать ощущение;
b. форма целостного психического отражения ощущения;
c. постепенное изменение чувствительности под действием часто повторяющихся раздражителей;
d. нет верных ответов
7. Свойство восприятия, заключающееся в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими:
a. константность;
b. избирательность;
c. целостность;
d. предметность.
8. Психический процесс отражения предмета в целом:
a. восприятие;
b. ощущение;
c. предметность;
d. целостность.
9. Перцепция – это:
a. умственные установки;
b. отражение объекта;
c. создание образа;
d. накопление информации.
10. Способность человека воспринимать мир в форме отдельных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения - это:
a. целостность;
b. категориальность;
c. предметность;
d. ощущаемость.
· Ситуационные задачи:
1. Человек мгновенно может распознать любую фигуру, например квадрат, независимо от того, большой он или маленький, расположен ли он вертикально или под углом, нарисован белым цветом на черном фоне или черным на белом фоне или просто очерчен контуром. Человек распознает квадрат даже в том случае, если бумага, на которую он нанесен, наклонена так, что изображение, падающее на сетчатку глаза, выглядит параллелограммом.