Определение характера звука в словах

A. Исследование умения дифференцировать гласные и согласные звуки в словах.

Речевой материал — слова: карта, прыжок, малина, учебник, октябрь.

Процедура и инструкция: внимательно послушать последо­вательно произнесенные логопедом слова и назвать сначала гласные, а затем — согласные звуки, входящие в эти слова, объяснить свой выбор.

Оценка результатов: высокий уровень — звуки классифи­цируются правильно, уверенно; уровень выше среднего — в ходе выполнения задания допускаются отдельные ошибки, которые исправляются по подсказке логопеда; средний уровень — вы­раженные трудности при классификации смысло-различительных признаков звуков в словах, обучающая инструкция лого­педа в большинстве случаев приводит к правильным ответам; уровень ниже среднего — значительные трудности в усвоении и применении терминологии, стойкие ошибки в дифференциа­ции звуков, задание выполняется только с помощью логопеда, темп работы медленный; низкий уровень — задание не выпол­няется, помощь неэффективна.

Б. Определение согласных звуков по признаку звонкости-глухости.

Речевой материал — слова: дочка, подушка, квадрат, бра­коньер, правило.

Процедура и инструкция: определить принадлежность согласных к звонким или глухим звукам в произнесенных лого­педом словах по вопросам: «Какие в этом слове согласные глухие? Какие звонкие?».

Оценка результатов: см. п. 4.А.

B. Исследование имеющихся знаний и умений о способах обозначения мягкости согласных на письме.

Материалом исследования служат имеющиеся у ученика знания.

Процедура и инструкция: вспомни и назови способы обо­значения мягкости согласных на письме, приведи примеры, а также примеры тех согласных, которые являются всегда твер­дыми или всегда мягкими согласными звуками.

Оценка результатов: высокий уровень к- правильное и ар­гументированное выполнение задания; уровень выше средне­го — знания основных способов обозначения мягкости на пись­ме, отдельные недочеты в назывании всегда твердых и всегда мягких согласных звуков; средний уровень — знания фрагмен­тарны, ответы не аргументированы, преобладают штампы; низ­кий уровень — знания не соответствуют программным требо­ваниям, отказ от выполнения задания.

Исследование процесса чтения

(Проводится согласно общепринятой в логопедии методике.)

1. Определить характер чтения: слогов (простых и со стечени­ем согласных), слов (односложных, двусложных, много­сложных простых и сложных по звуко-слоговой структуре), предложений (простых нераспространенных и распро­страненных, сложносочиненных и сложноподчиненных), текста.

2. Определить понимание прочитанных ребенком слов, пред­ложений, текста.

3. Определить скорость чтения.

4. Указать способ чтения (побуквенное, послоговое, целыми словами).

Исследование процесса письма

(Проводится согласно общепринятой в логопедии методике.) Определить количество и характер ошибок при списывании (с печатного и рукописного текста), при письме под диктовку, при изложении, при письме предложений или текста с дефект­но произносимыми и не дифференцируемыми учащимся на слух звуками, при письме предложений или текстов с опти­чески сходными буквами.

Исследование орфографических знаний, умений и навыков

1. Исследование состояния письменной речи Определение характера звука в словах - student2.ru

Состояние письменной речи на материале диктантов

Речевой материал — тексты диктантов «На даче» (второй класс) и «Речка Яблонька» (третий класс).

НА ДАЧЕ

Стояли теплые деньки. Наша дача была у Моря. Дул морской ветерок. Утром мы пришли в сад. Там цвели красные маки. Рядом душис­тые розы.

В цветах блестели капельки росы. На ягодных кустах зрели сочные плоды. У крыльца спал кот Мурзик.

По С. Романовскому

РЕЧКА ЯБЛОНЬКА

Славное это место. Меж крутых бережков текла речка Яб­лонька. Дно реки было песчаное. Со дна били студеные ключи. Водабыла удивительно вкусная и прозрачная. По склонам речки жило семейство барсуков. Они вырыли глубокие норы с ходами и выходами.

По И. Аксенову

Процедура и инструкция. Слуховой диктант проводится согласно традиционной методике. После окончания выполнения задания логопед просит проверить написанное и подчеркнуть в словах пройденные орфограммы.

Оценка результатов: высокий уровень — безошибочное написание диктанта; уровень выше среднего - 2-3 орфографи­ческие ошибки, которые дети самостоятельно замечают и исправляют; средний уровень — 2-3 ошибки правописания, от­дельные помарки и исправления; уровень ниже среднего - 4-6 орфографических ошибок, значительное количество по­марок и исправлений; низкий уровень — письменная работа содержит более 6 орфографических ошибок, многочисленные помарки и исправления.



Наши рекомендации