Бюджетной системы Российской Федерации
Основа бюджетной системы Российской Федерации представлена на схеме (1).
схема 1
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
Бюджет- форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
В ходе хозяйственной деятельности учреждения часто сталкиваются с ситуациями, которые финансовым правом классифицируются как дефицит и профицит бюджета.
Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами.
Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами.
Все процессы связанные с финансированием учреждений носят название бюджетный процесс.
Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, бюджетная система нашего государства состоит из трех основных уровней: федерального, субъектного и муниципального.
Структура этой системы основана на следующих принципах:
- единство бюджетной системы;
- разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
- самостоятельность бюджетов;
- равенство бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований;
- полнота отражения расходов и доходов;
- сбалансированность бюджета;
- эффективность и экономичность использования бюджетных средств;
- общее (совокупное) покрытие расходов бюджета;
- достоверность бюджета;
- адресность и целевой характер бюджетных средств;
- гласность.
Бюджетная классификация
Бюджетная классификация Российской Федерации включает (схема 2):
схема 2
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.
Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
Нормативы поступления в бюджеты различных уровней определены Бюджетным Кодексом Российской Федерации на долгосрочной основе, что позволит лучше планировать бюджет и обеспечить их сбалансированность.
В настоящее время все налоги делятся на три вида: федеральные, региональные и местные.
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются(таблица 1):
таблица 1
N п/п | Налоговые и неналоговые доходы | Безвозмездные поступления |
налоги на прибыль, доходы | безвозмездные поступления от нерезидентов | |
налоги и взносы на социальные нужды | безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | |
налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации и ввозимые на территорию Российской Федерации | безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций | |
налоги на товары | безвозмездные поступления от негосударственных организаций | |
налоги на совокупный доход | безвозмездные поступления от наднациональных организаций | |
налоги на имущество | прочие безвозмездные поступления. | |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | ||
и др. |
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации элементами доходов являются:
1) федеральный бюджет;
2) бюджеты субъектов Российской Федерации;
3) бюджеты муниципальных районов;
4) бюджеты городских округов;
5) бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
6) бюджеты городских и сельских поселений;
7) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
8) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
9) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
10) бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на капитальные и текущие (таблица 2).
таблица 2
N п/п | Капитальные расходы | Текущие расходы |
Инвестиции в действующие или вновь создаваемые юридические лица | Текущее финансирование органов государственной власти | |
Бюджетные кредиты на инвестиционные цели юридическим лицам | Текущее финансирование бюджетных организаций | |
Расходы на проведение капитального ремонта | Оказание государственной поддержки другим бюджетным и отдельным экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование | |
Иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством | Другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы | |
Расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное имущество |
Расходы бюджета могут осуществляться в следующих формах:
- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
- оплата товаров, работ и услуг по государственным контрактам;
- трансферты населению (бюджетные средства для финансирования населению пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и др. социальных выплат);
- ассигнования на осуществление государственных полномочий, предаваемых на другие уровни власти;
- компенсация дополнительных бюджетных расходов и т.д.
Код классификации расходов бюджетов состоит из:
- кода главного распорядителя бюджетных средств;
- кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
- кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:
1) общегосударственные вопросы;
2) национальная оборона;
3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
4) национальная экономика;
5) жилищно-коммунальное хозяйство;
6) охрана окружающей среды;
7) образование;
8) культура, кинематография, средства массовой информации;
9) здравоохранение, физическая культура и спорт (стационарная медицинская помощь; амбулаторная помощь; медицинская помощь в дневных стационарах всех типов; скорая медицинская помощь; санаторно-оздоровительная помощь; заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов; санитарно-эпидемиологическое благополучие; физическая культура и спорт и др.);
10) социальная политика (пенсионное обеспечение; социальное обслуживание населения; социальное обеспечение населения; охрана семьи и детства; прикладные научные исследования в области социальной политики; другие вопросы в области социальной политики);
11) межбюджетные трансферты (дотации; субсидии; субвенции и пр.).