Анализ противоэпидемической работы санэпидслужбы
Анализ противоэпидемической работы санэпидслужбы складывается из изучения деятельности эпидемиологического отдела и дезинфекционного отдела с отделением эвакуации.
Основным элементом деятельности врачей эпидемиологов и их помощников является эпидемиологическое обследование очага инфекции. Эти показатели исчисляются на основании данных карт эпидобследования.
а)Первым показателем работы эпидотдела является полнота охвата эпидемиологическим обследованием инфекционных очагов по каждому инфекционному заболеванию:
Число очагов, обследованных эпидемиологически х 100
Число зарегистрированных заболеваний
б) Удельный вес врачебных эпидобследований, от числа всех эпидобследований по каждой инфекции:
______Число врачебных эпидобследований х 100________
Число эпидобследований по поводу данной инфекции
в) Показатель отражающий, организацию работы эпидемиологического отдела – своевременность проведения эпидобследований (удельный вес эпидобследований, проведенных в течении 24ч после получения экстренного извещения):
Число очагов, эпидобследованных, проведенных своевременно х 100
Число эпидобследований
г) Показателем качества проведения эпидобследования инфекционных очагов является удельный вес выявления источников инфекции от числа всех эпидобследований при каждой инфекции:
Число эпидобследований, с выявленным источником х 100
Число эпидобследований по поводу данной инфекции
д) Удельный вес, источников инфекции с лабораторным подтверждением от числа выявленных источников:
Число источников инфекции с лабор.подтверждением х 100
Число эпидобследований с выявленным источником
Для анализа дезинфекционной работы в инфекционных очагах по каждому инфекционному заболеванию используются следующие показатели:
а)Полнота охвата инфекционных очагов заключительной дезинфекцией:
Число выполненных заключительных дезинфекций х 100
Число заявок на заключительные дезинфекции
б) Удельный вес заключительных дезинфекций с применением камерного метода:
Заключительные дезинфекции с применением камерного метода х 100
Общее число заключительных дезинфекций
в) Своевременность выполнения заключительных дезинфекций:
Число своевременных заключительных дезинфекций х 100
Число заключительных дезинфекций
Завершающим этапом анализа деятельности санэпидслужбы является оценка интенсивности применения принудительных мер воздействия в процессе государственного санитарного надзора. При этом целесообразно для анализа производить расчеты и оценку следующих показателей;
- среднее число штрафов на 100 объектов;
- удельный вес штрафов, отмененных судом, от общего числа наложенных штрафов.
Информацию о количестве дел, переданных следственным органам, числе объектов, эксплуатация которых приостановлена, также целесообразно перевести в относительные показатели (по отношению к числу подконтрольных объектов).
Годовой отчет санитарно-эпидемиологической службы
Для анализа деятельности санитарно-эпидемиологической службы и отдельных учреждений используется годовой отчет о деятельности санитарно-эпидемиологической службы Республики Казахстан – форма №18 «Ведомственная статистическая отчетность» утвержденная приказом Министерства здравоохранения № 521 от 13.10.2009 г. в соответствии с законом РК «О государственной статистике».
В соответствии с правилами взаимодействия органов, осуществляющих деятельность в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (исполнительные органы) на соответствующих территориях и государственных организаций, осуществляющих санитарно-эпидемиологическую экспертизу на территориях устанавливается по принципу подотчетности и подчинения:
§ Районные филиалы (управления) областных ДГСЭН – к 7 января;
§ Городские ЦСЭЭ г.г. Астаны и Алматы предоставляют форму №18, в части лабораторной деятельности и штатов, в городские ДГСЭН – в сроки установленные приказами городских ДГСЭН;
§ Районные филиалы г.Алматы в городской ДГСЭН к – 7 января;
§ Сроки представления отчетов отделенческих филиалов ЦСЭЭ на ЖД и ВТ транспорте в Главное управление и в головной ЦСЭЭ на транспорте определяются приказом главного управления ГСЭН на транспорте.
§ Отделенческие управления ГСЭН на железнодорожном транспорте – в региональные управления ГСЭН на железнодорожном транспорте – к 3 января;
§ Региональные управления на ЖД и ВТ транспорте – в Главное управление ГСЭН на транспорте – к 7 января;
§ Областные, г.г.Астаны и Алматы ДГСЭН, главное управление ГСЭН на транспорте – в ГУ «Республиканская санитарно-эпидемиологическая станция» - к 20 января;
ГУ «Республиканская санитарно-эпидемиологическая станция» - в Министерство здравоохранения РК и Агентство по статистике – к 20 марта.
Отчет состоит из нижеследующих таблиц, в которых отражены и результаты лабораторного контроля:
1. Государственный санитарно- эпидемиологический надзор за объектами водоснабжения и качеством питьевой воды;
2. Обеспеченность населения питьевой водой и удельное среднесуточное водопотребление;
3. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за состоянием водных объектов;
4. Государственный санитарный надзор за атмосферным воздухом;
5. Государственный санитарный надзор за состоянием почвы;
6. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за лечебно-профилактическими организациями;
7. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за объектами социально-бытовой инфраструктуры;
8. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за детскими и подростковыми учреждениями;
9. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за объектами производящими и реализующими продукты питания;
10. Лабораторные исследования продовольственного сырья и пищевых продуктов;
11. Государственный санитарный надзор за промышленными предприятиями и состояния воздуха рабочей зоны;
12. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за условиями труда;
13. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за объектами с источниками ЭМП и другими физическими факторами;
14. Предупредительный санитарно-эпидемиологический надзор за проектированием, строительством и реконструкцией объектов;
15. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза нормативной документации (НД) и нормативно-правовых актов.
16. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за объектами, работающими с источниками ионизирующего излучения;
17. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за объектами, связанными с пассажирскими и грузовыми перевозками на железнодорожном, авиационном, речном, морском транспорте;
18. Санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан;
19. Санитарно-химические исследования;
20. Исследования на содержание остаточных количеств пестицидов и нитраты;
21. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза химических веществ, полимерных материалов и изделий;
22. Исследования на содержание радиоактивных веществ;
23. Инструментальные замеры электромагнитных полей (ЭМП) и других физических факторов;
24. Проведение противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний;
25. Проведение противоэпидемических мероприятий в очагах паразитарных заболеваний;
26. Мероприятия по борьбе с переносчиками трансмиссивных паразитарных болезней;
27. Санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением дезинфекционного режима;
28. Лабораторные исследования качества стерилизации медицинского инструментария и других материалов;
29. Исследования выполненные в бактериологических лабораториях;
30. Бактериологические исследования (по видам инфекций);
31. Выполнение паразитологических исследований;
32. Исследования по индикации возбудителей особо опасных инфекций;
33. Бактериологические исследования по индикации возбудителей особо опасных инфекций в объектах окружающей среды;
34. Серологические исследования по индикации возбудителей особо опасных инфекций в объектах окружающей среды;
35. Генетические исследования по индикации возбудителей в объектах окружающей среды;
36. Вирусологические исследования;
37. Серологические исследования при вирусных инфекциях;
38. Организационно-методическая работа департаментов (управлений) государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
39. Организационно-методическая работа центра санитарно-эпидемиологической экспертизы;
40. Меры административного принуждения при проведении санитарно- эпидемиологического надзора;
41. Численность должностей по департаментам (управлений) ГСЭН и ЦСЭЭ;
42. Штаты департаментов (управлений) госсанэпиднадзора;
43. Штаты центров санитарно-эпидемиологической экспертизы;
44. Состояние кадрового обеспечения департаментов (управлений) ГСЭН и ЦСЭЭЭ;
45. Повышение квалификации и аттестации на присвоение квалификационных категорий;
46. Источники финансирования учреждений департаментов (управлений) ГСЭН;
47. Источники финансирования Центров санэпидэкспертизы;
48. Наличие оборудования в соответствии с табелем оснащения;
49. Сроки эксплуатации оборудования и эксплуатации.
Форма № 18 позволяет дифференцировать сведения по группам объектов надзора (населенные места и коммунальные объекты, пищевые объекты, промышленные предприятия, предприятия торговли и др.)
Анализ показателей деятельности проводится по следующим основным разделам статистического годового отчета: штаты и структура; показатели предупредительного и текущего санитарного надзора; эпидемиологические мероприятия и работа в эпидочагах; меры административного принуждения; показатели хозяйственной деятельности. В статистических таблицах оцениваются показатели динамики санитарного состояния объектов надзора, среды обитания (водоемы, атмосферный воздух, почва) и др.
В приложении к годовому отчету (статистическая форма №18) должны быть проанализированы:
- структура, категория, укомплектованность штатами, квалификация кадров;
- обеспеченность оборудованием и оснащением;
- трудности в проведении санитарно-эпидемиологического обеспечении, причины невыполнения тех или иных запланированных мероприятий;
- практическая помощь на местах в деле организации и проведении оздоровительных;
- комплексность и интеграция в работе отделов и отделений;
- эффективность работы по улучшению санитарно-эпидемиологического состояния района;
- данные об организационно-методической работе и санитарно-просветительной работе (число совещаний, лекций, общих собраний).
Материалы анализа работы санэпидслужбы дают возможность правильно организовать и спланировать работу учреждения, рационально использовать кадровый состав, что в свою очередь определяет эффективность и качество государственного санитарного надзора.