Ориентировочные показатели нервно-психического развития детей до 7 лет
(Н. В. Ежова, Е. М. Русакова, г. и. Кащеева, 1997)
Первый год жизни
Воз- раст | Зрительные ориентировочные реакции | Слуховые ориентиро- . вочные реакции | Эмоции | Движения рук и действия с предметами | Движения общие | Подготовительные этапы развития | Навыки и умения в процессах | |||||||||
Понимание речи | Активная речь | |||||||||||||||
(Аз) | (Ас) | (Э) | (др) | (До) | (ПР) | (АР) | (Н) | |||||||||
дней | Удерживает в поле зрения движущиеся предметы (ступенчатое движение) | Вздрагивает и мигает при резком звуке | - | |||||||||||||
18-20 дней | Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого) | Успокаивается при сильном звуке | ||||||||||||||
1-й месяц | Появляется плавное прослеживание движущегося предмета | Прислушива- ется к звуку и голосу взрослого | Первая улыбка в ответ на разговор взрослого | Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову | ||||||||||||
2-й месяц | Дпительное зрительное сосредоточение на лице взрослого или неподвижном предмете Дпительно следит за движущейся игрушкой или взрослым (на расстоянии до 1 м.) | Поворачивает голову к источнику длительного звука | Быстро отвечает улыбкой на разговор | Лежа на животе, поднимает и непродолжительно (1-2 мин) удерживает голову | ||||||||||||
З-й месяц | Фиксирует взгляд на неподвижных предметах, находясь в любом положении | Отчетливое слуховое сосредоточе- ние | В ответ на разговор проявляет радость улыбкой, оживленными движениями ножек, звуками (комплекс оживления) | Случайно наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью | Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечье, высоко подняв голову При поддержке подмышки крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах Удерживает голову в вертикальном положении на руках у взрослого | |||||||||||
4-й месяц | У знает мать (радуется) | Находит глазами невидимый источник звука | Громко смеется | Захватывает подвешенную игрушку | - | Гулит | Придерживает руками грудь или бутылочку во время кормления | |||||||||
Зрительные ориентировочные реакции | Слуховые ориентиро- вочные реакции | 3моции | Движения рук и действия с предметами | Движения общие | Подготовительные этапы развития | Навыки и умения в процессах | |||
Воз- раст | |||||||||
Понимание речи | Дктивная речь | ||||||||
(ДЗ) | (Де) | (3) | (Др) | (до) | (ПР) | (ДР) | (Н) | ||
5.й месяц | Отличает близких людей от чужих (по разному реагирует) | Узнает голос матери Различает строгую и ласковую интонацию речи | Четко берет игрушку из рук взрослого Удерживает в руке игрушку | Долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук Переворачивается со спины на живот Ровно устойчиво стоит при поддержке подмышКи | Подолгу певуче гулит | Ест с ложки густую и полугустую пищу | |||
б-й месяц | Па-разному реагирует на свое и чужое имя | Свободно берет игрушку из разных положений и подолгу занимается, перекладывает из одной руки в другую | Переворачивается с живота на слину Пытается ползать | Произносит отдельные слоги (начало лепета) | Хорошо ест с ложечки, снимая пищу губами | ||||
7-й месяц | Игрушкой стучит, размахивает, бросает ее | Хорошо ползает | На вопрос | Подолгу лепечет | Пьет из чашки, | ||||
«где?» находит | которую | ||||||||
взглядом | держит | ||||||||
предмет, | взрослый | ||||||||
находящийся | |||||||||
постоянно в | |||||||||
определенном | |||||||||
месте | |||||||||
8.й месяц | Игрушками занимается долго, подражает действиям взрослого (катает, стучит, вынимает ит. д.) | Самостоятельно садится, сидит, ложится Встает, держась за барьер, стоит и опускается Переступает, держась за барьер | На вопрос «где?» находит несколько предметов на постоянных местах, по слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа, \ например, «ладушки», «дай ручку» И др.) . | Сам держит корочку хлеба (сухарик) | |||||
9-й месяц | Плясовые движения под плясовую мелодию | Действует с предметами по разному, в зависимости от их свойств (катает, открывает, | Переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь руками | На вопрос <<[де?» находит и достает предмет из множества игрушек Знает свое имя | Подражает взрослому, повторяя слоги, имеющиеся в его лепете | Хорошо пьет и чашки, слегка придерживая ее руками Спокойно сидит на горшке | |||
Зрительные | Слуховые | Движения рук | Подготовительные этапы | Навыки и | ||||
ориентиро- | развития | |||||||
Воз- | ориентировочные | ЭМОЦИИ | и действия с | Движения общие | умения в | |||
вочные | Понимание | |||||||
раст | реакции | реакции | предметами | речи | Активная речь | процессах | ||
(Аз) | (Ас) | (Э) | (Др) | (до) | (пР) | (АР) | (Н) | |
1О-й месяц | Самостоятель- но и по проо,бе Выполняет раз- личные действия: открывает, закрывает, до- стает, выкла- дывает и др. | Поднимается на невысокую поверхность и сходит с нее | По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы | Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лексиконе | ||||
11-й месяц | Oвладевает новыми действиями и начинает выполнять их по просЬбе взрослого, накладывает кубики, снимает и одевает кольца с большими отверстиями | Стоит самостоятельно без опоры Делает первые самостоятельные шаги | Первые обоб- щения в пони- маемой речи (по слову нахо- дит любой предмет, лю- бую куклу, все машины и пр.) | Произносит первые слова - обозначения (дай, на, ав, па, ба и пр.) |
2-й | Узнает на фотографии знакомоnз взрослого | Выполняет самостоятель- но разученные действия с игрушками (катает, кормит и т.д.). Переносит все действия разученные с одним предметом, на другой (возит, кормит, баюкает и Т'п.) | Ходит самостоятельно без опоры | Понимает (без показа) названия предметов, действий, имена взрослых, выполняет поручения (принеси , найди, отнеси, попожи на место) Понимает слово « нельзю, | Легко подражает новым словам Произносит до 10 облеNенных слов | Самостоятель- но берет чаШК) и пьвт | ||||||||||||||||
месяц | ||||||||||||||||||||||
Второй год ЖИЗНИ | ||||||||||||||||||||||
Возраст | Понимание речи | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра и действия | Движения | Навыки | ||||||||||||||||
с предметами | ||||||||||||||||||||||
1 г. 1 мес- 1г.Змес | Запас понимаемых слов быстро расширяется | Пользуется отдельными облеNенными словами в момент двигательной а ктивности и радости (машина - би би, собака - ав ав) | Играя, различает два разных по величине предмета (два кубика) | Воспроизводит в игре разученные действия (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень) | Ходит длительно, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится) | Самостоятельно ест густую пищу пожкой | ||||||||||||||||
Возраст | Понимание речи | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра и действия | Движения | Навыки |
с предметами | ||||||
1 г.Змео- | Находит по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету или величине | Попьзуется облегченными и правильно произносимыми словами. Называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности | Играя, разпичает три разных по величине предмета (например три кубика) | Отражает в игре наблюдаемые действия | Перешагивает через препятствия приставным шагом (например, через палку, лежащую на полу) | Самостоятепьно ест жидкую пищу ложкой |
1 г.6мес | ||||||
1 г.7мео- | Понимает несложный | Пользуется двсложными предложениями | из предметов разной формы (3-4) по образцу и слову подбирает предмет такой же формы (например к кv6икv кУбик) | Строит ворота, домик, скамейку | Ходит по ограниченной поверхности шириной 15-20 см и приподнятой над полом на 15-20 см. | Частично снимает одежду с небольшой помощью взрослого (ботинки, шапку) |
1 г.9мес | рассказ по сюжетной | |||||
картинке. Отвечает | ||||||
на вопросы взрослого | ||||||
1 г .1Омес- | Понимает короткий рассказ о знакомых ему по опыту событиях | При общении со взрослыми пользуется двухсловными предложениями, употребляя припагательные и местоимения | По образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета | Вигре воспроизводит ряд последовательных действий, начало сюжетной игры (куклу купает и вытирает) | Преодолевает препятствия, чередуя шаг | Частично надевает одежду (ботинки, шапку) с небольшой помощыо взрослого |
2г. | ||||||
Третий год жизни
Возраст | Активная речь (Ар) | Сенсорное развитие, | Сюжетная игра (И) | Навыки в одевании | Движения (д) | |
грамматика | вопоосы | восприятие цвета (С) | (Н) | |||
2 года | Строит предложения из трех и более слов | Появляются вопросы «где?», «когда?» | Подбирает по образцу предметы основных цветов | Игра носит сюжетный | Самостоятельно одевается, но не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки | Приставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу (палка, веревка, кубик) при расстоянии между ними около 20 см. |
6 мес | характер, в игре действует | |||||
взаимосвязанно и после- | ||||||
довательно (кормит кукол, | ||||||
укладывает их спать) | ||||||
3 года | Начинает употреблять придаточные предложения | Появляются | Называет четые | Появляются элементы ро- левой игры (например, играя с куклой говорит «я - мама», «Я- доктор») | Одевается самостоятельно, может застегивать ny- говицы, зашнуровывать обувь с небольшой по- мощью взрослого | Переступает через препятствие высотой 1 15 см чередующимся шагом |
вопросы «ког- | основных цвета | |||||
да?», | ||||||
«почему?» | ||||||
Четвертый год
Моторное развитие | Сенсорное развитие | Умственное развитие | Игровая деятельность | Поведение | Навыки |
Свободные, координированные движения рук, лри ходьбе не шаркает ногами Бросает мяч двумя руками, опвnкивает и ловит его, не прижимая к груди Прыгает с высоты и в длину на 15- 20 см, подскакивает на месте с отрывом от пола По сигналу может задерживать движение Заводит ключом механическую игрушку, умеет правильно держать карандаш и проводить линии Любит лазать Умеет правильно держать карандаш и проводить горизонтальные и вертикальные линии | Знает 6 основных цветов, подбирает предметы по цвету и опенку Знает и подбирает «КРУГ», «квадрат», «треугольник», умеет сопоставлять по длине, ширине, высоте Правильно ориентируется в пространстве, знает «около», «рядом», «за», узнает на ощупь предметы | Знает «много», «мало», «ОДИН», считает до пяти, знает времена года, времена суток Знает вопросы «что?», «зачем?», «почему?» Внимательно слушает, пересказывает, выделяет существенное звено в сказке, называет сюжет картины Речь фразовая, грамматически оформленная | Появляется сюжетно-ролевая игра с 2-3 детьми Продолжительность игры от 1 О до 40 мин Появляются любимые игры, любит играть со строительными материалами Занимается конструированием более 10 мин, обыгрывает постройку - «гараж», «комната», «домию) | Внимательно слушает, что говорят взрослые, называет взрослых по имени, отчеству Соблюдает элементарные правила поведения в обществе Сформированы гигенические навыки - опрятность, умывание, мытье после туалета | Самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, молнии, не не зашнуровывает ботинки Самостоятельно кушает, при этом правильно держит ложку, умеет пользоваться вилкой Самостоятельно умывается и вытирается |
Пятый год жизни
Моторное развитие | Сенсорное развитие | Умственное развитие | Игровая деятельность | Поведение | Навыки |
Формируется правильная осанка, правильно держит голову при ходьбе и беге Хорошо координирует дви- жения рук и ног при ходьбе Умеет ходить и бегать по кругу на носочках, взявшись за руки, без боязни прыгает с высоты Может ходить по бруску высотой 20- 30 см и шириной 20 см Ударяет мяч о землю и ловит его Четко координирует движения пальцев при конструиро- вании | Знает восемь цветов, при рисовании использует не только цвета, но и их опен- ки Может расставить предметы в возрастающем и убывающем порядке Ориентируется в сторонах соб- ственного тела и тела собеседника | Считает до пяти; сравнивает небольшие количества Формируются обобщенные понятия типа «мебель», «фрукты», <пранспорп) и т.д. В рассказе может выделить причинно- следственные отно- шения Речь фразовая, с хорошим про- . изношением | Увеличивается разнообразие игр, обобщается сюжет -ный замысел игры Стержнем игры являются вза- имоотношения между людьми В игре подчиняется определенным правилам, отража- ющим общественные фун- кции Продолжительность игры 40-50 мин. | Рассуждает по поводу увиденного, делает критические замечания Появляются зачатки ответственности за порученное дело, стремится быть полезным окружающим Умеет подчинять свои желания требованиям взрослых, начинает усваивать правила взаимоотношений | Умеет правильно пользоваться предметами домашнего обихода Умеет поддерживать чистоту и порядок в комнате Полностью самостоятельно одевается, в том числе завязывает шнурки |
Шестой год жизни
Моторное развитие | Сенсорнoe развитие | Умственное развитие | Игровая деятельность | поведение | Навыки |
Движения приобретают лег- кость и изящество, энергичны и точны Увлеченно прыгает с разбега в высоту и длину Размахивается при метании предмета Ловит мяч одной рукой Может ходить боком по скамейке Умеет прыгает на месте, чередуя ноги Свободно рисует карандашом и красками, вырезает ножницами любые формы | Тщательно, планомерно ис- следует предметы зрительно и осязательно Определяет и называет новые геометрические формы - ромб, овал Правильно называет опенки цветов roлубой, розовый, фиолетовый, серый | Считает до десяти, складывает единицы, имеет понятие о делении на равные части Последовательно называет дни недели, времена года Может обобщать 4-5 предметов методом исключения, называет составляющие понятий, обобщаюших предметы Делает последовательные умозаключения по 2- 4 картинкам, рассуждает, речь не косноязычная | Проявляет устойчивый интерес к игре Есть любимые игры и роли Сюжет игры приобретает на- ибольшую полноту, яркость и выразительность В игре наиболее часто отражается жизнь окружающих людей | Согласует свою деятельность с другими людьми Начинает соэнательно выполнять правила поведения, но и следит, чтобы их выполняли другие дети | Все умеет делать самостоятельно - умываться, одевать- ся, пользоваться столовыми приборами Активно поддерживает порядок и чистоту в доме и детсаде Свободно пользуется ножницами |
Седьмой год жизни
Моторное развитие | Сенсорное развитие | Умственное развитие | Игровая деятельность | Поведение | Навыки |
Может быстро перестраиваться во время движения, равняться в шеренге, колонне, круге Может выполнять ритмичные движения в указанном темпе Может кататься на лыжах, коньках, самокате, трехколесном велосипеде Учится плавать без поддержки, играть в бадминтон, теннис Хорошо умеет работать с разными материалами - бумаroй, картоном, тканью Вдевает нитку в иголку, пришивает пуговицу Может пользоваться пилой и молотком | Правильно называет. простые и сложные геометрические формы Правильно указывает основные различия между геометрическими формами При рисовании использует не только цвета, ни и их опенки | Владеет прямым и обратным счетом в пределах десяти, решает простейшие задачи на сложение и вычитание Дифференцирует количество независимо от формы, величины, обобщает методом исключения, мотивирует Четко устанавливает связи, выделяет существенное звено Владеет большим запасом слов, речь грамматически офор- млена, знает буквы, читает слоги | Создает план игры, совершенствует ее замысел В процессе игры обобщает и анализирует свою деятельность Игра может продолжаться в течение нескольких дней Отдает предпочтение групповым играм | Испытывает сложные мораль- ные переживания за сеои и чужие поступки Способен крити- чески анализиро- вать черты харак- тера и взаимоотно- шения людей Первым здоровается со взрослым, благодарит, усту- пает место, бережно относится к вещам | Выполняет индивидуальные поручения, формируются трудовые навыки, убирает комнату, ухаживает за цветами Способен критически анализировать черты характера Мальчики умеют пользоваться молотком, пилой, рубанком |
Глава X
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Под термином «физическое развитие ребёнка» понимают динамический процесс роста (увеличение длины, массы, отдельных частей тела ) в разные периоды детства.
На физическое развитие детей влияет множество факторов,
что иногда чрезвычайно затрудняет выявление причин его нарушения.Косновным критериям физического развития относятмассуидлинутела,окружность головы и грудной клетки, пропорциитела(телосложение,осанку).Основные показатели и формулы, применяемые для ориентировочной оцен-
ки физического развития ребёнка, приведены в таблице 10.1
Таблица 10.1
Основные показатели физического развития детей
Период развития | Показатели и формулы развития |
Плод | Масса тела плода в 30 нед — 1300 г; на каждую последующую неделю прибавляют 200 г, на каждую недостающую отнимают 100 г Длина тела плода в 25—40 нед: срок гестации в неделях +10 см Окружность головы плода в 34 нед — 32 см; на каждую последу- ющую неделю прибавляют 0,5 см, на каждую недостающую отнимают 1 см Окружность грудной клетки плода в 25—40 нед: срок гестации в неделях — 7 см |
Новорождённый | Масса тела 3300-3500 г Длина тела 51-53 см Окружность головы 35-36 см Окружность грудной клетки 33—34 см Физиологическая убыль массы тела к 3— 5-му дню жизни составляет 3—6%; масса тела восстанавливается к 7— 10-му дню жизни |
1 мес | Прибавка массы тела (рассчитывают от массы тела при рождении) — 600 г Увеличение длины тела на 3—4 см Увеличение окружности головы на 1,5—2 см Увеличение окружности грудной клетки на 2 см |
3 мес | Среднемесячная прибавка массы тела — 700 г Увеличение длины тела ежемесячно — 3 см Увеличение окружности головы до 40 см (ежемесячная прибавка 1,5—2 см) и окружности грудной клетки до тех же размеров |
6 мес | Среднемесячная прибавка массы тела — 700 г Увеличение длины тела ежемесячно (после 3 мес) на 2,5 см Увеличение окружности головы до 43 см (ежемесячная Прибавка после 3 мес — 1 см) |
1 год | Среднемесячная прибавка массы тела (после 6 мес) — 400—600 г, масса тела к 1 году — 10— 11 кг Увеличение длины тела от 6 до 9 мес на 1,5-2 см в месяц; от 9 до 12 мес — на 1 см в мес. К 1 году длина тела увеличивается на 25 см и составляет 75—77 см Увеличение окружности головы до 46-47 см (ежемесячная прибавка после 6 мес — 0,5 см) |
Старше 1 года | Масса тела после 1 года увеличивается в среднем на 2—2,5 кг в год до 10—11 лет; в дальнейшем масса рассчитывается по формуле n x 5— 20 кг, где n — возраст ребёнка от 12 до 15 лет К 4—5 годам жизни длина тела новорождённого удваивается, т.е. составляет 100—106 см (ежегодная прибавка рассчитывается по формуле: длина тела годовалого ребёнка + 6 х n, где n — возраст в годах). Затем (до 15 лет) исходят из роста 8-летнего ребёнка, равного 130 см. На каждый последующий год прибавляют 5 см, на каждый недостающий отнимают 7 см Окружность головы увеличивается за всю жизнь на 22 см (на 11 см в 1-й год жизни, затем на 1 см ежегодно до 5 лет и составляет в этом возрасте 50 см; в последующем до 15 лет по 0,6 см за год) |
Таким образом, наиболее активно ребёнок растёт в 1-й год жизни. Так, масса тела новорождённого к 4,5-5 мес удваивается, а к10—11месутраивается. Длина тела за год увеличивается на 25 см. В течение всей жизни человека только у
детей до 3-месячного возраста окружность головы превышает окружность грудной клетки. У доношенных новорождённых эта разница составляет 2см. Быстрое увеличение окружности головы косвенно свидетельствует об интен-
сивном развитии ЦНС в 1-й год жизни.
Для более точной оценки физического статуса разработаны соответствующие таблицы стандартов, в частности, центильные шкалы распределения, получившие широкое распространение во всем мире с середины 70-х годов
XX века. Чаще всего применяют шкалу Стюарта. В ней выделены коридоры 3, 10, 25, 75, 90, 97. Для центильных кривых на оси абсцисс откладывают возраст ребёнка в годах, на оси ординат — значение соответствующего признака.
Кривые разработаны с учётом половой принадлежности. Возрастной (идеальной) нормой служит диапазон признака, свойственный50%здоровыхдетейтого же возраста и пола. Нормальные показатели физического развития ле-
жат в диапазоне 25—75 центилей. Отклонения за пределы 97-го и3-гоцентилей считают патологическими. В тех странах, где нет своих национальных таблиц, ВОЗ рекомендует применять в качестве международного стандарта графики, полученные Национальным центром по статистике здоровья.
Увеличение массы и длины тела у детей происходит неравномерно, волнообразно. Периоды «округления», когда нарастает преимущественно масса тела,
приходятся на возраст 1-4 и 8—10 лет; периоды «вытяжения», когда нарастает преимущественно длина тела, — на возраст 5—7 и 11 — 15 лет.
При оценке физического развития необходимо также обращать внимание на эластичность кожи, толщину подкожной клетчатки, тургор мягких тканей, мышечный тонус, психомоторное развитие.