Государственная политика Республики Беларусь в области охраны здоровья населения (закон «О здравоохранении»).
Ответы к государственному экзамену по общественному здоровью и здравоохранению.
Государственная политика Республики Беларусь в области охраны здоровья населения (закон «О здравоохранении»).
Государственная политика в области охраны здоровья населения определяется соответствующей статьей 3 закона РБ "О здравоохранении". Согласно ей государственная политика в области охраны здоровья населения предусматривает:
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья населения
- ответственность граждан за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья других людей
- профилактическую направленность здравоохранения
- доступность медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения
- приоритетное медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение детей и матерей
- координацию и контроль МЗ РБ деятельности в области ЗО других органов государственного управления, ведающих вопросами здравоохранения, и субъектов, осуществляющих деятельность в области ЗО
- экономическую заинтересованность юридических и физических лиц в охране здоровья населения
- ответственность государственных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за состояние здоровья населения
- участие общественности и граждан в охране здоровья населения
Право граждан Республики Беларусь на охрану здоровья (закон «О здравоохранении»).
Право граждан РБ на охрану здоровья определяется статьей 5 закона «О здравоохранении»:
Граждане РБ независимо от пола, расы, языка, национальности, должностного и социального положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, иных обстоятельств имеют право на охрану здоровья.
Это право обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, гигиеническим воспитанием и обучением граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, созданием условий для занитий физической культурой и спортом, а также предоставлением населению доступной медицинской помощи, включая бесплатное лечение в государственных организациях ЗО.
Государственные организации ЗО могут оказывать платные медицинские услуги в соответствии с перечнем и порядком, определяемыми Советом Министров РБ.
Граждане РБ, временно выезжающие за ее пределы, подлежат обязательному медицинскому страхованию. Порядок и условия обязательного медицинского страхования граждан РБ при выезде за ее пределы определяются Советом Министров РБ.
Полномочия государственных органов в области охраны здоровья (закон «О здравоохранении»).
Полномочия государственных органов в области охраны здоровья населения определяется статьей 13 закона «О здравоохранении»:
Президент РБ определяет основные направления государственной политики в области охраны здоровья населения, стратегию развития, утверждает Национальную концепцию охраны здоровья населения и национальные медицинские программы, осуществляет контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья населения.
Национальное собрание РБ принимает законы по вопросам охраны здоровья населения и закон об утверждении республиканского бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год, в котором определяются расходы на охрану здоровья населения.
Совет Министров РБ осуществляет государственную политику в области охраны здоровья населения, реализует национальные медицинские программы, разрабатывает, утверждает и реализует государственные программы по охране здоровья населения в пределах, предусмотренных законодательством, координирует деятельность органов государственного управления, юридических и физических лиц в области охраны здоровья населения.
Совет Министров РБ не реже одного раза в год отчитывается перед Президентом РБ об осуществлении государственной политики в области охраны здоровья населения и о состоянии здоровья населения РБ.
Основы законодательства Республики Беларусь о здравоохранении.
А. Конституция РБ
Б. Законы РБ в области ЗО:
1. «О здравоохранении» (1993 г.)
2. «О лекарственных средствах» (2006 г.)
3. «О безопасности генно-инженерной деятельности» (2006 г.)
4. «О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах» (2002 г.)
5. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (1999 г.)
6. «О трансплантации органов и тканей человека» (1997 г., изменения 2007 г.)
7. «О донорстве крови и ее компонентах» (1995 г.)
8. «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» (1994 г.)
9. «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» (1993 г.)
10. «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (1991 г.) и др.
В. Указы и декреты Президента РБ в области ЗО:
1. Указ «Об объявлении 2008 года Годом здоровья»
2. Указ «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения»
3. Указ «О совершенствовании материального стимулирования отдельных категорий врачей»
4. Указ «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику» и др.
Г. Постановления Совета Министров РБ в области ЗО:
1. «О некоторых вопросах бесплатного и льготного обеспечения лекарственными средствами и перевязочными материалами отдельных категорий граждан»
2. «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции санаторно-курортного лечения и оздоровления населения Республики Беларусь»
3. «Об утверждении Государственной программы обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения Республики Беларусь на 2007 - 2010 годы»
4. «Об утверждении Положения об осуществлении государственного санитарного надзора в Республике Беларусь» и др.
Д. Постановления МЗ РБ:
1. «Об утверждении перечня медицинских противопоказаний к оздоровлению»
2. «Об утверждении порядка льготного обеспечения аптеками отдельных категорий граждан перевязочными материалами по рецептам врачей» и др.
Е. Приказы МЗ РБ:
1. «О платных медицинских услугах»
2. «Об утверждении форм первичной медицинской документации в организациях здравоохранения, оказывающих стационарную помощь»
Прогнозирование
8) интернационализм – помощь системы ЗО другим странам, координация действий с МЗ иностранных государств и т.д.
В РБ - 2 формы системы ЗО: государственная и частная.
Организация медицинской помощи населению в амбулаторно-поликлинических условиях. Номенклатура амбулаторно-поликлинических организаций. Основные направления развития амбулаторно-поликлинической помощи в республике.
Амбулаторно-поликлиническая помощь оказывается следующими учреждениями:
1) амбулаториями и поликлиниками, входящими в состав больниц
2) самостоятельными городскими поликлиниками
3) сельскими врачебными амбулаториями
4) диспансерами
5) женскими консультациями
6) здравпунктами
7) фельдшерско-акушерскими пунктами
Основные принципы оказания амбулаторно-поликлинической помощи:
- доступность
- территориальная участковость
- профилактическая направленность
- преемственность
- бесплатность
- этапность
Основные направления развития амбулаторно-поликлинической службы в РБ:
- повышение доступности и качества оказания медицинской помощи населению
- увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний
- преодоление различий в обеспечении медицинской помощью городского и сельского населения
- улучшение системы подготовки и переподготовки врачей и среднего медперсонала
- укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинической службы
- проведение стандартизации оказания помощи населению путем создания протоколов и алгоритмов, основанных на международных рекомендациях, рекомендациях ВОЗ и др.
Реабилитация: медицинская, профессиональная, социальная. Определение понятий. Организация системы реабилитации больных и инвалидов в РБ. Закон РБ «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов».
Реабилитация - это комплекс мер различного характера, направленных на снижение воздействия инвалидизирующих факторов и условий, приводящих к физическим и другим дефектам, а также на обеспечение возможности для инвалида достижения социальной интеграции. Это межведомственное понятие ( в реабилитации должны участвовать не только врачи).
Основные виды реабилитации:
а) медицинская реабилитация - процесс, направленный на восстановление и компенсацию медицинскими и другими методами функциональных возможностей организма человека, нарушенных вследствие врожденного дефекта, перенесенных болезней или травм
б) медико-профессиональная реабилитация - процесс восстановления трудоспособности, сочетающий медицинскую реабилитацию с определением и тренировкой профессионально значимых функций, подбором профессии и адаптацией к ней;
в) профессиональная реабилитация - система мер, обеспечивающих инвалиду возможность получить подходящую работу или сохранить прежнюю и продвигаться по службе (работе), способствуя тем самым его социальной интеграции или реинтеграции;
г) трудовая реабилитация - процесс трудоустройства и адаптации инвалида на конкретном рабочем месте;
д) социальная реабилитация - система мероприятий, обеспечивающих улучшение уровня жизни инвалидов, создание им равных возможностей для полного участия в жизни общества
Направления реабилитации:
1) реабилитация больных – направлена на предупреждение дефекта, профилактика инвалидности
2) реабилитация инвалидов – снижение тяжести инвалидности, адаптация инвалида к бытовой и трудовой среде.
Уровни предупреждения инвалидности
а) первичная профилактика инвалидности - снижение частоты возникновения нарушенных функций, затрудняющих жизнедеятельность и ограничивающих трудоспособность.
б) вторичная профилактика инвалидности - ограничение степени нарушения функций или обратное развитие при уже имеющихся заболеваниях, врожденных или приобретенных дефектах.
в) третичная профилактика инвалидности - предупреждение перехода возникших или врожденных функциональных нарушений на уровне инвалидности в устойчивые дефекты, приводящие к утяжелению инвалидности и нетрудоспособности.
В 1994 г. принят закон "О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов". На его основе действует государственная программа по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов.
Статья 4. Задачи законодательства РБ в области предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов:
- создание правовых гарантий для организации и развития системы предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов;
- обеспечение и защита прав граждан Республики Беларусь на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию;
- участие общественных организаций инвалидов в государственных программах реабилитации инвалидов.
Статья 5. Государственная программа по предупреждению инвалидности включает:
- изучение причин инвалидности;
- разработку мер по предупреждению или ограничению случаев потери здоровья, включая программы иммунизации;
- разработку мер по предупреждению врожденных дефектов, хронических и профессиональных заболеваний, несчастных случаев, травматизма, а также перестройку человеческой психики с помощью
внешнего воздействия;
- создание системы раннего выявления и профилактики инвалидности;
- создание специальных программ по снижению травматизма
- разработку программ аттестации и рационализации рабочих мест и условий труда как мер профилактики профессиональных и других заболеваний
- проведение медицинского обследования и оздоровление детей;
- анализ всех случаев травматизма, вызванных чрезвычайными и экологическими обстоятельствами или риском возникновения таких обстоятельств;
- контроль за неумеренным использованием лекарственных средств, наркотиков, алкоголя, табака и других стимуляторов;
- создание специальных программ по снижению частоты и тяжести наследственной патологии, эндокринных, психических заболеваний, приводящих к инвалидности, а также заболеваний алкоголизмом;
- меры воспитания, разъяснительной работы о вреде курения и алкоголизма, избыточной массы тела, недостаточной физической активности как факторов риска онкологических, сердечно-сосудистых и
других хронических заболеваний;
- научное обеспечение разрабатываемых программ, подготовку кадров, образовательные, просветительные и другие меры.
Санитарно-эпидемиологическая служба в Республике Беларусь, структура, функции, управление. Отрасли санитарной деятельности. Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения».
Санитарно-эпидемическая служба - система государственных учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, разработку и проведение санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий.
Задачи санэпидслужбы:
1) обеспечение своевременной гигиенической оценки всего нового, что внедряется в народное хозяйство
2) разработка и внедрение, нормирование предельно допустимых концентраций вредных веществ и методов контроля за ними
3) организация и контроль за реализацией мероприятий и рекомендации по оздоровлению условий труда, быта, отдыха населения
В основе организации санэпидслужбы лежит:
1. государственный характер санитарно-эпидемической деятельности
2. научная плановая основа санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий
3. единство управления санитарно-профилактической и противоэпидемической деятельности, состоящая в том, что эта работа сосредоточена в едином комплексном учреждении - ЦГиЭ.
4. участие всех медицинских организаций в санитарно-профилактической и противоэпидемической работе при организующей роли санэпидслужбы
5. участие населения в санитарно-оздоровительной работе и пропаганде гигиенических знаний
Основная задача - государственный санитарный надзор; контроль за проведением санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий.
Содержание работы СЭС (контроль за выполнением):
1) предупреждение и ликвадация загрязнения окружающей среды
2) оздоровление условий труда на сельско-хозяйственном и промышленном производстве для снижения общей и профессиональной заболеваемости
3) создание наиболее благоприятных условий для нормального развития и обучения детей и подростков
4) оздоровление питания населения - рациональное питание, предупреждение отравлений пищевыми продуктами
5) предупреждение, снижение и ликвидация инфекционных и паразитарных заболеваний, предупреждение заноса и распространения карантинных инфекций.
Государственный санитарный надзор осуществляется органами санэпидслужбы (СЭС) в форме предупредительного и текущего надзора за проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий, за соблюдением министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, отдельными гражданами санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и правил.
Организационная структура СЭС РБ:
а) республиканский уровень: возглавляет заместитель министра ЗО - главный государственный санитарный врач РБ, он имеет 4 заместителя, возглавляет санитарно-эпидемический отдел. Есть республиканский ЦГиЭ, который занимается научной и практической деятельностью.
б) областной уровень: областной ЦГиЭ, его главный врач является главным государственным санитарным врачом области, он же заместитель начальника управления ЗО области
в) районный уровень: районный ЦГиЭ - главный врач - главный государственный санитарный врач района, заместитель главного врача района
Научно-исследовательские организации СЭС: научный практический центр гигиены (ранее НИИ гигиены), научно-исследовательский институт микробиологии и эпидемиологии.
Всего ЦГиЭ в РБ - 146, кроме них есть центры дезинсекции и дератизации, дезинфекционные станции, санитарно-контрольные пункты.
Организационная структура ЦГиЭ (на примере):
1. Организационный отдел - координирует всю работу СЭС в масштабе территории обслуживания, состоит из отделений: компьютеризации, информационного обеспечения, метрологии и стандартизации, эпидемического анализа и прогнозирования
2. Санитарно-гигиенический отдел- отделения коммунальной гигиены, гигиены труда, пищевой гигиены, гигиены детей и подростков, токсикологического.
3. Санитарно-эпидемиологический отдел - отделения противоэпидемическое, паразитологическое, дезинфекционное, иммунологическое, санитарно-эпидемиологического анализа и лаборатории (токсикологические, бактериологические, вирусологические, паразитологические)
4. Радиационная гигиена.
5. Отдел больничной гигиены и дезинфекции
6. Отдел особо опасных инфекций
7. Отдел профилактики СПИД.
Правовые основы деятельности ЦГиЭ определяются:
а) конституцией РБ
б) законом о ЗО
в) законом «О санитарно-эпидемическом благополучии»
г) совокупностью санитарно-гигиенических и санитарно-профилактических нормативов, норм, правил, отдельных постановлений правительства, решений совета народных депутатов по санитарно-противоэпидемическим вопросам.
Государственный санитарный надзор органами и учреждениями СЭС осуществляется в 2-х формах:
а) предупредительной - за строительством, планировкой, застройкой населенных пунктов, планированием размещения промышленности
б) текущей - санитарное обследование объектов коммунального хозяйства, промышленных мероприятий, пищевых объектов, детских дошкольных и школьных учреждений, источников инфекции и прочее.
Должностные лица ЦГиЭ при осуществлении государственного санитарного надзора выполняют контрольную и организаторскую функции. Среди медработников только санитарный врач имеет право принуждения.
Закон РБ «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» (1993 г.) регулирует общественные отношения в области обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения РБ, сохранения и укрепления здоровья, физического, духовного развития и долголетней активной жизни людей; закон определяет компетенцию республиканских и местных органов государственной власти и управления в области обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения; обязанности предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов, общественных объединений, должностных лиц и граждан по соблюдению санитарных норм, правил, гигиенических нормативов и проведению санитарно-гигиенических, профилактических, противоэпидемических и противорадиационных мероприятий; систему государственного контроля и надзора; виды ответственности за нарушения санитарного законодательства.
Основные разделы закона:
- общие положения
- права и обязанности граждан, предприятий, учреждений и организаций по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения
- полномочия высших органов государственной власти и управления в области обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения
- общие требования по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения
- государственный контроль и надзор за соблюдением санитарного законодательства РБ
- ведомственный санитарный надзор, производственный и общественный санитарный контроль
- ответственность за нарушение санитарного законодательства.ельности, состоящая в том, что эта работа сосредото
Формирование здорового образа жизни как основа профилактической деятельности медицинских организаций и врачей. Медико-социальные проблемы здорового образа жизни. Государственная программа «По формированию здорового образа жизни населения Республики Беларусь».
До 60-х г.г. 20 в. основной подход в ЗО: главное - излечить болезнь, позднее - профилактика болезней, к 90-м г.г. основной подход - получение максимума здоровья в любом возрасте, сохранение активного долголетия.
Профилактическая направленность- один из основополагающих принципов ЗО, ее важнейший раздел - формирование здорового образа жизни (ЗОЖ).
ЗОЖ -сознательное санитарное поведение, направленное на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, на обеспечение жизнерадостности и работоспособности, на достижение активной, продолжительной жизни (ВОЗ, Дрезден,1985).
Образ жизни, способствующий сохранению здоровья, направлен на то, чтобы
- укреплять здоровье человека
- предупреждать и предотвращать болезни, несчастные случаи и преждевременную смерть
- вести адекватный образ жизни при острых и хронических заболеваниях, инвалидности, в соответствии с возрастом
Формирование ЗОЖ – это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на укрепление здоровья, на оптимальное использование природных условий.
Элементы ЗОЖ:
1) медико-социальная активность населения – отношение к своему здоровью, к медицине, установка на ЗОЖ – это основа работы по формированию ЗОЖ
2) трудовая деятельность людей
3) хозяйственно-бытовая деятельность человека - материально-бытовые условия, время, которое затрачивается на хозяйственно-бытовую деятельность
4) социальная деятельность семьи - уход и воспитание за детьми, больными, пожилыми, планирование семьи, взаимоотношение в семье
5) деятельность, направленная на восстановление физических сил.
Медико-социальные проблемы ЗОЖ:
- медико-социальная активность населения (выполнение медицинских рекомендаций, участие в оздоровлении труда, быта, окружающей среды, оказание само – и взаимопомощи, умение использовать средства нетрадиционной медицины)
- изучение общественного мнения и управление им по отношению к собственному здоровью
- уровень культуры населения
- учет взаимодействия объективных и субъективных факторов (полное совпадение, несовподение, неправильное знание населения и т.д.)
- выявление и оценка групп риска
- активное участие населения
- разработка научных основ ЗОЖ (разработка физиологических и гигиенических основ ЗОЖ, детальное знание направленности факторов риска, мероприятия по профилактике отдельных заболеваний).
Принципы формирования ЗОЖ:
- сознательный личный образ жизни - индивидуальный режим жизни для формирования ЗОЖ, включающий физвоспитание, питание, личную гигиену, сексуальное поведение и т.д.
- научность -содержание пропаганды медицинских и гигиенических знаний должно соответствовать современному состоянию науки и практики.
- массовость - участие в работе по гигиеническому обучению, воспитанию и формированию ЗОЖ всех медицинских работников; вовлечение специалистов других ведомств и общественных организаций в пропагандистскую, воспитательную и оздоровительную работу.
- доступность - при изложении материала нужно избегать непонятных медицинских терминов, речь должна быть яркой, образной, доступной для понимания.
- целенаправленность - выражается в выборе содержания основного направления, а также в том, что работа должна проводиться дифференцирование с учетом различных групп населения.
- оптимистичность -следует подчеркивать возможность успешной борьбы с заболеваниями, пропагандировать знания даже по профилактике тяжелых заболеваний
- актуальность -выбор направления работы должен соответствовать тем конкретным проблемам, которые актуальны в данный момент времени.
Служба формирования ЗОЖ:
1) республиканские, областные, городские, районные центры здоровья (дома санпросвещения)
2) врачебно-физкультурные диспансеры, отделения, кабинеты
3) кабинеты ЗОЖ территориальных поликлиник
4) кабинеты санитарного просвещения ЦГиЭ.
Служба возглавляется зам. министра ЗО, главным государственным санитарным врачом. Руководство службой осуществляется Главным управлением гигиены, эпидемиологии и профилактики Министерства ЗО.
Основные задачи службы:
- координация деятельности различных органов и учреждений ЗО, направленной на утверждение принципов ЗОЖ населения; участие в реализации территориальных и отраслевых программах по укреплению здоровья населения;
- вовлечение всех медицинских работников, специалистов всех заинтересованных министерств , ведомств и общественных организаций в воспитательную работу с населением по пропаганде здорового образа жизни;
- постоянное повышение эффективности и интенсивности работы по обучению населения принципам ЗОЖ с широким привлечением к этой работе средств массовой информации;
- предоставление адекватной информации, позволяющей населению делать выбор с позиции укрепления здоровья; формирование общественного мнения, поднимающего престиж здоровья;
- организация и проведение мероприятий по коррекции образа жизни населения и предупреждению факторов риска заболеваний.
ГП «По формированию здорового образа жизни населения РБ» на 2007-2010 г.г.
Цель ГП: формирование системы ЗОЖ во всех сферах деятельности человека, направленной на сохранение и укрепление здоровья людей, снижение преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации населения, увеличение средней продолжительности и качества жизни, улучшение демографической ситуации в стране.
Задачи ГП:
- формирование потребности в ЗОЖ, повышение престижности и ценности здоровья, как фактора жизнестойкости, успешности, активного долголетия
- обеспечение межведомственного и многоуровневого подходов в процессе формирования ЗОЖ населения
- создание образовательной, научной, правовой, экономической, материально-технической базы по формированию здорового образа жизни
- совершенствование организационно-методического, информационного сопровождения деятельности по формированию здорового образа жизни
- консолидация действий органов исполнительной власти всех уровней, организаций и граждан по реализации комплексных программ охраны здоровья человека
- развитие материальной базы оздоровительных учреждений для всех слоев населения
- внедрение комплексной межотраслевой системы информационно-пропагандистской, образовательной и оздоровительной работы с населением, включая массовую, групповую, индивидуальную
- расширение производства товаров физкультурно-оздоровительного назначения
- развитие и внедрение новых форм культурно-массового и физкультурно-оздоровительного досуга населения
Ожидаемые результаты программы:
- повышение уровня знаний населения по основным факторам риска для здоровья и альтернативным формам поведения на 15-20%
- вовлечение в организованные формы занятий физической культурой и спортом до 15% населения
- уменьшение числа граждан с избыточным весом на 3-5%
- увеличение числа граждан, владеющих навыками само- и взаимопомощи, психологической разгрузки на 15%
- снижение распространенности курения на 3-5%, в т.ч. среди лиц до 16 лет – на 10%, от 16 до 25 лет – на 10%
- увеличение числа граждан, контролирующих рацион и режим питания на 15%
- снижение заболеваемости от социально значимых заболеваний на 1% в год
- снижение распространения пьянства и алкоголизма среди всех возрастных категорий населения на 2–4%.
Механическое движение населения. Характеристика миграционных процессов, влияние их на здоровье населения. Цель и задачи подпрограммы «Оптимизация миграции» Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2006-2010 гг.
Динамика населения — это изменение количества населения. Изменение численности населения может происходить под влиянием механического движения (миграций) и в результате естественного движения.
Миграция (латинского migratio - перехожу, переселяюсь) - это перемещение людей, связанное, как правило, со сменой места жительства. Один из основных признаков миграции - пересечение административных границ территории (государства, области, города и т.д.)
Классификация миграций в зависимости от их характеристик:
а) по направлению потоков миграции:
1. внешняя - сопряжена с пересечением государственной границы (эмиграция - выезд граждан из своей страны, иммиграция - въезд в страну на проживание граждан другой страны).
В мире внешние миграции оказывают значительное влияние на изменение численности населения, приводят к смешению различных этнических групп населения. В последние годы в РБ идет незначительное нарастание миграционных процессов за счет беженцев из бывших союзных республик, носящих проблематичный характер, и приводящих к росту социальной напряженности, безработице, преступности, увеличению эпидемиологической опасности и заносу инфекции, росту заболеваемости коренного населения. Для ряда стран (США, Германия, Великобритания, ЮАР) внешняя миграция - источник пополнения населения и трудовых ресурсов.
2. внутренняя - происходят в пределах государственных границ, включают межрайонные перемещения, переселение населения из села в город (урбанизация).
Урбанизация - повышение количества и значимости городов в развитии общества (общемировая тенденция). В зависимости от уровня урбанизации выделяют: очень высокий (более 80% населения в городах - Германия, Дания), высокий (60-80%), средний (50-60%), низкий (до 50%), очень низкий. В РБ 71% горожан.
Недостатки урбанизации:
- ухудшение экологии
- рост заболеваемости, изменение структуры заболеваемости и смертности
- ухудшение эпидемической обстановки
- необходим пересмотр плановых нормативов медицинской помощи, изменение сети медицинских учреждений
Положительные черты урбанизации: увеличение качества и объема медицинской помощи.
б) по причинам миграции:
1. добровольные (трудовые, рекреационные, культурно-бытовые и т.д.)
2. вынужденные (депортация или насильственное перемещение, беженство)
в) по времени перемещения:
1. безвозвратная - с постоянной сменой места жительства
2. возвратная (периодическая):
а. сезонные - перемещение в определенные периоды года
б. маятниковые - регулярные, ежедневные, еженедельные поездки к месту работы или учебы и т.д. за пределы своего населенного пункта или района города
в. нерегулярные - в отпуск, командировку
Влияние миграционных процессов на показатели здоровья населения:
а) в результате миграции происходит перенос и распространение инфекционных заболеваний (необходимость санитарных пропускников на вокзалах, портах, аэропортах).
б) в процессе следования пассажиров необходимо оказание медицинской помощи
в) необходимость медицинского обследования людей, уезжающих куда-то работать.
г) маятниковая миграция не только увеличивает число контактов, способствующих распространению инфекционных заболеваний, но и ведет к росту стрессовых ситуаций, травматизма.
д) сезонная миграция ведет к неравномерной сезонной нагрузке учреждений здравоохранения.
Цель подпрограммы «Оптимизация миграции»: оптимизация внутренних и внешних миграционных процессов и управление потоками внешней миграции с учетом национальных демографических интересов.
Задачи подпрограммы «Оптимизация миграции»:
1. в области регулирования внутренних миграционных потоков необходимо:
- стимулирование нанимателей, в том числе индивидуальных предпринимателей и глав фермерских хозяйств, к созданию рабочих мест в районах с высоким оттоком населения и критическим состоянием рынка труда
- улучшение информированности населения о возможности переселения на новое место жительства и новое место работы в сельскую местность
2. в области регулирования внешних миграционных потоков необходимо:
- обеспечение положительного сальдо внешней миграции
- содействие оформлению документов для въезда на постоянное жительство в РБ иностранных граждан и лиц без гражданства, которые имеют основания для приобретения гражданства РБ, в упрощенном порядке, а также лиц, идентифицирующих себя как белорусы
- предоставление иностранным гражданам и лицам без гражданства информации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РБ и о порядке приобретения гражданства РБ
- содействие социально-бытовому обустройству иммигрантов, их интеграции в белорусское общество, реализации их конституционных прав и свобод
- создание экономических условий для сокращения эмиграции и сохранения научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала страны
- стимулирование возвратности внешних трудовых потоков
- реализация мер по предотвращению и пресечению незаконной миграции.
Рождаемость как медико-социальная проблема. Современное состояние, тенденции в Республике Беларусь и мире. Цель и задачи подпрограммы «Стимулирование рождаемости и укрепление семьи» Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2006-2010 гг.
Рождаемость - процесс возобновления новых поколений, в основе которого лежат биологические факторы, влияющие на способность организма к воспроизводству потомства. На уровень и динамику рождаемости влияют также социально-экономические, исторические, культурные и другие факторы.
Современные тенденции рождаемости в РБ: общая рождаемость в РБ уменьшается: 1985 - 16,5 , 1995 - 9,8 , 1997 г. - 8,8 , 2005 - 9,2 (самый низкий - в Витебской области); растет число разводов и детей, рожденных вне брака.
Современные мировые тенденции рождаемости:
- малодетность (среднее число детей, рождённых женщиной за жизнь, не более 1,5)
- высокая доля внебрачных рождений
- в сельских районах рождаемость несколько выше, чем в городах
- высокий средний возраст рождения первого ребенка
- увеличивающиеся интервалы между рождениями
- увеличивающееся количество отказов от рождений, использования контрацепции, абортов и др.
- обратная связь между доходом и числом детей в семье
- пик рождаемости у женщин 20-25 лет
Факторы, влияющие на уровень рождаемости:
а) состав населения по полу
б) социально-экономические факторы
в) образовательный уровень женщин
г) занятость женщин в общественном производстве
д) помощь государства семьям, имеющим детей
е) традиции народа и религия
ж) состояние здоровья женщины
з) время вступления в брак
и) браки и разводы
к) соотношение абортов и родов
Основные причины снижения рождаемости в РБ:
- участие женщин в производстве
- высокий уровень образованности
- социально-материальное положение семьи
Цель подпрограммы «Стимулирование рождаемости и укрепление семьи»: осуществление мер по социально-экономической, административно-правовой, морально-психологической поддержке семьи, направленных на увеличение среднего числа рождений до 1,5 на одну женщину репродуктивного возраста.
Задачи подпрограммы «Стимулирование рождаемости и укрепление семьи»:
1. обеспечение социально-экономической поддержки семьи, материнства и детства
2. созда<