Финансирование здравоохранения, источники финансирования. Бюджет, виды бюджета. Внебюджетные средства.

Согласно закону «О здравоохраненнии» организации ЗО должны финансироваться в размере 10% от ВВП, по факту ЗО получает 4,8% от ВВП.

Бюджет – финансовый план, единая смета доходов и расходов на определенный период времени, утверждаемый законодательно.

Виды бюджета:

- государственный

- республиканский и г. Минска

- областные и городов областного подчинения

- районные и городов районного подчинения

- городских поселков и сельских советов

Бюджетный процесс – регламентированная законом и др. нормативными актами деятельность органов государственной власти и государственного управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

Бюджетное регулирование – частичное перераспределение денежных потоков между различными видами бюджета.

ЗО как отрасль народного хозяйства финансируется из государственного бюджета из расчета потребности расходов на медико-санитарную помощь на одного жителя в год.

Финансирование ЛПО проводится на основе утвержденных финансовых смет в пределах ассигнований из соответствующего бюджета в зависимости от принадлежности ЛПО тому или иному органу государственной власти в соответствии с административно-территориальным делением и номенклатуры ЛПО.

Принципы и порядок финансирования ЗО изложены в законе «О здравоохранении»:

- бюджетный характер финансирования (ст. 45 конституции)

- рациональное использование финансовых средств (учет издержек, систематическое сопоставление затрат и полученных результатов, учет динамики величины затрат на единицу оказанных услуг, экономическая оценка последствий альтернативных способов хозяйствования и др.)

- плановый или сметный характер финансирования

- нормативный принцип финансирования (на 1 обслуживаемого жителя)

Источники финансирования ЗО:

- государственный бюджет

- внебюджетные средства:

- внебюджетные средства местных Советов народных депутатов, в том числе штрафы за нарушение санитарных норм и правил

- добровольные взносы предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений и отдельных граждан, а также юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства

- средства, полученные в результате удовлетворения исков органов ЗО к предприятиям, учреждениям, организациям по возмещению расходов на оздоровительные мероприятия в случаях аварий или нарушения технологических процессов, повлекших ухудшение либо потерю здоровья гражданами

- доходы от хозрасчетной деятельности медицинских учреждений, в том числе платных медицинских услуг

- фонды медицинского страхования и др. источники, не запрещенные действующим законодательством

В основе планирования расходов на учреждения ЗО лежат следующие показатели:

- удельный вес расходов на ЗО в расходной части государственного бюджета

- изменение этих расходов в расчете на душу населения

- расчет асигнований на содержание медицинских учреждений и мероприятий ЗО

- рост ассигнований на развитие новых ЛПУ

- величина затрат на подготовку медицинских кадров и медицинскую науку

Финансирование осуществляется в строгом соответствии с целевым назначением бюджетных ассигнований.

Бюджетная классификация – порядок распределения бюджетных расходов по определенным однородным признакам (разделам, главам, параграфам и статьям). Бюджетная классификация раздела ЗО основана на номенклатуре и типовых категориях учреждений ЗО, занимает раздел 17, главу 54 бюджетной классификации, содержит 23 параграфа. Параграфы определяют направление средств и цель их расходования. Перераспределение средств из параграфа в параграф, из статьи в статью не допускается, что обеспечивает использование бюджетных ассигнований по прямому целевому назначению и строгое выполнение плановых заданий. Примеры параграфов бюджетной классификации:

1. больницы и диспансеры в городах, поселках

2. больницы и диспансеры в сельской местности

3. поликлиники и амбулатории в городах, рабочих поселках, сельской местности

9. санатории для больных туберкулезом

14. центры гигиены и эпидемиологии

20. мероприятия по обслуживанию инвалидов ВОВ и др.

21. Платные медицинские услуги. Ценообразование в здравоохранении.

После составления сметы организации составляется смета доходов и расходов по внебюджетной деятельности.

Цели оказания платных медицинских услуг:

- получение дополнительных источников финансирования

- регулирование спроса населения на менее значимые медицинские услуги

- перераспределение ресурсов на более значимые медицинские проблемы

Платные медицинские услуги (ПМУ) являются дополнением к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи. С 2003 г. согласно постановлению Совета Министров в РБ 34 вида ПМУ, их стоимость определяется постановлением № 51: "Инструкция по формированию тарифов на платные медицинские услуги". К основным ПМУ относятся:

- косметологические услуги, услуги пластической хирургии

- нетрадиционные виды диагностики (компьютерная аккупунктурная диагностика и др.)

- бальнео-, водо-, грязелечение

- контактная коррекция зрения

- протезирование глаз

- первичное добровольное психиатрическое освидетельствование на дому

- медико-психологическая и социальная реабилитация лиц с отрицанием пола

- семейная, эмоционально-стрессовая и др. виды психотерапии

- избавление от табакозависимости

- постановка и извлечение внутриматочных спиралей

- стерилизация по желанию пациента

- искусственное оплодотворение (считается, что каждая 5-я молодая семья бесплодна)

- все виды профосмотров

- медицинское освидетельствование для водительских прав, ношения оружия

- организация круглосуточного ухода при отсутствии медицинских показаний

- использование ЛС в стационарах и расходных материалов, которые не вошли в перечень МЗ

- диагностические мероприятия при отсутствии медицинских показаний

- иммунизация по желанию пациента

- дентальная имплантация и протезирование и др.

ПМУ составляют 30% от бюджетных выдач, 60% из них идут на улучшение материально-технической базы, остальные 40% облагаются повышенным налогом, из оставшихся средств часть идет на социально-экономическое развитие коллектива, а часть (примерно 10%) - на заработную плату.

Ценообразование - установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции / услуги, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и ряда других факторов.

Виды цен: 1) текущие; 2) сопоставимые; 3) оптовые; 4) розничные: государственные, комиссионной торговли, свободные, сметные и др.

В ЗО выделяют 3 вида цен: 1) сметные; 2) прейскурантные; 3) договорные

Рентабельность ограничена не более 46% (на 1 вложенный рубль не более 46 коп дохода), для ЗО рентабельность ограничена 30%.

Функции цены:

1) учетная– отражает общественную необходимость затрат труда на производство и реализацию продукции

2) стимулирующая – заведомое завышение цен с целью быстрейшего внедрения НТП (энергосбережения)

3) распределительная – основное назначение: обеспечить доступ основной массы населения к основным товарам и услугам (хлеб, образование, медицинская помощь)

Методика расчета исходной цены:

1. Постановка задачи ценообразования

2. Определение спроса

3. Оценка издержек

4. Оценка цен и товаров конкурентов

5. Выбор метода ценообразования

6. Установление окончательной цены

Наши рекомендации