Египет, сша, испания, россия

При раскопках гробниц египетских фараонов архео­логи много раз обнаруживали семена пряностей. Чем бо­лее знатным и почитаемым был при жизни человек, тем более пышными были его похороны и место захоронения, и тем больше шансов было на то, что его похоронят с пря­ностями. Считалось, что без пряностей загробная жизнь не может понравиться покойному. Как могла на это отре­агировать душа усопшего, неизвестно, но вот его тело — однозначно плохо. Пряности обладают сильными анти­септическими свойствами и создают прямо-таки невыно­симые условия для любых гнилостных бактерий и ба­цилл. Давно замечено, что блюда, содержащие специи, дольше обычного сохраняют свежесть. Фараон же, как и все мы — «продукт» скоропортящийся. А посему исполь­зование пряностей при бальзамировании в жарком кли­мате просто необходимо, они выполняют роль консер­вантов для знатной персоны.

В древние времена настолько строго относились к качеству пряностей, что современного торговца прянос­тями в средневековой Германии сожгли бы заживо за про­дажу подделки. Сегодня, конечно, такого не произойдет: у нас на рынке ничего не стоит выдать одну специю за другую — вместо шафрана куркуму или подмешать к пряности что-то для веса и т.д.

К сожалению, почти утрачена культура употребления пряностей, знание их свойств и возможностей. Поэтому наша еда не слишком вкусная, даже грубая — только со­леная, только острая, только сладкая. В лучшем случае — скромные сочетания этих трех вкусов. Достижение ли это — ограничить свое мировосприятие черно-белым телевизором?

Из-за утраты культуры употребления пряностей одним из самых доходных видов бизнеса в фармакологической и пищевой промышленности стало производство пищевых добавок. Американские фармацевты капсулируют шафран, куркуму, фенхель, кайенский красный перец, имбирь. Мы иногда не отдаем себе отчета, что в 15-20 раз дешевле при­обрести пакетик пряностей, чем нечто в капсулах. Несмотря на то, что 100 г чистой пряности стоит в магази­не меньше доллара, найдутся чудаки, покупающие такие «пищевые новинки» вплоть до 18 долларов за 100 грамм..

Испанца, например, не заставишь принимать шафран в капсулах (это все равно, что предложить русскому прини­мать в капсулах черный хлеб или картошку). Потому что, выращивая у себя шафран, испанцы давно привыкли ис­пользовать его в повседневной жизни. Их капсулами не об­манешь. Тем более индусов и китайцев, у которых культура употребления пряностей и сегодня на высоком уровне.

Надо признать, что в России люди всегда относились к новому, особенно к новому в еде — очень осторожно. Это еще мягко сказано. Например, когда в России кар тошка и помидоры были еще в диковину, разразились кровопролитные «томатные бунты». Не так легко было заставить крестьян есть этот заморский красный неслад­кий «фрукт», даже под угрозой быть забитыми насмерть ударами плетей. Что касается «внедрения» картофеля, по некоторым источникам, часто смертельно напуганные люди просто путали клубни с ядовитыми соцветиями и плодами. В результате многочисленных отравлений — «картофельный» бунт 1842 года в Пермской губернии, крупнейшее народное волнение XIX века.

Несмотря на то, что в современной России большинство пряностей пока еще воспринимаются как экзотика, мы надеемся, что пряных бунтов удастся избежать. В России, к счастью, о пряностях раньше кое-что знали. Например, русский пряник — печенье с добав­лением пряностей. На Руси также издревле славилось им­бирное печенье. До революции лавки пряностей были повсеместно.

Что же касается лечебных свойств пряностей, то о них сегодня знают еще меньше, чем о кулинарных.

А между тем скольких бед можно было бы избежать с помощью специй, может быть даже изменить мировую историю! Вспомним роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», прокуратора Иудеи Понтия Пилата, му-чавшегося от чудовищных приступов мигрени — факт, судя по всему, исторический. Не будь у римского прокуратора мигреней (правильно применяя имбирь, гвоздику или шафран), кто может сказать чем бы закончились те далекие события?

Впрочем, вероятно, эта история свершилась бы и без воли Пилата. А вот кое-что можно было бы и предотвратить. Весьма вероятно, например, что Борис Ельцин мог бы избежать такой сложной операции как коронарное шун­тирование, если бы регулярно употреблял в пищу шафран, кардамон и корицу. (Как это правильно делать, см. ниже.)

МИРОВАЯ ИСТОРИЯ И ПРЯНОСТИ

Специи на протяжении веков являлись предметом роскоши. С помощью пряностей повара ублажали вкус королей и баловней судьбы. В поисках специй сделано множество географических открытий. Пряности были в числе главных целей великих путешествий Магеллана, Васко де Гамы и Колумба. Из-за специй велись войны и погибали тысячи людей. И прежде всего профессиональ­ные охотники за пряностями — голландцы, французы, португальцы, англичане и испанцы. . ;• Вопреки кровавой истории специй, пряности (наряду £ солью) — одно из немногих яств, которое одобряется традициями и религиями. Более того, религиозные празд­ники в разных странах предполагают разнообразное ис­пользование пряностей для ритуальных церемоний. Неслучайно народная мудрость гласит: жизнь без пряно­стей — ни здоровья, ни радости.

НЕСЛУЧАЙНЫЙ ВЫБОР ПРЯНОСТЕЙ

Отметим, что для этой книги мы взяли неслучайный набор пряностей.

Так однажды произошло, что волею судьбы или слу­чая, эти замечательные пряности оказались в рюкзаке у одного из авторов книги во время многодневного похода.

На третий день при переправе через реку, увы, утонула ап­течка. В течение последующих трех недель восемь путе­шественников лечились ТОЛЬКО с помощью пряностей (избежавших участи аптечки, так как они находились во второй байдарке).

Хвори приключились разнообразные, от укусов насе­комых, змеи, простудных заболеваний, радикулита, ожо­гов, порезов, травм и отравления — до желудочно-кишеч­ных расстройств.

Возвратившись домой, большинство участников экс­педиции перестали пользоваться таблетками и до сих пор лечат себя и своих близких пряностями. (Не говоря о том, что по признанию путешественников, ни в одном походе до этого они не ели так вкусно.)

Мы хорошо знаем вкус этих специй и исследовали их целительные свойства. На практике и по всем до­ступным нам источникам. Продолжая линию средневе­кового врача Квинта Серена Самоника, мы хотели бы дать средства «не только в руки медика, но и каждого, кто пожелал бы лечиться без лекарств».

ПОЛНОЦЕННАЯ АПТЕЧКА

АСАФЕТИДА

Синонимы: хинг, илан, ферула вонючая, смола вонючая, дурной дух, чертов кал, асмарток, хилтит, вонючий палец.

Это сильно пахнущие куски смолы, полученные из многолетнего растения семейства зонтичных. Высота его около 2 м. Корень массивный, мясистый.

В Древней Греции и Риме высоко ценили эту пря­ность за лечебные свойства и за пикантный острый вкус, который она придает пище. Купцы доставляли ее на рын­ки Европы из стран Среднего Востока. Когда римляне предпринимали военные походы, то среди прочих лише­ний походной жизни им приходилось терпеть крайне не­затейливое ежедневное меню — чечевичную похлебку, которая хоть и дает много энергии, но вызывает вздутие живота. Вряд ли войско долго сохраняло бы боевой дух, если бы не асафетида. Эта «вонючая смола» была настоящим спасением.

А между тем сегодня асафетида мало известна на Запа­де и в нашей стране. В России прежде ее хорошо знали, но не как специю, а как лекарство. Никогда не забывали асафе-тиду в Восточном Иране, Западном Афганистане и штате Кашмир в Индии (асафетида растет только в этих странах).

Технология получение этой специи очень своеоб­разна. Она требует своего рода экспедиции. Весной сбор­щики отправляются в горы. Для сбора пригодно растение, достигшее по крайней мере пятилетнего возраста (корень должен созреть). Растение окапывают, как бы обнажая корни. Их покрывают рыхлой землей и сухими листьями на 30-40 дней. По истечении времени корни вновь обна­жают и срезают верхнюю часть каждого из них. Из среза начнет выступать белый сок. Чтобы защитить его от пыли и солнца, над каждым срезом сооружают что-то вроде ма­ленькой крыши.

Несколько дней спустя загустевшую смолу собирают и делают новый срез. Повторяют эту операцию до тех пор, пока из корня не перестает выделяться сок. Одно рас­тение может дать около килограмма смолы. Ее высушива­ют на солнце и растирают в порошок, смешивая с рисовой мукой, что смягчает острый запах асафетиды.

В Индии можно купить асафетиду в чистом виде: это зерна разной величины, связанные между собой липкой массой с очень резким запахом. Из-за него эту пряность необходимо держать герметично закрытой. Авторы реко­мендуют банку с асафетидой поставить внутрь другой стеклянной посуды с плотно пригнанной крышкой, иначе те домочадцы, которые еще не привыкли к ее запаху (не­случайно асафетиду называют ферула вонючая, дурной дух и чертов кал), выразят энергичный протест. ( Во вре­мя беременности жена одного из авторов данной книги чувствовала присутствие асафетиды уже входя в подъезд дома, хотя «чертов кал» находился в стеклянной банке с плотно завинченной крышкой, в секретном месте — на балконе четвертого этажа за закрытой дверью).

Но вот очарование уродца: асафетида сначала может вам не понравиться, но потом, скорее всего, вы привяже­тесь к ней с неменьшей силой.

Понимающие толк в запахах европейские и амери­канские парфюмеры добавляют ее в некоторые одеколо­ны и духи.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В КУЛИНАРИИ

Асафетида обычно используется в малых количест­вах для придания аромата соленым, острым (и изредка сладким) блюдам. Она настолько усиливает пищеваре­ние, что с ее помощью можно, как говорят в Индии, пере­варить гвозди. Поэтому она входит в рецепты многих ценных, вкусных, но трудноперевариваемых блюд. Ее обязательно добавляют в бобовые, она хороша в лепеш­ках, блюдах из риса и различных овощей.

Перед употреблением ее рекомендуется нагреть в масле. Вкус сырой асафетиды, не смешанной с рисовой мукой, гораздо резче, чем у смеси. Соответственно, надо сократить дозировку. Обладая острым горячим вкусом, асафетида разжигает огонь пищеварения, устраняет от­рыжку и газы, повышает аппетит и тонизирует организм, с успехом заменяя лук и чеснок и не оставляя запаха.

КУЛИНАРНЫЕ РЕЦЕПТЫ

Суп из гороха с овощами

0,5 чашки гороха (лучше маш, но подойдет и обычный), 6 чашек воды, 1 чашка нарезанных помидоров, 0,5 чаш­ки мелко нарезанной моркови, 2 ст. л. растительного ма ела, 0,25 ч. л. асафетиды, 0,5 ч. л. семян кориандра, ще­поть сухого имбиря, соль.

Сварить горох до готовности. Добавить помидоры, морковь. Отдельно разогреть масло, добавить в него пря­ности и вылить в суп, когда овощи размягчатся. Перед по­дачей на стол посыпать зеленью петрушки и укропа.

Раджма

1 чашка красной фасоли, 4 чашки воды, 3 ст. л. топлено­го масла, 0,5 л кефира или йогурта, 1/4 ч. л. асафетиды, 0,5 ч. л. куркумы, соль.

Фасоль сварить до готовности. В казане разогреть мас­ло, положить пряности и залить кефиром или йогуртом. До­бавить готовую фасоль и тушить еще 15-20 мин.

Пряные тосты

Ломтики хлеба обжарить в небольшом количестве масла со щепоткой асафетиды и кардамона.

Фасоль на скорую руку

1 банка консервированной (или отварной) фасоли, 1 ст. л. растительного или топленого масла, 1 ч. л. се­мян кориандра, 1 щепотка асафетиды, 1 щепотка куми-на и имбиря.

Открыть фасоль, промыть (или сварить). Разогреть масло, добавить пряности, а затем фасоль. Перед подачей посыпать рубленной зеленью и полить соком лимона.

Приготовление занимает 3-4 мин. Рецепт придуман одним из авторов и многократно опробован с неизмен­ным успехом.

Наши рекомендации