Преддошкольный период (1г.
В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная. Половые различия в поведении детей обусловлены не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально, вследствие культурных образцов. На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий. Различия появляются позже.
Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление.
Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладают более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.
Как уже было сказано, и мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят в основном одинаковые этапы.
Новообразования возраста:зачатки самосознания, развитие Я – концепции, самооценка. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. Одним словом, за три года человек проходит половину пути своего психического развития.
Первые представления о себевозникают у ребенкак году. Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности.
К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать представление о себе настоящем.
Начинает использовать местоимение «Я», усваивает свое имя, пол.
Половая идентификация.К 3 годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие.
Возникновение самосознания. К 3 годам у ребенка появляется самосознание, у него развивается притязание (желаемый уровень самооценки) на притязание со стороны взрослых. Положительно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание.
Умственное развитие и особенности личности.Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у детей является их чувственно-двигательная активность. Дети 1 – 2 лет находятся в первом (сенсомоторном) периоде умственного развития, который Пиаже разделил на 6 стадий. 4 из них ребенок проходит до года (см. выше).
5 стадия– третичные круговые реакции (1 – 1,5 лет) – экспериментирование с предметами. Цель эксперимента – в них самих: малыши любят наблюдать, как ведут себя предметы в новых ситуациях. На смену рефлекторному поведению приходит истинно мыслительная деятельность: ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами.
6 стадия(1,5 – 2 лет). Появление символического мышления, то есть способность по запечатленным в мозгу психологическим образам (символам предметов) воспринимать их в тот или иной момент. Теперь ребенок может проделывать операции не с реальными, а с идеальными предметами. Ребенок становится решать простейшие задачи в уме, не прибегая к методу проб и ошибок (догонялки вокруг стола). Физические действия способствуют успешной работе мышления.
Для восприятия внешнего мира на данной стадии умственного развития характеренэгоцентризм.Ребенок 1,5 – 2 лет уже осознает свою обособленность, отделенность от других людей и предметов, а также понимает, что некоторые события могут происходить и независимо от их желаний. Однако продолжает считать, что все видят мир так же, как и он. Формула восприятия ребенка: «Я центр вселенной», «Весь мир вращается вокруг меня».
Страхи. У детей от 1 до 3 лет больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается все новая и новая информация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из поля их зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть. Они могут опасаться водопроводных труб в ванной и в туалете, думая, что вода их может унести их с собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, медленно сдувающийся воздушный шарик – все это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве.
Стратегия родителей.Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления. Чрезмерная раздражительность, нетерпимость, гнев родителей могут лишь усугубить детские страхи и способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Чрезмерная родительская опека тоже не избавляет ребенка от страха, а также наглядный пример.
Базовая потребность. Если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви. Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Ведущая роль в удовлетворении базовой потребности отдается родителю противоположного пола. 3 – 4 года формирование эдипова комплекса и комплекса Электры. Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность неудовлетворенна, человек остается тактильно бесчувственен (например, в этом возрасте происходит формирование эрогенных зон).
Кризис 3-х лет.
На подходе к кризису присутствует четкая когнитивная симптоматика:
· острый интерес к своему изображению в зеркале;
· ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам;
· мальчики начинают проявлять озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу.
Кризис 3-х лет относиться к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием кризиса 3-х лет.
1. Негативизм.Реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.
2. Упрямство.Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.
3. Строптивость. Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.
4. Своеволие.Стремиться все делать сам.
5. Протест-бунт,будто ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.
6. Симптом обесцениванияпроявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.
7. Деспотизм.Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.
Кризис протекает, как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция «Я сам».Ребенок познает различие между «должен» и «хочу».
Стратегия взрослого.Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля, которую Эриксон назвал автономией (независимостью, самостоятельностью). Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникают тогда, когда родители ограничивают проявление независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности. Развитие ребенка состоит в обретении «могу»: он должен научиться соотносить свое «хочу» с «должен» и «нельзя» и на этой основе определить свою «могу». Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции «хочу» (вседозволенность) или «нельзя» (запреты). Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность. Эта сфера деятельности - в игре. Игра с особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для ребенка тем «безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость и самостоятельность» (Э. Эриксон).
Психотерапевт Владимир Леви говорит, как воспитывать 3-го ребенка: «В 1/3 случаев необходимо настаивать на своем, в 2/3 случаев необходимо идти на поводу у ребенка, в 3/3 случаев необходимо отвлечь ребенка и самому отвлечься от ситуации».
5.3. Самостоятельная работа по теме:
Ситуационные задачи:
1. Молодые родители нередко не хотят «приучать ребенка к рукам» и поэтому редко берут его на руки