Основные теоретические направления психологической коррекции
Психокоррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку. В отличие от психотерапии ориентирована всегда на клинически здоровую личность и на настоящее и будущее клиентов.
1.Психодинамическое направление: помощь клиенту в выявлении неосознаваемых причин тягостных переживаний и болезненных проявлений.
· классический психоанализ 3. Фрейда: «человек – это природное существо, которым управляет влечение».
Структура личности: Эго (Я) - центральная инстанция саморегуляции личности, контролирует поведение; Супер Эго (Сверх Я) - моральная инстанция личностного Я, производящая оценку действий и намерений с т.з. их допустимости; Ид (Оно) -биологический компонент, первичный источник психической активности, это неосознаваемая часть личностного Я.
Из конфликта между Ид, Эго и Супер Эго возникает боязнь. Три вида боязни: невротическая, реалистическая, моральная. Далее внутриличностные конфликты (до 5 лет) выходят в бессознательное.
Периодизация: 1) оральная стадия – до 1,5 лет: осознание действительности, 2) анальная стадия – от 1,5 до 3 лет:. уже может контролировать своё поведение; 3) фаллическая стадия – от 3 от 6 лет: установление полоролевого поведения (Эдипов комплекс» и «комплекс Электры»); 4) латентная стадия – с 6 до 12 лет: проблема социализации (чувство неполноценности в общении, чувство неуверенности в общении); 5) генитальная стадия – от 12 до 18 лет: формирование гетеросексуальных отношений, уход из-под родительской опеки, заканчивается формирование личностного «Я».
С чувством боязни связаны чувства вины и механизмы психологической защиты. Защиты проявляются в том, что клиент сопротивляется влиянию психолога. Формы защиты: рационализация, отрицание, регрессия, вытеснение, проекция, интеллектуализация, замещение, сублимация.
Цель коррекции: вытеснение бессознательного в сознательное (помощь клиенту в осознании им причин деструктивного поведения и оказания помощи в эффективной адаптации к реальности. Первое направление – работа над осознанием неосознаваемого; второе – работа с клиентом по усилению ЭГО и Супер-Эго.
Роль психолога: директивная позиция психолога. Психоаналитик должен сам осознавать свои проблемы, реакции и из возможное влияние на клиента. Умение и способность выдержать перенос, тонкая наблюдательность, способность к адекватным интерпретациям, отстранённость и личностная закрытость.
Клиент: принимает концепцию психоанализа, с высоким уровнем интеллекта, полностью открыт и готов к длительной работе.
Техники: метод свободных ассоциаций, толкование сновидений, интерпретация, анализ сопротивления, анализ переноса
· аналитическая индивидуальная психокоррекция А. Адлера: «человек- это прежде всего существо сознательное, которое само по себя определяет в жизни посредством свободы выбора».
Главное препятствие на пути самореализации человека - базисное чувство неполноценности, в преодолении которого состоит личностное развитие. Основные положения: 1) субъективное восприятие действительности; 2) целостность и своеобразность (личность - неделимое целое); 3) комплекс неполноценности и компенсация (неполноценность, ее компенсация и
социальная среда - это три переменные, результирующая сила воздействия которых
приводит к формированию стремления к значимости и превосходству.
Цели коррекции: снижение чувства неполноценности, развитие социального интереса, коррекция целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни.
Позиция психолога: «найти ошибку в «картине мира» клиента» (типы: недоверие, себялюбие, недостаток уверенности, нереалистичные амбиции).
Клиент: активность, ответственность, стремление к сотрудничеству, взаимное доверие и партнёрские отношения.
Техники: установление правильных отношений, анализ личностной динамики (вспомнить что-нибудь из детства), анализ сновидений, подбадривание, поощрение инсайта, помощь в переориентации (антисуггестия – многократное преувеличение нежелательной активности, действие «если бы» и др)
В отличие от Фрейда личность неделима; социальное обоснование теории; человека можно понять только в межличностных отношениях и др.
· клиент-центрированный подход К. Роджерса: «человек имеет природные особенности и стремление к самоактуализации».
Триада Рождерса: безусловное позитивное принятие человека, эмпатия, конгруэнтность (соответствие м\у тем, что человек чувствует, как он понимает своё чувство, как выражает это чувство).
Цель коррекции: выработка у клиента большего самоуважения и способности предпринимать действия, необходимые для приведения его «Я-реального» в соответствие с его личным опытом и глубинными переживаниями., помощь в личностном росте и развитии, благодаря которому человек решает свои проблемы.
Позиция психолога: не играть роль, быть собой; создать комфортный для клиента психологический климат. Создать соответствующий психологический климат, в котором клиент сам бы отказался от защитных механизмов.
Техники: 1) вербальные техники: перефразирование, резюмирование, «эхо», вербализация; 2) невербальные техники: визуальный контакт, зеркало (отражение эмоций).
логотерапия В. Франкла : «Человек - творец, всю жизнь созидающий свою духовность».
Человеческие поступки: способствующие созиданию духовной личности, разрушающие духовность, безразличные по отношению к духовности. Подход к личности: «свобода воли», «воля к смыслу» и «смысл жизни».
Цель: заставить человека сознательно принять ответственность за себя (общество не влияет)
Техники: метод дерефлексии (снятие излишнего самоконтроля, размышление о собственных сложностях), метод парадоксальной интенции (психолог вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать; активно используется юмор), персональное осмысление жизни, «сократовский диалог» (цель - вовлечение клиента в острудничество и расширение сферы сознания, т.н. интеллектуальный поединок м/у клиентом и психологом).
· экзистенциальное направление (С. Кьеркегор)
Цель коррекции - обретение смысла жизни, осознание личностной свободы, ответственности и открытие своих потенций как личности в полноценном общении.
Техники: упор на развитие самосознания, культивирование свободы ответственности, помощь в открытии или создании смысла, уникальность и идентичность, работа с тревогой, отношение со временем («Как вы представляете нашу встречу через 10 лет?».
2. Поведенческое направление (Д. Уотсон и Э. Торндайк).
Три основные тенденции: классическое обусловливание (Павлов) – выстраивание «ассоциативного мостика», формирование желаемого поведения; оперантное обусловливание (Б. Скиннер) – поведение контролируется его результатами и последствиями, мультимодальное программирование (А. Лазурс, А. Бандура) – воздействие на целостную структуру дичности. Обусловливание – это создание условий, дающих возможность управлять поведением человека.
Цель коррекции: выработка нового адаптивного поведения или преодоление дезадаптивного.
Позиция психолога: учитель, наставник, врач.
Клиент: д.б. активным, сознательным при постановке цели, готовность к применению новых форм поведения, активное сотрудничество с психологом.
Техники: методика «негативного воздействия» (от навязчивой негативной привычки можно избавиться, если сознательно многократно повторять ее), методика «скилл-терапии» (развитие саморегуляции и навыков самоконтроля), методики формирования поведение (шейпинг - поэтапное моделирование сложного поведения, которое ранее не было свойственно человеку; сцепление; «фединг» (затухание) - это постепенное уменьшение величины подкрепляющих символов), методики, основанные на принципах положительного и отрицательного подкрепления, жетонный метод (внешнее стимулирование желательным поведением человека).
3. Когнитивное направление (Пиаже, Брунер) – в когнитивной психокоррекции основное внимание уделяется познавательным структурам психики и упор делается на личность, личностные конструкты и в целом на логические способности.
- основное внимание не прошлому, а настоящему клиента;
- в основе коррекции - научение новым способам мышления;
- домашние задания;
Основная задача коррекции - изменения в восприятии себя и окружающей действительности, при этом признается, что знания о себе и мире влияют на поведение, а поведение и его последствия воздействуют на представления о себе и мире.
Цели коррекции: исправление ошибочной переработки информации; помощь клиентам в изменении убеждений, которые поддерживают неадаптивное поведение и неадаптивные эмоции.
Позиция психолога: учитель, наставник.
Техники: поведенческий эксперимент - проверка искаженных убеждений или страхов в ситуации реальной жизни; метод «фиксированной роли», «подъем по лестнице» (почему?), «складывание пирамиды» (как?), «АВС-модель».
· рационально-эмотивная терапия (РЭТ) А. Эллиса: «Людям мешают не вещи, а то, какими они их видят».
Три ведущих психологических аспекта функционирования человека: мысли (когниции), чувства и поведение.
Дескриптивные когниции содержат инфо о реальности, о том, как человек воспринял мир, «чистая» инфо о реальности. Оценочные когниции отражают отношение человека к этой реальности.
Цель коррекции: оказание помощи в пересмотре системы убеждений, норм и представлений. Частная цель - освобождение от идеи самообвинения.
Позиция психолога: директивная; авторитет.
Техники: обсуждение и опровержение иррациональных взглядов, когнитивное домашнее задание, рационально-эмотивное воображение, ролевая игра, «атака на страх» (выполнить задания, которое обычно вызывают страх).
· когнитивный подход А. Бека
Цель - исправление неадекватных когниций, осознание правил неадекватной обработки информации и замена их правильными.
Позиция психолога: партнерские отношения с клиентом.
Техники: «сократовский диалог», «заполнение пустоты», декатастрофизация (техника «что... если»), переформулирование («никто не обращает на меня внимания» = «мне нужно эмоциональное тепло. Я его не получаю. Поэтому мне нужно протянуть руку другим людям, чтобы обо мне тоже позаботились»), проверка гипотезы, планирование деятельности.
· реальностная терапия У. Глассера
Изначальное поведение клиента неадекватно, нереалистично и безответственно. Поведение - предмет анализа и коррекции.
Чувство реальности (основное понятие), в результате ослабления которого понижается чувство ответственности перед самими собой за результат своих действий. Личность сама выбирает свою позицию - жертвы или деятеля; сама выбирает себе желаемый мири желаемое поведение и осуществляет контроль над ними.
Цели коррекции: общая-активизация у клиента чувства реальности; частная – достижение личностной независимости, повышение уровня самосознания, разработка плана личностного совершенствования.
Позиция психолога: близкая к позиции учителя (эмпатичность, требовательность).
Клиент: желание принять ответственность за своё поведение и нейтрализовать неадекватные способы поведения.
Никаких техник, необходимо пройти 7 этапов работы.
4. Трансактный анализ Э. Берна:
Структура личности (3 состояния Я или Эго-состояний): родитель: (контролирующий); ребенок: эмотивное начало в человеке; взрослый: способность человека объективно оценивать действительность по инфо.
Цели коррекции: помощь клиенту в осознании своих игр, жизненного сценария; освободить человека от выполнения навязанных программ поведения и помочь ему стать полноценным, независимым, спонтанным; достижение автономности личности, определение своей собственной судьбы, принятие ответственности за свои поступки чувства.
Позиция психолога: главное - обеспечить инсайт. Партнер в сочетании с учителем и экспертом.
Техники: техника семейного моделирования, Трансактный анализ.
5. Гештальт-терапия Ф. Перлза:
Личностный рост = расширение зон самосознания. 3 зоны: внутренние (явления и процессы, происходящие в нашем теле), внешние (события, которые отражают сознание), средние (фантазии, верования, отношения).
Психические нарушения обусловлены тем, что их личность не составляет единого целого, т.е. гештальта.
Цели коррекции: достижение наиболее полного осознания себя (снятие блокировок, пробуждение потенциально существующих в человеке естественных ресурсов, способствующих его личностному росту, достижению ценности и зрелости, полной интеграции личности клиента).
Позиция психолога: катализатор, помощник, сотворец.
Техники: экспериментальный диалог, «Идти по кругу», техника «Наоборот», «Заброшенный магазин».