Характеристика контрольных функций.
Функция обеспечение сохранности собственности.Инструментом позволяющим реализовать данную функцию является инвентаризация, позволяющая констатировать изменения произошедшие в собственности предприятия. Она позволяет отразить все затраты на производство и реализацию продукции, предупредить потерю материально-сырьевых и др. ресурсов путем сравнения фактических данных с показателями бухгалтерского учета.
Информационная функция.Цель данной функции формирование базы данных о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации для принятия оптимального управленческого решения в условиях рыночной экономики.
Функция обратно связииспользует обратную связь для осуществления контроля за фактическими значениями показателей стандартам, нормам и нормативам с цель рационального использования всех видов ресурсов, установления различных недостатков, а так же выявления резервов производства и степени их мобилизации и использования.
Аналитическая функциязаключается в обеспечении организации полной и достоверной информации для проведения анализа производственно-хозяйственной деятельности с помощью бухгалтерского учета.
Существуют два метода применяемые для реализации контрольной функции: ревизия и проверка.
Ревизия -сплошная документальная и фактическая проверка всех финансово- хозяйственных операций, совершенных проверяемой организацией за определенный период.
Основой задачей ревизии являетсяпроверка финансово- хозяйственной деятельности организации по направлениям:
- соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документамж
- обоснованность расчетов сметных назначений;
- исполнение смет расходов;
- использование бюджетных средств по целевому назначению;
- обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
- обоснованность образования и расходования внебюджетных средств;
- соблюдение финансовой дисциплины и др.
Проверка – единичное контрольное действие или исследование, состояния дел на участках деятельности организации.
Проверка носит выборочный характер, поэтому заведомо предполагает пропуск или исключение каких-либо обстоятельств, которые могут повлиять на результат проверки и на деятельность проверяемого субъекта.
Ревизии и проверки классифицируются на следующие виды:
1- комплексные – затрагивают всю финансово-хозяйственную деятельность проверяемого субъекта;
2 – тематические – обеспечивают проверку отдельных вопросов по использованию государственных средств и проведению взаимных расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов. Например, использование государственных средств га оплату труда и уплату подоходного налога.
3 – сквозные – проводится одновременно на нескольких объектах, находящихся на разных уровнях в единой системе управления.
Например, расходование финансовых средств на приобретение медикаментов в отрасли здравоохранения начиная с уровня министерства включая лечебные учреждения муниципальных образований.
Наряду с учетом результантов финансовой деятельности по бухгалтерскому учету осуществляется и отчетность организации.
Для проведения отчетности применяются следующие отчетные формы:
- бухгалтерский баланс (форма № 1) – должен характеризовать финансовое положение организации на отчетную дату;
- отчет о прибылях и убытках (форма 2) – предназначен для обобщения информации о финансовых результатах деятельности организации за отчетный год и аналогичный период предыдущего года;
- отчет об изменениях капитала (форма № 3) – содержит показатели величины капитала на начало отчетного периода, его увеличение и уменьшение, величину капитала на конец отчетного периода;
- отчет о движении денежных средств (форма № 4) – характеризует изменения в финансовом положении в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности;
- приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
- пояснительная записка – содержит информацию об организации, ее финансовом положении, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.
Производственно-хозяйственная деятельностьреализуется с помощь хозяйственных операций.
Хозяйственная операция –это процесс, результатом которого является изменение в составе имущества и их источников.
Бухгалтерский учет при поведении хозяйственных операций требует применения определенной методологии, в основе которой заложены:
- документация;
- инвентаризация, - бухгалтерский баланс;
- система синтетических и аналитических отчетов;
- оценка имущества и обязательств, других статей баланса;
- калькуляция;
- отчетность предприятия.
В результате хозяйственной деятельности организация получает определенный финансовый результат, представляющий собой сальдо, полученное от доходов и расходов.
Доходами является выручка от продажи продукции и товара, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.
Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.
Выручка признается при наличии следующих условий:
- организация имеет право на получение этой выручка, вытекающее их договора;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод предприятия;
- право собственности перешло от предприятия к покупателю или работа принята заказчиком;
- расходы, которые произведены, могут быть определены.
Если в отношении денежных средств, полученных предприятием в оплату, не исполнено хотя бы одно из условий, то в бухгалтерском учете признается кредиторская задолженность, а не выручка.
Наряду с выручкой организации несут и расходы.
Расходы организации - уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обстоятельств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).