Среди всех классификаторов расходов основное значение имеют два –функциональный и экономический.
Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение:
- основных функций государства и решение вопросов местного значения;
- на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти;
- муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления;
- на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых другим уровням власти.
Экономический классификатор – группировка расходов бюджетов в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.
По кодам этой классификации осуществляется внешний контроль со стороны органов Казначейства России, Росфиннадзора, Счетной палаты России. Эта классификация состоит из 4 групп:
- расходы;
- поступление нефинансовых активов;
- поступление финансовых активов;
- выбытие финансовых активов.
Бюджеты субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований.
В государственной собственности субъекта Федерации находится имущество. В состав собственности субъекта Федерации входят:
- средства регионального бюджета;
- средства территориального фонда обязательного медицинского страхования;
- ценные бумаги;
- имущество унитарных предприятий;
- средства региональных государственных учреждений;
- земли;
- природные ресурсы;
- объекты культурного наследия регионального значения и иное имущество.
Бюджет субъекта Федерации – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенный для расходных обязательств соответствующего региона.
Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 56) определен перечень федеральных налогов и их доля отчисления в региональный бюджет (таблица 3).
таблица 3
N п/п | Налог | Доля Отчисления (%) |
Налог на прибыль организации | ||
Налог на доходы физических лиц | ||
Акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья | ||
Акцизы на спиртосодержашую продукцию | ||
и т.д. (всего 15 налогов) |
Неналоговые поступления в региональный бюджет (ст. 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации) состоят из нескольких видов:
- часть прибыли унитарных предприятий, создаваемых субъектами государства (размер поступления устанавливает субъект);
- плата за негативное воздействие на окружающую среду – 40 %;
- платежы за пользование лесным фондом – 100 %.
Таким образом, формируется доходная часть бюджета субъекта.
Расходные полномочия субъекта Федерации представляются в виде определенных направлений, которые имеют свою классификацию, в том числе и по отрасли здравоохранения (таблица 4).
таблица 4
N п/п | Направления Расходные полномочия субъекта Федерации |
Органы государственной власти субъекта | |
…… | |
Специализированные медицинские диспансеры | |
Обязательное медицинское страхование неработающего населения | |
Специализированная медицинская помощь | |
и т.д. |
Распределение и закрепление между бюджетами различных уровней расходов производится по согласованию между федеральной властью и властью субъекта Федерации.
Бюджетные полномочия органов местного самоуправления осуществляются на основании Закона Российской Федерации от 28 августа 1995 года “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.
Муниципальное образование существует в двух видах:
- районное и городское (в крупных городах);
- городское (в небольших городах), поселковое и сельское.
В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации каждое муниципальное образование имеет свой бюджет.
Бюджет муниципального образования– форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенный для расходных обязательств соответствующего муниципального образования.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением ими полномочий по вопросам местного значения и выполнения отдельных государственных полномочий.
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района образуют консолидированный бюджет муниципального района.
Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов, доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, доходов от использования муниципального имущества, а так же ассигнований на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий.
К собственным доходам местных бюджетов относятся налоговые и неналоговые доходы согласно бюджетному законодательству.
Бюджетный процесс.
В ходе бюджетного процесса осуществляются следующие этапы (схема 3)
схема 3
Участниками бюджетного процесса являются:
- Президент Российской Федерации;
- Государственная Дума;
- Правительство Российской Федерации;
- Министерство финансов Российской Федерации;
- Федеральное казначейство;
- органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;
- Центральный Банк Российской Федерации;
- Счетная плата Российской Федерации;
- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
- государственные внебюджетные фонды;
- главные распорядители и распорядители бюджетных средств.
Составление проектов бюджетов входит в обязанность Правительства Российской Федерации, соответствующих органов исполнительной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.
Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Минфин России, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований.
Исходной базой для проектирования Федерального бюджета являются:
- бюджетное послание Президента России;
- перспективный финансовый план;
- прогноз социально-экономического развития России на очередной год;
- отчет об исполнении Федерального бюджета и прогнозы исполнения бюджета;
- доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования;
- проекты федеральных законов о внесении изменений в налоговое законодательство;
- реестр расходных обязательств Российской Федерации.
Проект Федерального бюджета должен определять:
- общий объем доходов и расходов бюджета, объем дефицита или профицита бюджета;
- направления и объемы использования средств Стабилизационного Фонда;
- закрепление источников дохода бюджета за администраторами доходов;
- нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в бюджеты различных уровней; нормативы отчислений неналоговых доходов в федеральный бюджет и т.д.
Проект Федерального бюджета вносят на рассмотрение в Государственную Думу после одобрения его Правительством Российской Федерации, где он рассматривается в четырех чтениях, принимается и передается в Совет Федерации. Федеральный бюджет считается принятым после одобрения его Советом Федерации и утверждении соответствующего Указа Президента.
Подобным образом организуется бюджетный процесс на уровне субъекта Федерации и муниципальных образований субъекта Федерации с учетом нисходящих управленческих потоков связей. По отрасли здравоохранения субъекта Федерации бюджетный процесс регулируется Правительством через министерства финансов и экономического развития. Министерство здравоохранения представляет общую смету расходов по отрасли, которая после согласования на уровне правительства утверждается Государственным Советом субъекта с распределением по муниципальным образованиям. На уровне Советов народных депутатов муниципальных образований принимается бюджет по отрасли здравоохранения. В дальнейшем он дифференцируется по каждому учреждению здравоохранения и доводится до их сведенья в виде сметы расходов.