Исследование запоминания формулировок орфограмм

В вышеописанных заданиях логопед выясняет знание фор­мулировок пройденных орфограмм, насколько полно ученик передает содержание правил своими словами, умеет ли выде­лить их отличительные признаки (расхождение между звуком и буквой, произношением и написанием; определение «опас­ных» звуков, их сочетаний, морфем) и на их основе прогнози­ровать в них орфограммы.

Оценка результатов: высокий уровень — правильное напи­сание слов и полное изложение формулировок орфограмм; уро­вень выше среднего — допускаются отдельные неточности в передаче содержания правил правописания и в нахождении «опасных» мест в словах, ошибки исправляются самостоятель­но; средний уровень — неуверенность в ответах, систематичес­кие ошибки, которые самостоятельно не исправляются, выде­ляются лишь отдельные опознавательные признаки орфограмм; уровень ниже среднего — стойкие ошибки в передаче форму­лировок орфограмм, а также в нахождении «опасных» мест в словах, интенсивная помощь педагога в исправлении отдель­ных из них; низкий уровень - грубые нарушения усвоения и применения орфограмм, помощь логопеда неэффективна.

2.5. Исследование усвоения способов проверки орфограмм

Речевой материал — слова с пропущенными буквами на пройденные правила правописания: поля, моря, паруса, каток, грустный, ненастный, разбежались.

Процедура и инструкция. Ученику предъявляется карточка с напечатанными на ней словами с пропущенными буквами. Учащийся должен внимательно прочитать слова, вставить про­пущенные буквы, написать проверочные слова, ответить на дополнительные вопросы (например: «Каким еще способом можно проверить написание этого слова?»).

Оценка результатов: высокий уровень — быстрое и аргу­ментированное выполнение задания; уровень выше средне­го - замедленный темп работы, уточнение инструкции позво­ляет справиться с заданием правильно и самостоятельно; средний уровень — медленный темп работы, проверочные сло­ва подобраны лишь к половине предложенных, задание вы­полняется только с помощью педагога; уровень ниже средне­го — стойкие ошибки в написании данных слов и в подборе к ним проверочных, замечания логопеда помогают исправить большинство ошибок; низкий уровень — постоянные затруд­нения, помощь взрослого неэффективна, навыки подбора слов не сформированы.

2.6. Анализ дисграфических и дизорфографических ошибок в диктанте Исследование запоминания формулировок орфограмм - student2.ru

Речевой материал — тексты диктантов «На даче» и «Речка Яблонька» (см. п. 1.1).

Оценка результатов: высокий уровень — от­сутствие дизорфографических ошибок; уровень выше среднего — сочетание дисграфических ошибок с отдельными дизорфографическими, боль­шинство из которых исправляется при самопро­верке; средний уровень — появление большого количества орфографических ошибок на фоне дисграфических, интенсивная помощь логопеда позволяет исправить лишь отдельные из них; уровень ниже среднего — стойкие ошибки в применении орфограмм различных принципов написания, сопровождающи­еся многочисленными дисграфическими ошибками; низкий уровень — стойкие дисграфические ошибки в большинстве слов, помощь взрослого неэффективна.

2.7. Исследование умения соотносить написание и произношение слов, устанавливать между ними сходство и различие

Речевой материал — слова: широкий, мяч, дочь, ненастный, мясорубка, столб, наконечник, касса.

Процедура и инструкция: прослушай слова и запиши их, объясни разницу в написании и произношении, укажи соответ­ствующую орфограмму.

Оценка результатов: см. п. 2.4.

2.8. Исследование роли предварительного проговаривания в процессе письма

Речевой материал — все вышеописанные упражнения.

Процедура и инструкция. Перед началом диагностической работы ученик получает инструкцию проговаривать вслух за­писываемые им слова и предложения по слогам. В дальнейшем фиксируется, использует ли ученик данный прием при выпол­нении задания.

Оценка результатов: высокий уровень - точное выполне­ние инструкции во всех письменных заданиях; уровень выше среднего — использование проговаривания в большинстве пись­менных заданий; средний уровень — использование проговари­вания в половине предложенных заданий, данный прием исполь­зуется после повторной инструкции; уровень ниже среднего неуверенность в выполнении задания, проговаривание сопро­вождает написание лишь отдельных слов; низкий уровень стойкие затруднения при проговаривании, задание выполняет­ся в отдельных случаях с интенсивной помощью логопеда.

Наши рекомендации