Социально-психологические проблемы лиц с нарушениями речи
Наблюдаемые у детей с тяжелыми нарушениями речи серьезные трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми. Бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания препятствуют осуществлению полноценного общения —> снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенности поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм).
Положение ребенка в коллективе сверстников тесно связано со степенью тяжести речевого дефекта.
Невысокий уровень развития игровой деятельности: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность.
Для большинства таких детей характерна крайняя возбудимость, которая связана с различной неврологической симптоматикой; недостаточно сформированы навыки совместной деятельности.
Комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с тяжелой речевой патологией препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции этих детей в коллективе сверстников.
Многим детям с нарушениями речи свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению.
Расстройства ЭВС и личностной сферы не только не снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации.
Специфика формирования различных видов речи у детей с нарушениями слуха
Дети с нарушенным слухом могут овладеть словесной речью только обходными путями, в условиях специального обучения. При этом они опираются на зрительное восприятие, подкрепленное речевыми двигательными ощущениями. Они не имеют возможности воспринимать на слух интонацию и образцы речи, подражание которым, контролируемое слухом, определяет речевое развитие слышащего ребенка.
Условия, определяющие особенности формирования словесной речи у глухих детей(по Ж.И. Шиф):
1) У глухих детей наблюдаются иные сенсорные основы формирования первичных образцов слов, чем у слышащих детей. У слышащих детей первичным образом слова является слуховой, у глухих - зрительный образ, подкрепляемый двигательными ощущениями (написанное, дактилируемое или артикулируемое слово). Для глухих детей зрительное восприятие слов - первый этап знакомства с языком.
2) Другой порядок анализа речевого материала, чем у слышащих. Овладевая речью, слышащий ребенок схватывает фонетический образ слова, практически членит его на слоги, потом на «азбучные звуки». У глухих детей знакомство со словом начинается с его зрительного восприятия. При обучении устной речи на определенном уровне овладения произношением у них появляется послоговое членение слов. У глухого ребенка, воспринимающего слово побуквенно, но обучающегося поизносить его по слогам, зрительное восприятие должно попасть под влияние двигательных компонентов речи, которые ведут его за собой. Эта перестройка происходит медленно, поскольку в сенсорном речевом опыте глухих детей зрительный образ слова длительно доминирует на медленнее развивающимся двигательным его образом.
3) Другие, по сравнению со слышащими, типы грамматических преобразований, причиной чего является иная сенсорная основа овладения речью. Звучащее слово воспринимается слышащими как единое целое, в случае преобразований оно часто начинает звучать по-другому (например, меняется ударение). Глухими детьми образ слова воспринимается зрительно и его преобразования представляются чисто «внешними».
4) Своеобразие и неблагоприятные условия формирования речедвигательных навыков. Известно, что чем ближе первичное отклонение к первичному нарушению, тем труднее осуществляется их коррекция. Произносительная сторона речи находится в наиболее тесной зависимости от нарушения слуха, и ее формирование оказывается наиболее трудным делом.