Египет, сша, испания, россия
При раскопках гробниц египетских фараонов археологи много раз обнаруживали семена пряностей. Чем более знатным и почитаемым был при жизни человек, тем более пышными были его похороны и место захоронения, и тем больше шансов было на то, что его похоронят с пряностями. Считалось, что без пряностей загробная жизнь не может понравиться покойному. Как могла на это отреагировать душа усопшего, неизвестно, но вот его тело — однозначно плохо. Пряности обладают сильными антисептическими свойствами и создают прямо-таки невыносимые условия для любых гнилостных бактерий и бацилл. Давно замечено, что блюда, содержащие специи, дольше обычного сохраняют свежесть. Фараон же, как и все мы — «продукт» скоропортящийся. А посему использование пряностей при бальзамировании в жарком климате просто необходимо, они выполняют роль консервантов для знатной персоны.
В древние времена настолько строго относились к качеству пряностей, что современного торговца пряностями в средневековой Германии сожгли бы заживо за продажу подделки. Сегодня, конечно, такого не произойдет: у нас на рынке ничего не стоит выдать одну специю за другую — вместо шафрана куркуму или подмешать к пряности что-то для веса и т.д.
К сожалению, почти утрачена культура употребления пряностей, знание их свойств и возможностей. Поэтому наша еда не слишком вкусная, даже грубая — только соленая, только острая, только сладкая. В лучшем случае — скромные сочетания этих трех вкусов. Достижение ли это — ограничить свое мировосприятие черно-белым телевизором?
Из-за утраты культуры употребления пряностей одним из самых доходных видов бизнеса в фармакологической и пищевой промышленности стало производство пищевых добавок. Американские фармацевты капсулируют шафран, куркуму, фенхель, кайенский красный перец, имбирь. Мы иногда не отдаем себе отчета, что в 15-20 раз дешевле приобрести пакетик пряностей, чем нечто в капсулах. Несмотря на то, что 100 г чистой пряности стоит в магазине меньше доллара, найдутся чудаки, покупающие такие «пищевые новинки» вплоть до 18 долларов за 100 грамм..
Испанца, например, не заставишь принимать шафран в капсулах (это все равно, что предложить русскому принимать в капсулах черный хлеб или картошку). Потому что, выращивая у себя шафран, испанцы давно привыкли использовать его в повседневной жизни. Их капсулами не обманешь. Тем более индусов и китайцев, у которых культура употребления пряностей и сегодня на высоком уровне.
Надо признать, что в России люди всегда относились к новому, особенно к новому в еде — очень осторожно. Это еще мягко сказано. Например, когда в России кар тошка и помидоры были еще в диковину, разразились кровопролитные «томатные бунты». Не так легко было заставить крестьян есть этот заморский красный несладкий «фрукт», даже под угрозой быть забитыми насмерть ударами плетей. Что касается «внедрения» картофеля, по некоторым источникам, часто смертельно напуганные люди просто путали клубни с ядовитыми соцветиями и плодами. В результате многочисленных отравлений — «картофельный» бунт 1842 года в Пермской губернии, крупнейшее народное волнение XIX века.
Несмотря на то, что в современной России большинство пряностей пока еще воспринимаются как экзотика, мы надеемся, что пряных бунтов удастся избежать. В России, к счастью, о пряностях раньше кое-что знали. Например, русский пряник — печенье с добавлением пряностей. На Руси также издревле славилось имбирное печенье. До революции лавки пряностей были повсеместно.
Что же касается лечебных свойств пряностей, то о них сегодня знают еще меньше, чем о кулинарных.
А между тем скольких бед можно было бы избежать с помощью специй, может быть даже изменить мировую историю! Вспомним роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», прокуратора Иудеи Понтия Пилата, му-чавшегося от чудовищных приступов мигрени — факт, судя по всему, исторический. Не будь у римского прокуратора мигреней (правильно применяя имбирь, гвоздику или шафран), кто может сказать чем бы закончились те далекие события?
Впрочем, вероятно, эта история свершилась бы и без воли Пилата. А вот кое-что можно было бы и предотвратить. Весьма вероятно, например, что Борис Ельцин мог бы избежать такой сложной операции как коронарное шунтирование, если бы регулярно употреблял в пищу шафран, кардамон и корицу. (Как это правильно делать, см. ниже.)
МИРОВАЯ ИСТОРИЯ И ПРЯНОСТИ
Специи на протяжении веков являлись предметом роскоши. С помощью пряностей повара ублажали вкус королей и баловней судьбы. В поисках специй сделано множество географических открытий. Пряности были в числе главных целей великих путешествий Магеллана, Васко де Гамы и Колумба. Из-за специй велись войны и погибали тысячи людей. И прежде всего профессиональные охотники за пряностями — голландцы, французы, португальцы, англичане и испанцы. . ;• Вопреки кровавой истории специй, пряности (наряду £ солью) — одно из немногих яств, которое одобряется традициями и религиями. Более того, религиозные праздники в разных странах предполагают разнообразное использование пряностей для ритуальных церемоний. Неслучайно народная мудрость гласит: жизнь без пряностей — ни здоровья, ни радости.
НЕСЛУЧАЙНЫЙ ВЫБОР ПРЯНОСТЕЙ
Отметим, что для этой книги мы взяли неслучайный набор пряностей.
Так однажды произошло, что волею судьбы или случая, эти замечательные пряности оказались в рюкзаке у одного из авторов книги во время многодневного похода.
На третий день при переправе через реку, увы, утонула аптечка. В течение последующих трех недель восемь путешественников лечились ТОЛЬКО с помощью пряностей (избежавших участи аптечки, так как они находились во второй байдарке).
Хвори приключились разнообразные, от укусов насекомых, змеи, простудных заболеваний, радикулита, ожогов, порезов, травм и отравления — до желудочно-кишечных расстройств.
Возвратившись домой, большинство участников экспедиции перестали пользоваться таблетками и до сих пор лечат себя и своих близких пряностями. (Не говоря о том, что по признанию путешественников, ни в одном походе до этого они не ели так вкусно.)
Мы хорошо знаем вкус этих специй и исследовали их целительные свойства. На практике и по всем доступным нам источникам. Продолжая линию средневекового врача Квинта Серена Самоника, мы хотели бы дать средства «не только в руки медика, но и каждого, кто пожелал бы лечиться без лекарств».
ПОЛНОЦЕННАЯ АПТЕЧКА
АСАФЕТИДА
Синонимы: хинг, илан, ферула вонючая, смола вонючая, дурной дух, чертов кал, асмарток, хилтит, вонючий палец.
Это сильно пахнущие куски смолы, полученные из многолетнего растения семейства зонтичных. Высота его около 2 м. Корень массивный, мясистый.
В Древней Греции и Риме высоко ценили эту пряность за лечебные свойства и за пикантный острый вкус, который она придает пище. Купцы доставляли ее на рынки Европы из стран Среднего Востока. Когда римляне предпринимали военные походы, то среди прочих лишений походной жизни им приходилось терпеть крайне незатейливое ежедневное меню — чечевичную похлебку, которая хоть и дает много энергии, но вызывает вздутие живота. Вряд ли войско долго сохраняло бы боевой дух, если бы не асафетида. Эта «вонючая смола» была настоящим спасением.
А между тем сегодня асафетида мало известна на Западе и в нашей стране. В России прежде ее хорошо знали, но не как специю, а как лекарство. Никогда не забывали асафе-тиду в Восточном Иране, Западном Афганистане и штате Кашмир в Индии (асафетида растет только в этих странах).
Технология получение этой специи очень своеобразна. Она требует своего рода экспедиции. Весной сборщики отправляются в горы. Для сбора пригодно растение, достигшее по крайней мере пятилетнего возраста (корень должен созреть). Растение окапывают, как бы обнажая корни. Их покрывают рыхлой землей и сухими листьями на 30-40 дней. По истечении времени корни вновь обнажают и срезают верхнюю часть каждого из них. Из среза начнет выступать белый сок. Чтобы защитить его от пыли и солнца, над каждым срезом сооружают что-то вроде маленькой крыши.
Несколько дней спустя загустевшую смолу собирают и делают новый срез. Повторяют эту операцию до тех пор, пока из корня не перестает выделяться сок. Одно растение может дать около килограмма смолы. Ее высушивают на солнце и растирают в порошок, смешивая с рисовой мукой, что смягчает острый запах асафетиды.
В Индии можно купить асафетиду в чистом виде: это зерна разной величины, связанные между собой липкой массой с очень резким запахом. Из-за него эту пряность необходимо держать герметично закрытой. Авторы рекомендуют банку с асафетидой поставить внутрь другой стеклянной посуды с плотно пригнанной крышкой, иначе те домочадцы, которые еще не привыкли к ее запаху (неслучайно асафетиду называют ферула вонючая, дурной дух и чертов кал), выразят энергичный протест. ( Во время беременности жена одного из авторов данной книги чувствовала присутствие асафетиды уже входя в подъезд дома, хотя «чертов кал» находился в стеклянной банке с плотно завинченной крышкой, в секретном месте — на балконе четвертого этажа за закрытой дверью).
Но вот очарование уродца: асафетида сначала может вам не понравиться, но потом, скорее всего, вы привяжетесь к ней с неменьшей силой.
Понимающие толк в запахах европейские и американские парфюмеры добавляют ее в некоторые одеколоны и духи.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В КУЛИНАРИИ
Асафетида обычно используется в малых количествах для придания аромата соленым, острым (и изредка сладким) блюдам. Она настолько усиливает пищеварение, что с ее помощью можно, как говорят в Индии, переварить гвозди. Поэтому она входит в рецепты многих ценных, вкусных, но трудноперевариваемых блюд. Ее обязательно добавляют в бобовые, она хороша в лепешках, блюдах из риса и различных овощей.
Перед употреблением ее рекомендуется нагреть в масле. Вкус сырой асафетиды, не смешанной с рисовой мукой, гораздо резче, чем у смеси. Соответственно, надо сократить дозировку. Обладая острым горячим вкусом, асафетида разжигает огонь пищеварения, устраняет отрыжку и газы, повышает аппетит и тонизирует организм, с успехом заменяя лук и чеснок и не оставляя запаха.
КУЛИНАРНЫЕ РЕЦЕПТЫ
Суп из гороха с овощами
0,5 чашки гороха (лучше маш, но подойдет и обычный), 6 чашек воды, 1 чашка нарезанных помидоров, 0,5 чашки мелко нарезанной моркови, 2 ст. л. растительного ма ела, 0,25 ч. л. асафетиды, 0,5 ч. л. семян кориандра, щепоть сухого имбиря, соль.
Сварить горох до готовности. Добавить помидоры, морковь. Отдельно разогреть масло, добавить в него пряности и вылить в суп, когда овощи размягчатся. Перед подачей на стол посыпать зеленью петрушки и укропа.
Раджма
1 чашка красной фасоли, 4 чашки воды, 3 ст. л. топленого масла, 0,5 л кефира или йогурта, 1/4 ч. л. асафетиды, 0,5 ч. л. куркумы, соль.
Фасоль сварить до готовности. В казане разогреть масло, положить пряности и залить кефиром или йогуртом. Добавить готовую фасоль и тушить еще 15-20 мин.
Пряные тосты
Ломтики хлеба обжарить в небольшом количестве масла со щепоткой асафетиды и кардамона.
Фасоль на скорую руку
1 банка консервированной (или отварной) фасоли, 1 ст. л. растительного или топленого масла, 1 ч. л. семян кориандра, 1 щепотка асафетиды, 1 щепотка куми-на и имбиря.
Открыть фасоль, промыть (или сварить). Разогреть масло, добавить пряности, а затем фасоль. Перед подачей посыпать рубленной зеленью и полить соком лимона.
Приготовление занимает 3-4 мин. Рецепт придуман одним из авторов и многократно опробован с неизменным успехом.