Оптико-пространственный гнозис и праксис

Исследование проводится с помощью заданий на уме­ние ориентироваться в частях собственного тела, а также на умение ориентироваться в условиях логопедического каби­нета. Даются следующие инструкции: «Подними правую руку. Левой рукой дотронься до правого уха. Правой рукой закрой левый глаз. Правой рукой коснись левой ноги. Ле­вую ногу отведи в сторону.

Назови, какие предметы находятся от тебя слева? Скажи, что находится справа от тебя, перед столом? Что висит над дос­кой? Перечисли предметы, стоящие позади тебя, а затем — впе­реди тебя».

Оценка результатов: высокий уровень — инструкции вы­полняются четко, в быстром темпе; уровень выше среднего — движения точны, отмечается замедленный темп их выполне­ния или уточнения ребенком инструкции; средний уровень — движения носят неуверенный, поисковый характер, трудности переключения с одной позы на другую; уровень ниже средне­го — систематические ошибки в выполнении инструкции, зна­чительные затруднения при переключении с одной позы на дру­гую, выполнение задания требует постоянного уточнения инструкции; низкий уровень — стойкие ошибки в латерализации правой и левой рук, нарушение оптико-пространственных ориентировок, помощь экспериментатора позволяет выполнить лишь отдельные инструкции.

3. Состояние речезрительных функций (проверяется на материале элементов букв и букв алфавита)

А. Исследование знания букв, буквенного гнозиса. Оптико-пространственный гнозис и праксис - student2.ru

Материал — печатные и письменные бук­вы алфавита.

Процедура и инструкция. Ученику показывают печатные буквы алфавита и предлагают их назвать.

Аналогичное задание проводится и с ру­кописными буквами. Демонстрируются как изолированные буквы, так и ряды букв, сходных по начертанию.

Оценка результатов: высокий уровень — правильное и са­мостоятельное выполнение всех заданий; уровень выше сред­него — отдельные смешения терминов «звук» — «буква», ошибки в назывании букв обнаруживаются и исправляются самостоятельно; средний уровень - вышеописанные ошибки проявляются в более выраженной форме, они исправляются после указания на них логопеда; уровень ниже среднего - стойкие смешения и замены букв, подсказка логопеда не при­водит к исправлению всех ошибок; низкий уровень — единич­ные правильные ответы.

Б. Исследование умения конструировать и реконструиро­вать буквы.

Материал — элементы букв: Оптико-пространственный гнозис и праксис - student2.ru

Процедура и инструкция. Логопед демонстрирует элементы печатных, а затем письменных букв, просит их внимательно рассмотреть. Потом он просит ученика записать сначала печат­ные, затем письменные буквы. После этого ученику предлага­ется письменно реконструировать буквы, добавляя, перестав­ляя или заменяя элементы. Например, преобразовать и написать следующие буквы: П→Т, В→Ь, Б→Ь, О→С, В→3, Н→П,Ж→К, Ш→П.

Оценка результатов: высокий уровень — безошибочное вы­полнение задания с большим количеством вариантов написан­ных букв; уровень выше среднего — отдельные ошибки обна­руживаются и исправляются самостоятельно, замедленный темп работы; средний уровень — долгий поиск частей букв, ошибки исправляются после указания на них логопеда, конст­руируется и записывается около половины букв алфавита; уро­вень ниже среднего — затруднения более выражены и много­численны, число сконструированных букв не превышает 7; низкий уровень — единичные случаи правильного воспроизве­дения букв, помощь неэффективна.

Наши рекомендации