Малая группа – это общество людей взаимодействующих ради достижения общей цели

Степень зрелости

5) диффузия

6) ассоциация, корпорация

Рефлекторная группа это группа на какую-то ориентацию

Высшая форма – коллектив – устойчивая внутренняя связь, направленная на выполнение общественно – значимых целей.

Стадии развития:

1. Формирование первоначального сплочения

2. Формирование единого общего мнения по важным вопросам

3. Превращение коллектива в инструмент индивидуального развития и воспитания школьника.

Макаренко:

1. руководитель

2. актив

3. коллектив

4. требовательность к себе

СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА

№7. Понятие о функциональных пробах с дозированными физическими нагрузками. Типы реагирования сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

Функциональная проба ССС применяется для определения как организм справляется с физическими нагрузками. При обследования спортсменов, применяют проба Летунова, степ тест, PWC 170. Реакция на функциональную пробу оценивается по степени изменения при этом ЧСС и АД, их соотношение о быстроте восстановления . Различают нормотаническую и атипическую реакцию ССС на пробы с физическими нагрузками. Нормотаническая – умеренное и спряженное учащение пульса и повышение АД. При нарушение тренерованности могут наблюдаться атепические реакции: Гипотоническая, Гипертоническая, Дистоническая, Ступенчатая.

Проба Летунова 1) 20 присед. за 30с. 2) 15 с. бег на месте 3)3 мин. бег на месте. Измеряется после окончание каждой нагрузки восстановление ЧСС и АД

PWC170: для определение физической работоспособности спортсмена

ТМФВ

№8. Особенности методики физического воспитания в 5-9 классах СОШ.

ФВ – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучения движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

Средний возраст от 12 до 15 лет.

Образовательная задача, количественный рост преобладает над качеством. Функциональная система осталась на уровне начальной школы. Дети чрезмерно впечатлительны, обидчивы, агрессивны (переоценка сил)

Особенностью урочных форм занятий является углубленное обучение базовым видам двигательных действий – гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры ( с тактикой), плавание. Первоначальные навыки судейства, подстраховки. Уметь разрабатывать ОРУ, утренней зарядки.

Оздоровительная задача. Тканям не хватает питания (обмороки, слабость.)Нагрузка: можно объем, но не интенсивность.

Проблема осанки: развивать мышцы разгибателей, спины и т.д.

Физ подготовка. Опасными являются: выносливость и сила(наблюдается дискоординация). Предпосылка на развитие точности, гибкость (этот возраст является сензитивным для развития этого качества), быстрота (но большого прироста не будет), сложность на обыгрывание.

Воспитательная задача.

Нравственности (задания под косвенным контролем преподавателя)

Эстетическое (красота движений

Трудовое воспитание (самостоятельность, элементы прикладной физкульт

Умственное воспитание связано с теоретическим (разбираться в технике, исправлять двигательные ошибки, видеть как исправлять). Тактика преодоления дистанции (распределение сил)

ПСИХОЛОГИЯ

№8. Межличностные отношения, симпатии, антипатии. Виды совместимости в спортивном коллективе.

Межличностные отношения – общение между двумя субъектами, личностно-групповые – между человеком и группой, межгрупповые – между командами.

В системе межличностных отношений выделяются деловые (формальные)и личностные (неформальные)

Общение начинается с восприятия друг друга, которое формирует первое впечатление. Первое впечатление обычно вызывает у человека определенное эмоциональное отношение. Если возникает чувство симпатии, то общение будет развиваться эффективно. В случае антипатии возникают психологические затруднения в общении.

Групповая деятельность, в которой все участники связаны условиями ее организации и выполнения, называется взаимосвязанной деятельностью. Чем выше степень взаимосвязанности, тем сильнее выражен эффект совместимости.

При этом необходимо учитывать уровень подготовленности участников к выполнению совместной деятельности, их психологическую совместимость, уровень развития группы как коллектива

Различают:

1.Социально-психологическую совместимость – это сходство личных и общественных интересов и отношения деятельности, общность целей и мотивов потребностей членов группы.

2. Психологическая совместимость – это сходство людей по проявлению психологических процессов и свойств (по темпераменту, уровню работоспособности).

Наличие совместимости обуславливает положительный эффект совместной деятельности.

Отсутствие совместимости влечет к конфликтности и межличностной напряженности во взаимоотношениях.

Особенности взаимоотношений тренер-спортсмен

Факторами, обуславливающими их отношения являются:

- задачи деятельности

- система ценностей и потребности тренера

- представления тренера и спортсменов об их взаимоотношениях

Главным определяющим отношение спортсменов к тренеру является способность тренера создать все условия, чтобы его ученики могли удовлетворить свои потребности в спорте. Самым негативным является переход от одного тренера к другому.

Система «спортсмен-спортсмен». Тренер, улавливая повышение конфликтности, психологической напряженности должен принимать необходимые меры. Тренер должен научиться создавать команду, члены которой обладают равным уровнем спортивного мастерства.

Иногда создание благоприятного социально-психологического климата для лиц, имеющих низкий психологический статус – может быть методическим приемом, который необходим для роста их спортивного мастерства.

СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА

№8. ПЗ. Технология врачебно-педагогического контроля в специальной медицинской группе.

К специальной медицинской группе относятся люди, имеющие отклонение в состояние здоровья постоянного или временного характера, которые позволяют выполнять обычные учебные нагрузки, но являются противопоказателями к занятиям по учебной программе ФВ. Наряду с расширением знаний о важности и пользе физических упражнений для организма здорового человека учащимся спец.мед.группы следует на убедительных примерах показать роль физической культуры в борьбе с недугом. Такая уверенность и сильная мотивация в значительной мере повысят эффективность занятий.

Индивидуальный подход к занимающимся в спец.мед.группе – непременное условие, так как дети могут значительно отличаться по характеру и степени проявления болезни, реакции на нагрузку и двигательным способностям.

Перевод из спец. мед. группы в подготовительную производится либо при ежегодном мед. осмотре либо после дополнительного мед обследования. Тестирующими нагрузками может быть степ тест

ТМФВ

№9. Характеристика принципов спортивной тренировки. ПЗ. Примеры реализации в спортивной практике.

Принципы спортивной тренировки представляют собой высокие педагогические правила рационального построения тренировочного процесса:

1. направленность и максимально возможные достижения, углубленная специализация и индивидуализация. Достижения важны не сами по себе, а как показатели развития способностей. Индивидуализация требует построения тренировки с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки. Распределение времени и усилия должны быть благоприятными для совершенствования.

2. единство общей и специальной подготовки заключается во взаимной зависимости. Без всестороннего развития не будет прогресса в избранном виде спорта.

3. непрерывность тренировочного процесса: тренировка строится как круглогодичный и многолетний процесс; воздействие каждого последующего занятия как бы наслаивается на следы предыдущего, закрепляя его.

4. единство постепенности предельности в наращивании нагрузок. Постепенное и максимальное увеличение нагрузок обуславливает прогресс спортивных достижений. Это обеспечивается неуклонным повышением объема и интенсивности нагрузок, постепенным усложнением требований, предъявляемых к спортсмену. Постепенность должна соответствовать возможностям спортсмена.

5. волнообразность динамики нагрузок. Повышение тренировочных нагрузок на определенных этапах вступает в противоречие с ходом приспособительных изменений в организме спортсмена. Это вызывает необходимость наряду с отдыхом временно снижать нагрузки. Поэтому динамика тренировочных нагрузок не может иметь вид прямой линии, она приобретает волнообразный характер.

6. цикличность характеризуется частичной повторяемостью упражнений, занятий, этапов, периодов в рамках определенных циклов. Каждый очередной цикл является частичным повторением предыдущего и одновременно выражает тенденции развития тренировочного процесса, отмечается обновленным содержанием, возрастанием нагрузок. В форме циклов строится весь тренировочный процесс.

ПСИХОЛОГИЯ

№9. Особенности воспитания трудных подростков в процессе занятий физической культурой.

К трудным учащимся относят тех, кто имеет отклонения в нравственном развитии, закрепленные отрицательные формы поведения, кто постоянно проявляет недисциплинированность. По степени педагогической и социальной запущенности подростков и старших школьников условно делят на 3 группы.

К первой группе относят тех, кто поддерживает нормальные отношения с окружающими, но имеет недостатки в характере, часто объясняемыми психологическими возрастными особенностями. Конфликт между желаниями и возможностями, между сознанием и поведением приводит к тому, что эти школьники не умеют ладить с родителями, педагогами и сверстниками.

Подростки второй группы обладают чрезмерным эгоцентризмом, который превращает имеющиеся у них отдельные недостатки и привычки в отрицательные черты характера, делает их тяжелыми в общении. Они себялюбы – эгоистичны, неуживчивы. У них ослаблено чувство стыда. На осуждение их поведения реагируют озлоблением, завистью, желанием сделать все наоборот.

К третьей группе отличающейся крайней циничностью, склонностью к хулиганству, правонарушениям. Для них характерны озлобленность, агрессивность, для многих – трусость.

Трудные дети- это чаще всего педагогически запущенные дети, в отношении которых был допущен педагогический просчет, интегрирован принцип индивидуального подхода в воспитании. Трудный - это школьник, который требует к себе особого отношения.

Занятия спортом и физкультурой трудных подростков интересуют не в меньшей степени, чем социально-благополучных сверстников. Поэтому физическая культура в организации досуга трудных должна занимать одно из ведущих мест. Однако ее возможности используются далеко не полностью. Учащиеся из компаний с асоциальным поведением реже бывают в походах, реже посещают спортивные кружки.

Для перевоспитания надо воздействовать на семью, чтобы она способствовала общей стратегии перевоспитания, перестроила бы характер внутрисемейных отношений, поощряла бы его полезные увлечения, в том числе и занятия спортом.

Необходимо, чтобы и в школе изменилось отношение к этому учащемуся, чтобы его вовлекли в общее дело коллектива, сделали его ответственным за конкретный участок работы. Следует влиять и на социальное окружение учащегося: попытать привлечь всю компанию к активным занятиям спортом, а если не удается. То отвлечь школьника от компании созданием более сильных мотивов, связанных с занятиями спортом.

Если подросток ценит физическую силу, такого следует сориентировать в секцию тяжелой атлетики, борьбы.

Кто хочет лидировать, сначала его надо привлечь к ситуативному руководству группой ребят в спортивной секции, а по мере социального соревнования сделать и формальным лидером – капитаном команды. Необходимо разглядеть в трудном хорошие черты характера.

СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА

№9. Врачебно-спортивная консультация для школьников и родителей. Использование данных врачебно-педагогического контроля с целью коррекции здоровья.

Врачебно спортивная консультация –это форма работы по врачебному контролю. Целю такой консультации- решение вопросов, связанных с занятием ФКиС или использование их средств для лечения. При этом может быть проведено углубленное обследование с применением функциональных проб. Консультации детей школьника как во время плановых мед. осмотрах так и при обращение к врачу с целью получения дополнительной информации по вопросом физических нагрузок, самоконтроля

ТМФВ

№10. Технологические и методические требования к годовому плану-графику прохождения учебного материала по физической культуре.

Главное назначение – наиболее целесообразно распределить программный материал на учебный год.

При составлении плана-графика руководствуются учебным планом (где проводится расчет часов) и программой школьного курса ФВ.

Планом-графиком устанавливается последовательность прохождения материала по месяцам и неделям учебного года в каждую четверть.

Учитывается наличие материально-спортивной базы.

Различные условия сезонов года обуславливают выделение следующих этапов учебного процесса:

1. осенний – I четверть 18 час (8ч – л/а, 10ч – спортигры)

2. осенне-зимний – II четверть 14 час (гимнастика)

3. зимний – III четверть 20 час (14ч - л/г, 6 ч – спортигры)

4. весенне-летний – IV четверть 16 час (8 ч –спортигры, 8 ч – л/а)

В межсезонье (2этап) на уроках идет изучение материала по гимнастике как основного средства и играм как дополнительного средства.

Методические требования:

1. Планирование одной темы целесообразно в пределах 6-8 уроков.

2. Фиксировать средства поурочно необходимо с помощью буквенных символов: У- учить, ПУ – продол. учить, З- закреплять, К-контроль

3. Контроль не всегда обязателен, обязателен в тех случаях если прохождение темы заканчивается на данном этапе обучения.

4. Фиксировать дополнительные средства необходимо в мин.

Годовой план-график может быть двух видов:

1) составление крупных блоков, включающих основные разделы программы по ФК

2) с распределением программного материала по урокам на весь год

  Учебный материал Кол-во уроков 1 четверть 2 четверть
Номера уроков
               
Основы знаний Легкая атлетика Спортивные игры Гимнастика Лыжная подготовка Подвижные игры   5/     У     ПУ     ПУч     З     К                          

ПСИХОЛОГИЯ

№10. Особенности психодиагностики в процессе спортивной деятельности.

Целью спортивной психодиагностики является измерение и контроль психических особенностей спортсменов в определенных условиях спортивной деятельности.

Практическое использование психодиагностики позволяет сократить время на спортивную подготовку, повысить ее эффективность, снизить отсев спортсменов.

Используется тестирование, тесты должны отвечать требованиям:

- Надежность. При тестировании возможны ошибки, поэтому используются повторное измерение, параллельное измерение;

- Валидность – 4 вида

1. содержательная валидность по отношению к мнению специалистов, объектом является содержание теста

2. очевидная валидность – с точки зрения испытуемых, которая означает впечатление о предмете измерения

3. эмпирическая – служит предсказанием определенной психической особенности или формы поведения человека

4. концептуальная – устанавливается путем доказательств, правильность теоретических концепций

- стандартизация

- практичность – просты, эффективны, экономичны

- прогностическая ценность – должен быть пригодным для прогноза

Психодиагностика проводится:

1. в процессе отбора

2. в тренировочном процессе

3. в соревнованиях

Психодиагностика изучает

1. психические процессы

2. актуальные психические состояния

3. доминирующие психические состояния

4. свойства личности

5. взаимоотношения

Даются рекомендации тренеру, спортсмену, руководителю, массажисту, всем, кто общается со спортсменом..

Даются рекомендации

- к занятиям определенными видами спорта

- к тренировочному процессу

- к соревнованиям

- к спортивному режиму, спортивной жизни вообще.

СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА

№10. Инволютивные процессы в организме при старении. ПЗ. Технология и методы врачебно-педагогического контроля в группах здоровья.

Допуск к занятиям в группах здоровья осуществляется на основание первичного врачебного обследования, включающего мед. анамнез, исследование физ развития, терапевтическое исследование с проведением функциональных проб (20 присед за 30 сек) осмотры специалистов: окулиста, невропатолога, хирурга, Экг, флюграфию, анализ крови и мочи. Задачей обследования является определение состояние здоровья, уровня физической дееспособности. Различают старость физическую и старость патологическую . Физическая- характеризуется постепенным снижением всех функций организма при сохранение в течение долгого времени трудоспособности. Патологическая- является следствием различных болезней, снижающих функцию отдельных систем организма

ТМФВ

Содержание и организация внеклассной работы по физической культуре в школе.

К внеклассным формам относятся:

1) спортивные секции по видам спорта

2) секции общей физической подготовки

3) секции ритмической и атлетической гимнастики

4) школьные соревнования

5) туристические походы и слеты

6) праздники ФК

7) дни здоровья

Цель внеклассной работы:

1) обеспечить здоровый активный отдых

2) содействовать успешному овладению материала программы по ФК

3) удовлетворять интересы к занятиям массовыми видами спорта

Содержание занятий определяется с учетом возраста, пола, интересов школ

ПСИХОЛОГИЯ

Наши рекомендации