Основы экономики здравоохранения
ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Учебное пособие
Иркутск
ИГМУ
УДК 614.2:338(075.8)
ББК 65.495я73
О-75
Рекомендовано ЦКМС ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования – программам специалитета по специальностям Лечебное дело, Педиатрия, Медико-профилактическое дело
(протокол № 4 от 5 мая 2016 г.)
Составители:
Г. М. Гайдаров –д-р мед. наук, проф., зав. каф. общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России
Н. С. Хантаева –д-р мед. наук, проф. каф. общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России
Рецензенты:
Шойко С.В. – канд. экон. наук, заместитель директора ГУ ТФОМС граждан Иркутской области
Дульский В.А. –канд. мед. наук, декан лечебного факультета ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, доцент кафедры поликлинической терапии и общеврачебной практики
О-75 Основы экономики здравоохранения : учебное пособие / Г. М. Гайдаров, Н. С. Хантаева ; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, Кафедра общественного здоровья и здравоохранения. – Иркутск : ИГМУ, 2016. – 49 с.
В учебном пособии освещены понятия, предмет, задачи и методы экономики здравоохранения. Представлены основные теоретические аспекты рыночных отношений в здравоохранении, условия становления рыночной модели, законы рынка, его параметры и их взаимодействие.
Пособие предназначено для студентов медицинских вузов, обучающихся по образовательным программам высшего образования – программам специалитета по специальностям Лечебное дело, Педиатрия, Медико-профилактическое дело.
УДК 614.2:338(075.8)
ББК 65.495я73
© Гайдаров Г. М., Хантаева Н. С.
Составление 2016
© ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………………… | |
1. Понятие и предмет экономики здравоохранения …………………….. | |
2. История экономики здравоохранения ………………………………… | |
3. Здравоохранение в системе рыночных отношений …………………... | |
4. Особенности финансирования здравоохранения в современных условиях …………………………………………………………………….. | |
5. Способы оплаты медицинской помощи ……………………………….. 5.1. Способы оплаты амбулаторно-поликлинической помощи ………… 5.2. Способы оплаты стационарной помощи …………………………….. Контрольные вопросы ……………………………………………………… | |
Тестовые задания ……………………………………………..……….……. | |
Эталоны ответов к тестовым заданиям ……………………………………. Рекомендуемая литература ………………………………………………….. |
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье – одна из наивысших ценностей для человека, позволяющая ему в большей степени реализовать свои физические, интеллектуальные и духовные способности. Как известно здоровье зависит от массы факторов: образа жизни, наследственной предрасположенности, условий окружающей среды, питания, образования, уровня развития здравоохранения. Само по себе здоровье не является товаром, его невозможно купить или продать. Однако, покупаются и продаются услуги, позволяющие его сохранить или восстановить. Речь идет о широком спектре медико-социальных услуг, которые уже обладают характеристиками присущими товару, например, стоимостью и качеством. При этом многие обычные товары и услуги вызывают у человека положительные эмоции – удобная и красивая одежда, питание, туризм. Но медицинские услуги специфичны – чаще всего они являются «отрицательным» товаром, который человек имевший несчастье заболеть, тем не менее, вынужден использовать, поскольку ему требуется восстановить или сохранить свое здоровье.
Вопросами расчета стоимости медицинских услуг, разработкой и совершенствованием способов и методов оплаты медицинской помощи, анализом финансовой деятельности отдельных учреждений, да и всей сферы здравоохранения, рядом других проблем занимается экономика здравоохранения.
Здравоохранение как отрасль непроизводственной сферы развивается в системе отраслей народного хозяйства в целом. Оно зависит от развития экономики, но и в свою очередь оказывает большое влияние на прогресс общества. Социально-экономические и политические преобразования, которые происходят в нашей стране в настоящее время, оказывают огромное воздействие и на здравоохранение, на экономику этой отрасли.
Реформирование отечественного здравоохранения, преодоление в нем кризисных явлений, введение медицинского страхования, развитие рыночных отношений, формирование маркетинговой службы выдвигают в число важнейших факторов повышения эффективности медицинской помощи населению на всех уровнях управления отраслью знание экономических вопросов медицинскими работниками, особенно специалистами с высшим образованием.Именно участковые врачи-терапевты, врачи общей (семейной) практики, а также специалисты поликлиник и стационаров, диспансеров и специализированных центров, проводя обследование и лечение больных, по существу являются первыми распорядителями финансовых ресурсов здравоохранения. Решая чисто клинические проблемы, они в реальной действительности параллельно решают сложные экономические проблемы. Поэтому важным представляется знание врачами любого профиля основных понятий экономики здравоохранения.
Контрагенты рынка.
1. Другие медицинские учреждения, участвующие в реализации сложного лечебно-диагностического процесса.
2. Финансово-кредитные, прежде всего – банковские предприятия и организации.
3. Государство.
4. Граждане.
Функции рынка
Сущность рынка находит свое выражение в главных его экономических функциях, выражающих основное назначение данной категории и отражающих ее сущность (рис. 1).
Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников в общем процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребители не смогут удовлетворить свои потребности.
Рис. 1. Важнейшие функции рынка
Рынок содействует углублению общественного разделения труда и росту интеграционных процессов в экономике. Эта функция актуальна сейчас для России и может служить важным аргументом в пользу заключения между республиками и регионами экономического соглашения по созданию условий для функционирования единого всероссийского рынка.
Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.
Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли: стимулирование научно-технического прогресса и на его основе — интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. «Без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей» (О. Шик), а в результате — падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния.
Ценообразующая (или эквивалентная) функция — это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товаров посредством определения не только количества затраченного труда, но и с какой пользой.
Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.
Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, а продавец — наиболее подходящего покупателя.
Информационная функция дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены и процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Современный рынок превращается в «гигантский компьютер», собирающий, обрабатывающий огромные объемы информации и выдающий обобщенные данные о состоянии рынка и условиях реализации товаров и услуг.
Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.
Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А. Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно...» Экономический интерес продавцов состоит в получении большего дохода, а покупателя — в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.
Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия «функция» и «роль» рынка тесно связаны между собой. Функция и роль — это как бы ступени познания одного и того же объективного процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, которая ее осуществляет.
Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:
1) выдавать сигнал производству, с помощью обратных «первичных» связей: что, в каком объеме и в какой структуре следует производить;
2) уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики;
3) дифференцировать доходы товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;
4) «санитарная» роль рынка сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.
СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Источниками финансирования здравоохранения в РФ являются средства:
• бюджетов всех уровней;
• обязательного медицинского страхования;
• добровольного медицинского страхования;
• граждан (оплата лечения, добровольные пожертвования);
• работодателей (прямая оплата лечения, спонсорская помощь учреждениям);
• других государств и международных организаций.
Одним из основных источников финансирования здравоохранения является консолидированный бюджет (федеральный, бюджеты субъектов РФ), формируемый за счет поступления общих налогов от хозяйствующих субъектов и от населения. Поступления от предприятий осуществляются из налога на добавленную стоимость, взносов на социальное страхование и др. Поступления от населения осуществляются путем уплаты подоходного налога, размещения внутреннего займа и доходов от денежно-вещевых лотерей.
Из полученных доходов государство в лице Министерства финансов и аналогичных органов в регионах и на местах выделяет определенные средства на содержание и развитие здравоохранения. Уровень финансирования определяется путем переговоров между финансовыми органами и органами управления здравоохранением соответствующего уровня и базируется на предыдущем опыте, современных требованиях развития и возможностях государства. Согласованный бюджет одобряет Правительство РФ и утверждает орган законодательной власти — Федеральное собрание РФ. С момента подписания Президентом РФ он признается утвержденным и становится законом, обязательным для исполнения. Аналогичные решения принимаются в субъектах РФ и муниципальными органами власти.
Средства бюджетов соответствующего уровня используются на основании решений распорядителей и получателей бюджетных средств, которые определены Бюджетным кодексом РФ.
Главный распорядитель бюджетных средств — орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющее право распределять бюджетные ассигнования между подведомственными распорядителями и/или получателями бюджетных средств.
Распорядитель бюджетных средств — орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющее право распределять бюджетные ассигнования между подведомственными распорядителями и/или получателями бюджетных средств.
Получатель бюджетных средств — орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и/или исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет соответствующего бюджета.
их подчиненности: Учреждения здравоохранения финансируются из бюджетов соответственно
• федерального подчинения — за счет федерального бюджета;
• регионального подчинения — за счет бюджета субъекта РФ;
• городского — за счет бюджета городского округа (в случае делегирования полномочий);
• районного — из бюджетов муниципального района (в случае делегирования полномочий).
При этом возможно дополнительное финансирование учреждений здравоохранения «сверху-вниз», т.е. за счет бюджетов вышестоящих органов управления путем предоставления субсидий, субвенций и прочих трансфертов нижестоящим бюджетам.
Бюджетные и автономные учреждения получают субсидии из соответствующего бюджета на возмещение затрат, связанных с оказанием ими услуг, и проведения работ в соответствии с государственным (муниципальным) заданием. Возмещение затрат производится на нормативной основе. Также субсидии могут предоставляться автономным учреждениям на иные цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания.
Государственное (муниципальное) задание должно содержать:
• показатели, характеризующие качество и объем оказываемых услуг;
• порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия его досрочного прекращения;
• требования к отчетности по исполнению задания;
• определение категорий юридических и физических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
• порядок оказания услуг в рамках выполнения задания;
• предельные цены (тарифы) на оплату услуг физическими и юридическими лицами в случаях, предусматривающих их оказание за плату в соответствии с законодательством РФ.
Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований для предоставления субсидий на выполнение этих заданий, а также для формирования сметы расходов казенных учреждений.
Бюджетная смета — это документ, устанавливающий лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения в соответствии с классификацией бюджетных расходов.
Порядок определения и условия предоставления субсидий из соответствующего бюджета устанавливается Правительством РФ, либо высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, либо местной администрацией.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что понимается под экономикой здравоохранения?
2. Возможно ли осуществление медицинской практики в виде «чистого искусства» вне связи с определенной хозяйственной формой?
3. Каков предмет экономики здравоохранения?
4. Дайте историческую справку формирования экономики здравоохранения как самостоятельной дисциплины?
5. Каково место экономики здравоохранения в структуре современных экономических талий?
6. Какие основные вопросы ставит экономика здравоохранения?
7.Что такое рынок с точки зрения экономической категории?
8. Назовите принципы, по которым функционирует рынок.
9. Какова структура рынка услуг в здравоохранении?
10. Назовите контрагенты рынка услуг в здравоохранении.
11. Назовите основные элементы рыночного механизма и дайте им определение.
12. Что такое детерминанты спроса и предложения?
13. Дайте определение цене спроса, цене предложения и равновесной цене медицинской услуги.
14. Назовите основные функции рынка.
15. Назовите достоинства и недостатки различных способов оплаты амбулаторно-поликлинической помощи?
16. Какие методы оплаты стационарной медицинской помощи вы знаете?
17. Что такое глобальный бюджет?
18. Какие существуют источники финансирования здравоохранения?
19. Опишите систему бюджетного финансирования здравоохранения Российской Федерации.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Выберите один или несколько правильных ответов.
1.ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ - ЭТО:
1) наука о хозяйственных отношениях в медицине и здравоохранении
2) комплекс экономических знаний о формах, методах и результатах хозяйственной деятельности в области медицины, ее организации, управления и развития
3) наука о финансово-экономических операциях в деятельности организаций здравоохранения
2. К ЭКОНОМИЧЕСКИМ ОТНОШЕНИЯМ, ВОЗНИКАЮЩИМ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТНОСЯТСЯ:
1) организационно-экономические
2) социально-экономические
3) 3управленческие
4) все вышеперечисленное верно
5) все вышеперечисленное неверно
3. СОВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ В ЦЕЛОМ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
1) экономику сферы услуг
2) экономическую теорию
3) отраслевые экономические науки
4 маркетинг
5) менеджмент
6) прикладные экономические науки
7) специальные экономические науки
8) все вышеперечисленное верно
4. ОСНОВНЫМИ ИНВЕСТОРАМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:
1) банки
2) фонды
3) пациенты
4) государство
5) страховые медицинские организации
6) все вышеперечисленное верно
7) все вышеперечисленное неверно
5. РЕЗУЛЬТАТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ ИЗМЕРЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ:
1) доходы
2) расходы
3) медицинский эффект
4) социальный эффект
5) экономический эффект
6) все вышеперечисленное верно
7) все вышеперечисленное неверно
6. К КОНТРАГЕНТАМ РЫНКА ОТНОСЯТСЯ:
1) другие медицинские организация
2) финансово-кредитные организации
3) государство
4) граждане
5) верно все вышеперечисленное
7.ЗАКОН СПРОСА ГЛАСИТ:
1) чем больше цена, тем больше спрос
2) чем меньше цена, тем больше спрос
3) чем меньше цена, тем меньше спрос
8.К ДЕТЕРМИНАНТАМ СПРОСА ОТНОСЯТСЯ:
1) число врачей
2) уровень доходов населения
3) численность пациентов
4) изменения в структуре населения
5) изменение вкусов пациентов
6) «форсирование» спроса
9.ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГЛАСИТ:
1) чем меньше цена, тем меньше предложение
2) чем больше цена, тем меньше предложение
3) чем больше цена, тем больше предложение
4) чем меньше цена, тем больше предложение
10.К ДЕТЕРМИНАНТАМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:
1) уровень доходов населения
2) количество врачей
3) стоимость медицинского оборудования
4) налоговая система
5) совершенствование медицинского оборудования
6) наличие новых конкурентов
11.К ФУНКЦИЯМ РЫНКА ОТНОСЯТСЯ:
1) оценочная
2) информационная
3) посредническая
4) распределительная
5) ценообразующая
6) регулирующая
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / В. А. Медик, В. К.Юрьев.-2-е изд., испр. и доп. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 608 с.
2. Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения: учебник: в 2т./ под ред. В.З. Кучеренко – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – Т.1. – 688 с.
3. Экономика здравоохранения : учебник / [А.В. решетников и др.] ; под общ. Ред. А.В. Решетникова. – 3-е изд., перераб. И доп. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 192с. : ил.
Дополнительная:
1. Семенов В. Ю. Экономика здравоохранения : учебное пособие / В. Ю. Семенов. – 2-е изд., перераб. – М. : ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2014. – 1000 с.
2. Кадыров Ф.Н. Экономические методы оценки эффективности деятельности медицинских учреждений. – М.: ИД «Менеджер здравоохранения», 2011. – 496 с.
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ
1 – 2 | 2 – 1,2 | 3 – 2,3,6,7 | 4 – 3,4,5 | 5 – 3,4,5 | 6 – 5 |
7 – 2 | 8 – 1, 2,3,4,5,6 | 9 – 2 | 10 – 1,2,3,4,5,6 | 11 – 1,2,3,4,5,6 |
Учебное издание
ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Учебное пособие
Иркутск
ИГМУ
УДК 614.2:338(075.8)
ББК 65.495я73
О-75
Рекомендовано ЦКМС ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования – программам специалитета по специальностям Лечебное дело, Педиатрия, Медико-профилактическое дело
(протокол № 4 от 5 мая 2016 г.)
Составители:
Г. М. Гайдаров –д-р мед. наук, проф., зав. каф. общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России
Н. С. Хантаева –д-р мед. наук, проф. каф. общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России
Рецензенты:
Шойко С.В. – канд. экон. наук, заместитель директора ГУ ТФОМС граждан Иркутской области
Дульский В.А. –канд. мед. наук, декан лечебного факультета ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, доцент кафедры поликлинической терапии и общеврачебной практики
О-75 Основы экономики здравоохранения : учебное пособие / Г. М. Гайдаров, Н. С. Хантаева ; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, Кафедра общественного здоровья и здравоохранения. – Иркутск : ИГМУ, 2016. – 49 с.
В учебном пособии освещены понятия, предмет, задачи и методы экономики здравоохранения. Представлены основные теоретические аспекты рыночных отношений в здравоохранении, условия становления рыночной модели, законы рынка, его параметры и их взаимодействие.
Пособие предназначено для студентов медицинских вузов, обучающихся по образовательным программам высшего образования – программам специалитета по специальностям Лечебное дело, Педиатрия, Медико-профилактическое дело.
УДК 614.2:338(075.8)
ББК 65.495я73
© Гайдаров Г. М., Хантаева Н. С.
Составление 2016
© ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………………… | |
1. Понятие и предмет экономики здравоохранения …………………….. | |
2. История экономики здравоохранения ………………………………… | |
3. Здравоохранение в системе рыночных отношений …………………... | |
4. Особенности финансирования здравоохранения в современных условиях …………………………………………………………………….. | |
5. Способы оплаты медицинской помощи ……………………………….. 5.1. Способы оплаты амбулаторно-поликлинической помощи ………… 5.2. Способы оплаты стационарной помощи …………………………….. Контрольные вопросы ……………………………………………………… | |
Тестовые задания ……………………………………………..……….……. | |
Эталоны ответов к тестовым заданиям ……………………………………. Рекомендуемая литература ………………………………………………….. |
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье – одна из наивысших ценностей для человека, позволяющая ему в большей степени реализовать свои физические, интеллектуальные и духовные способности. Как известно здоровье зависит от массы факторов: образа жизни, наследственной предрасположенности, условий окружающей среды, питания, образования, уровня развития здравоохранения. Само по себе здоровье не является товаром, его невозможно купить или продать. Однако, покупаются и продаются услуги, позволяющие его сохранить или восстановить. Речь идет о широком спектре медико-социальных услуг, которые уже обладают характеристиками присущими товару, например, стоимостью и качеством. При этом многие обычные товары и услуги вызывают у человека положительные эмоции – удобная и красивая одежда, питание, туризм. Но медицинские услуги специфичны – чаще всего они являются «отрицательным» товаром, который человек имевший несчастье заболеть, тем не менее, вынужден использовать, поскольку ему требуется восстановить или сохранить свое здоровье.
Вопросами расчета стоимости медицинских услуг, разработкой и совершенствованием способов и методов оплаты медицинской помощи, анализом финансовой деятельности отдельных учреждений, да и всей сферы здравоохранения, рядом других проблем занимается экономика здравоохранения.
Здравоохранение как отрасль непроизводственной сферы развивается в системе отраслей народного хозяйства в целом. Оно зависит от развития экономики, но и в свою очередь оказывает большое влияние на прогресс общества. Социально-экономические и политические преобразования, которые происходят в нашей стране в настоящее время, оказывают огромное воздействие и на здравоохранение, на экономику этой отрасли.
Реформирование отечественного здравоохранения, преодоление в нем кризисных явлений, введение медицинского страхования, развитие рыночных отношений, формирование маркетинговой службы выдвигают в число важнейших факторов повышения эффективности медицинской помощи населению на всех уровнях управления отраслью знание экономических вопросов медицинскими работниками, особенно специалистами с высшим образованием.Именно участковые врачи-терапевты, врачи общей (семейной) практики, а также специалисты поликлиник и стационаров, диспансеров и специализированных центров, проводя обследование и лечение больных, по существу являются первыми распорядителями финансовых ресурсов здравоохранения. Решая чисто клинические проблемы, они в реальной действительности параллельно решают сложные экономические проблемы. Поэтому важным представляется знание врачами любого профиля основных понятий экономики здравоохранения.