VII. Исследование зависимости запоминания от установки личности.

Цель: изучить зависимость запоминания слов от установки личности.

Стимульный материал: два набора по 20 не связанных между собой по смыслу слов.

Первый вариант

1-я серия.

Мера, вода, туча, нога, чаша, гора, зима, рота, дума, коза, шуба, мода, пила, роса, река, зола, ядро, заяц, рога, буря.

2-я серия.

Нива, кожа, суша, доза, дача, соха, луна, роза, рука, пора, губа, поза, каша, сова, лапа, ноша, заяц, море, этюд, дочь.

Второй вариант

1-я серия.

Снег, село, лама, окно, тара, овца, арка, орех, сера, юмор, рама, обоз, дыня, холм, тяга, морс, тень, нора, шина, софа.

2-я серия.

Гриб, торс, труд, роща, рысь, итог, цель, крот, зыбь, корм, луна, вино, муха, очки, курс, борщ, флаг, гроб, снег, зона.

Ход выполнения работы:

Эксперимент состоит из двух серий.

1-я серия. Экспериментатор предлагает испытуемому запомнить и воспроизвести слова первого набора.

2-я серия. Экспериментатор предъявляет слова второго набора. Задача испытуемого – запомнить и воспроизвести слова, содержащие букву «О». Затем испытуемый должен воспроизвести все слова второго набора.

Инструкция к 1-й серии: «Вам будут предъявлены 20 не связанных между собой посмыслу слов. Ваша задача – запомнить и воспроизвести слова в любой последовательности».

Инструкция ко 2-й серии: «Вам будут предъявлены 20 не связанных между собой посмыслу слов. Ваша задача – запомнить и воспроизвести слова, содержащие букву «О». После предъявления второго набора слов,экспериментатор дает следующую инструкцию испытуемому: «Выдолжны воспроизвести все слова второго набора».

Обработка и анализ результатов:

1. Определить количество правильно воспроизведенных слов в 1-й и 2-й серии.

  Первая серия Вторая серия
Количество правильно воспроизведенных слов    
Количество воспроизведенных слов, содержащих букву «О    

2. Определить количество воспроизведенных слов, содержащих букву «О», в 1-й и 2-й серии. Проанализировать, какие слова воспроизводит испытуемый в первую очередь (особенно во 2-й серии).

3. Сделать вывод о влиянии установки на запоминание и последующее воспроизведение слов испытуемым.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006.

3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2010

4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.

5. Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001.

6. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.

7. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии. – М.: Институт практической психологии, 2002.

8. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Горбачевский и др., Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб: Питер, 2000.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

10. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов / Т.Г. Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Л. Григоренко и др.; Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002.

б) дополнительная литература

1. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: В 2 т. Т. 1. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х томах. - М.: Мир, 1992.

3. Лурия А.Р. Внимание и память. – М., 1975.

4. Марцинковская Т.Д. Общая психология: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.

5. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2004.

6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.

7. Практикум по психологии / Под. ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: МГУ, 1972.

8. Психология памяти / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М.: АСТ, 2008.

9. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. – М.: Просвещение, 1979.

10. Хофман И. Активная память. Экспериментальные исследования и теория человеческой памяти. М.: Прогресс, 2002.

11. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III: Субъект познания. Отв. Ред. В.В. Петухов. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. http://psyfactor.org/lybr.htm - библиотека сайта Пси-Фактор

2. http://psylib.kiev.ua - Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие»

3. http://scitylibrary.h11.ru/Library.htm - Виртуальная библиотека по психологии

4. http://www.petropal.narod.ru – Интернет-ресурсы для психолога

5. www.bekhterev.org – лаборатория клинической психологии и психодиагностики.

6. www.flogiston.ru – психологический форум «Флогистон: Психология из первых рук»

7. www.humanities.edu.ru – система федеральных образовательных порталов «Социально-гуманитарное и политологическое образование»

Задания для развития и контроля владения компетенциями:

Составьте схему этапов логического запоминания // Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2006. С. 169.

Лабораторное занятие № 8

Тема: Психология мышления

Цель: знакомство с методами исследования мышления; исследование влияния прошлого опыта на способ решения задач; определение особенностей понятийного мышления; оценка логического мышления; изучение индивидуальных особенностей мышления.

Организационная форма занятия:лабораторное занятие.

Материалы и оборудование: 10 словесных лабиринтов, каждый на отдельной карточке, бланк с 15 рядами чисел, оставленными по определенной закономерности, бланк с 15 анаграммами, секундомер, бланки, протоколы исследований.

Вопросы для самоподготовки:

1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности

2. Основные виды умственных операций.

3. Характеристика видов мышления.

4. Качества мышления.

5. Особенности творческого мышления.

Методические рекомендации:

У студента должно быть сформировано четкое представление о мышлении как высшем познавательном психическом процессе опосредованного и обобщенного познания (отражения) отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира; студент должен рассмотреть отличия мышления от восприятия и других психических процессов, охарактеризовать соотношение мышления речи.

У студента должно быть сформировано четкое представление об основных видах умственных операций: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация; в ходе занятия студент должен охарактеризовать суть и ошибки операции сравнения (непосредственное и опосредованное), умозаключение по аналогии, взаимосвязь анализа и синтеза с другими умственными операциями, особенности усвоения абстрактных понятий, суть и ошибки индуктивного умозаключения.

Студент должен иметь представление о генетической классификации мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; о классификации мышления по времени протекания, этапности и степени осознанности протекания познавательных процессов: аналитическое (логическое), интуитивное; о классификации мышления по функциям: творческое (созидательное), стереотипное; охарактеризовать различия между теоретическим и практическим видами мышления; рассмотреть качества мышления (самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота, критичность) и индивидуальные типы мышления: интуитивный и мыслительный (К.Г. Юнг), механически-ассоциативный и логически-ассоциативный.

Студент должен иметь представление о понятии творческого мышления, его особенностях (оригинальность, семантическая гибкость, образная адаптивная гибкость, семантическая спонтанная гибкость), условиях, способствующих или препятствующих творческому мышлению человека. В ходе занятия студент должен раскрыть значение термина «креативность», показатели и личностные детерминанты креативности (Дж. Гилфорд, Е. Торренс), продуктивное и репродуктивное мышление (К. Дункер), основные направления исследования и теории креативности, методы диагностики.

Для подготовки к занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Тихомиров О.К. Психология мышления: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Ход проведения лабораторной работы:

Наши рекомендации