Холистический подход в диагностике и психотерапии соматоформных расстройств
Частота психосоматических расстройств достаточно высока и колеблется среди населения от 15 до 50%, а в общемедицинской практике — от 30 до 57% [8]. По данным ВОЗ, от 38 до 42% всех пациентов, посещающих кабинеты врачей соматического профиля, относятся к группе «психосоматиков».
Существуют различные понятия, которые вкладываются в термин «психосоматические расстройства». Порой трудно доказать, что психологические факторы могут быть причиной определенных соматических заболеваний. Вызывает также споры вопрос о том, какие конкретно соматические болезни имеют основания относиться к «психосоматическим». Противоречивость и разброс суждений исследователей объясняются, по-видимому, сложностью психосоматических и соматопсихических отношений [1].
В полной мере трудности классификации, диагностики и терапии относятся к соматоформным синдромам. Для них характерны псевдосоматические проявления, при отсутствии каких-либо очевидных взаимосвязей между психической и соматической сферами. В современных классификациях психические нарушения, проявляющиеся преимущественно псевдосоматическими симптомами, выделены в специальную группу в разделе «невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства» (F 45 в МКБ-10) [6]. До настоящего время нет полного представления о механизмах, лежащих в основе соматизации психических нарушений [2].
Цель исследования – систематизация современных данных об этиопатогенезе психосоматических расстройств, для обоснования техник холистической психотерапии в рамках целостного «медико-психологического» подхода в диагностике и психотерапии соматоформных расстройств.
Интегративный подход к оценке причин и лечению психосоматических расстройств, учитывающий биологический, психологический и социальный факторы их возникновения, является в настоящее время наиболее перспективным [11]. «Поражение духа» [3], духовная составляющая, наряду с биологическими, психологическими и социальными факторами, играет важную, а порой и первостепенную, роль в возникновении и течении не только зависимостей, но и, по-нашему мнению, в этиопатогенезе психосоматических расстройств.
С.А. Кулаков [6] развивает идеи основателя интегративного биопсихосоциального подхода – Engel и, опираясь на более поздние исследования: BASIC-ID А. Лазаруса, многоуровневую психосоциальную модель расстройств аффективного спектра А.Б. Холмогоровой, «Цветок Потенциалов» - В.А. Ананьева, синергетическую модель патогенеза психических расстройств П.И. Сидорова, предлагает подход, представленный четырьмя основными векторами биопсихосоциодуховной модели развития психосоматического заболевания: соматогенезом, психогенезом, социогенезом и ноогенезом.
Принимая данную интегративную модель, мы предлагаем уточнить сам термин («биопсихосоциодуховный»), который содержит в себе два греческих, один римский и один русский корень и ввести понятие - «соматотеоэтнопсихологический» подход (СТЭП-подход), как модель интегративного (холистического) взгляда на психосоматические расстройства.
Наша гипотеза «психосоматизации» заключается в том, что на всех этапах онтогенеза естественный,- «данный природой», - свободный процесс восприятия индивидуумом субъективной (внутренней) и окружающей (внешней) действительности может искажаться. Это происходит в ответ на действие СТЭП-факторов. Индивидуум не всегда готов целостно и ясно воспринять и усвоить получаемый опыт. Сами по себе « уроки» в жизни человека не являются не плохими, ни хорошими, но связаны с потребностями и мотивами (желаниями, ценностями) конкретного индивидуума. Эти ситуации, образно говоря, являются некими «посланиями» и «задачами» для человека любого возраста. Часто мы получаем их в детстве и от самых наших близких людей-родителей, поэтому они всегда заряжены энергией родительской любви. Называть подобные ситуации «детскими психотравмами» мы считаем не всегда обоснованным. Во-первых, они несут в себе очень важное родительское послание, требующее последующего «переваривания» и «присвоения» ребёнком. Во-вторых, имеют, кроме ограничивающих последствий, ещё и эмоционально-энергетический потенциал для развития. В-третьих, подобная «стигмация» может приводить к вторичным заблуждениям и «покровным» эмоциям, к формированию чувства обиды на родителей, и/или вины перед ними. Неусвоенные «послания», нереализованные желания (потребности) непроизвольно запоминаются индивидуумом, искажая естественный психофизиологический процесс восприятия, который становится нецелостным (ахолистичным). Запоминание неусвоенных «посланий» происходит по тем же психофизиологическим механизмам, по тому же «маршруту», что и нормальный процесс восприятия: от ощущений к образу объекта, и далее, через эмоциональное отношение, к пониманию объекта.
На уровне телесных ощущений в ответ на «послание», которое оказалось «несвоевременным», посредством механизма мышечной памяти возникает локальное тоническое напряжение, формируются «мышечные блоки». Неосознанные и непроявленные эмоции по поводу этого события могут проецироваться на зоны мышечного напряжения, формируя на уровне подкорки и сегментарного аппарата центральной нервной системы патологический круг возбуждения, удерживающий, как сами «мышечные блоки», так и связанные с ними «негативные» эмоции. Одновременно возникают, но не осознаются, ограничивающие, патологические образы, связанные с «несвоевременным посланием» и соответствующие этой ситуации заблуждения, опасения, различные ограничивающие мысли. Надо сказать, что подобная реакция возможна у взрослого человека, а у ребёнка она может проявляться в редуцированном виде, вплоть до «соматоэмоционального» уровня. В дальнейшем осознанное восприятие индивидуума по данному, или схожим поводам вызывает парциальное или тотальное затруднение и актуализирует соматические и психические проявления, хранящиеся в различных видах памяти. Таким образом, у человека формируется локальная неосознанность («скотома неосознанности») по поводу конкретной жизненной ситуации («вызова»). «Скотома неосознанности» проявляется в четырёх психофизиологических «квадросферах»: в сфере вегетативно-висцеральных и двигательных реакций, в эмоционально-волевой сфере, в сферах образного и вербально-логического мышления. Г. Каплан, Б. Сэдок [4] указывают, что повторные воспоминания психотравмирующих ситуаций включают образы, мысли, аффективные состояния и ощущения, которые воссоздают патологические телесные перцепции, пережитые пациентом в перенесенной им стрессовой ситуации. Сходные уровни психического отражения обнаруживаются в психике пациента с соматическим заболеванием [7]: 1-й уровень – ощущений (чувственный)- отрицательные перцептивные переживания; 2-й уровень – эмоциональный - аффективные реакции на симптомы, заболевание в целом и его последствия; 3-й уровень – интеллектуальный -представления и знания больного о своем заболевании, его тяжести, причинах и возможных последствиях; 4-й уровень – мотивационный -изменения поведения и образа жизни в условиях болезни, деятельность по восстановлению здоровья. В дальнейшем, по нашему мнению, взаимодействие СТЭП-качеств «почвы» индивидуума и внешних СТЭП-факторов «среды» запускают механизмы патогенеза расстройств и заболеваний с различным преобладанием и разной очередностью проявлений неразрывно связанных между собой «соматического» и «психического» компонентов. Выраженность и направленность «соматического» и «психического» составляющих зависит от СТЭП- качеств «почвы» индивидуума, от силы и продолжительности действия, или бездействия (депривации) СТЭП-факторов «среды». Независимо от выраженности и последовательности проявлений расстройства нарушается единство душевного и физического, блокируется гармоничное, целостное психосоматическое функционирование индивидуума, возникают психосоматические («ахолистические») расстройства.
В лечении «ахолистических» расстройств, на наш взгляд, необходим целостный медико-психологический подход, учитывающий все многообразие причин, приводящих к этим расстройствам. Среди существующего в настоящее время многообразия методов, позволяющих помогать пациенту целостно (интегративно) особое место занимают методики и техники холистической психотерапии [10], одной из которых успешно применяемых нами в терапии соматоформных расстройств, является техника «Четырех стульев». Она основана на указанном выше механизме формирования соматоформного расстройства по типу «слепого пятна» - «скотомы неосознанности» в проблемной зоне. В связи с этим целью холистической терапии является повышение осознанности в зоне «слепого пятна», принятие пациентом ситуации, интеграция личного опыта и восстановление целостного восприятия пациентом «психотрамирующей» (проблемной) ситуации, на которую символически указывал симптом соматоформного расстройства.
Сама техника заключается в том, что: пациенту предлагается описать соматический симптом в виде образа телесного ощущения (ответить на вопрос - на что похоже ощущение?), определить к нему своё отношение, выразить эмоцию и, наконец, самостоятельно интерпретировать обнаруженный символ, заключённый в образе телесного ощущения. Возникающее в ходе терапии Осознавание [9] не только помогает пациенту освободиться от симптома, но и открывает неосознаваемые ранее причины возникновения соматоформного расстройства. В ходе психотерапевтической сессии пациент, по просьбе психотерапевта пересаживается поочередно на каждый из четырёх стоящих друг напротив друга стульев, в том момент, когда внимание его последовательно направлено, соответственно, на: ощущения (симптомы соматоформного расстройства), образы телесных ощущений, эмоции и мысли.
Пример. Пациент А., 49 лет. Жалобы на боли при ходьбе и субъективное ощущение припухлости в области левого колена, возникшие без видимых внешних физических причин, на фоне конфликтной ситуации (развода) в семье. Данные объективного обследования - без патологии. При осмотре: видимых признаков отёка и воспаления нет. При пальпации области вокруг надколенника - лёгкая болезненность. Движения в коленном суставе не нарушены.
Пациент описал свои ощущения, похожими на «старую грязную повязку», которая появилась «в пионерском лагере в 13 лет, когда он поранил колено (упал)». Пациент вспомнил, что в тот самый период у него впервые возникли отношения с девушкой, которые вскоре «себя исчерпали», но он не решался расстаться с ней, «боялся уйти», «разорвать возникшую связь». Неожиданно для себя он заметил схожесть ситуации, о которой вспомнил в ходе сессии (до этого он её никогда ранее не вспоминал) и сегодняшнего его «ухода» из семьи, на который он не может решиться из-за «моральных принципов» и религиозных взглядов, и сделал вывод, что надо «уходить, когда отношения себя исчерпали». Образ «старой повязки» «растворился», боль и ощущения припухлости прошли, появилось «ощущение свободы и расслабленности» в коленном суставе, которое сохранялось несколько дней. Катамнез – в течение двух лет боли не беспокоят.
В данном случае, боль в левом колене, с точки зрения топической соматопсихологии символизировала страх перемен в отношениях с женщинами (женой). В структуре данного соматоформного расстройства обнаруживаются: соматические составляющие (боль, ощущение припухлости), теологический компонент в виде «моральных страданий», связанных с индивидуальными духовными ценностями, этнологический компонент (поведенческие паттерны, социальные правила), и, наконец, психологический компонент в виде страха, образа «грязной повязки», ограничивающих мыслей и убеждений. Использование техники «Четырех стульев» позволило в данном случае в короткий срок (в течение одной психотерапевтической сессии), используя стулья как «якоря», разделить «слипшиеся» патологические конструкты (страх, боль, неприятный образ, ограничивающие мысли) и восстановить естественный процесс восприятия проблемной жизненной ситуации. Осознавание помогло пациенту не просто освободиться от симптома, но присвоив свой собственный, до момента психотерапевтической сессии не до конца оцененный, опыт, принять важные решения в своей жизни, взять ответственность за них на себя.
СТЭП-подход в холистической психотерапии соматоформных расстройств помогает преодолеть существующую разобщенность «медицинских» и «психологических» парадигм, отказаться от анализа, как основного метода в медицине и достичь целостного научного взгляда на человека.
Литература
1. Березанцев А.Ю. Соматопсихические и психосоматические расстройства: вопросы систематики и синдромологии (клинико-психологический аспект). [Электронный ресурс] / Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2011. N 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 15.03.2013).
2. Григорьева Е.А. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений / Е.А. Григорьева, Л.К. Хохлов // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 2011. – № 2. С. 30-33.
3. Духовно ориентированная психотерапия патологических зависимостей : [ монография / Г.И. Григорьев, А.А. Александров, Г.И. Алексеев и др. ] ; под. ред. Г.И. Григорьева ; С.-Петерб. мед. акад. последиплом. образования, Междунар. ин-т резерв. возможностей человека, Об-во трезвости и милосердия [ и др. ]. – СПб. : ВМедА, 2008. – 504 с.
4. Каплан Г. Клиническая психиатрия / Г. Каплан, Б. Сэдок. – М.: Гэотар Медицина, 1999. – 602 с.
5. Кулаков С. А. Биопсихосоциодуховная и синергетическая модель развития онкологического заболевания: системный подход / Известия РГПУ им. А.И. Герцена.– СПб, 2009.– №100.-С.131-142.
6. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем: МКБ-10. Десятый пересмотр, в 4-х книгах. – М.: Медицина, 2003. – 2432 с.
7. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. – М.: Изд. Моск. ун-та, 1987. – 168 с.
8. Основы психосоматической медицины / Под ред. У.В. Лебедевой, Н.Г. Незнанова, Л.И. Вассермана. – СПб: Изд-во СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова, 2008. – 26 с.
9. Старостин О.А. Осознавание с опорой на тело как основной действующий фактор в холистической психотерапии и реабилитации невротических нарушений и психосоматических расстройств / «Психологические, естественно - научные и философские проблемы современного общества» 27 декабря 2012 // Материалы межвузовской научно-практической конференции. – СПб. : МИЭП, 2012.– С.79-83.
10. Старостин О.А. Методы холистической психотерапии как модели современной целостной психокоррекции и терапии / Психотерапия.– 2013. – №2(122). – С.23-26.
11. Шипачев Р.Ю. Возможность применения краткосрочной интегративной психотерапии для лечения психосоматических расстройств / Р.Ю. Шипачев // Вестн. психотерапии. – 2013. – №45(50). – С.18-25.
Когда будет срублено последнее дерево,
Когда будет отравлена последняя река,
Когда будет поймана последняя птица,-
Только тогда вы поймёте, что
Деньги нельзя есть.
Сидящий Бык, индейский вождь, XIX век.
Эсопедия - холистическая методика диагностики, коррекции и развития отношений с деньгами с опорой на тело.*
Крах американской ипотечной системы и, последовавший за ним, финансовый кризис 2008-2009 годов показали иллюзорность системы ценностей заемщиков. Соглашаясь с логикой профессора Преображенского из известного романа М.Булгакова о том, что разруха не в клозетах, но в головах, мы считаем, что истоки мирового финансового кризиса кроются, в том числе, и в неадекватном восприятии денег населением США и Земли в целом. «Кризис», таким образом, не только в финансах, и не только в головах, но и в «телах» людей. Под «телом» мы понимаем не просто объект, или организм, но живое, «одухотворённое тело» - «плоть», а также субъективную опору для Осознавания - субъективную (первичную) телесность.
Некоторые авторы [4, 5] занимаются исследованием отношений человека с деньгами, предлагают пути обретения богатства, исследуют те трудности, которые возникают у человека на этом пути.
В этой статье мы предлагаем возможные пути гармонизации и совершенствования отношений с деньгами.
На наш взгляд, все мы рождены с огромным внутренним потенциалом, способным обеспечить нам все желаемое в этой жизни, в том числе и материальные блага, включая деньги. Этот потенциал каждый из нас стремится раскрыть и раскрывает всю свою жизнь. Силой, способной обеспечить раскрытие этого потенциала является Осознавание, которое является основным методом эсопедии (эс- лат., деньги, педия - изменение, развитие).
Термин «осознавание» активно используется в психологи и психотерапии, но часто представление о нем размыто. Осознавание отличается от «знания» о предмете, полученного из книг, теорий и концепций. Также отличается оно от интеллектуального представления, полученного путем «думанья» и «рассуждения». Все это является лишь одной четвертой частью полного Осознавания. Чтобы это было понятно, необходимо ввести понимание «Четырех Квадрантов Осознавания» [3]. Мы предполагаем, что всё многообразие интрапсихических явлений на практике описать в виде «Круга Осознавания», состоящего из четырех частей (квадрантов): образы телесных ощущений, эмоции, ощущения и мысли.
Предлагаемые нами представления о «Квадрантах Осознавания» соответствуют данным, полученным при изучении межполушарной асимметрии функций головного мозга,различий между высшими и низшими, корковыми и подкорковыми функциями центральной нервной системы [1]. Подобная схема восприятия Мира обнаружена нами в традиционных представлениях североамериканских индейцев (Целительное Колесо Жизни племён прерий-Навахо), которая являлась у них сакральным символом. Похожее описание Мира мы встречаем с древних времён через первоэлементы (огонь, вода, воздух, земля), которые присутствовали в теории Гиппократа. Похожая «четверица» (ощущения, интуиция, чувства, мышление) была также предложена К. Юнгом. Основой для подобного понимания Осознавания могут служить знания тибетских ученых [2], много веков развивающих и реализующих его на практике.
Опорой для Осознавания мы избираем наше собственное тело в его уникальной роли субъекта и объекта одновременно, что делает его «мостом» между внешним и внутренним миром, сознательным и «бессознательным». С этой целью нами предложен ряд техник работы с различными частями тела, которые наделяются, с этой точки зрения, глубоким символическим смыслом. Представления о топической соматопсихологии- представления о теле как о «контурной карте» души, служат помогающим активом в конкретном случае Осознавания человеком самого себя в интересующей его (по запросу) ситуации. В теле человека находятся все признаки имеющегося в нём потенциала и все препятствия к его раскрытию. Тело является отражением всего внешнего мира - первичная телесность, а весь внешний мир является отражением нашего тела- вторичная телесность.
Всё то, что мы видим, слышим и осязаем вокруг себя - это отражение (образы) тех процессов, которые протекают в «центрах» нашей телесности. Они могут быть гармоничные, «изобильные», а могут быть и «скудные», и «препятствующие». Тело - это «карта» личного мира и одновременно «путь», в том числе и к богатству, который лежит через освобождение и раскрепощение «энергий» тела, мыслей, чувств и образов.
Одна из техник Осознавания, которую мы обычно используем на начальном этапе эсопедии называется рисунок «Тени на песке», что служит начальной эсопедической диагностикой и тесно связанной с ней коррекцией в рамках эсопедического запроса. Мы предлагаем клиенту, или участникам группы нарисовать на бумаге «контур тела, имея ввиду себя». Точность изображения, стиль и качество изображения значения не имеют (иногда мы можем использовать заранее приготовленные листы с нарисованным контуром тела). Затем мы предлагаем на этом рисунке обозначить, где находятся «деньги» - ощущения с ними связанные, их образы в теле, т.е. образы телесных ощущений связанных с деньгами. Это могут быть образы внутри или вне тела. Важно отметить, что образы денег «вообще» и «своих» денег, как правило, отличаются. Так образы «своих» денег преимущественно располагаются «внутри», в теле, или на теле, а образы, связанные с деньгами «вообще», «чужими» деньгами находятся вовне, за пределами тела, что кажется нам вполне закономерным (метафора -«своя рубашка ближе к телу»). «Эсопозитивные» образы, связанные с деньгами - «обильные», «наполненные», «светлые», «вкусные», «полноводные», «плодоносные». Они нравятся человеку, и он не хочет, чтобы они изменялись. Дисгармоничные же, «эсонегативные» образы в противоположность будут «скудными», «чахлыми», «тусклыми», «несъедобными», «пересохшими», «пустынными». Эти образы негативно воспринимаются человеком, часто вызывают удивление, раздражение и желание от них избавиться, их изменить, что и является показанием к эсопедии. Эта диагностика сразу и четко проявляет и фокус проблемы с деньгами у отдельного клиента: связана ли она с его личными проблемами, или мировым «кризисом», «его деньгами» или «деньгами вообще»?
Если это образы, связанные со «своими» деньгами, или точнее, с «телами платёжных средств»[6], то они могут располагаться на разных, практически на всех, частях тела: на голове, в руках, на груди, на пояснице и области таза и даже на ногах. Вероятно, существующая в культурах многих стран традиция украшения своего тела монетами (в головных уборах, монисто и медальоны, цыганские украшения на груди, обилие монет на бёдрах восточных танцовщиц и индийская традиция украшения щиколоток) интуитивно проявляет компенсаторно-усиливающую функцию аксессуаров одежды, связанную с телесно-психологическими феноменами и соответствует нашим представлениям о топической соматопсихологии и иерархии организации психического, соответсвующего отношениям к деньгам. Так расположение образов денег в руках может говорить о роли денег в социальной активности, в ногах - наличие опоры и возможности что-то менять в жизни, в области таза- роли денег в удовлетворении базовых потребностей, а на плечах - ответственности человека за распоряжение (часто чужими) деньгами. «Эсонегативные» образы, которые мы встречаем в эсопедии могут представлять из себя « тяжёлые рюкзаки за плечами», «кандалы на ногах», «корсеты на груди», «ржавые замки у сердца», «погоны на плечах», «клинья», «воронки» в груди, и т.д. Важно отметить, что Осознавание своих отношений с деньгами проходит по всем Четырём Квадрантам, поэтому за первоначально, казалось бы, «эсопозитивными» образами, после Осознавания фактического положения дел с деньгами, могут «проступить» другие, характеризующие существующую проблему и более истинные, «эсонегативные» образы. Образы, связанные с деньгами «вообще» часто проявлялись в виде «оболочки», «плёнки», «палатки», которые располагались вокруг самого человека. Это также могли быть некие «пещеры с сокровищами», «клады», «россыпи драгоценных камней». Нами обнаружена закономерность трансформации образов в ходе осознавания по эсопедическому запросу. Динамика образов характеризует изменение отношения самого человека к финансовой проблеме. Например, на одном из семинаров, который проводили авторы, у одной из участниц произошла следующая динамика образов: вначале это была «чёрный бесформенный тяжёлый мешок на голове», затем « украшенная драгоценными камнями сумочка в правой руке» и наконец « эта же, своя сумочка, но среди россыпи чужих драгоценностей».
Осознавание образов, являющихся фактически телесными знаками богатства и денежных затруднений, является первым шагом на пути к индивидуальным позитивным эсопедическим изменениям.
В эсопедических целях можно также найти «Центр Тела»[7], или, как мы это определяем «соматопсихологическую акцентуацию» человека. Часто состоятельные люди имеют «центр тела», «акцентуацию» на ногах, что символизирует «надёжную опору в жизни ». Люди растущие «из ног» солидны, основательны, надёжны, степенны, склонны к накоплению капитала, активов, строят отношения « на века». Они подвержены влиянию рода, клана, любят гарантии. «Родил сына, посадил дерево, построил дом» - это про них. В своей эсопедической практике мы используем упражнение-«Опора в Жизни». «Эмпатически» прикасаясь к подошвам ступней ног клиента, мы показываем ему «на чём он стоит», то есть насколько надёжна его жизненная опора. Если образ оказывается негативным (например, «болото»), то коррекция данного образа может послужить началом эсопедической сессии. «Трон Изобилия», «Венец Достатка»- это другие упражнения, которые используются нами в эсопедии. «Трон Изобилия» через Осознование образов телесных ощущений позволяет проявить «сидит ли человек на деньгах, или даже в них купается», или « сидит в яме», а « Венец Достатка» помогает осознать клиенту находится ли у него на голове « красивая расшитая золотыми узорами шапочка», или «тяжёлая бетонная плита» (примеры образов телесных ощущений).
В соответствие с нашими представлениями о топической соматопсихологии спина символизирует опору в жизни, а нижняя её часть, поясница, крестец очень часто отражают материальную составляющую этой опоры. Удивительным образом болезненные ощущения в области поясницы и особенно крестца достоверно часто описываются в виде различного рода эквивалентов и собственно « тел платёжных средств»: ожерелья из жемчуга, драгоценные камни и даже монеты. Истории, извлекаемые нами из этих образов с целью Осознавания, как правило, точно указывают на жизненные обстоятельства из прошлого наших клиентов, связанные с денежными затруднениями и отсутствием, или потерей финансовой стабильности. Проблемы, связанные с деньгами, страхи по поводу денег достоверно вероятно лежат в основе возникновения и развития болевых синдромов в нижней части спины и крестце, приводят и усугубляют течение дегенеративно-дистрофических заболеваний позвоночника (остеохондроза и др.).
В ходе эсопедии мы помогаем осознать нашему клиенту мысли и убеждения, связанные с деньгами. Существуют типичные мысли и убеждения, мешающие обретению богатства, «эсонегативные» мысли и эсо-позитивные мысли: «деньги - это средство для приобретения товаров, услуг, результатов труда, одна из возможностей жить и творить, изменять мир к лучшему, удовлетворять свои потребности, возможность развиваться, помочь близким и т.д.». Мы также помогаем нашему клиенту проявить и осознать его эмоции и чувства в отношении денег. Например, люди часто испытывают страх, непонятную, иррациональную, или понятную и рациональную, но непродуктивную тревогу, связанную с деньгами, слишком большую привязанность к ним.
Мы предлагаем рассматривать отношение к деньгам на разных уровнях (сверху вниз):
1. Дар Божий, как и все остальное в этой жизни;
2. Средство достижения мечты, помыслов и намерений;
3. Средство достижения жизненных целей для себя и других;
4.Средство саморазвития, изменения, гармонизации мира;
5. Средство управления и власти;
6. Средство получения и доставления удовольствия, исполнения основных, «базисных» желаний.
7. Средство для выживания и сохранения себя.
Эти уровни можно сравнить с «пластами бытия» [6], и в этом случае первый уровень в нашей терминологии будет, вероятно, в большей степени соответствовать сакральному пласту (абсолютно целостный, способ соединения с Богом), второй и частично третий – секулярному (дает инструктивную ориентацию деятельности, относительно самостоятельно), третий и частично четвёртый – обыденному (сугубо локальный, решаются стандартные повседневные задачи), четвёртый, пятый и шестой - функциональному (большую степень детализации и инструментализации), и, наконец, седьмой – информационному (соответствует принятому стандарту текущей активности).
Мы считаем, что на каком уровне человек способен воспринимать деньги, таковы те деньги, которыми он, в итоге, обладает!
Пример №1. На семинаре по эсопедии, после выполнения рисунка «Тени на песке» участница группы - Галина обнаруживает у себя в левой височной области головы образ «пробки». Ведущий (О.) предлагает осознать, с чем этот образ связан в жизни Галины (Г.) и какое отношение этот образ имеет к деньгам в её жизни. Г. соглашается поработать, группа поддерживает это решение.
О.: У нас 15-20 минут. Успеем? (обращается к Г., к её бессознательному)
Г.: Да. Может быть даже и 5-ти минут хватит (так проявляется готовность Г. к изменениям!)
О.: Садится рядом с Г. и эмпатически прикасается указательным, средним и безымянным пальцами к той части головы, где Г. Обнаружила образ «пробки».
О.: Итак, что здесь?
Г.: Пробка…
О.: (продолжая периодически прикасаться к этому месту): Какого она цвета? Большая, маленькая? Из чего сделана, из какого материала? (продолжается описание, актуализация образа)
Г.: Чёрная такая, похожа на резиновую …Такими в аптеке пузырьки со спиртом закрывали…(смеётся) Откуда это? (удивляется, что пришёл в голову такой образ)
О.:А были в Вашей жизни какие-то истории связанные с аптекой, пузырьками? (ведущий периодически прикасается к височной части головы Г., где находится образ «пробки»)
Г.: Да. В детстве. Мы жили рядом с аптекой. Там работала подруга моей мамы провизором…(интересно то, в этот момент Г. была очень близка к тому, чтобы осознать с чем связан образ «пробки», это будет понятно из дальнейшего описания сессии)
О.: Сколько Вам лет тогда было?
Г.: Наверное, года три примерно.
О.: Что-то меняется в образе? (ведущий указывает на возможность изменений )
Г.: Нет. Та же пробка (отсутствие динамики изменения образа указывает на то, что он ещё не полностью осознан. В частности, не были проявлены чувства, связанные с этим образом)
О.: Нравится она Вам, не нравится?
Г.: Не нравится, конечно! Уберите её! (Г. морщится, всем телом показывая как ей неприятна эта пробка). Вот так её уберите - п-у-у-м - как из бутылки! И всё!( изображает руками открывание пробки из бутылки, губами подражает звуку, смеётся) Алкоголизм какой-то: спирт, бутылки…
О.: Что Вы сейчас чувствуете?
Г.: Раздражение. Выньте же эту пробку!
О.: Что вспоминается, когда Вы думаете про бутылки, открывание пробок? В Вашей жизни были такие истории?
Г.: Да, в детстве…
О.: Сколько Вам сейчас лет?
Г.: Ну также - три. Мужики в парке, по дороге в аптеку собирались, пили, бутылки так открывали…
О.: И что Вы чувствуете сейчас?
Г.: Сильное, очень сильное раздражение! Как вы меня раздражаете!
О.: Кто на самом деле Вас раздражает?
Г.: Мужик.
О.: Мужик? Какой мужик?
Г.: Такой страшный мужик, с бородой.
О.: Был такой мужик в Вашей жизни?
Г.: Ну да, там же, в парке, ходил такой…
О.: Раздражает сейчас?
Г.: Да. Очень сильно.
О.: Скажите ему об этом.
Г.: Как ты меня раздражаешь мужик! Что ты всё ходишь за мной!?
О.: Давайте вернёмся к пробке (прикасается к левой височной области). Что здесь?
Что изменилось? Осталась пробка?
Г.: Да осталась, но она другая.
О.: Опишите её.
Г.: Она стала меньше, светлее.
О.: На что похожа?
Г.: Похожа на пробку, которой закрывают пузырьки из-под пенициллина…
О.: Опять аптечная тема. Были такие пузырьки в вашей жизни, какие -то истории с ними связаны, что вспоминается, приходит в голову?
Г.: Да. У меня брат сильно болел, его лечили, пузырьки, много лекарств… Потом он умер.
(Г. начинает плакать) Брату, помню, такие большие посылки в больницу собирали, много всего разного вкусного, нам так много не давали.
О.: Завидовали тогда брату?
Г.: Конечно! Там было такое богатство!
О.: Да, богатство…(пауза) Что с пробкой, есть ещё? (прикасается к левой височной области)
Г.: Почти нет, маленькая такая, в точку превратилась. Может уже не трогать её, так оставить?
О.: Вам решать. Не мешает она Вам?
Г.: Мешает, но я боюсь, что пробку выну, а в голове пусто (смеётся). Давайте попробуем.
О.: Что здесь? (прикасается к пробке)
Г.: Постепенно уменьшается, рассасывается. Всё. Нет её.
О.: Проверим?
Г.: Кивает головой.
О. поочерёдно прикасается к левому и правому виску, просит сравнить ощущения, они одинаковые, лишь слева, по словам Г., остаётся «след» от пробки, который скоро пройдёт.
Комментарий: В этом случае в процессе терапии в удивительно короткое время - в течение одной терапевтической сессии, - произошло глубокое Осознавание клиенткой «травматичного» переживания, связанного с запросом на эсопедию - с деньгами, с богатством. Им оказалось детское переживание зависти к брату и одновременно формирование запрета хотеть богатство, так как это желание вступало в конфликт с любовью к брату и долженствованием этой любви. Интересно, что травматичное переживание было скрыто другой «психотравмой», более позднего или почти одновременного периода, в которой присутствовал страх перед «мужиками», распивавшими на улице - то есть символом бедности и отказа от богатства в угоду иллюзорному и временному счастью от алкоголя.
Таким образом «запрет на богатство» (посылки отправлялись брату) – «желание его в изменённой форме» (зависть) – «страх перед бедностью и десоциализацией» («выпивающие мужики») слились в единый «травматичный» многослойный комплекс, спроецированный в одну и ту же зону тела - левую височную область, которая и реагировала болезненно в процессе эсопедии. «Распутывание» этого «клубка» привело к освобождению и от страха, и от зависти, и от запрета. Разумеется, было бы желательно, продолжение работы с этой женщиной по пути более полного понимания и принятия произошедших изменений в её жизнь, а также консультативное её сопровождение. Левая височная область, часто задействованная, как показывает практика, в «запретах на богатство», имеет, с точки зрения топической соматопсихологии, отношение к прошлому и женскому. И то, и другое играло, в данном примере свою роль - запрет налагала мать, и это происходило в детстве.
Страх, что «после вытаскивания пробки не останется ничего» указывает на отдаленно заторможенное эсо-развитие, практически полное отсутствие какой - бы то ни было идентификации в этой области. Что не удивительно, если учесть давность и ранний возраст возникновения «травмы».
Женщина нуждается в эсопедии «с нуля», с самого раннего периода развития. Но даже если терапия ограничится описанным опытом, тот факт, что препятствия к развитию были убраны - путем спокойного и с принятием Осознавания и перепроживания детского «эсо-травматичного» опыта, - открывает возможности и для спонтанного и самостоятельного развития и реадаптации её в этом направлении.
Пример№2. Ещё один случай эсопедического самоосознавания, пример так называемой «зеркальной работы» в группе, мы приводим, из-за его цельности и яркости, полностью, без сокращений: «Я шла на семинар ( по эсопедии- прим. авторов) с очень хорошим позитивным намерением открыть для себя что-то новое и получить полезные знания. Нам было предложено прочувствовать в теле свои реакции на деньги. Сформировать те мысли, образы и ощущения, которые приходят на ум спонтанно при слове «деньги» и размышлении о них.
Для наглядности примера был вызван один человек с наиболее ярким негативным образом («тяжёлый рюкзак за плечами»- прим. авторов) и на нем демонстрировалась техника работы (Осознавание в рамках эсопедии с опорой на тело - прим. авторов) с ним.
Я решила не терять времени и поработать параллельно. Я сильно увлекаюсь психологией, энергетическим строением человека, работала с мысле-образами раньше, но никогда особенно не воспринимала этого серьезно, а считала фантазиями большей частью, но именно эти мои увлечения, наверное, и позволили мне провести достаточно плодотворную зеркальную работу с собой.
Когда был задан вопрос относительно моего ощущения денег, у меня не было сначала никаких особенных образов, ощущений. Было в принципе спокойно. Но в этом деле не нужно торопиться, подсознательные импульсы так сразу и не услышать. Спустя пять минут прислушивания к себе я стала четко различать образ, пришедший мне в голову при упоминании слова «деньги». Это была раскидистая пальма на фоне синего неба и моря, это было как картинка на горизонте. <