Передача эмоций ребенку или подростку.
Одна из причин негативного отношения детей к посещению стоматолога - страх. В период с 2 до 3лет отмечается увеличение числа детских страхов: в 2 года дети чаще всего боятся именно посещения врача, а с 3 лет присоединяется страх темноты и одиночества. В 6-7 лет ведущим у детей становится страх смерти, а в 7-8 – страх смерти родителей. С 7-11 лет ребенок больше всего боится быть «не тем», сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым нормам и требованиям. Стоматологу надо знать, что наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов слишком много, то следует говорить о наличии тревожности в характере ребенка. Тревожные дети особенно часто испытывают острый эмоциональный дискомфорт в кресле стоматолога. Дети опираются на эмоции родителей, что помогает им регулировать собственное поведение. Дети перенимают страх и опасение своих родителей по отношению к стоматологическому лечению как на основе единичного, так и долгосрочного опыта.
Особенности создания благоприятного эмоционального поведения ребенка в кабинете стоматолога:
- Персонал стоматологической клиники должен быть спокойным и наряду с добрым, ласковым отношением ребенок должен чувствовать непреклонную волю врача, и всякое послабление здесь противопоказано иначе лечение превратится в мучительную и мало результативную процедуру.
- Важно использовать уверенные и доброжелательные интонации, нельзя заигрывать с детьми, пытаться завоевать их доверие неискренней лаской или умильным сюсюканьем. Дети остро чувствуют неправду и не любят таких врачей.
- Физическая приближенность:
1. Сначала работайте спереди на уровне глаз, инструменты старайтесь не показывать ребенку перед лицом.
2. Учитывайте понятие «интимной зоны» ребенка. Эта зона приблизительно45 см вокруг ребенка, но варьирует в зависимости от его культуры (менталитета). По необходимости врач может вторгаться в это пространство, периодически останавливаясь между процедурами, давая возможность ребенку привыкнуть.
- Распределение времени:
1. Лучше вводить новые процедуры в определенном порядке
2. Ребенок будет легче переносить лечение, если сначала производить менее инвазивные манипуляции.
- Стоматологические инструменты и одежда:
1. Никогда не приветствуйте ребенка в маске и перчатках.
2. Объясните необходимость защитной одежды.
3. Познакомьте детей с соответствующим инструментом.
- Разговор с родителями:
1. Чрезвычайно важно для стоматолога иметь положительное отношение и с детьми, и с их родителями.
2. Хорошо информируйте родителей. Нельзя гиперболизировать или дипломатически отклоняться от ответа о состояние здоровья ребенка т.е. врач кратко и точно информирует родителей о состоянии ребенка, плане лечения, о проведенном лечении сегодня и, что будет проводиться в следующее посещение. Лучше кратко, но письменно указывать детали домашнего режима и повторные сроки наблюдения.
3. Расспрашивая о личностной информированности, никогда не забывайте привлекать ребенка к обсуждению там, где это возможно.
4. Важно изолировать ребенка от родителей для обсуждения более деликатных вопросов. Можно попросить ассистента занять ребенка, например, визитом к аквариуму.
- Особая организация первичного посещения:
1. Темп первого посещения должен быть низким.
2. Ребенка знакомят с поликлиникой, кабинетом, врачом, инструментами в комфортной обстановке, чтобы впечатления от визита остались веселыми и интересными.
3. Предпочтительны относительно простые и менее травмирующие процедуры.
4. Используйте предварительные записи.
- Методики поведения, уменьшающие страх и чувствительность к боли:
1. Расскажи – покажи – сделай
2. Игровой юмор (использовать смешные таблички и призывать к действию воображение).
3. Развлечение (переключать внимание ребенка от беспокойных мыслей, привлекая к чему-либо)
4. Усиление позитивного (реальная или социальная награда за желательное поведение)
5. Моделирование (обеспечение примера или демонстрация образа действия)
6. Оформление (удачные продвижения к желательному поведению)
7. Стирание граней (обеспечение внешних значений и постепенная отмена внешнего контроля).
8. Постепенное отвыкание (снижать беспокойство путем представления сначала предметов и ситуаций, внушающих меньший страх, затем постепенно вводить стимуляторы, провоцирующие больший страх).
9. Фраза «тебе не будет больно» является изначально неверной, т.к. понятие боли не должно фигурировать при общении с ребенком в принципе. Необходимо настроить на данную модель поведения и родителей.
10. Важно учитывать стадию интеллектуального развития ребенка. В среднем до 7 лет дети верят в то, что видят и слышат, в старшем возрасте лучше не пытаться обмануть ребенка, т.к. у детей начинает развиваться логическое мышление.
Оценка нервно-психического развития ребенка, его физическое
и интеллектуальное развитие.
Четко произносите слова и повторяйте фразы несколько раз. Объясняйте ребенку, что вы делаете в данный момент. Роль стоматолога, как члена команды лечащих врачей выявить возможные физические и психические патологии.
Критерии оценки:
1. Соответствие внешнего вида ребенка его возрасту.
2. Общая оценка состояния ребенка: хорошее, удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое, крайне тяжелое, агонирующее.
3. Сознание: ясное, спутанное, затемненное (помраченное, ступор, сопор, кома, обморок).
4. Настроение: ровное, спокойное, приподнятое, подавленное, тревожное.
5.Выражение лица: спокойное, возбужденное, безразличное, маскообразное, утомленное.
5.3. Глаза – разрез глаз, ширина глазной щели, частота моргания.
5.4. Зрачки – широкие, узкие, реакция на свет, косоглазие.
6. Положение: активное, пассивное, вынужденное
7. Речь ребенка: внятная, невнятная.
8. Нарушение походки, слабость в конечностях, дрожание, судороги.
9. Умственное отставание по возрасту, нарушение внимания, нарушения с питанием, низкий уровень воспитания, очевидность плохого обращения с ребенком – ушибы, выбитые зубы, ожоги от сигарет, одежда не соответствующая погоде, проблемы здоровья, царапины, переломы.
10. Голова
10.1 Форма – правильная, ассиметрия, долихоцефалия, брахицефалия.
10.2. Размеры – среднего, крупная, микроцефалия.
11. Телосложение: правильное, имеются отклонения; сутулость, сколеоз, кифоз, лордоз, деформации.
12. Пропорциональность, выраженность подкожно-жировой клетчатки, рост, вес.
13. Мышцы: степень развития, тонус (нормальный, повышенный, пониженный); болезненность при пальпации, при движениях пассивных и активных.
14. Кости: деформации, искривления и др.
15. Суставы: конфигурация, движения, активные, пассивные, свободные, ограниченные (степень), болезненность и хруст при ощупывании, отечность, припухание, флюктуация.
Стоматолог обязательно должен обсудить с родителями и ребенком необходимость обращения к специалисту.Поговорите с родителями в приватной манере, проинформируйте их о признаках и симптомах не обвиняя их и не привлекая к ответственности.Когда родители поймут проблему, направляйте их к специалисту.Подчеркивайте хорошие качества ребенка и необходимость помощи специалиста для хорошего дальнейшего развития ребенка.
Оформление медицинской карты