Исследование запоминания формулировок орфограмм
В вышеописанных заданиях логопед выясняет знание формулировок пройденных орфограмм, насколько полно ученик передает содержание правил своими словами, умеет ли выделить их отличительные признаки (расхождение между звуком и буквой, произношением и написанием; определение «опасных» звуков, их сочетаний, морфем) и на их основе прогнозировать в них орфограммы.
Оценка результатов: высокий уровень — правильное написание слов и полное изложение формулировок орфограмм; уровень выше среднего — допускаются отдельные неточности в передаче содержания правил правописания и в нахождении «опасных» мест в словах, ошибки исправляются самостоятельно; средний уровень — неуверенность в ответах, систематические ошибки, которые самостоятельно не исправляются, выделяются лишь отдельные опознавательные признаки орфограмм; уровень ниже среднего — стойкие ошибки в передаче формулировок орфограмм, а также в нахождении «опасных» мест в словах, интенсивная помощь педагога в исправлении отдельных из них; низкий уровень - грубые нарушения усвоения и применения орфограмм, помощь логопеда неэффективна.
2.5. Исследование усвоения способов проверки орфограмм
Речевой материал — слова с пропущенными буквами на пройденные правила правописания: поля, моря, паруса, каток, грустный, ненастный, разбежались.
Процедура и инструкция. Ученику предъявляется карточка с напечатанными на ней словами с пропущенными буквами. Учащийся должен внимательно прочитать слова, вставить пропущенные буквы, написать проверочные слова, ответить на дополнительные вопросы (например: «Каким еще способом можно проверить написание этого слова?»).
Оценка результатов: высокий уровень — быстрое и аргументированное выполнение задания; уровень выше среднего - замедленный темп работы, уточнение инструкции позволяет справиться с заданием правильно и самостоятельно; средний уровень — медленный темп работы, проверочные слова подобраны лишь к половине предложенных, задание выполняется только с помощью педагога; уровень ниже среднего — стойкие ошибки в написании данных слов и в подборе к ним проверочных, замечания логопеда помогают исправить большинство ошибок; низкий уровень — постоянные затруднения, помощь взрослого неэффективна, навыки подбора слов не сформированы.
2.6. Анализ дисграфических и дизорфографических ошибок в диктанте
Речевой материал — тексты диктантов «На даче» и «Речка Яблонька» (см. п. 1.1).
Оценка результатов: высокий уровень — отсутствие дизорфографических ошибок; уровень выше среднего — сочетание дисграфических ошибок с отдельными дизорфографическими, большинство из которых исправляется при самопроверке; средний уровень — появление большого количества орфографических ошибок на фоне дисграфических, интенсивная помощь логопеда позволяет исправить лишь отдельные из них; уровень ниже среднего — стойкие ошибки в применении орфограмм различных принципов написания, сопровождающиеся многочисленными дисграфическими ошибками; низкий уровень — стойкие дисграфические ошибки в большинстве слов, помощь взрослого неэффективна.
2.7. Исследование умения соотносить написание и произношение слов, устанавливать между ними сходство и различие
Речевой материал — слова: широкий, мяч, дочь, ненастный, мясорубка, столб, наконечник, касса.
Процедура и инструкция: прослушай слова и запиши их, объясни разницу в написании и произношении, укажи соответствующую орфограмму.
Оценка результатов: см. п. 2.4.
2.8. Исследование роли предварительного проговаривания в процессе письма
Речевой материал — все вышеописанные упражнения.
Процедура и инструкция. Перед началом диагностической работы ученик получает инструкцию проговаривать вслух записываемые им слова и предложения по слогам. В дальнейшем фиксируется, использует ли ученик данный прием при выполнении задания.
Оценка результатов: высокий уровень - точное выполнение инструкции во всех письменных заданиях; уровень выше среднего — использование проговаривания в большинстве письменных заданий; средний уровень — использование проговаривания в половине предложенных заданий, данный прием используется после повторной инструкции; уровень ниже среднего неуверенность в выполнении задания, проговаривание сопровождает написание лишь отдельных слов; низкий уровень стойкие затруднения при проговаривании, задание выполняется в отдельных случаях с интенсивной помощью логопеда.