Нарушения кислотно-щелочного равновесия в общеклинической практике.
ГИПОКСИИ
I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.
Постоянство рН внутренней среды является необходимым условием существования высших организмов. При нарушении этого постоянства, т.е. выходе рН крови за пределы 6,8-7,8 организм гибнет. Врачу важно знать причины и механизмы нарушения кислотно-щелочного равновесия, а также механизмы компенсации этих нарушений. Гипоксия (кислородное голодание) возникает при недостаточном поступлении кислорода в ткани или при неполной утилизации его тканями. Гипоксия является весьма частым патологическим процессом, который сопровождает почти все болезни. Поэтому для врача важно знать механизмы развития гипоксии и компенсаторные механизмы, включающиеся при кислородном голодании.
II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.
В результате самоподготовки студент должен:
- знать причины и механизмы возникновения расстройства кислотно-щелочного равновесия и механизмы развития нарушений функций органов и систем при ацидозе и алкалозе;
- уметь объяснить механизмы включения компенсаторных явлений при нарушениях кислотно-щелочного равновесия;
- знать причины возникновения и механизмы развития гипоксий, характер изменения обмена веществ и жизнедеятельности организма при гипоксиях;
- уметь объяснить механизмы развития компенсаторно-приспособительных реакций при гипоксии;
- оценить состояние кислотно-щелочного равновесия у больного по предложенным показателям кислотно-основного гомеостаза.
III. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.
Для успешного усвоения материала по теме студент должен знать:
а) физиологические механизмы регуляции кислотно-щелочного равновесия;
б) буферные системы организма и их взаимодействие;
в) физиологические механизмы обеспечения тканей кислородом.
IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.
1. Нарушения кислотно-щелочного равновесия (КЩР):
а) механизмы, обеспечивающие поддержание КЩР. Буферные системы крови и тканей. Органы и регуляторные механизмы, обеспечивающие КЩР;
б) виды расстройств КЩР. Ацидоз и алкалоз (газовые, негазовые, компенсированные, субкомпенсированные, декомпенсированные);
в) причины и механизмы возникновения различных видов нарушения КЩР и расстройства функций органов и систем при различных формах нарушения КЩР. Механизмы компенсации;
г) основные показатели кислотно-основного гомеостаза (актуальный рН, ВЕ, ВВ, рСО2).
2. Кислородное голодание:
а) типы гипоксий (экзогенный, респираторный, циркуляторный, гемический, тканевой). Причины возникновения и механизмы развития отдельных типов гипоксий. Характер изменения артерио-венозной разницы по кислороду при каждом типе гипоксий;
б) нарушения обмена веществ и функций организма при гипоксиях. Компенсаторно-приспособительные механизмы при гипоксиях;
в) активация свободнорадикального окисления при гипоксиях;
г) представление о гипербарической оксигенации.
V. ЛИТЕРАТУРА:
а) основная:
1. Конспект лекции.
2. Патологическая физиология. Учебник для медицинских вузов / Под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина. - М.: МЕДпресс, 1998. – Т.1 - С. 358-388; Т.2 – С. 248-272.
3. Патологическая физиология. Учебник для медицинских вузов / Под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого. - Томск, 1994. - С. 354-361, 241-244.
б) дополнительная:
1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник. В 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002, т. 2. – С. 405-447, 478-513.
2. Патологическая физиология / Под ред. Н.Н. Зайко. – Киев: ВИЩА школа, 1994. – С. 272-279, 321-332.
3. Горн М.М. и др. Водно-электролитный и кислотно-основной баланс: краткое рук-во / Пер. с англ. В.И. Легезы. – М.; СПб.: BINOM Publ.; Невский Диалект, 1999. – 320 с.
VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
1. Нарушения кислотно-щелочного равновесия. Классификация.
2. Причины и механизмы возникновения ацидоза.
3. Причины и механизмы возникновения алкалоза.
4. Изменения буферных систем крови при нарушениях КЩР.
5. Изменения в различных органах и системах при ацидозах и алкалозах.
6. Основные показатели кислотно-основного гомеостаза, их характеристика.
7. Типы гипоксий, их характеристика.
8. Дыхательные компенсаторно-приспособительные механизмы при гипоксиях.
9. Гемодинамические компенсаторно-приспособительные механизмы при гипоксиях.
10. Тканевые компенсаторно-приспособительные механизмы при гипоксиях.
11. Кровяные компенсаторно-приспособительные механизмы при гипоксиях.
12. Изменение артерио-венозной разницы по кислороду при каждом типе гипоксий.
13. Нарушение функций организма при гипоксиях.
14. Активация свободнорадикального окисления при гипоксии и коррекция возникающих нарушений.
15. Представление о гипербарической оксигенации.
VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАДАНИЯ.
Представить в виде схемы патогенез судорожной реакции при алкалозе.
VIII. ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИИ.
1. Контроль самоподготовки и проверка правильности ответов по тестовой методике.
2. Самостоятельная работа студентов по исследованию характера перестройки функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем при изменении рН крови и асфиксии.
3. Самостоятельное решение проблемных задач.
4. Фронтальный разбор программных вопросов.
ООД
к выполнению работы "Изменения дыхания при внутривенном введении в организм различных химических веществ"
Последовательность действий | Способ выполнения действий |
1. Подготовка крысы к эксперименту | 1. Взять крысу, посадить под стеклянный колпак и положить под него ватку, смоченную эфиром. Когда крыса уснет, взвесить ее и ввести внутримышечно или внутрибрюшинно раствор гексенала из расчета 10,0 мг на 100,0 г веса. Крысу в состоянии эфиро-гексеналового наркоза привязать к дощечке и через срединный разрез кожи и подкожной клетчатки на шее обнажить яремную вену. К коже эпигастральной области прикрепить серфинку рычажка Энгельмана. Отрегулировать запись пневмограммы на кимографе. |
2. Выполнение эксперимента. | 2. При непрерывной регистрации дыхания на кимографе в яремную вену медленно ввести 1,0 мл 1% раствора уксусной кислоты. |
3. Оценка результатов. | 3. Обратить внимание на характер изменения частоты и глубины дыхания в момент введения и до нормализации дыхания. |
4. Анализ результатов. | 4. Объяснить механизм взаимодействия уксусной кислоты с буферными системами организма и влияние их на дыхание животного. |
5. Оформление протокола. | 5. Пневмограмму опыта зарисовать в тетрадь. Объяснить механизмы изменения дыхания и его роль в поддержании кислотно-щелочного равновесия в организме. Написать вывод. |
ООД
к выполнению работы "Экспериментальная асфиксия"
Последовательность действий | Способ выполнения действий |
1. Подготовка крысы к эксперименту. | 1. Взять крысу, посадить под стеклянный колпак и положить под него ватку, смоченную эфиром. Когда крыса уснет, взвесить ее и ввести внутримышечно или внутрибрюшинно раствор гексенала из расчета 10,0 мг на 100,0 г веса. Привязать крысу к дощечке и через срединный разрез кожи и подкожной клетчатки на шее отпрепарировать трахею и под нее подвести лигатуру. К коже эпигастральной области прикрепить серфинку от рычажка Энгельмана. Отрегулировать запись пневмограммы на кимографе. |
2. Выполнение эксперимента. | 2. При непрерывной регистрации дыхания на кимографе произвести постепенное сдавление трахеи наложенной на нее лигатурой. |
3. Оценка результатов опыта. | 3. Обратить внимание на меняющийся характер расстройств дыхания при асфиксии. |
4. Анализ результатов опыта. | 4. Объяснить механизмы клинических проявлений асфиксии. |
5. Оформление протокола. | 5. Пневмограмму опыта зарисовать, написать объяснение и вывод. |