Финансирование здравоохранения, источники финансирования. Бюджет, виды бюджета. Внебюджетные средства.
Согласно закону «О здравоохраненнии» организации ЗО должны финансироваться в размере 10% от ВВП, по факту ЗО получает 4,8% от ВВП.
Бюджет – финансовый план, единая смета доходов и расходов на определенный период времени, утверждаемый законодательно.
Виды бюджета:
- государственный
- республиканский и г. Минска
- областные и городов областного подчинения
- районные и городов районного подчинения
- городских поселков и сельских советов
Бюджетный процесс – регламентированная законом и др. нормативными актами деятельность органов государственной власти и государственного управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.
Бюджетное регулирование – частичное перераспределение денежных потоков между различными видами бюджета.
ЗО как отрасль народного хозяйства финансируется из государственного бюджета из расчета потребности расходов на медико-санитарную помощь на одного жителя в год.
Финансирование ЛПО проводится на основе утвержденных финансовых смет в пределах ассигнований из соответствующего бюджета в зависимости от принадлежности ЛПО тому или иному органу государственной власти в соответствии с административно-территориальным делением и номенклатуры ЛПО.
Принципы и порядок финансирования ЗО изложены в законе «О здравоохранении»:
- бюджетный характер финансирования (ст. 45 конституции)
- рациональное использование финансовых средств (учет издержек, систематическое сопоставление затрат и полученных результатов, учет динамики величины затрат на единицу оказанных услуг, экономическая оценка последствий альтернативных способов хозяйствования и др.)
- плановый или сметный характер финансирования
- нормативный принцип финансирования (на 1 обслуживаемого жителя)
Источники финансирования ЗО:
- государственный бюджет
- внебюджетные средства:
- внебюджетные средства местных Советов народных депутатов, в том числе штрафы за нарушение санитарных норм и правил
- добровольные взносы предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений и отдельных граждан, а также юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства
- средства, полученные в результате удовлетворения исков органов ЗО к предприятиям, учреждениям, организациям по возмещению расходов на оздоровительные мероприятия в случаях аварий или нарушения технологических процессов, повлекших ухудшение либо потерю здоровья гражданами
- доходы от хозрасчетной деятельности медицинских учреждений, в том числе платных медицинских услуг
- фонды медицинского страхования и др. источники, не запрещенные действующим законодательством
В основе планирования расходов на учреждения ЗО лежат следующие показатели:
- удельный вес расходов на ЗО в расходной части государственного бюджета
- изменение этих расходов в расчете на душу населения
- расчет асигнований на содержание медицинских учреждений и мероприятий ЗО
- рост ассигнований на развитие новых ЛПУ
- величина затрат на подготовку медицинских кадров и медицинскую науку
Финансирование осуществляется в строгом соответствии с целевым назначением бюджетных ассигнований.
Бюджетная классификация – порядок распределения бюджетных расходов по определенным однородным признакам (разделам, главам, параграфам и статьям). Бюджетная классификация раздела ЗО основана на номенклатуре и типовых категориях учреждений ЗО, занимает раздел 17, главу 54 бюджетной классификации, содержит 23 параграфа. Параграфы определяют направление средств и цель их расходования. Перераспределение средств из параграфа в параграф, из статьи в статью не допускается, что обеспечивает использование бюджетных ассигнований по прямому целевому назначению и строгое выполнение плановых заданий. Примеры параграфов бюджетной классификации:
1. больницы и диспансеры в городах, поселках
2. больницы и диспансеры в сельской местности
3. поликлиники и амбулатории в городах, рабочих поселках, сельской местности
9. санатории для больных туберкулезом
14. центры гигиены и эпидемиологии
20. мероприятия по обслуживанию инвалидов ВОВ и др.
21. Платные медицинские услуги. Ценообразование в здравоохранении.
После составления сметы организации составляется смета доходов и расходов по внебюджетной деятельности.
Цели оказания платных медицинских услуг:
- получение дополнительных источников финансирования
- регулирование спроса населения на менее значимые медицинские услуги
- перераспределение ресурсов на более значимые медицинские проблемы
Платные медицинские услуги (ПМУ) являются дополнением к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи. С 2003 г. согласно постановлению Совета Министров в РБ 34 вида ПМУ, их стоимость определяется постановлением № 51: "Инструкция по формированию тарифов на платные медицинские услуги". К основным ПМУ относятся:
- косметологические услуги, услуги пластической хирургии
- нетрадиционные виды диагностики (компьютерная аккупунктурная диагностика и др.)
- бальнео-, водо-, грязелечение
- контактная коррекция зрения
- протезирование глаз
- первичное добровольное психиатрическое освидетельствование на дому
- медико-психологическая и социальная реабилитация лиц с отрицанием пола
- семейная, эмоционально-стрессовая и др. виды психотерапии
- избавление от табакозависимости
- постановка и извлечение внутриматочных спиралей
- стерилизация по желанию пациента
- искусственное оплодотворение (считается, что каждая 5-я молодая семья бесплодна)
- все виды профосмотров
- медицинское освидетельствование для водительских прав, ношения оружия
- организация круглосуточного ухода при отсутствии медицинских показаний
- использование ЛС в стационарах и расходных материалов, которые не вошли в перечень МЗ
- диагностические мероприятия при отсутствии медицинских показаний
- иммунизация по желанию пациента
- дентальная имплантация и протезирование и др.
ПМУ составляют 30% от бюджетных выдач, 60% из них идут на улучшение материально-технической базы, остальные 40% облагаются повышенным налогом, из оставшихся средств часть идет на социально-экономическое развитие коллектива, а часть (примерно 10%) - на заработную плату.
Ценообразование - установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции / услуги, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и ряда других факторов.
Виды цен: 1) текущие; 2) сопоставимые; 3) оптовые; 4) розничные: государственные, комиссионной торговли, свободные, сметные и др.
В ЗО выделяют 3 вида цен: 1) сметные; 2) прейскурантные; 3) договорные
Рентабельность ограничена не более 46% (на 1 вложенный рубль не более 46 коп дохода), для ЗО рентабельность ограничена 30%.
Функции цены:
1) учетная– отражает общественную необходимость затрат труда на производство и реализацию продукции
2) стимулирующая – заведомое завышение цен с целью быстрейшего внедрения НТП (энергосбережения)
3) распределительная – основное назначение: обеспечить доступ основной массы населения к основным товарам и услугам (хлеб, образование, медицинская помощь)
Методика расчета исходной цены:
1. Постановка задачи ценообразования
2. Определение спроса
3. Оценка издержек
4. Оценка цен и товаров конкурентов
5. Выбор метода ценообразования
6. Установление окончательной цены