Второй секрет: Одноминутные Похвалы
Когда молодой человек покинул кабинет Тренеля, его вдруг осенила простота того, что он услышал.
“Это определенно здравая идея. Ведь как можно быть эффективным менеджером, пока ты и твои люди не знают точно, что им делать. И каков эффективный способ сделать так, чтобы они это знали?” — подумал он.
Молодой человек прошел через все здание и поднялся на лифте на второй этаж. Войдя в кабинет мистера Ливая, он удивился молодости хозяина кабинета. Ливаю было, вероятно, около 30.
— Ну что, познакомились со стариком? Славный человек, не так ли?
Он уже начинал привыкать, что Одноминутного Менеджера называют “славным человеком”.
— Полагаю, что так, — ответил молодой человек.
— Он вам говорил, что он Одноминутный Менеджер? — спросил Ливай.
— Конечно. А что, это неправда? — спросил в ответ молодой человек и удивился бы, если бы услышал ответ, отличный от того, что сказал Тренель.
— Не могу сказать. Я его почти не вижу.
— Вы хотите сказать, что никогда не получаете от него помощи? — спросил молодой человек.
— Почти никакой, хотя он уделяет мне довольно много времени, когда поручает мне какую-то новую работу.
— Да, я знаю об Одноминутной Целеустановке, — перебил его молодой человек.
— Вообще-то я имел в виду не Одноминутную Целеустановку. Я подразумевал Одноминутные Похвалы.
— Одноминутные Похвалы? — переспросил молодой человек. — Это, может быть, второй секрет становления Одноминутным Менеджером?
— Да, именно так. Когда я только приступил к работе здесь, Одноминутный Менеджер очень четко дал мне понять, что он намерен делать.
— Что же это было? — спросил посетитель.
— Он сказал, что мне будет гораздо легче работать, если я буду знать его абсолютно четкое мнение о моей работе. Он сказал также, что желает мне успеха. Он хотел бы, чтобы я стал большим подспорьем для организации и радовался своей работе. Он сказал, что поэтому он будет стараться самым недвусмысленным образом давать мне знать, когда я работаю хорошо, а когда плохо. А потом предупредил меня, что поначалу это может быть не очень приятно для нас обоих.
— Почему? — спросил гость.
— Потому что большинство менеджеров не управляют людьми таким образом и люди не привычны к этому. Но он уверил меня, что такая обратная связь очень поможет мне.
— Не могли бы вы привести пример того, о чем говорите? — попросил молодой человек.
— Конечно, — ответил Ливай. — Вскоре, после того как я приступил к работе, я заметил, что после Одноминутной Целеустановки менеджер оставался в тесном контакте со мной.
— Что вы называете “тесным контактом”? — спросил молодой человек.
— Тесный контакт поддерживался двумя способами, — пояснил Ливай. — Во-первых, он пристально следил за моей деятельностью. Казалось, он всегда неподалеку. Во-вторых, он заставлял меня вести подробные записи своего прогресса и присылать ему их.
— Это интересно, — сказал молодой человек. — Зачем это ему?
— Сначала я думал, что он шпионит, не доверяет мне. Потом я узнал от других его подчиненных, зачем он это делает.
— Так зачем же? — нетерпеливо спросил молодой человек.
— Он старался поймать меня на чем-нибудь хорошем, — сказал Ливай.
— Поймать на чем-нибудь хорошем? — удивленно переспросил молодой человек.
— Да, — ответил Ливай. — У нас есть девиз:
Помогайте людям реализовать их потенциал.
Ловите их на том, что они что-то делают правильно.
Ливай продолжал:
— В большинстве организаций менеджеры тратят большую часть своего времени, стараясь поймать людей на чем? — спросил он молодого человека.
Молодой человек улыбнулся и сказал со знанием дела:
— На том, что они делают что-то неправильно.
— Верно! — сказал Ливай. — А мы делаем акцент на позитиве. Мы ловим людей на том, что они что-то делают правильно.
Молодой человек что-то записал в свой блокнот, после чего спросил:
— Мистер Ливай, а что происходит, когда Одноминутный Менеджер ловит вас на чем-нибудь хорошем?
— Тогда он раздает Одноминутные Похвалы, — с явным удовольствием отозвался Ливай.
— Что это значит? — поинтересовался молодой человек.
— Когда он видит, что вы что-то сделали правильно, он подходит и кладет руку на плечо или дружелюбно касается вас — входит в контакт.
— Его прикосновение не мешает вам? — спросил молодой человек.
— Отнюдь! — возразил Ливай. — Наоборот, помогает. Я знаю, что он заботится обо мне и желает мне успеха. Он говорит: “Чем больше преуспевают ваши подчиненные, тем выше поднимаетесь вы сами по карьерной лестнице”.
Ливай продолжал:
— Когда он входит в контакт, это длится одно мгновение, но еще раз подтверждает, что мы с ним на одной стороне. После этого он смотрит вам прямо в глаза и в точности говорит, вам, что вы сделали правильно и как ему это приятно.
— Никогда не слышал, чтобы менеджеры так поступали, — вмешался молодой человек. — Должно быть, вы чувствуете себя при этом очень хорошо.
— Конечно, — подтвердил Ливай. — По нескольким причинам. Во-первых, я получаю похвалу сразу после того, как я что-то сделал правильно. Мне не приходится ждать ежегодного собрания, если вы понимаете, что я имею в виду.
Оба улыбнулись.
— Во-вторых, — продолжал Ливай, — поскольку он четко конкретизирует, что я сделал правильно, я знаю, что он говорит искренне и действительно понимает, чем я занимаюсь. В-третьих, он последователен.
— Последователен? — переспросил молодой человек.
— Да, — подтвердил Ливай. — Если я работаю хорошо и заслуживаю похвалы, он хвалит меня, даже когда в других областях дела идут неважно. Он может быть обеспокоен другими вопросами, но он реагирует на мои успехи, а не на свои тревоги. И я очень ценю это.
— Не отнимают ли все эти похвалы слишком много времени у менеджера? — спросил молодой человек.
— Нет, — сказал Ливай. — Помните, что не нужно хвалить кого-то очень долго, чтобы он понял, что вы заметили его успех и заботитесь о нем. Обычно это занимает не более минуты.
— И потому это называется Одноминутной Похвалой, — произнес молодой человек, записывая то, что узнал.
— Верно, — подтвердил Ливай.
— И он постоянно пытается поймать вас на чем-то хорошем? — спросил молодой человек.
— Нет, конечно, — ответил Ливай. — Он делает это, когда вы только начинаете работать здесь, или когда начинаете какой-то новый проект, или приступаете к новым обязанностям. Когда вы достаточно входите в курс дела, его вы уже практически не видите.
— Почему? — спросил молодой человек.
— Потому что и у вас и у него есть другие возможности понять, заслуживает ли ваша работа похвалы. Вы оба можете анализировать данные в информационной системе — цифры продаж, расходы, производственные графики и так далее. И, кроме того, — добавил Ливай, — через некоторое время вы сами начинаете ловить себя на чем-то хорошем и хвалить себя. Вы всегда думаете, за что бы он мог вас похвалить еще раз, и это подстегивает вас, даже когда его нет поблизости. Все очень просто.
_______________ 47 _______________
Я никогда в своей жизни не работал так интенсивно, как сейчас.
— Это действительно интересно, — прокомментировал молодой человек. — Таким образом, Одноминутная Похвала есть секрет того, как стать Одноминутным Менеджером.
— Да, пожалуй, — сказал Ливай улыбаясь. Ему нравилось наблюдать, как кто-то еще узнает секреты Одноминутного Управления.
Заглянув в свои записи, посетитель вкратце повторил все, что узнал об Одноминутной Похвале.
Одноминутные
Похвалы:
Резюме
Одноминутная Похвала хорошо воздействует, когда вы:
1. Говорите людям в лицо, что вы собираетесь высказать свое мнение об их работе.
2. Хвалите людей не откладывая.
3. Конкретно говорите людям, что они сделали правильно.
4. Говорите людям, как вам приятно то, что они сделали правильно, как это поможет организации и всем работающим в ней.
5. Делаете паузу, чтобы дать им почувствовать, как вам приятно.
6. Побуждаете их добиваться еще больших успехов.
7. Пожимаете руки или иным образом устанавливаете контакт, чтобы стало ясно, что вы поддерживаете их работу в организации.
— Каков же третий секрет? — горя от нетерпения спросил молодой человек.
Ливай рассмеялся, радуясь энтузиазму собеседника, поднялся со своего стула и сказал:
— Почему бы вам не спросить об этом у миссис Браун? Как я понимаю, вы планировали поговорить и с ней тоже?
— Да, — признался молодой человек. — Что ж, спасибо, что уделили мне столько времени.
— Это ничего, — возразил Ливай. — Времени у меня теперь много — вы же видите, что я сам теперь Одноминутный Менеджер,
Посетитель улыбнулся. Он уже слышал это где-то раньше.
Ему захотелось подумать над тем, что он узнал. Он покинул здание и пошел по тропинке среди деревьев. Его вновь поразили простота и разумность того, что он услышал. “С эффективностью такого подхода — ловить людей на том, что они делают правильно, — не поспоришь, — думал он, — особенно когда они знают, что им нужно делать и что понимается под хорошим исполнением”.
“Но действительно ли эти Одноминутные Похвалы результативны? — гадал он. — Приносят ли все эти идеи насчет Одноминутного Управления реальные результаты — итоговые результаты?”
Пока он прогуливался, его любопытство касательно результатов нарастало. Поэтому он вернулся к секретарше Одноминутного Менеджера и попросил ее договориться о переносе встречи с миссис Браун на следующее утро.
— Завтра утром получится, — сказала мисс Меткалф, повесив трубку. — Миссис Браун велела передать вам, что вы можете зайти в любое время, кроме пятницы утром.
Потом она позвонила в город и договорилась о другой встрече, о которой попросил молодой человек. Ему захотелось поговорить с миссис Гомес, работавшей в главном офисе компании.
— У них есть информация обо всех предприятиях и подразделениях компании, — сказала ему мисс Меткалф со знанием дела. — Я уверена, что вы найдете там все, что нужно.
Он поблагодарил ее и ушел.
Оценка
Пообедав, молодой человек отправился на встречу с миссис Гомес, женщиной лет сорока с небольшим, выглядевшей весьма компетентной. Перейдя к делу, молодой человек спросил:
— Не могли бы вы сказать, какое из ваших подразделений по всей стране работает наиболее продуктивно и эффективно. Я бы хотел сравнить это с деятельностью так называемого Одноминутного Менеджера.
Он не смог удержаться от смеха, когда миссис Гомес ответила:
— Ну, нам не придется долго искать, потому что подразделение Одноминутного Менеджера как раз и есть то, о чем вы спрашиваете, — самое продуктивное и эффективное из всех наших предприятий. Он славный человек, не так ли?
— Это невероятно, — сказал молодой человек. — Может, у него самое лучшее оборудование?
— Вовсе нет, — сказала миссис Гомес. — Напротив, довольно старое.
— И все-таки тут что-то не так, — произнес молодой человек, все еще недоумевая по поводу управленческого стиля старика. — Скажите, он теряет многих людей? У него большая текучесть кадров?
— Если вдуматься, — сказала миссис Гомес, — у него действительно большая текучесть кадров.
— Ага! — воскликнул молодой человек, полагая, что он что-то нашел.
— Что происходит с этими людьми, когда они покидают Одноминутного Менеджера? — поинтересовался молодой человек.
— Они возглавляют новые подразделения, — быстро ответила миссис Гомес — Проработав у него пару лет, они говорят: “Кому нужен менеджер?” У него лучшая в мире подготовка кадров. Когда у нас открывается вакансия и требуется новый менеджер, мы звоним ему. У него всегда есть кто-нибудь наготове.
Потрясенный молодой человек поблагодарил миссис Гомес за уделенное ему время. Но на этот раз получил иной ответ.
— Я рада, что смогла уделить вам минутку сегодня, — сказала она. — В остальные дни недели я очень занята. Хотелось бы мне знать секреты Одноминутного Менеджера. Было бы здорово съездить к нему и поговорить, но у меня совершенно нет времени.
Молодой человек, улыбнувшись, сказал:
— Я подарю вам эти секреты, когда сам узнаю их. Он как раз открывает их мне.
— Это был бы бесценный подарок, — сказала миссис Гомес. Она обвела глазами кавардак, царивший в ее кабинете, и добавила: — Мне пригодилась бы любая помощь.
Молодой человек покинул кабинет миссис Гомес и вышел на улицу, качая головой. Он с нетерпением ждал следующего дня — когда он узнает третий секрет того, как стать Одноминутным Менеджером.