Основные правила при составлении диеты для пациента с илеостомой
1. С точки зрения калорийности и качества, диета должна быть питательной и вкусной. Прием белков должен быть достаточным, углеводы не ограничены, жиры принимаются в нормальном количестве или немного меньше. Необходимо исключить жирные, жареные, слишком сладкие блюда.
2. Необходимо помнить о больших потерях воды и электролитов, поэтому положено принимать много жидкости
3. Очень важно поступление витаминов (сок цитрусовых) и прочих минеральных веществ.
4. В диете рекомендуется:
1) для сгущения содержимого кишечника ввести рис, чернику, тертые яблоки без кожуры, желе-кисели;
2) при диарее исключить, в первую очередь, сливы, черешню, груши, инжир;
3) для профилактики вздутия живота исключить из рациона белокочанную капусту, кудрявую (цветную) капусту, бобовые;
4) избегать блюд, в которых содержатся компоненты, вызывающие колики, такие, как кожура помидоров, мякоть апельсинов, лимонов, грейпфрутов, а также кукурузы, орехов, огурцов.
Рекомендации медицинской сестре при уходе за пациентом с трахеостомой
1. Соблюдать правила инфекционной безопасности при уходе за трахеостомой.
2. Обучить пациента и членов его семьи правильно ухаживать за трахеостомой и трахеостомической трубкой.
3. Рассказать о правилах безопасности при использовании трахеостомической трубки: запор-флажок на наружной трахеостомической трубке должен быть всегда закрыт (кроме, случаев гигиенического ухода за трубкой), извлекать самостоятельно наружную трубку нельзя – это приведет к асфиксии.
4. Ежедневно менять внутреннюю трахеостомическую трубку на стерильную. Использованную трубку подвергать дезинфекции по режиму вирусной инфекции и дальнейшей обработке.
5. Осматривать кожу вокруг стомы при каждой замене внутренней трубки, на предмет мацерации, признаков раздражения и инфекции.
6. Оценивать выделяемое из трахеостомы
7. Защищать кожу шеи под ушками трахеостомической трубки стерильной Y-образной салфеткой, сверху трахеостому также прикрывать салфеткой.
8. При прогулке в жаркую, сухую погоду смачивать верхнюю салфетку для дополнительного увлажнения. В зимний период использовать двойную марлевую повязку.
9. Для эффективного общения с пациентом с трахеостомой, обеспечить его бумагой и ручкой.
10. После привыкания пациента к трахеостоме, рекомендовать прикрывать ее платком, шарфом и др., использовать трубку с клапаном для удовлетворения потребности к общению для психологического комфорта пациента.
Примерные сестринские вмешательства при проблеме пациента «лимфатический отек верхней конечности после мастэктомии»
1. Консультировать пациента о причинах возникновения отека и методах лечения.
2. Организовать психологическую помощь пациенту: спокойный психо-эмоциональный фон, консультация психотерапевта, регулярные беседы, с элементами обучения методам лечения и профилактики возникшей проблемы.
3. Обеспечить уход за кожей пораженной конечности: ежедневное мытье, осушивание промокательными движениями (в том числе, область между пальцами), обработка кремами и мазями на водной основе, обработка антисептиками при наличии трещин, ссадин.
4. Исключить возможность использования пораженной конечности для инъекций, измерения АД и др.
5. Оценивать состояние кожи, при наличии покраснений, болезненности, жжения и других признаков воспаления обеспечить консультацию специалиста.
6. Обучить пациента и регулярно проводить физические упражнения. Упражнения должны быть не слишком энергичны, адекватны состоянию пациента, руки не рекомендуется поднимать под углом более 900:
1) Руки за голову, перед собой, за спину. Повторить 10 раз.
2) Лечь на спину на кровати, сцепив ладони. Поднять руки вверх. Повторить 10 раз.
3) Медленно, но твердо отвести ладони назад, как можно дальше вверх, затем вниз. Повторить 10 раз.
4) Повернуть кисти ладонями вверх, затем вниз. Повторить 10 раз.
7. Обучить родственников пациента и регулярно проводить в стационаре массаж для дренирования лимфы. Приемы массажа: поглаживание прямолинейное, обхватывающие поглаживания в направлении от кисти рук к подмышечной впадине или от стопы к паховой области. Массаж в подмышечной впадине проводить медленными круговыми движениями в течение одной минуты.
Примерные сестринские вмешательства при проблеме пациента «непереносимость физической нагрузки», «общая слабость, связанная с быстрой утомляемостью»
1. Обеспечить спокойную психо-эмоциональную обстановку.
2. Провести тест на переносимость физической нагрузки: при выполнении упражнений оценивать функциональное состояние пациента. Признаки непереносимости физической нагрузки – снижение АД больше чем на 20 мм.рт.ст., увеличение ЧСС более чем на 120 уд\мин.
3. Организовать перемещение пациента, в зависимости от состояния, под наблюдением, при сопровождении или на специальных средствах перемещения.
4. Обеспечить доступ свежего воздуха в палату, способствовать ежедневным прогулкам пациента.
5. Проводить мероприятия по личной гигиене в полном объеме.
6. Проводить физические упражнения (пассивные, активные, для поддержания мышечной силы).
7. Проводить массаж пациенту для профилактики осложнений гиподинамии.
8. Организовать досуг пациенту: чтение, просмотр телевизора, настольные игры с другими пациентами и др.
9. Обеспечить полноценное питание и достаточное потребление жидкости.
10. Проводить систематические беседы с пациентом для своевременного выявления психологических проблем пациента.
11. Примером зависимого вмешательства могут стать: применение противоопухолевых препаратов, лекарственные препараты, направленные на лечение анемии.
Рекомендации медицинской сестре по организации физической активности в зависимости от режима активности
1. При строгом постельном режиме (пациент не может присаживаться) необходимо:
1) Сгибание и разгибание суставов пальцев рук и ног 4 раза в день.
2) Сгибание и разгибание конечностей (активно, с помощью, пассивно) 4 раза в день по 5-7 минут каждая конечность.
3) Глубокое дыхание 4 раза в день по 15 вдохов.
4) Изменение положения тела каждые 2 часа.
2. При полупостельном режиме (постельный режим при возможности присаживаться) необходимо:
1) Усаживать лучше на стул 3 раза в день на 20-30 мин.
2) Упражнения на объем движений в суставах 2 раза в день, лучше при сидении на стуле.
3) Дыхательные упражнения: глубокие вдохи, выдох через сомкнутые трубочкой губы, два коротких сильных вдоха через нос и медленный выдох через рот и др. 3 раза в день по 5-7 минут.
3. При палатном режиме (пациент может вставать и ходить по палате):
1) Вставание 3 раза в день по 3-5 минут.
2) Ходьба вдоль кровати с помощью.
3) Упражнения на объем движений в суставах, дыхательные упражнения.
4. При общем режиме:
1) Хождение по коридору.
2) Подъем и спуск по лестнице.
3) Прогулка с помощью или самостоятельно.
Примерные сестринские вмешательства при психологических проблемах пациента и его родственников
При планировании и реализации психологической поддержки пациента и его семьи в рамках сестринской компетенции необходимо вовлекать в процесс лечения не только пациента, но и членов его семьи. Психологические проблемы значительно снижают качество жизни пациента и его родственников, а категория «качество жизни» исключительно субъективная, соответственно, эффективно выявить проблему и запланировать приемлемую схему оказания помощи без их участия не представляется возможным.
При приеме пациента в стационар медицинская сестра должна задать уточняющие вопросы родственникам пациента, ответы на которые помогут в дальнейшей планировании сестринских вмешательств:
1. Кто является основным лицом, заботящимся о пациенте?
2. Знают ли родные о диагнозе и прогнозе?
3. Ожидания родственников (излечение, смерть, поддержание основных жизненных функций, контроль над симптомами).
4. Помогут ли они пациенту, потребность в обучении каким-либо навыкам по уходу?
5. Не вызовет ли необходимость оказания помощи:
- лишних расходов;
- тревоги;
- появления ложных надежд.
6. Что может вызвать беспокойство пациента и родственников:
- маленькие дети пациента;
- отрицание собственного заболевания;
- страх заразности болезни;
- проблема наследства.
7. Скрывают ли родственники информацию о болезни от пациента?
Медицинская сестра ГУЗ «Кемеровский областной хоспис» имеет возможность организовать консультацию психотерапевта пациенту или его родственникам, а также, запланировать вмешательства для решения психосоциальных проблем пациента совместно с врачом-психотерапевтом. Организовать беседу с батюшкой местной церкви.
Тревожные состояния пациента и его родственников чаще вызваны дефицитом знаний, дефицитом общения. Медицинская сестра должна строить беседу, направленную на восполнение недостающих знаний и удовлетворение потребности к общению.
Рекомендации медицинским сестрам при осуществлении психотерапевтического общения с пациентами, нуждающимися в паллиативном лечении
1. Ежедневно уделяйте каждому пациенту свое внимание, обязательно поговорите с пациентом, проявите участие, спросите о состоянии его здоровья. Пользуйтесь открытыми вопросами («Как Вам спалось?», «Что Вам хочется сегодня поесть?» и т.д.). Будьте терпеливым слушателем, используйте технику «активное слушание». Не скупитесь на добрые слова.
2. Убеждайте пациента в необходимости выражать свои чувства, скорбь, страхи, обозначать и обговаривать свои психологические проблемы. Такие беседы ведите один на один в защищенной комнате, пациент сам определяет интенсивность беседы (что сказать, сколько информации, как сказать). Некоторые пациенты могут выражать свои чувства только с медицинским работником, т.к. человек не может позволить себе проявлять слабость или излишнюю откровенность в общении с родственниками, боясь напугать их.
3. При общении с пациентами боритесь со страхами, ощущением беспомощности, отчужденностью. Болезнь – это не чисто физическая проблема, это проблема всей личности человека. Необходимо работать на формирование положительной мотивации, проводить систематические беседы с пациентом. В то же время медицинские сестры должны быть понимающими, деликатными, они не должны любой ценой вызывать у пациента улыбку, в некоторых случаях лучше предлагать ему не сдерживать слезы, если хочется плакать, если нужно грустить, спорить, злиться и т.д. Сдерживание отрицательных эмоций усиливают стресс, необходимо работать на примирении с прошлыми отношениями, преодоление старых обид.
4. По возможности избегайте при общении с пациентом слово «рак». Рак – это, априори, в сознании людей отрицательная установка. Ассоциативный ряд понятий у слова «рак», как правило, - смерть, боль, неизбежность, никчемность. Во-первых, это напоминает пациенту о возможной скорой смерти, о боли. Во-вторых, снижает эмоциональный настрой и оскорбляет пациента.
5. Будьте готовы рассуждать с пациентом о смысле жизни. Для этого узнайте о подробностях его жизни, т.к. если Вы вдруг скажете, что смысл жизни, например, в рождении детей бездетному человеку, то Вы введете его еще в большее психологически угнетенное состояние.
6. Способствуйте формированию у пациента «воли к жизни». Определите вместе с ним в беседах, что ценно в жизни, например, дети, внуки, работа, творчество и т.д. Поставьте цели, они должны быть конкретны и достижимы, разработайте конкретный план. Например, пациент хочет научиться вязать, рисовать или самостоятельно передвигаться до туалета, для этого необходимо ежедневно выполнять какие-то действия для достижения цели и оценивать результат.
7. Выявляйте пациентов, которые нашли «преимущества» в своей болезни. Когда у человека обнаруживают заболевание с неблагоприятным исходом, общество начинает воспринимать его с другой стороны – стороны жалости. Человек начинает позволять себя жалеть, болезнь для него хороший предлог, чтобы:
1) уйти от неприятной ситуации, проблемы. Болезнь «дает разрешение» не решать проблем;
2) получить любовь, заботу через жалость от близких и не близких людей;
3) не соответствовать высоким требованиям, которые предъявляет общество.
Если Вы заметили такое настроение у пациента, то необходимо получить консультацию психотерапевта, в дискуссиях с таким пациентом обращать внимание на силу человеческой личности, организовать трудотерапию (рисование, вязание, разведение цветов, шитье мягких игрушек и т.д.), активную физическую нагрузку.
8. Помните, что у онкологических пациентов часто возникает потребность в общении с «наставником», «мудрецом». Чаще всего это общение происходит подсознательно, пациент рисует в своем воображении мудреца, который может ответить на все вопросы пациента. Очень благоприятно, если в результате систематических бесед образ «мудреца» будет проектироваться на образ опытного медицинского работника. Такое олицетворение очень ответственно для медицинской сестры, но при правильном построении бесед можно управлять эмоциональным настроем пациента, преодолевать с пациентом страхи и депрессивные состояния, и даже профилактировать физические симптомы заболевания. Для формирования образа наставника можно проводить сказкотерапию, метод психотерапии, предложенный А.В. Гнездиловым, для работы с онкологическими пациентами. С пациентом читают книги, с помощью которых можно сформировать новый взгляд, новое отношение пациента к болезни (сказки А.В. Гнездилова, Г.-Х. Андерсена, русская классика и т.д.).
9. Способствуйте коллективному просмотру телепередач, фильмов, чтению и последующему обсуждению книг и фильмов.
10. Способствуйте занятию рисованием у пациентов. Рисование дает возможность выразить свои чувства, обозначить страхи, определить сформировавшиеся образы. Кроме того, способствует развитию фантазии, отвлекает от действительности. В свою очередь, Вы можете наблюдать посредством рисунков динамику состояния человека.
11. Способствуйте адекватной физической нагрузке. Физическая нагрузка обязательна, даже если это просто ходьба, передвижение от объекта к объекту. Очень хорошо, если это ходьба на свежем воздухе и активные физические упражнения (гимнастика). Если пациент не в состоянии выполнять активные движения, необходимо помогать ему совершать физическую нагрузку (пассивные упражнения, дыхательная гимнастика, дренажное положение, гидротерапия, массаж и т.д.).
12. Проводите вместе с пациентами мероприятия, праздники, Дни рождения и т.д. Важно, чтобы пациенты принимали участие в организации мероприятий.
Сестринские вмешательства при проблеме пациента «Желание изоляции от общения, в связи с тяжелым заболеванием»
1. Ежедневно разговаривать с пациентом, интересоваться состоянием здоровья, семьей, обсуждать фильм, книгу и т.д.
2. При общении с пациенткой очень важно правильно подбирать слова, избегать резких категоричных фраз, цинизма. Следить за своей мимикой, движениями рук. Нельзя утомлять пациента своей беседой, помните, что интенсивность беседы задает сам пациент.
3. Убеждать пациента выражать свои чувства. Задавать открытые и обратные вопросы («Что вы чувствуете?», «Почему вам нравиться/не нравиться?», «Как вы думаете, почему?»).
4. Создать для каждой беседы определенную обстановку, беседы необходимо проводить в закрытой комнате, лучше один на один с пациентом.
5. Выявлять страхи пациента, связанные с диагнозом, обращая внимание на поведение и слова пациента во время беседы.
6. Провести беседу с родственниками. Рассказать об особенностях состояния близкого человека, обсудить возможные обстоятельства дискомфорта, а также ситуации, которые могут доставить радость.
7. Проводить уроки трудотерапии (шитье, вышивание, вязание и т.д.)
8. Способствовать формированию «воли к жизни». Определить приоритет в жизни человека, обозначить как много еще можно и нужно сделать.
9. Способствовать общению с другими пациентами, которые находятся в адекватном психологическом состоянии.
10. Предложить участвовать в организации коллективного мероприятия.