Патофизиология поджелудочной железы
И УГЛЕВОДНОГО ОБМЕНА
I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.
Эндокринный аппарат поджелудочной железы осуществляет координацию процессов пищеварения, клеточного метаболизма в соответствии с физиологическими потребностями. Нарушение ее внутрисекреторной функции приводит к развитию сахарного диабета, который вызывает нарушение всех видов обмена веществ, что в конечном итоге приводит к поражению всех функциональных систем организма, в том числе и челюстно-лицевой области. Это выводит его на 3-е место по частоте инвалидности и смертности среди всех других заболеваний. Поэтому это требует от всех врачей знаний причин и механизмов нарушения углеводного обмена и патофизиологического обоснования рациональной терапии сахарного диабета.
II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.
В результате самоподготовки студент должен:
- знать причины возникновения и механизмы развития сахарного диабета;
- знать причины возникновения и механизмы развития гипогликемических состояний;
- уметь объяснить механизмы нарушений обмена веществ и функций организма при сахарном диабете;
- знать стоматологические проявления сахарного диабета.
III. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.
Для успешного усвоения темы студентам необходимо знать:
- анатомо-физиологические особенности поджелудочной железы;
- основные этапы углеводного обмена и его нейроэндокринную регуляцию.
IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.
1. Этиологические факторы, приводящие к нарушению углеводного обмена. Основные этапы нарушения обмена углеводов. Гликогенозы, этиология и патогенез. Виды гипергликемий.
2. Сахарный диабет:
а) определение, классификация; особенности этиологии и патогенеза различных форм сахарного диабета;
б) патогенез нарушений углеводного, жирового, белкового и водно-электролитного обменов при сахарном диабете; механизмы нарушений сердечно-сосудистой системы, печени, иммунитета.
в) диабетические комы: особенности патогенеза различных видов ком (гиперосмолярной, гиперкетонемической, гиперлактацидемической, гипогликемической);
г) стоматологические проявления сахарного диабета.
V. ЛИТЕРАТУРА:
а) основная:
1. Северьянова Л.А. Основные аспекты патофизиологии эндокринной системы. Учебное пособие для студентов медицинского университета. – Курск, КГМУ. – 2006. – С. 88–101.
2. Гормональная регуляция основных физиологических функций организма и механизмы ее нарушения: Учебное пособие для самостоятельной работы студентов медицинских вузов / Под редакцией проф. Г.В. Порядина. – Курск: КГМУ, 2004. – 52 с.
3. Основные аспекты патофизиологии эндокринной системы: Учебное пособие / Под редакцией Л.А. Северьяновой. – 1997. – С. 60–74.
4. Патологическая физиология / Под ред. А.И. Воложина и Г.В. Порядина. – Т. 2. – М.: МЕДпресс, 2000. – С. 446–459.
5. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого. – Томск, 2000. – С. 228–238, или то же 1994. – С. 200–207.
6. Патологическая физиология / Под ред. Н.Н. Зайко. – 1994. – С. 245–256.
б) дополнительная:
1. Дедов И.И., Мельниченко Г.А., Фадеев В.В. Эндокринология: Учебник. – М.: Медицина, 2000. – С. 423–516, 558–596.
2. Диабетология: Учеб. / М.И. Балаболкин. – М., 2000. – 672 с.: ил.
3. Клиническая эндокринология: руководство (3-е изд.) / Под ред.
Н.Т. Старковой. – СПб: Питер, 2002. – С. 208–305.
4. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: В 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – Т. 1. – С. 266–300.
VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
1. Сахарный диабет: определение, принципы классификации.
2. Причины панкреатических форм сахарного диабета.
3. Причины внепанкреатических форм сахарного диабета.
4. Основные положения, определяющие сущность тотального диабета.
5. Патогенез нарушений основных видов обмена при сахарном диабете.
6. Клинические формы сахарного диабета, их характеристика, особенности развития.
7. Проявления сахарного диабета, их патогенез.
8. Изменения в пародонте при сахарном диабете.
9. Осложнения при сахарном диабете, их характеристика.
10. Диабетические комы: виды, особенности развития.
11. Сосудистые осложнения при сахарном диабете, механизмы их развития.
12. Понятие "толерантности к глюкозе".
13. Сущность почечного диабета.
14. Механизмы регуляции углеводного обмена в норме и при патологии.
15. Основные этапы нарушения обмена углеводов.
16. Виды гипергликемий, причины и механизмы их развития.
17. Механизмы развития гипергликемии при эмоциональном возбуждении.
18. Особенности клинических проявлений сахарного диабета в полости рта.
18. Этиология и патогенез гипогликемических состояний.
19. Понятие о гликогенозах. Этиология и патогенез отдельных видов гликогенозов.
19. Механизмы нарушений углеводного обмена при гиповитаминозах.
VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ.
1. Схема патогенеза полиурии при сахарном диабете.
2. Схема механизмов нарушения углеводного обмена при болезни Гирке.
3. Схема механизмов нарушений углеводного обмена при гиповитаминозе В1.
4. Схема механизмов нарушений иммунитета при сахарном диабете.
VIII. ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИИ.Занятие практическое.
1. Контроль самоподготовки и проверка правильности ответов по тестовой методике.
2. Самостоятельное воспроизведение студентами у мышек инсулиновой гипогликемии.
3. Самостоятельное решение проблемных задач.
4. Фронтальный разбор решений проблемных задач и теоретических вопросов.
ООД
к выполнению работы
"Инсулиновая гипогликемия у мышей"
Последовательность действий | Способ выполнения действий |
1. Введение мышкам инсулина. | 1. Захватив пинцетом с резиновыми наконечниками мышку за холку или ухо, и, придерживая рукой за хвост, фиксировать ее на столе. С помощью шприца под кожу спины ввести инсулин из расчета 0,4-0,6 (0,6) ед. на 100 г массы мышки и посадить под прозрачный колпак. |
2. Оценка результатов опыта. | 2. В течение занятия вести наблюдения за поведением мышки, обращая внимание на двигательную активность, мотивацию поведения. При появлении признаков гипогликемического шока обратить внимание на последовательность возникновения расстройств: судорог, децеребрационной ригидности, изменения дыхания, сердечной деятельности, изменения зрачков и температуры тела. |
3. Анализ результатов опыта. | 3. Объяснить механизм возникновения проявлений инсулиновой гипогликемии, исходя из роли углеводов в обеспечении функции нервной системы и чувствительности различных отделов ЦНС к гипогликемии. |
4. Оформление протокола. | 4. Записать результаты опыта, их объяснение и вывод в тетрадь. |