Валеология и санология, определение, сущность и предмет их изучения.
В конце ХХ века был поставлен вопрос об образовании новой науки о здоровье – валеологии. С самого начала врачебное искусство, а затем и наука в качестве главной цели видели здоровье, его сохранение, а лечение болезней составляло вторую (вторичную) часть медицинской доктрины. По преданию, владыки Древнего Востока платили своим врачам только по тем дням, когда были здоровыми. Корифеи мировой и отечественной медицины предавали особое значение здоровью, как большому дару природы. Однако понятие “здоровье” с древних времен не имело конкретного научного определения. Еще И.П. Павлов говорил на Международном медицинском конгрессе в Мадриде в апреле 1903 г., что “...мы еще не имеем чисто научного термина для определения этого основного принципа организма – внутренней и внешней его уравновешенности”. С тех времен поло-жение не изменилось. В силу ряда причин медицина становится все более лечебной, узкоспе-циализированной, госпитальной и фактически является наукой о болезнях и менее всего – о здоровье.
Об одностороннем развитии медицины много писали И.В. Давидовский и другие отечественные и зарубежные ученые, но известна лишь одна современная попытка разработать систему средств влияния на защитные силы организма. Это направление, которое получило название “санологии”, наиболее активно развивали в нашей стране в 60-х гг. С.М. Павленко и С.Т. Олейник. Санология определялась как “общее учение о противодействии организма болезни”, в основе которого лежит саногенез – динамический комплекс приспособительных механизмов, возникающих под воздействием чрезвычайного раздражителя. Основатели этого направления утверждали, что многие механизмы саногенеза при тренировке могут быть значительно усовершенствованы с целью повышения стойкости организма и поддержки здоровья вообще.
Но санология– учение о выздоровлении, а не о здоровье, как таковом. Только в начале 80-х гг. была осознана необходимость систематизации знаний медицины, гигиены, физиологии, анатомии и других научных дисциплин с целью создания нового научного направления – валеологии – науки о сохранении здоровья.
Термин “валеология” происходит от латинского “вале”, что значит “быть здоровым” и греческого слова “логос” – “наука, учение”. Следовательно, валеология – это наука о здоровье.
Отцом современной валеологии называют российского ученого И.И. Брехмана, который в 1980 г. впервые предложил этот термин, а в 1982 г. научно обосновал необходимость охраны здоровья практически здоровых людей. Но, к сожалению, наше общество и медицина тогда не поняли этого, не придали надлежащего значения этому событию, в то время как за рубежом труды профессора И.И. Брехмана вызывали повышенный интерес. Редактор английского издания одной из монографий Брехмана в предисловии писал: “Валеология – наука о здоровье. Почему этого слова нет в нашем словаре? Почему у нас нет отражения понятия патология (болезнь)”?
О том, что эта наука древняя, свидетельствуют труды Гиппократа и Авиценны. Именно они ука-зывали на важность образа жизни, естественной среды и заботливого отношения к себе для сохране-ния и укрепления здоровья. На принципах валеологии основаны многие методы народной медицины. Интересно, что древние римляне часто приветствовали друг друга словом: “Вале!”–“Будь здоровым!”
Таким образом, можно дать следующее определение валеологии:
Валеология – наука о закономерностях и механизмах формирования, сохранения, укрепления, восстановления здоровья людей и передачи его потомкам.
Большой вклад в развитие валеологии сделали украинские ученые.
В начале 60-х годов нашего века львовские медики, профессора С.М. Павленко и С.Т. Олейник сформулировали теорию саногенеза и санологии (от лат. сано – оздоравливать, исцелять и греч. генезис – происхождение, развитие и логос – наука, учение).
В 80-х годах ХХ века киевский ученый, доктор медицинских наук, профессор Г.Л. Апанасенко выдвинул теорию энергетического обеспечения здоровья, которая положена в основу валеологического определения здоровья и многих методов валеологического мониторинга. Его метод определения уровня физического здоровья позволяет каждому узнать о своем “количестве здоровья” на данный момент и спрогнозировать динамику здоровья на будущее.
Воспитание общей культуры здоровья – цель глобальная и отдаленная, решить которую призвано валеологическое образование.