Умение находить в словах общую морфему

Речевой материал — слова: пришел - приехал, книжка — книжный, глазище — домище, парты — столы, слоненок — тигренок.

Процедура и инструкция: внимательно прослушай слова и сравни их по значению и по звучанию, отметь, чем они похожи; затем найди в парах слов общую часть и объясни ее значение.

Оценка результатов: высокий уровень — нахождение общей морфемы не вызывает затруднений; уровень выше среднего - правильное выделение общих морфем, отдельные ошибки в объяс­нении их лексического значения; средний уровень — указание большинства общих морфем при неумении объяснять их лекси­ческое значение; уровень ниже среднего — значительные затруд­нения при определении общих морфем, при объяснении их лек­сического значения, помощь логопеда позволяет справиться с заданием лишь в отдельных случаях; низкий уровень — задание выполняется неправильно, помощь логопеда неэффективна.

Умение производить морфологический анализ слов

Речевой материал — слова: книга, прекрасный, перешел, темно, меня.

Процедура и инструкция: прочитай слова, напечатанные на карточке, и разбери их как часть речи. Используются «па­мятки» для учащихся.

Оценка результатов: высокий уровень — правильное и са­мостоятельное выполнение задания; уровень выше среднего — самостоятельное выполнение задания с использованием «па­мятки», допущенные ошибки замечаются и исправляются са­мостоятельно или после указания логопеда; средний уровень — систематические ошибки, которые обнаруживаются и исправ­ляются с помощью педагога; уровень ниже среднего — систе­матические ошибки не исправляются даже при указании на них логопеда, нарушение последовательности действий, указанных в «памятке»; низкий уровень - помощь логопеда помогает до­биться единичных правильных ответов.

6. Понимание и воспроизведение текста Умение находить в словах общую морфему - student2.ru

Исследование умения пересказывать текст

Речевой материал — рассказы:

2 класс (по программе 1-3)

В ПОЛОВОДЬЕ

Мы поплыли на лодке к островку. Его быстро заливало водой. По островку бродил лось. Под ку­стом лежал маленький лосенок. Вот почему лосиха не хотела покидать островок! Ее детеныш не умел плавать.

Мы взяли лосенка в лодку. Лосиха поплыла следом. Вот лодка чиркнула о дно. Лесник вынес малыша на берег.

Скоро к берегу подплыла лосиха. Лосенок побежал на зов матери.

По Т.Л.Скребицкому

3 класс (по программе 1-3)

ПЕТУХ И НАСЕДКА

Во дворе наседка водит цыплят. Она теперь не просто курица. Она мама большого семейства. И очень изменилась, когда стала мамашей.

Была щупленькая и гладкая, а теперь растопорщилась, рас­пушилась. Была робкая и тихая, а теперь стала отчаянной. На кошку бросается. Собаку от цыплят отгоняет.

Приблизился было кцыплятам петух, главный куриный начальник. У него хвост фонтаном, у него борода, у него красные серьги и изогнутые шпоры на лапах. Он и людей не боялся. Орел!

А тут и моргнуть не успел. Налетела наседка да клювом его. Присел петух на свои шпоры. И стремглав под забор.

По Э. Шиму

Процедура и инструкция: внимательно послушай рассказ, приготовься его пересказать и ответить на вопросы по содер­жанию текста.

Предлагается:

а) пересказать текст своими словами, выде­лив основную мысль;

б) передать последовательность описан­ных событий и удержать их определенное время в памяти;

в) соотнести содержание текста с реальной действительностью, абстрагируя отдельные явления;

г) передать свое отношение к прочитанному;

д) найти в тексте слова на пройденные правила правописания, объяснить свой выбор.

Оценка результатов: высокий уровень — правильное и са­мостоятельное выполнение всех заданий; уровень выше сред­него — пересказ текста полный, логичный, последовательный, отмечаются трудности в формулировке своими словами основ­ной мысли сюжета, а также в нахождении слов на отдельные правила правописания; средний уровень — пересказ текста но­сит механический характер, недостаточно сформированы про­цессы абстракции и обобщения, «ошибкоопасные» места в сло­вах обнаруживаются с помощью педагога; уровень ниже среднего — нарушение последовательности описываемых собы­тий, неумение обобщать и делать самостоятельные выводы, помощь взрослого позволяет найти отдельные слова на прави­ла правописания; низкий уровень — грубые нарушения в изло­жении сюжета рассказа, процессы абстракции и обобщения не сформированы, неумение найти «ошибкоопасные» места в сло­вах даже при интенсивной помощи логопеда.

6.2. Исследование умения работать с деформированным текстом Умение находить в словах общую морфему - student2.ru

Наши рекомендации