Нормативы секреторной функции желудка

Вид исследования Часовой объем же- луд. сока (мл) Свободное НСl кол-во кт.ед. Связанная НСl кт.ед. Общая кислотность Дебит/час свобод. НСl Дебит/час общий НСl
Натощак до 50 до 20 до 40 кт.ед. 1 до 1 мэкв или до 40 мг до 2 мэкв или до 70 мг
Базальная секреция (ВАО) 50-100 20-40 10-15 40-60 1-4 мэкв 40-150 мг 1-1, 5 мэкв 55-200 мг
Субмаксим. стимуляц. (СМА) 100-140 65-85 до 15 80-100 6,5-12 мэкв 250-450 мг 8-14 мэкв 300-500 мг
Максим. стимуляц. (МАО) 180-220 90-110 ДО 15 100-120 16-24 мэкв 600-900 мг 18-26 мэкв 650-950 мг

ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ПЕЧЕНИ

I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.

Печень выполняет многочисленные функции, направленные на сохранение гомеостаза организма. Нарушение функций печени может происходить как при непосредственном действии на печень гепатотропных факторов, так и при заболеваниях различных органов и систем организма. Патология печени может провоцировать осложнения у пациентов в практической деятельности врача стоматолога.

Знание причин возникновения и механизмов развития основных форм патологии печени и умение правильно оценивать лабораторные пробы и клинические данные необходимо врачу любой специальности.

II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.

В результате самоподготовки студент должен знать:

- общие закономерности возникновения и развития патологии печени;

- клинико-функциональные проявления патологии печени;

- уметь дать оценку и объяснение данным, полученным при лабораторном исследовании больного.

III. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.

Для усвоения материала темы "Патофизиология печени" необходимо знать:

- анатомо-гистологическое строение печени и желчевыводящих путей;

- физиологические функции печени.

IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

1. Факторы, вызывающие поражение печени: инфекции, медикаменты, иммунные реакции, алиментарные факторы, алкоголь, расстройства кровообращения и желчевыделения. Механизмы действия этих факторов.

2. Основные механизмы развития патологии печени: иммунные процессы, первичный некробиоз гепатоцитов, вторичный цитолиз, внутриклеточный холестаз.

3. Расстройства функций печени при ее патологии: нарушение обмена веществ, барьерной, желчеобразовательной и желчевыделительной функций. Патогенез этих расстройств.

4. Расстройства функций организма при патологии печени. Нарушение функций нервной, эндокринной, иммунной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, изменения крови, пищеварения и обмена витаминов при патологии печени.

5. Нарушения желчеобразования и желчевыделений. Желтуха, ее виды. Этиология и патогенез отдельных желтух. Расстройства функций организма при нарушении желчевыделения. Этиология и патогенез желчнокаменной болезни.

V. ЛИТЕРАТУРА:

а) основная:

1. Конспект лекции.

2. Патологическая физиология. Учебник для медицинских вузов / Под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина. - М.: МЕДпресс, 1998. – Т.2 - С. 318-330.

3. Патологическая физиология. Учебник для медицинских вузов / Под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого. - Томск, 1994. - С. 377-384.

б) дополнительная:

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник. В 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002, т. 2. – С. 273-291.

2. Патологическая физиология / Под ред. Н.Н. Зайко. – Киев: ВИЩА школа, 1994. – С. 453-467.

3. Радченко В.Г. Хронические заболевания печени. – СПб.: Лань. 2000.

4. Ужегов Г.Н. Болезни печени: симптомы, лечение, профилактика. – М.: Вече, 2001. – 158 с.

VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Основные причины, вызывающие патологию печени.

2. Иммунные механизмы в развитии патологии печени.

3. Механизмы первичного некробиоза и вторичного цитолиза гепатоцитов в патогенезе поражений печени.

4. Механизмы развития патологии печени при перенапряжении и истощении функции.

5. Механизмы расстройства углеводного обмена при патологии печени.

6. Механизмы нарушения жирового обмена при патологии печени.

7. Механизмы нарушения белкового обмена при патологии печени.

8. Механизмы нарушения антитоксической функции печени.

9. Роль нервных механизмов в развитии жировой инфильтрации и дистрофии печени.

10. Патогенез нарушений функции нервной и эндокринной систем при патологии печени.

11. Этиология, патогенез и проявления различных желтух.

12. Патогенез расстройства функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем при патологии печени.

13. Патогенез нарушений гемопоэза и свертывания крови при печеночной недостаточности.

14. Патогенез расстройства пищеварения и обмена витаминов при патологии печени.

15. Патогенез развития асцита при циррозах печени.

16. Патогенез образования желчных камней и желчнокаменной болезни.

VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАДАНИЯ.

В процессе подготовки к занятию студент должен составить:

1. Схему патогенеза расстройств функций нервной (сердечно-сосудистой или дыхательной) системы при патологии печени.

2. Схему - механизмы развития асцита при циррозах печени.

VIII. ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИИ. Занятие практическое.

1. Проверка выполнения обязательного задания.

2. Контроль самоподготовки по тестовой методике.

3. Самостоятельное выполнение работ по изучению влияния желчи на функцию отдельных органов и систем организма.

4. Самостоятельное решение проблемных задач.

ООД

к выполнению работы "Влияние желчи на свертывание крови"

Последовательность действий Способ выполнения действий
1. Выполнение эксперимента. 1. Взять 3 предметных стекла и положить их на деревянную дощечку: а) на первое предметное стекло (контроль) нанести 1 каплю физиологического раствора; б) на второе предметное стекло (опыт), разделенное на 2 части, нанести по 1 капле желчи: слева - неразведенная желчь, справа - разведенная 1:2; в) на третье стекло, так же разделенное на 2 части, нанести по одной капле разведенной желчи: слева - 1:5, справа - 1:10. Из краевой вены уха кролика взять кровь и по одной капле внести в физ. раствор и желчь на стекла и перемешать стеклянной палочкой. Фиксируется время свертывания крови в контроле и опыте.
2. Анализ результатов опыта. 2. Сопоставить время свертывания крови и объяснить механизм свертывания крови.
3. Оформление протокола 3. Данные опыта представить в виде таблицы, написать объяснение и вывод.

ООД

к выполнению работы "Влияние желчи на ритм сердечных сокращений"

Последовательность действий Способ выполнения действий
1. Подготовка и выполнение опыта. 1. Работу выполнять согласно описанию в Руководстве к практическим занятиям по патофизиологии. Под ред. С.М. Павленко, 1974, С. 185.
2. Анализ результатов опыта. 2. Сопоставить изменения частоты и амплитуды сердечных сокращений при действии желчи. Объяснить механизмы этих изменений.
3. Оформление протокола. 3. В протоколе представить цифровые данные и кардиограммы, написать объяснения результатов опыта и вывод.

ПАТОФИЗИОЛОГИЯ МОЧЕОБРАЗОВАНИЯ

И МОЧЕВЫДЕЛЕНИЯ

I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.

Почки являются важнейшими органами, обеспечивающими гомеостаз организма. Они выделяют из организма различные образующиеся в нем продукты обмена веществ и многие чужеродные и ядовитые вещества, поступающие из внешней среды, и регулируют постоянство водно-солевого, кислотно-щелочного равновесия, обеспечивая постоянство состава и свойств внутренней среды организма. Кроме этого, установлена роль почек в регуляции артериального давления, эритропоэза, свертывания крови и гормонального статуса. При патологических процессах в почках или в организме нарушаются все их функции, но, прежде всего, мочеобразовательная и мочевыделительная. Знание механизмов этих нарушений необходимо врачу для правильной оценки состояния больного и назначения рационального лечения.

II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.

В результате самоподготовки студент должен знать причины возникновения и механизмы развития:

- нарушений мочеобразования и мочевыделения;

- основные виды нарушений диуреза;

- качественные изменения мочи;

- уметь дать оценку и объяснение данным, полученным при исследовании мочи больного.

Наши рекомендации